Технологическая карта занятия по РЭМП
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Тема: образование числа 10.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл noyabr_4.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта занятия по РЭМП

Образовательная область: познавательное развитие.

Тема занятия: образование числа 10. «Как гусеница Фифа нашла украшения».

Возрастная группа: 5-6 лет (старшая группа)

Цель занятия: образование числа десять через познавательно-исследовательскую деятельность и экспериментирование, игровую деятельность.

Задачи занятия:

-обучающие:

- формировать умение образовывать число 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10;

- совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах;

- закреплять представления о частях суток и их последовательности.

- развивать умение ориентироваться на листе бумаги;

- развивающие: развивать зрительное внимание, мелкую моторику рук; умение анализировать, синтезировать, сравнивать предметы.

- воспитательные: воспитывать умение соблюдать правила культуры поведения на занятии.

Дополнительные задачи (в зависимости от специфики задания):

Дидактическая задача: закреплять умение детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?»

Игровая задача: помочь мышам сосчитать фигуры на дорожке.

Словарная работа:

Планируемые результаты занятия:

- дети сравнили две группы предметов, образовали число 10;

- дети анализировали и сравнили треугольники по форме, определили его виды;

- дети закрепили последовательность частей суток;

- дети правильно ориентировались на листе бумаги;

- дети правильно пользовались количественными и порядковыми числительными, отвечали на вопросы: «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?»;

- дети соблюдали правила поведения на занятии, не перебивали друг друга, не выкрикивали, внимательно слушали педагога на занятии;

- дети образовали число девять.

Подготовительная работа:

Материалы и оборудование: «Фиолетовый лес» и комплект к нему; коврограф «Ларчик», игровизоры по количеству детей, маркеры, сказочные персонажи,

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Формы, методы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1.

Организационно-мотивационный этап (2 мин.)

Организовать направленное внимание и заинтересовать детей в предстоящей деятельности

Гусеница Фифа нашла свою коробку с украшениями и хочет показать вам. Посмотрим, что же в ней? В ней какие-то картинки. Кто изображен на них. Сама Фифа. Что она делает?

Что делает Фифа на первой картинке? (просыпается, завтракает, идет в дет. сад)

Верно, а что она делает на второй картинке? (обедает, играет, ложится спать на дневной сон)

Правильно, а на третьем рисунке что она делает? (просыпается, ужинает, возвращается домой из дет.сада)

А на четвертом рисунке что делает? (ложится спать)

-Правильно, дети, молодцы. Вы правильно назвали все рисунки. Какие части суток вы узнали? (ответы детей)

-Давайте с вами вспомним и повторим части суток. Утро, день, вечер, ночь.

А где же украшения, которые Фифа хотела показать? Здесь больше ничего нет. Постойте. Только одна записка. Вредные мыши утащили украшения Фифы, как е она теперь будет без них? Ведь она так любит наряжаться.

Форма: групповая

Метод: создание воображаемой ситуации.

Приемы: внезапное появление объектов, вопросы к детям.

Игровая

Дети заинтересованы в предстоящей деятельности

2.

Основной этап

Этап постановки проблемы (2 мин.)

Создать проблемную ситуацию, сформулировать проблему в доступной для детей форме

Ребята, поможем Фифе найти ее украшения? Да. Что мы для этого должны сделать? Помочь найти ее украшения, которые растащили по всему лесу вредные мыши. Как мы будем это делать? Искать подсказки и выполнять задания. Отправляемся в путь.

Форма: групповая

Метод: беседа

Приемы: вопросы к детям, рассказывание детьми.

Речевая

Дети определяют пути решения проблемы.

Этап ознакомления с материалом

(4 мин.)

Формировать умение образовывать число 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числа 9 и 10.

А вот и первая подсказка. Мыши рассыпали свои запасы на зиму. Поможем мышам собрать запасы? Сколько получилось кукурузных зерен? 9. А семян подсолнечника? Тоже 9. Что можно сказать о количестве запасов? Их поровну. Но, посмотрите, мы не заметили одно кукурузное зерно. Больше или меньше стало зерен? Сосчитаем вместе.

«Как получилось 10 зерен? (К 9 добавили один.) Сколько зерен? (10) Сколько семечек? (9) Какое число больше: 9 или 10? Какое число меньше: 9 или 10? Как обозначить знаками? Как сделать так, чтобы зерен и семечек стало поровну?» (Дети уравнивают цветы двумя способами и объясняют, какое число получили и каким образом.)

Чтобы получить последующее число, надо прибавить единицу. Чтобы получить предыдущее число, надо отнять единицу.

Мыши говорят спасибо и отдают нам одно украшение. А где же остальные? Отправляемся дальше.

Форма: групповая

Метод: демонстрация способов действий

Приемы: вопросы к детям,

показ предметов и способов действий, объяснение, указания, выполнение умственных действий (анализ, синтез)

Познавательно-исследовательская и экспериментирование

Дети сравнивают две группы предметов, образовывают число 10.

Этап практического решения проблемы (10 мин.)

Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.

Что же мы видим в своих подложках?

Чем похожи эти фигуры? Какие это геометрические фигуры? (треугольники)

А сейчас мы с вами попробуем найти отличия между треугольниками, сравнив с помощью полоски бумаги длину сторон каждого из них. (Показываю и объясняю детям способ сравнивания треугольников с помощью полоски)

Треугольник-это такая геом. фигура, у которой три стороны и три угла. Треугольник, у которого все стороны равны, называется равносторонним. Повторите «равносторонний». (Равносторонний)

Треугольник, у которого две стороны равны, называется равнобедренным. Повторите «равнобедренный». (Равнобедренный)

Треугольник, у которого все стороны разные по длине, называется разносторонним. Повторите «разносторонний». (Разносторонний). И все они называются треугольниками.

Ребята, смотрите, на доску я поставила треугольник, у которого все стороны равны. Значит, как он называется? (равносторонний)

А теперь, попробуйте на столе составить равносторонний треугольник с помощью полосок.

Какой треугольник вы составили?

Сейчас, я на доску поставила треугольник, у которого две стороны равны. Как он будет называться? (равнобедренный)

А теперь, попробуйте составить равнобедренный треугольник с помощью полосок, которые лежат у вас на столе.

Какой треугольник вы составили? (равнобедренный)

Также я добавляю треугольник, у которого все стороны разные. Как он будет называться? (разносторонний)

Попробуйте составить разносторонний треугольник с помощью полосок.

Какой треугольник вы составили? (разносторонний)

Молодцы, дети. Сколько треугольников мы с вами составили? (3) Какие виды треугольников вы узнали? (разносторонний, равнобедренный, равносторонний)

Молодцы, и с этим заданием мышей мы справились. И они отдают нам еще одно украшение. Но все украшения еще не найдены, и мы отправляемся дальше.

Форма: групповая

Метод: игровое упражнение

Приемы: вопросы к детям, показ предметов и способов действий, объяснение, указания.

Познавательно-исследовательская и экспериментирование

Дети анализируют и сравнивают треугольники по форме, определяют его виды.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги

Что же дальше? Мыши хотели найти клад, но у них не получилось. Придется им помочь.

Что это? (лист бумаги) Какой он формы? (формы прямоугольника). Что есть у прямоугольника? (стороны, углы). Сколько сторон и углов у прямоугольника? (по четыре). У листа тоже есть углы и стороны. Покажи их.

Они имеют свои названия: эта сторона наверху, она называется верхняя. Повтори, верхняя сторона.

-Как ты думаешь, как называется эта сторона? (нижняя сторона). Почему? (она находится внизу).

Эта сторона находится справа (ближе к правой руке), она называется правая.Покажи правую сторону. Как она называется? (правая сторона).А как будет называться эта сторона? (левая сторона).Почему? (она находится слева).

Углы тоже имеют свои названия: этот угол находится наверху слева (между верхней и левой стороной), поэтому называется верхний левый угол. Повтори.

Как ты думаешь, как называется этот угол? (нижний правый угол).

Почему? (он находится внизу слева).

Покажи и назови все стороны и углы листа.

Возьмите маркер. Поставьте точку в середине листа.

Инструкция: «Маленькая собачка».

Начальная точка – отступить 2 клетки

вниз и 1 клетку вправо.

*1 клетка вправо, *1 клетка вверх,

*1 клетка вправо, *2 клетки вниз,

*2 клетки вправо, *1 клетка вверх,

*1 клетка вправо, *3 клетки вниз,

*1 клетка влево, *1 клетка вверх,

*2 клетки влево, *1 клетка вниз,

*1 клетка влево, *2 клетки вверх,

*1 клетка влево, *1 клетка вверх.

Что же у на с получилось? Собака.

Ага, вместо клада мыши увидели собаку. Напугались мыши, отлают нам еще одно украшение. Отправляемся дальше.

Форма: групповая

Метод: игровое упражнение

Приемы: вопросы к детям, показ предметов и способов действий, объяснение, указания, показ последовательности выполнения работы, графические работы, исправление ошибок.

Познавательно-исследовательская и экспериментирование

Дети правильно ориентируются на листе бумаги

Физкультминутка

По дорожке чок – чок (шагают по кругу)

Шёл внучок – паучок. На дорожке сделал круг (встали в круг)

Большой паук Юк.

Вправо – шаг, влево – шаг (шагают вправо, влево)

Все мы делаем вот – так.

В середину все пойдём (идут все в середину)

И назад все отойдём, (отходят назад)

Вправо – шаг, влево - шаг (шагают вправо, влево)

Все мы делаем вот – так.

Двигатель

ная

Закреплять умение детей правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?»

«Мыши учится считать»

Игровая задача: помочь мышам сосчитать фигуры на дорожке.

Игровые правила: игрока выберем считалочкой; кто знает ответ – поднимает руку; не подсказываем; с места не выкрикиваем; друг другу не мешаем.

Игровые действия: решили мыши прогуляться по дорожке. Мышка взяла прямоугольник и положила перед собой, другая взяла и положила рядом круг, следующая добавила треугольник, четвертая квадрат, а пятая добавила овал. Получилась дорожка из геометрических фигур.

Из скольких геометрических фигур состоит дорожка? Покажи и назови фигуры. Сосчитай их. Сколько получилось фигур? На котором месте квадрат? Какая фигура на пятом месте? Который по счету круг? Который по счету треугольник? Поменяй местами прямоугольник и квадрат. Которым был прямоугольник? Которым стал? Что изменилось?

Итог: молодцы, помогли мышам сосчитать все фигуры на дорожке. И мыши отдают нам последнее украшение Фифы. Теперь Фифа может нарядиться.

Форма: групповая

Метод: дидактическая игра

Приемы: вопросы к детям, инструкция, выполнение игровых действий, комментирование.

Игровая

Дети правильно пользуются количественными и порядковыми числительными, отвечают на вопросы: «Сколько?», «Который по счету», «На котором месте?»

3.

Заключительный этап (2 мин.)

Подвести итог деятельности.

Что мы сегодня делали? Помогали Фифе искать потерянные украшения. Как мы это делали? Искали подсказки и выполняли задания. Помогли вернуть украшения? Молодцы. Что мы можем пожелать Фифе? Чтобы она закрывала покрепче свою шкатулку.

Форма: фронтальная

Метод: беседа

Приемы: вопросы к детям.

Речевая

Дети подводят итог деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта НОД по РЭМП "Ориентировка в пространстве (на себе)"

Данное занятие отлично подходит для детей младшей группы...

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс "Воспитатель года 2021г)

Технологическая карта занятия в старшей группе (технология «Ситуация» Л.Г.Петерсон) Монеты. Путь денежной единицы от товара до современных денег и банковских карт. (Муниципальный конкурс ...

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)

Технологическая карта занятия карты по продуктивным видам деятельности (рисование)...

Технологическая карта занятия по РЭМП. "Движение в заданном направлении"

Занятие по развитию элеметарных математических представлений в средней группе.            ...

Технологическая карта ООД по РЭМП в подготовительной группе «Путешествие в волшебный лес» 2025г. Разработала: Н.С. Шукилович

Технологическая карта ООД  по РЭМП в подготовительной группе  «Путешествие в волшебный лес» 2025г.  Разработала: Н.С. Шукилович        ...

Технологическая карта ОД Технологическая карта занятия по продуктивным видам деятельности (рисование)

Закрепить знания детей о пожарных и их работе по средствам рисования доброго и злого огня через проведения беседы, рисования, рассказа педагога...

Технологическая карта занятия по РЭМП

Тема: Ориентировка во времени....