Рабочая программа кружка «Умники и умницы» по развитию познавательных способностей и подготовки детей к школе в подготовительной к школе группе № 5 с ТНР
рабочая программа (подготовительная группа)

Красникова Ольга Васильевна

Быть готовым к школе уже сегодня - не значит                                                                                          уметь читать, писать и считать.                                                                    Быть готовым к школе - значит                                                                                         быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер, А. Л. Венгер

Пояснительная записка

         Рабочая программа к курсу «За три месяца до школы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы развития познавательных способностей дошкольников                                 О. Холодовой «За три месяца до школы» из серии «Юным умникам и умницам»,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться).                                                                                                                   Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от 6 до 7  лет.                                     Курс включает  30  занятий:  1  занятие  в  неделю.                                                                                 В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.                                                                                     Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.                                                                       В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_umniki_i_umnitsy_2021_g.docx41.74 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка                                  «Умники и умницы»

по развитию познавательных способностей и подготовки детей к школе                                                            в подготовительной к школе  группе № 5 с ТНР

                                                                                              Разработала:

воспитатель группы № 5

Красникова О.В.                                                                                          

Иркутск 2023 г.

Быть готовым к школе уже сегодня - не значит                                                                                          уметь читать, писать и считать.                                                                    Быть готовым к школе - значит                                                                                         быть готовым всему этому научиться.

Л. А. Венгер, А. Л. Венгер

Пояснительная записка

         Рабочая программа к курсу «За три месяца до школы» составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основе программы развития познавательных способностей дошкольников                                 О. Холодовой «За три месяца до школы» из серии «Юным умникам и умницам»,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться).                                                                                                                   Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для   детей  в  возрасте  от 6 до 7  лет.                                     Курс включает  30  занятий:  1  занятие  в  неделю.                                                                                 В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.                                                                                     Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.                                                                       В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы курса, воспитательного результата положены методики, предложенные Холодовой О.А.

Цель:  создать условия для  развития познавательных способностей детей,   общеучебных умений и навыков, через  систему развивающих занятий курса.

Образовательные задачи:

Обучающие:

  • Формировать  навыки творческого мышления, развивать умения                               решать нестандартные задачи; обучать счёту и измерениям, подвести к понятию числа.
  •  Формировать  навыки  применения полученных знаний и умений в  практической деятельности.

Развивающие: 

  • Развивать  мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,
  • Развивать  умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  • Развивать  психические  познавательные процессы: различные  виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  • Развивать  языковую  культуру и формировать речевые умения: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • Развивать  познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность дошкольников;

Воспитательные:    

  • Формировать и развивать  коммуникативные умения  и навыки общения в совместной со взрослым  и самостоятельной деятельности.

  • Воспитывать желание  общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность товарищей.

  • Воспитывать  стремления к расширению математических знаний;
  • Создавать  условия для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие);
  • Создавать предпосылки положительной мотивации учения

Перспективный план

дополнительной образовательной деятельности                                                      кружка  «Умники и умницы»

                       

Тема

Задачи.  

Формы работы

1

Вводное занятие

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

«Мозговая гимнастика» Графический диктант

Штриховка фигур.

2

Развитие концентрации внимания.   

Диагностика произвольного внимания.

Тренировочные упражнения на развитие  способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Формировать  умение сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.

Задания на развитие внимания: лабиринты  игры, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

4

Тренировка слуховой памяти.  Развитие мышления.

Развитие слуховой памяти. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками.

Графический диктант. Дидактические  и развивающие игры, занимательные задания.

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. 

Тренировка

зрительной памяти.

Тренировочные упражнения, специальные задания, числограммы.

Упражнение

«Осознание словесного материала»

6.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие концентрации внимания. Развитие

произвольности.

Развитие

устойчивости

внимания.

Графический диктант.

Выполнение тренировочных упражнений.

Нахождение лишнего предмета. Упражнение

«Расставь предметы». Расшифровка

анаграмм. Загадки.

7.

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Формировать  внимание, глазомер,

зрительную  память ребенка, аккуратность, фантазию.

Тренировочные упражнения, специальные задания, числограммы.          Штриховка фигур.

8.

Развитие логического мышления.

Совершенствовать мыслительные операции.

Упражнение

«Осознание словесного материала». Выполнение пиктограмм.Нахождение

отличий.

9.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. 

Совершенствовать мыслительные операции.

Выполнение тренировочных упражнений. Выполнение

пиктограмм.

Нахождение  отличий.

10.

Тренировка внимания. Развитие мышления.   

Совершенствовать мыслительные операции.

Задачи

на установление пространственных

отношений.

11.

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. 

Совершенствовать мыслительные операции.

Письмо графических диктантов.

Выполнение корректурной пробы. Игра

«Шифровальщик»

12.

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие асоциальной памяти и

смысловой  памяти.

Задание на ориентацию во времени и на листе бумаги. Штриховка фигур.

13.

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций

Нахождение лишнего предмета. Упражнение

«Расставь предметы». Расшифровка

анаграмм. Загадки

14.

Совершенствование воображения.

Формировать  внимание, глазомер,

зрительную  память ребенка, аккуратность, фантазию.

Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

15.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Умозаключение.

 Обучение логическому

приему смысловые соотнесения. Логический

прием – ограничение. Логический прием

смысловые соотнесения.

Решение комбинаторных

задач. Логичные ассоциации.

Ориентация во времени и на листе бумаги.

Игры «Незаконченный рисунок», «Угадай,

кто я?», «Дополни изображение», «Укрась

слово», «Нарисуй что- нибудь» и т. д.

16.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Развивать концентрацию внимания, произвольность.

Решение комбинаторных

задач. Логичные ассоциации. Нелогичные

ассоциации. Алгоритм, как цепочка

выполнения действий.

17.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Развивать концентрацию внимания, произвольность

Выполнение тренировочных упражнений.

18.

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.  

Развивать концентрацию внимания, произвольность

Упражнение

«Осознание словесного материала»

Нахождение

отличий.

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Развитие асоциальной памяти и

смысловой  памяти.

Упражнение «Осознание словесного материала»

Выполнение тренировочных упражнений. Выполнение

пиктограмм. Нахождение

отличий.

20.

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие асоциальной памяти.

Развитие смысловой памяти. Тренировки

зрительной и слуховой памяти.

Ориентация во времени и на листе бумаги.

Игры «Незаконченный рисунок», «Угадай,

кто я?», «Дополни изображение», «Укрась

слово», «Нарисуй что- нибудь» и т. д.

21.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Развитие творческого воображения.

Задачи

на установление пространственных

отношений. Ориентация во времени и на

листе бумаги.

22.

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие

переключаемости

внимания.

Нахождение закономерности.

Развитие логического мышления.

Умозаключение. Обучение логическому

приему смысловые соотнесения.

23.

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.  Графический диктант

Формировать внимание, глазомер,

Зрительную  память ребенка, аккуратность, фантазию.

Выполнение

тренировочных

упражнений. Письмо графических диктантов.

Выполнение корректурной пробы. Игра

«Шифровальщик»

24.

Тренировка внимания. Развитие мышления.  

Развитие  мелкой моторики.

Графический диктант

25.

Тренировка слуховой памяти.  Развитие мышления. 

Ориентация во времени и на

листе бумаги.

Графический диктант

26.

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Ориентация во времени и на

листе бумаги.

Графический диктант

Развитие логического мышления.

Решение комбинаторных

задач. Логичные ассоциации.

27.

Развитие аналитических способностей.

Совершенствование мыслительных операций. Развитие асоциальной,

смысловой памяти.

Выполнение тренировочных упражнений.

Упражнение

«Осознание словесного материала»

28.

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

Развитие творческого воображения. Задачи

на установление пространственных

отношений.                               Ориентация во времени и на

листе бумаги.

Игры «Незаконченный рисунок», «Угадай,

кто я?», «Дополни изображение», «Укрась

слово», «Нарисуй                            что- нибудь» и т. д.

29.

Развитие логического мышления.

Совершенствование мыслительных операций.

Умозаключение. Обучение логическому

приему смысловые соотнесения. Логический

прием – ограничение. Логический прием

смысловые соотнесения

Выполнение тренировочных упражнений.

Нахождение лишнего предмета. Упражнение

«Расставь предметы». Расшифровка

анаграмм. Загадки

30.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Тестовые задания и задания  из конкурса эрудитов.                            Графические диктанты.

       

Список литературы:

Холодова О.А. Рабочая тетрадь Юным умникам и умницам. За три месяца до школы.  Для детей 6-7 лет.- М.: РОСТ книга, 2011.

Цукерман Г.А., Поливанова К. Н.. Введение в школьную жизнь. –М., Новая школа.

Рабочие  тетради   для учащихся

         Холодова  О. «За три месяца до школы» : Задания  по  развитию  познавательных  способностей. – М.:  РОСТ книга.