Рабочая программа кружка «Умники и умницы» старшая группа
рабочая программа по математике (старшая группа)
Программа кружка «Умники и умницы» направлена на углублённое развитие логического мышления и математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. В основе программы лежит игровая и исследовательская деятельность, которая способствует формированию познавательного интереса, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 78.26 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«УМНИКИ И УМНИЦЫ»
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
«ЯРКИЕ ЗВЁЗДОЧКИ»
СТАРШАЯ ГРУППА
Составила воспитатель: Грахова И. Ю.
Пояснительная записка.
Математическое развитие детей – важный компонент формирования целостной картины мира ребёнка, где одной из главных задач является развитие у ребёнка интереса к математике. Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в дальнейшем, при обучении в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Программа кружка «Умники и умницы» направлена на углублённое развитие логического мышления и математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. В основе программы лежит игровая и исследовательская деятельность, которая способствует формированию познавательного интереса, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Рабочая программа кружка «Умники и умницы» у детей старшей группы разработана в соответствии с введением в действие ФГОС ДО и основывается на следующих принципах:
доступности (учёт возрастных особенностей детей);
наглядности (использование дидактических материалов);
системности (постепенное усложнение заданий);
интеграции (связь с другими образовательными областями: речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное).
Работа кружка «Умники и умницы» осуществляется под руководством педагога. Она планируется и корректируется по результатам мониторинга, проводимого в начале года. Работа проводится 1 раз в неделю 20 - 25 минут. Программа кружка помогает углубить стандартные занятия по ФЭМП, предлагая более сложные логические задачи, эксперименты и проекты. Все полученные знания и умения закрепляются в разнохарактерных дидактических играх, ребусах, головоломках, решении различных логических игр и лабиринтов, которые помогают воспитывать у детей познавательный интерес. В конце учебного года проводится проверка уровня овладения детьми полученными знаниями, умениями и навыками.
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Конституция РФ
• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
• Закон РФ «Об образовании в РФ» (2012г.).
• Примерная основная образовательная программа дошкольного образования "От
рождения до школы" / Под ред. Н.Е. Вераксы. — М.: Мозаика-Синтез, 2022.
• ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки РФ №1155 от 17.10.2013).
• Методические рекомендации по реализации ФГОС ДО (Письмо Минобрнауки
РФ №08-1408 от 28.10.2015).
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014)
• СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации занятий).
• Устав ДОУ
Актуальность:
Современные требования к дошкольному образованию предполагают не только освоение детьми базовых знаний, но и умение последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить, решать нестандартные задачи. Математическое развитие в старшем дошкольном возрасте закладывает основу для успешного обучения в школе. Актуальность проблемы определяется важностью логического мышления для развития личности в целом.
Недостаточный уровень сформированности мыслительных процессов снижает эффективность обучения, замедляет развитие познавательных процессов. Поэтому важно уже в период дошкольного возраста особое внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.
Исследования ученых (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.З. Зак, Н.Н. Поддьяков и др.) убедительно доказывают, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от пяти до одиннадцати лет. Эти данные подчеркивают важность старшего дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие качеств мышления, специфических для возраста, т.к. создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Важно отметить, что в исследованиях Н.Н. Поддьякова было выявлено, что старший дошкольный возраст сензитивен к формированию основных приемов логического мышления, которыми являются сравнение, сериация, классификация.
Возможность усвоения некоторых логических знаний и приёмов детьми дошкольного возраста показана в психологических исследованиях Л.Ф. Обуховой, А.Ф. Говорковой, И.Л. Матасовой, Е. Агаевой и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике развития.
Широкие возможности для развития логических приемов мышления старших дошкольников предоставляет познавательная деятельность в детском саду. Результаты исследований З.А. Михайловой, А. Савенкова, А.В. Белошистовой и др. убедительно свидетельствуют об этом.
Почему же это важно? Развитие логического мышления через изучение математики у старших дошкольников актуально по нескольким причинам:
Подготовка к школьному обучению. Навыки и умения, приобретённые ребёнком в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в школьном возрасте. Развитое логическое мышление — залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Гуманизация образования. Математика может и должна играть особую роль в ориентации образования на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное и физическое воспитание и развитие.
Повышение познавательной активности. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач. Успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Каждый решённый пример — это шаг к развитию уверенности в себе.
Развитие интеллектуально-творческих проявлений. Логико-математические игры и упражнения развивают у дошкольников смекалку, находчивость, сообразительность.
Улучшаются бытовые навыки. Точные расчёты и вычисления учат рассуждать, продумывать алгоритмы действий и выстраивать последовательности. Благодаря математике ребёнок учится проверять факты и докапываться до истины, а не домысливать. Извлекать уроки из жизненных ситуаций и делать выводы.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Таким образом, актуальность развития логического мышления через изучение математики у старших дошкольников связана с необходимостью подготовки детей к успешному обучению и правильному формированию личности.
Цель: развитие логического мышления и углублённое формирование математических представлений у детей 5–6 лет через игровые и исследовательские методы.
Задачи:
развивающие задачи направлены на развитие:
- логического мышления, абстрактного воображения, зрительную и слуховую память, внимание, речь;
- умение анализировать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности и связи, обобщать, группировать, делать выводы;
- мелкой моторики рук и глазомера;
- способствовать осознанию математических понятий и зависимостей, использованию в речи простейших математических терминов.
образовательные задачи направлены на:
- приобретение знаний о множестве, числе, форме, величине, пространстве и времени как основах математического развития дошкольников;
- обучение применения полученных знаний в разных видах деятельности (игре, общении и т.д.)
- формирование и развитие приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
- формирование конструктивных умений (плоскостное моделирование);
- формирование простейших графических умений и навыков;
- формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.);
- формирование геометрических представлений;
- формирование представления о пространственно-временных отношениях;
- формирование мотивации учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;
- овладение предпосылками к универсальной учебной деятельности;
- обучение активизировать навыки использования полученных знаний на практике;
- формирование у учащихся умение самостоятельно решать возникающие проблемы и объяснять происходящие процессы, применяя полученные знания на практике.
воспитательные задачи формируют:
- организованность (умение не мешать товарищам; заниматься сообща;
готовить материалы, необходимые для занятия);
- самостоятельность и интерес к познанию;
- желание сотрудничать со сверстниками, взрослыми.
Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня (среда/четверг), длительность занятий регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность 20 - 25 минут). Кружок работает в течении учебного года (сентябрь - май). План кружка рассчитан на один год. Количество детей, посещающих кружок «Умники и умницы» - 30 чел. В основе кружковой работы лежит игровая мотивация.
Формы организации образовательного процесса.
Основная форма организации занятий: групповая.
Освоение задач математического развития детей осуществляется как в организованных педагогом видах деятельности (детских проектах, занятиях, развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, так и в свободной самостоятельной деятельности в условиях предметно – пространственной среды, в центрах экспериментирования, в игровых центрах. С этой целью педагог помещает в игровые центры игры и материалы, которые интересуют детей и направлены на развитие их познавательных и интеллектуальных способностей, овладение измерением, вычислениями, сравнением, классификацией.
В работе использованы такие методы и приёмы как:
Игровой. Обучение через дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры.
Наглядный. Использование карточек, схем, моделей, презентаций. Плакаты с цифрами, графические диктанты, интерактивные задания.
Практический. Опыты, измерения, работа с раздаточным материалом.
Проблемно-поисковый. Постановка задач, требующих самостоятельного решения.
Проектный. Совместные мини-проекты
Виды и формы контроля:
- педагогическая диагностика (мониторинг) математических способностей в индивидуальном развитии ребенка (2 раза в год: сентябрь и май);
- наблюдение за деятельностью на занятиях;
- итоговый квест («Остров сокровищ»);
- творческие проекты (коллажи, инсценировки);
- Индивидуальные карты достижений.
Содержание программы 32 занятия.
Разделы программы:
Программа включает 4 основных раздела, каждый из которых связан с другими образовательными областями:
1. Числа и счёт
- Содержание: Прямой и обратный счёт в пределах 20, состав числа, решение примеров на сложение и вычитание.
- Межпредметные связи:
- Речевое развитие (составление задач по картинкам).
- Художественное творчество (рисование цифр, аппликации).
2. Логика и закономерности
- Содержание: Классификация, аналогии, последовательности, ребусы, головоломки.
- Межпредметные связи:
- Окружающий мир (логические цепочки: времена года, животные).
- Конструирование (схемы, лабиринты).
3. Геометрия и пространство
- Содержание: Геометрические фигуры, симметрия, ориентировка на листе и в пространстве.
- Межпредметные связи:
- Рисование (графические диктанты).
- Физкультура (подвижные игры с ориентировкой).
4. Время и измерения
- Содержание: Часы, календарь, измерение длины, веса, объёма.
- Межпредметные связи:
- ОБЖ (режим дня).
- Экспериментирование (опыты с водой, песком).
Планируемые результаты освоения программы:
1. Математические представления:
Счёт и количество:
Свободно считает в пределах 20 (прямой/обратный счёт).
Понимает состав чисел до 10 (5=3+2, 4+1).
Решает простые арифметические задачи на сложение/вычитание в пределах 10.
Геометрия:
Узнаёт и называет 5-7 геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб, овал, прямоугольник, трапеция).
Различает объёмные тела (шар, куб, цилиндр, конус).
Собирает симметричные изображения из предложенных деталей.
2. Пространственно-временные представления:
Ориентируется на листе бумаги (лево-право, верх-низ, центр).
Определяет последовательность дней недели, времён года.
Понимает принцип работы часов (определяет время с точностью до часа).
3. Логическое мышление:
Классифицирует предметы по 2-3 признакам (цвет + форма + размер).
Решает логические задачи на:
- Аналогии («Стол — деревянный, стакан — ...»).
- Закономерности (продолжает ряд ○□○□...).
- Исключение лишнего (яблоко, груша, мяч).
Выполняет графические диктанты (по клеткам) из 8-10 шагов.
4. Практические навыки:
Измеряет длину предметов с помощью линейки и условных мерок (ладони, шаги).
Сравнивает объём/вес (используя слова «больше», «меньше», «равно»).
Работает с денежными единицами (различает монеты, решает задачи на покупки в пределах 10 рублей).
5. Познавательные и личностные качества:
Развитие внимания и памяти:
Удерживает в памяти 5-6 предметов (игра «Что исчезло?»).
Находит отличия на картинках с 4-5 деталями.
Творческое мышление:
Сочиняет простые математические сказки («Как поссорились цифры»).
Придумывает задачи на основе жизненных ситуаций.
Коммуникативные навыки:
Работает в команде (строит «математический город»).
Аргументирует свои решения («Я думаю, это лишнее, потому что...»).
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | цели | содержание |
СЕНТЯБРЬ | ||
1-2 недели Мониторинг |
| |
1 | 3 неделя Тема: «Волшебные цифры от 1 до 5» Цель: продолжать знакомить с цифрами 1–5, развивать навык счёта предметов |
Материалы: Карточки с цифрами 1-5, пластилин, тетради в крупную клетку, цветные мелки. |
2 | 4 неделя Тема: «Числа 6–10. Обратный счёт» Цель: закрепить счёт до 10, научить обратному счёту (10–1). |
Материалы: Мяч, палочки Кюизенера, карточки с цифрами 1-10. |
ОКТЯБРЬ | ||
3 | 1 неделя. Тема: «Геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник» Цель: учить узнавать и называть фигуры, находить их в окружающем мире. |
Материалы: Геометрические фигуры, манка, клей, цветная бумага. |
4 | 2 неделя. Тема: «Сравнение: большой – маленький, длинный – короткий» Цель: учить сравнивать предметы по величине.
|
Материалы: Разноразмерные игрушки, кубики, ленты разной длины. |
5 | 3 неделя. Тема: Ориентировка в пространстве: лево-право, верх-низ" Цель: научить детей уверенно ориентироваться в пространстве, различать понятия "лево-право", "верх-низ" на себе и на окружающих объектах. |
Материалы: колокольчик, тетради в клетку, цветные карандаши, схемы лабиринтов, игрушки. |
6 | 4 неделя. Тема: "Время: части суток, режим дня" Цель: Закрепить знания о частях суток, познакомить с понятием "режим дня". |
Материалы: карточки с действиями, пазлы, шаблоны часов, клей. |
7 | 5 неделя. Тема: "Логические цепочки и закономерности" Цель: Развивать умение выявлять и продолжать закономерности. |
Материалы: цветные фишки, счётные палочки, карточки с последовательностями. |
НОЯБРЬ | ||
8 | 1 неделя. Тема "Состав числа 5" Цель: изучить все варианты состава числа 5. |
Материалы: магнитные цифры, числовые домики, пластилин. |
9 | 2 неделя. Тема: "Измерение длины" Цель: познакомить с понятием измерения длины разными способами. |
Материалы: ленты, линейки, верёвочки, кубики. |
10 | 3 неделя. Тема: "Весёлые задачи в стихах" Цель: научить решать устные задачи, представленные в стихотворной форме. |
Материалы: игрушечные фрукты, карточки с задачами, счётные палочки. |
11 | 4 неделя. Тема: "Числа 11-15. Первое знакомство с двузначными числами" Цель: познакомить с числами второго десятка, научить правильному называнию и написанию. |
Материалы: Солёное тесто, числовые карточки, клей, ватман. |
ДЕКАБРЬ | ||
12 | 1 неделя. Тема: "Геометрические тела: куб, шар, цилиндр" Цель: познакомить с объёмными фигурами, развивать пространственное мышление. |
Материалы: набор геометрических тел, пластилин, фонарик. |
13 | 2 неделя. Тема: "Измерение веса. Понятия "тяжёлый-лёгкий" Цель: познакомить с понятием веса, способами сравнения. |
Материалы: самодельные весы, ёмкости с песком/крупой. |
14 | 3 неделя. Тема: "Времена года. Сезонные изменения" Цель: систематизировать знания о временах года. |
Материалы: сезонная одежда для кукол, термометр, шаблоны деревьев. |
15 | 4 неделя. Тема: "Состав числа 6" Цель: изучить все варианты состава числа 6. |
Материалы: Числовые домики, пластилин, счётный материал. |
ЯНВАРЬ | ||
16 | 3 неделя. Тема: "Ориентировка во времени: знакомство с часами" Цель: познакомить детей с циферблатом часов, научить определять время с точностью до часа. |
Материалы: Макеты часов с подвижными стрелками, карточки с режимом дня, цветные карандаши. |
17 | 4 неделя. Тема: "Числа 16-20. Закрепление счёта" Цель: закрепить знания о числах второго десятка, научить правильному написанию. |
Материалы: Пластилин, тетради в клетку, клей, цветная бумага. |
ФЕВРАЛЬ | ||
18 | 1 неделя. Тема: "Объём и ёмкость. Практические измерения" Цель: познакомить с понятиями "объём", "вместимость", научить сравнивать ёмкости. |
Материалы: Прозрачные ёмкости разного размера, крупы, вода, воронки. |
19 | 2 неделя. Тема: "Логические квадраты и таблицы" Цель: развивать умение анализировать информацию по 2-3 признакам. |
Материалы: Блоки Дьенеша, цветные карандаши, ватман. |
20 | 3 неделя. Тема: "Симметрия в природе и искусстве" Цель: познакомить с понятием симметрии, развивать чувство гармонии. |
Материалы: Безопасные зеркала, карточки с половинками изображений, кубики. |
21. | 4 неделя. Тема: "Дроби: целое и половина" Цель: познакомить с понятием "половина", научить делить предметы на 2 равные части. |
Материалы: Настоящие яблоки, бумажные заготовки, безопасные ножницы, пластилин. |
МАРТ | ||
22. | 1 неделя. Тема: "Измерение температуры. Тёплый-холодный" Цель: познакомить с термометром, научить сравнивать температуру предметов. |
Материалы: Детский термометр, ёмкости с водой разной температуры, карточки с одеждой. |
23. | 2 неделя. Тема: "Сложные графические диктанты" Цель: развитие пространственного мышления и мелкой моторики через усложнённые графические задания. |
Материалы: тетради в крупную клетку, световой стол, образцы диктантов. |
24. | 3 неделя. Тема: "Дни недели" Цель: закрепить знания о последовательности дней недели. |
Материалы: Куклы-персонажи дней, заготовки календарей, цветные карандаши. |
25. | 4 неделя. Тема: "Денежные единицы" Цель: познакомить с монетами, научить простым денежным операциям. |
Материалы: Набор игрушечных монет, ценники, товары для "магазина". |
АПРЕЛЬ | ||
26. | 1 неделя. Тема: "Составные задачи до 10" Цель: научить решать двухшаговые задачи. |
Материалы: Игрушки для инсценировок, карточки с задачами, мяч. |
27. | 2 неделя. Тема: Проект: Математический город" Цель: применить знания в творческом проекте. |
Материалы: большой ватман (основа); геометрические фигуры из цветной бумаги; счётные палочки; номера и таблички; клей, ножницы; "Волшебный кирпичик" для рефлексии |
28. | 3 неделя. Тема: "Олимпиада умников" Цель: закрепить знания через соревновательные задания. |
Материалы: 5 станций с заданиями; медали (золотые, серебряные, бронзовые); карточки с заданиями разной сложности; секундомер; магнитная доска для результатов; спортивный инвентарь (обручи, мячи); олимпийский факел (из картона и фольги). |
29. | 4 неделя. Тема: "Математический театр" Цель: инсценировать математические понятия. |
Материалы: Костюмы, декорации, фотоаппарат. |
МАЙ | ||
30. | 1 неделя. Тема: "Квест: Поиск клада" Цель: закрепить математические знания (счёт, геометрические фигуры, логику) через игровой квест с поиском сокровищ. |
Материалы: 2 карты (основная + разрезанная на 4 части); конверты с заданиями; счётные палочки; горшочек с шоколадными монетами; скотч; свиток-письмо). |
31. | 2 неделя. Тема: "Итоговое тестирование (игровое)" Цель: проверить усвоение материала года. |
Материалы: тестовые задания в форме игры, индивидуальные карты. |
32. | 3 неделя. Тема: "Выпускной в стране Математики" Цель: закрепить полученные знания в игровой форме, подвести итоги года, создать праздничную атмосферу достижений. Это занятие подводит итог всему курсу, позволяя детям в лёгкой форме продемонстрировать полученные знания и умения, а также получить заслуженное признание своих достижений. |
Материалы:
|
4 - 5 недели. Мониторинг. | ||
Структура каждого занятия кружка "Умники и умницы"
1. Организационный момент (2-3 минуты)
- Приветствие с использованием математических терминов ("Здравствуйте, друзья-треугольнички!")
- Эмоциональный настрой через мини-игру ("Улыбнитесь, как круглое солнышко")
- Объявление темы в сказочной форме ("Сегодня мы отправимся в Королевство Цифр")
2. Основная содержательная часть (20 минут)
Разбивается на 4 блока по 5 минут каждый:
Блок 1: Изучение нового материала
- Демонстрация наглядных пособий (например, гигантские цифры из фетра)
- Мини-лекция с элементами театрализации (кукольный персонаж "Профессор Цифрик" объясняет тему)
- Показ обучающего мультфильма (2-3 минуты)
Блок 2: Практические задания
- Работа с раздаточным материалом (индивидуальные наборы)
- Дидактические игры за столами ("Найди пару", "Собери башню")
- Письменные задания в рабочих тетрадях
Блок 3: Подвижная деятельность
- Физкультминутка с математическим уклоном ("Раз - подняться, два - присесть")
- Игры с перемещением по группе ("Найди свой домик-цифру")
- Двигательные упражнения на координацию ("Пройди по цифровому лабиринту")
Блок 4: Творческое закрепление
- Лепка цифр из пластилина
- Аппликации с геометрическими фигурами
- Рисование на математическую тему
3. Заключительная часть (5-7 минут)
- Рефлексия с "Волшебным мешочком" (дети достают символы: "!" - понравилось, "?" - есть вопросы)
- Подведение итогов через игру ("Поезд знаний" - что нового узнали)
- Ритуал прощания (математический хоровод с песенкой)
Обязательные элементы каждого занятия:
- Смена видов деятельности каждые 5-7 минут (сидячая/подвижная, индивидуальная/групповая)
- Наглядные материалы 3 типов:
- Демонстрационные (большие карточки, плакаты)
- Раздаточные (индивидуальные наборы)
- Интерактивные (магнитные доски, фланелеграфы)
- Дифференцированный подход:
- Простые задания для новичков
- Усложнённые варианты для продвинутых
- Творческие задания для гуманитариев
- Мотивационные приёмы:
- Система поощрительных наклеек
- "Доска достижений"
- Вербальная похвала с конкретными примерами
- Здоровьесберегающие технологии:
- Гимнастика для глаз (следим за летающей цифрой)
- Дыхательные упражнения ("Задуй свечи на торте-цифре")
- Пальчиковая гимнастика ("Считаем пальчики")
Материалы подобраны с учётом:
- Безопасности (нет мелких деталей, острых предметов).
- Доступности (используются обычные бытовые предметы).
- Гигиеничности (все материалы легко обрабатываются).
- Наглядности (яркие картинки, игрушки).
Литература и методические источники, использованные при составлении программы:
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. М.: Ювента, 2016.
- Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников». СПб.: Детство-Пресс, 2018.
- Новикова В.П. «Математика в детском саду» (старшая группа). М.: Мозаика-Синтез, 2020.
- Шевелев К.В. «Развитие математических способностей у дошкольников».
М.: Ювента, 2019.
- Ерофеева Т.И. «Дошкольник изучает математику». М.: Просвещение, 2017.
- Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. «Игры с блоками Дьенеша». СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2021.
- Куцакова Л.В. «Конструирование и ручной труд в детском саду». М.: Мозаика-Синтез, 2018.
- Панова Е.Н. «Дидактические игры в детском саду». М.: Вако, 2020.
- Фидлер М. «Математика уже в детском саду» (перевод с польского). М.: Просвещение, 2016.
- Венгер Л.А., Дьяченко О.М.
"Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". М.: Просвещение, 2018. - Столяр А.А. "Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет".
М.: Просвещение, 2019. - Белошистая А.В. "Формирование и развитие математических способностей дошкольников". М.: Владос, 2020.
- Колесникова Е.В.
"Математика для дошкольников 5-6 лет". М.: ТЦ Сфера, 2021. - Щербакова Е.И.
"Методика обучения математике в детском саду". М.: Академия, 2017.
- Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. "Логика и математика для дошкольников".
СПб.: Детство-Пресс, 2022. - Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н. "Математика - это интересно". СПб.: Детство-Пресс, 2021.
- Панько Е.А. "Развитие познавательных процессов у дошкольников". Минск: Аверсэв, 2020.
- Тихомирова Л.Ф. "Развитие логического мышления детей".
Ярославль: Академия развития, 2019.
- Давидчук А.Н. "Обучение и игра: методическое пособие". М.: Мозаика-Синтез, 2018.
- Гин С.И. "Занятия по ТРИЗ в детском саду". М.: Вита-Пресс, 2021.
- Корзун А.В. "Весёлая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками". Минск: Народная асвета, 2020.
Интернет-ресурсы:
Сайт «Мерсибо» (интерактивные игры по математике).
Журнал «Дошкольное образование» (методические разработки).
Журнал "Современный детский сад" (инновационные методики ФЭМП).
Сайт "Играемся» https://www.igraemsa.ru (Онлайн-игры на развитие
математических способностей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Умники и умницы" по развитию у детей старшего дошкольного возраста логического мышления
Развитие логического мышления в детском саду - это часть общей подготовки детей к школе. Характерной чертой этого процесса является общая развивающая направленность, связь с умственным и речевым разви...
Рабочая программа кружка "Родничок".Подготовительная к школе группа
Рабочая программа по патриотическому воспитанию "Родничок" предназначена для детей дошкольного возраста 6 - 7лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА "ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ" ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НОДА ДЦП.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, которое возникает с рождения. В основе этого заболевания лежит, прежде всего, нарушение дв...

Рабочая программа кружка «Творческая мастерская» в средней группе
Рабочая программа в которой описана работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка.Происходит не только сенсо...
Рабочая программа кружка "Умники и умницы"
Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразую...
Рабочая программа кружка «Мастерилка» во второй младшей группе
Программа «Мастерилка» нацелена на развитие мелкой моторики рук и формирование мотивации трудовой деятельности детей младшего дошкольного возраста....

Рабочая программа кружка «Умники и умницы» по развитию познавательных способностей и подготовки детей к школе в подготовительной к школе группе № 5 с ТНР
Быть готовым к школе уже сегодня - не значит ...
