Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Линейка наш помощник в счёте»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)

Грахова Ирина Юрьевна

Цель: научить детей решать простые примеры в пределах 10 с использованием линейки как инструмента для счёта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_zanyatiya_schitaem_s_lineykoy.docx 22.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

занятия по ФЭМП в старшей группе

«Линейка наш помощник в счёте»

Составила: воспитатель Грахова И.Ю.

Цель: научить детей решать простые примеры в пределах 10 с использованием линейки как инструмента для счёта.

Задачи:

Обучающие:

  • Познакомить с линейкой как инструментом для решения примеров.
  • Научить прибавлять и вычитать в пределах 10 с помощью шкалы линейки.
  • Закрепить понятия «числовой ряд», «сложение», «вычитание».

Развивающие:

  • Развивать мелкую моторику (работа с линейкой).
  • Тренировать зрительно-пространственную координацию.
  • Формировать навык последовательных действий.

Воспитательные:

  • Воспитывать аккуратность при работе с инструментами.
  • Поощрять взаимопомощь при выполнении заданий.

Материалы:

  • деревянные линейки (15 см) – по 1 на каждого ребенка;
  • карточки с примерами (5+3, 7-2 и т.п.) – 10 шт.;
  • цветные стикеры в форме цифр;
  • игрушечные машинки (по числу детей);
  • полоса с цифрами от 0 до 10.

Продолжительность: 30 минут.

Форма проведения: практикум с элементами игры.

Ход занятия:

1. Вводная часть (5 мин)

Диалог:
Воспитатель показывает линейку:
Ребята, знаете ли вы, для чего нужна линейка? (Ответы детей).
— Правильно! Но сегодня она станет нашим волшебным помощником для решения примеров!

Показ приёма:
Если нам нужно решить 4+3:

Находим цифру 4 на линейке

Делаем 3 шага вправо → попадаем на 7

Ответ: 4+3=7!

Правила безопасности: Линейки – не игрушки! Не размахиваем, не бросаем.

2. Основная часть (20 мин)

Задание 1. "Поезд чисел" (Индивидуально)
Положите линейку перед собой.
Найдите цифру 2. Поставьте на неё машинку.
Сделайте 4 шага вперёд. На какой цифре остановились? (6)

 Запишите пример: 2+4=6

Диалог:
— Ваня, почему твоя машинка остановилась на 5?
— Потому что я начал с 1 и прошёл 4 шага: 1+4=5!

Задание 2. "Цветные примеры" (В парах)

Один ребёнок загадывает пример (например, 3+2).

Второй решает его с помощью линейки, передвигая стикер.

Проверяют вместе: "3 → 4. Верно!"

Задание 3. «Вычитание — шагаем назад» (Индивидуально)
Объяснение: если при сложении мы идём вправо, то при вычитании — влево.

Решим пример 7-2:

                  Ставим палец на 7.

                  Идём на 2 деления влево.

                  Ответ — 5!

Игра «Помоги зайчику» (Индивидуально)
«
Зайка прыгнул с цифры 8 на 3 шага назад. Где он теперь? (5)»
Решим пример 8-3:

     Находим 8 на линейке

Делаем 3 шага назад → 5

Записываем: 8-3=5.

Дети решают примеры самостоятельно: 9-5, 6-4.

Физминутка "Живые цифры"

Решаем примеры движениями:
                                                  «2 + 3 = ?
                                                 2 шага вперёд,
                                                 3 хлопка,
                                                 Итог: 5 прыжков на месте!
                                                 (Повторяем для 4+2, 1+5)»

Задание 4. «Сюжетные задачи» (Индивидуально)

Пример: «У машины было 6 пассажиров. На остановке сели ещё 2. Сколько стало?»
Дети двигают машинку по линейке от 6 на +2.

Самопроверка: воспитатель показывает ответ на большой линейке.

Ещё решают задачи:
 - "У дома грелись 4 котёнка. К ним прибежали ещё 3 пушистых друга. Сколько котят теперь играет во дворе?"

 - "Бабушка собрала 8 яблок, но 2 из них оказались червивыми. Сколько хороших яблок осталось?"

Задание 5. "Числовая дорожка" (Соревнование)

Дети делятся на 2 команды. Каждый ребёнок вытягивает карточку с примером (например, 4+3).

По очереди решают примеры:

- встаёт ногами на стартовую цифру (4);

- прыгает вперёд на количество клеток, равное второму числу (3 прыжка);

- называет цифру, на которой остановился (7).

Побеждает команда, которая быстрее и точнее завершит цепочку.

3. Заключительная часть (5 мин)

Рефлексия:
Что было самым интересным?
— Кому линейка помогла решить сложный пример?

Домашнее задание:
Попросить родителей показать, как линейкой измеряют предметы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема недели «Наши Защитники»: «Спасательная операция - Счёт до 8. Состав числа 8»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Тема недели «Наши Защитники»:«Спасательная операция - Счёт до 8. Состав числа 8»   Цели:1. Учить навыкам счёта в пределах 8...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Сказочное путешествие. Порядковый счёт в пределах 10»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Сказочное путешествие. Порядковый счёт в пределах 10»...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счёт в пределах 5

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе.  Счёт в пределах 5...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 1-10».(Старшая группа.)

Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?»Закреплять представления о ч...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе. Счёт в пределах 8 "Путешествие в зоопарк"

Тема: Путешествие в зоопарк.Цель: Создание условий для обучения счёту в пределах восьми.Задачи:1. Создать условия для показа образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выр...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Задания от царицы Математики. Счёт в пределах 10 в прямом и обратном порядке»

Цель: Закреплять математические знания и умения. Совершенствовать в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.Закрепить умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели ...

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «Счёт в пределах 10» с использованием дидактической игры «Учимся писать и считать цифры»

На этом занятии дети упражнялись  в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке; закрепили ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между); закрепили знания о последователь...