Комплексно-тематическое планирование ФЭМП у старших дошкольников 5-6 лет
календарно-тематическое планирование по математике (старшая группа)

Оксана Николаевна Миронова
Рабочая программа по ФЭМП у детей старшей группы разработана в соответствии с ФОП, с учетом примерной основной образовательной программы "От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М,А,Васильевой и "Образовательной программы дошкольного образования на 2025-2026 учебный год".
Данная программа составлена с использованием рекомендаций И.А.Помораева, В.А. Позина "Формирование элементарных математических представлений: старшая группа. 
Использована дополнительная программа "Краткий курс подготовки к школе по математике 5-6 лет (старшая группа) К.В. Шевелев. Программа предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи и др.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematik_5-6_let.docx60.11 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по реализации образовательного модуля «Формирование элементарных математических представлений» группы компенсирующей направленности №4  «Умнички» для детей 5-6 лет.

неделя

Тема занятия

Программное содержание

Содержание занятия

Методическое обеспечение

СЕНТЯБРЬ

1 неделя

Диагностика

2 неделя

Диагностика

3 неделя

Графические задачи

  • Формировать графические навыки
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево
  • Развивать логическое мышление
  • Закреплять знание цветов и оттенков.

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Помоги машине проехать лабиринт»

Физкультминутка

И.у. «Большие и маленькие бабочки»

И.у. «Кто лишний»

И.у.  «Соедини по смыслу»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр.1,2

Один. Много

  • •Формировать графические навыки
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении находя цель.
  • Закреплять знание цветов и оттенков.
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Раскрасим цветы»

И.у. «Какой подарок»

Физкультминутка

И.у. «Нарисуй  недостающую картинку»

И.у. «Разложи пуговицы»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр.3,4

4 неделя

Число 1.

Количество и счет

  • Формировать графические навыки
  • Закреплять навыки счета в пределах 1
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 1, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
  • Формировать пространственное представление
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Посчитай сколько?»

Физкультминутка

И.у. «Нарисуй наоборот»

И.у. «Разложим груши»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр.5

Ориентировка в пространстве

  • Развивать графические навыки.
  • Учить выделять часть из целого.
    • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Повтори узор»

И.у. «Раскрась и сосчитай бабочек»

Физкультминутка

И.у. «Отметь путь мышонка»

И.у. «Кто старше, кто младше»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 7

  • Октябрь

1 неделя

Число 2.

  • Закреплять навыки счета в пределах 2.
  • Развивать графические навыки.
  • Учить устанавливать последовательность действий (что сначала, что потом)
  • Развивать логическое мышление

И.у. «повтори по образцу»

И.у. «Посчитаем кораблики и рыбок»

Физкультминутка

И.у. «Что сначала, что потом»

И.у. «Поставим игрушки на полки»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр.9

Знаки +, =,- Сложение, вычитание

  • •Развивать графические навыки
  • Учить складывать предметы и обозначать знаком +
  • Упражнять в решении примеров на сложение в пределах двух.
  • Закреплять знание цветов и оттенков.
  • Развивать логическое мышление и умение работать по схеме.

И.у. «Дорисуй знак»

И.у. «Реши пример»

Физкультминутка

И.у. «Закрась в нужный цвет»

И.у. «Покажи дорогу медвежонку»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 13

2 неделя

Сравнение по количеству. Знаки <, >, =

  • Упражнять в сравнении множеств
  • Закреплять представление о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, прямоугольник, треугольник). Учить видеть из каких геометрических фигур состоит изображение.
  • Упражнять в умении сопоставлять множество с числом.

И.у. «Дорисуй знак»

И.у. «Сравни множества и поставь верный знак»

Физкультминутка

И.у. «Распутай воздушного змея?»

И.у. «Раскрась по образцу?»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет»

стр. 15

Порядковый счет

  • Ввести понятие «порядковый счет»
  • Развивать графические навыки
  • Учить ребёнка определять место предмета среди других
  • Учить называть предмет, занимающий определённое порядковое место
  • Учить работать с таблицей
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Продолжи по образцу»

И.у. «Найди пару»

Физкультминутка

И.у. «Какой по счету»

И.у. «Заполни таблицу по смыслу»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 17,18

3 неделя

Число 3.

  • Развивать графические навыки.
  • Формировать навыки счета в пределах 3, умение образовывать число 3 на основе группы предметов, выраженных числом 3
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Рыбалка»

Физкультминутка

Д.у. «Летает, плавает, ползает»

И.у. «Нарисуем цветы в вазах»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 19

Ориентировка в пространстве

  • Формировать графические навыки
  • Закреплять умение располагать предметы в зависимости от величины , начиная от самой  маленькой до самой большой и в обратной последовательности
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Повтори по образцу

И.у. Расставь кегли»

Физкультминутка

И.у. «Дорожка для Красной Шапочки»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 23

4 неделя

Число 4.

  • Развивать графические навыки.
  • •Упражнять в умении считать в пределах 4, образовывать число 4 на основе группы предметов, выраженных числом 4
  • Развивать умение работать с таблицей
  • Развивать логическое мышление.

И.у. «Продолжи узор по образцу»

И.у. «Посчитаем вместе?»

Физкультминутка

И.у. «Подарки для детей»

И.у. «Заполним таблицу»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 25

Счёт в пределах 5.

Геометрические фигуры. Части суток.

  • Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
  • Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
  • Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь

Игровое упражнение Мальвина учит Буратино».

И.у.  «Сосчитай фигуры».

И.у. «Дорисуй недостающие фигуры».

И.у. «Поможем Буратино разложить картинки»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр.13

  • Ноябрь

1 неделя

Счёт до 5.

Сравнение по длине, ширине.

Ориентировка в пространстве.  

  • Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух).
  • Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
  •  Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево
  • Игровое упражнение «Отсчитай столько же».
  • И.у «Раскрась столько же».
  • И.у. «Завяжем куклам бантики»
  • И.у. «Правильно пойдешь – клад найдешь»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

стр.15

Счёт в пределах 5.

Сравнение по длине.

Вчера, сегодня, завтра.

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
  • Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).
  • Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра.
  • И.у «Поручение».
  • И.У. «Построим лесенку для матрешки»
  • И. у. «Когда это бывает»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. стр.18

2 неделя

Составление множества.

Геометрические фигуры.

Ориентировка в пространстве.

  • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями.
  • Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
  • Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу
  • И.у. «Соберем игрушки для куклы»
  • И.у. «Не ошибись»
  • Эстафета «Кто быстрее»
  • Д.и. «Веселый круг»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

стр.19

Счёт в пределах 6.

Сравнение геометрических тел по качественным признакам.

  • Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
  • Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина)
  • Д.у. «Учись считать»
  • И.у «Исправь ошибку»
  • Физкультминутка
  • И. у. «Не ошибись»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр. 21

3 неделя

Число 6.

Счёт в пределах 6.

  • развивать графические навыки
  • Учить считать в пределах 6, образовывать число 6 на основе группы предметов, выраженных числом 6
  • Упражнять в умении сопоставлять множество с числом.
  • Закреплять знание цветов.
  • Развивать логическое мышление
  • И.у. «Раскрась кораблик в нужные  цвета»
  • И.у. «Сложи карандаши в коробку»
  • Физкультминутка
  • И.у. «Что лишнее?»
  • И.у. «Сосчитай конфеты»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 33

Счёт в пределах 7.

Сравнение по ширине.

Ориентировка в пространстве.

  • Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
  • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот).
  • Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа.

И.у. «Считай дальше».

И.у. «Разложи дощечки в ряд».

Д.и. «Кто где стоит»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр.23

4 неделя

Счёт в пределах 7.

Больше, меньше

  • Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7.
  • Развивать графические навыки
  • Учить устанавливать закономерность на примере повторяющихся изображений.
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Дорисуем вертолет»

И.у. «Кого больше»

Физкультминутка

И.у. «Нарисуй предмет»

И.у. «Какой  по счету воробей»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 39

Порядковое значение чисел 6 и 7.

Сравнение по высоте.

Части суток

  • Учить считать в пределах 6 и 7, познакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы «Который по счёту?», «На котором месте?»
  • Продолжать развивать умение сравнивать до 6 предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке.
  •  Расширять представление о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток.

И.у. «Соберём урожай овощей»

И.у. «Посадим ёлочки в ряд»

Физкультминутка «Сбор урожая»

И.у. «Назови соседей»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр. 25

  • декабрь

1 неделя

Число 8.

«Вперёд, назад, направо, налево»

  • Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8.
  • Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.

И. у. «Отсчитай столько же». Работа с раздаточным материалом.

Физкультминутка.

И. у. «Правильно пойдешь клад найдешь».

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Стр.27

Порядковое значение числа 8

  • Развивать графические навыки.
  • Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов
  • Учить определять положение предметов в пространстве относительно объекта.
  • Развивать зрительное внимание

И.у. «Обведи по точкам»

И.у. «Пчелы летят в улей»

Физкультминутка

И.у. «Найди путь к дому»

Физкультминутка

Д.у. «Назови домашних и диких животных»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет»

 стр. 43

2 неделя

Число 9. Счет в пределах 9

Геометрические фигуры.

Ориентировка в пространстве.

  • Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9.
  • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
  • Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.

И.с. «Играем в школу».

Д/и  «Найди предмет такой же формы».

Физкультминутка

И.у.  «Что где?».

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Стр. 29

Число 9.

Порядковый счет

  • Развивать графические навыки
  • Учить детей составлять множество из частей, устанавливать связи между целым  и его частями.
  • Закреплять представления о знакомых геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник)
  •  Развивать логическое мышление.

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Раскрась капельки»

Физкультминутка

Д.у. «Определи место флага»

И.у. «Сосчитай жуков и назови на каком месте стоит»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет»

Стр. 47

2 неделя

Порядковое значение чисел 8 и 9.

Сравнение по величине.

  • Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
  • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот). • Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов

И. у. «Считаем по порядку».

Физкультминутка «Сделай так же».

И. у.  «Собери бусы для куклы».

И. у. «Найди отличия»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

Стр.31

Логические задачи

  • Развивать графические навыки
  • Упражнять в умении находить закономерность и чередовать изображения
  • Продолжать учиться работать с таблицей

И.у. «Повтори узор по образцу»

И.у. «Определи закономерность»

Физкультминутка

И.у. «Съедобное-несъедобное»

И.у. «Заполни таблицу»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет»

Стр. 51

3 неделя

Число 0

  • Развивать внимательность и графические навыки
  • Развивать навыки количественного счета
  • Закреплять знание цветов и оттенков

И.у. «Повтори рисунок по образцу»

И.у. «Сосчитаем ежиков и грибы»

Физкультминутка

И.у. «Какой приз»

И.у. «Посчитай и раскрась груши»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет»

Стр. 53

Цифра 0

  • Развивать графические навыки
  • Познакомить с графическим изображением числа 0
  • Упражнять в умении сопоставлять множество с числом.
  • Закреплять сравнивать цифры <, >, =
  • Учить работать с планом-схемой

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Соотнеси множество с числом»

Физкультминутка

И.у. «Сравни числа»

И.у. «Помоги автомобилю добраться до дома»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет»

Стр. 54

4  неделя

Образование числа 10.

Части суток.

Свойства и виды треугольников.

  • Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
  • Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах

И. у. «Считай дальше».

И. у. «Отсчитай столько же».

Физкультминутка

Работа с раздаточным материалом.

И. у.  «Составь сутки»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Стр. 32

Число 10.

  • Развивать графические навыки
  • Познакомить с числом 10
  • Упражнять в количественном счете
  • Развивать логическое мышление
  •  Закреплять знание цветов и оттенков

И.у. «Обведи и раскрась»

И.у. «Посчитаем насекомых?»

Физкультминутка

И.у. «Соедини по смыслу»

И.у. «Назови и раскрась какой по счету»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет»

стр. 57

  • Январь

1 неделя

Счёт в пределах 10.

Сравнение по высоте.

  • Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
  • Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
  • Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
  • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо

И. ситуация. «В лесу»

И. у.  «Считай дальше».

И. у.  «Звуки леса»

И. у.  «Расставь елочки в ряд»

И. у. «Идем по следам» И. у.  «Украшение для елочки»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

Стр.34

Счёт в пределах 10

Четырёхугольник.

Цифры 1 и 2

Ориентировка в пространстве.

  • Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10).
  • Познакомить с цифрами 1 и 2.
  • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
  • Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.

И. у.  «Сравни фигуры» И. у.  «Найди четырехугольники»

И. у.  «Найди цифру»

Физкультминутка

И. у.  «Покажи цифру»

И. у.  «Не ошибись».

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Стр.36

2 неделя

Цифры 1 и 2

Ориентировка в пространстве.

  • Учить обозначать числа цифрами
  • Закреплять умение детей различать цифры 1 и 2, соотносить их с количеством.
  • Формировать навыки порядкового счета
  • Закреплять знание цветов и оттенков

И.у. «Повтори по образцу»

И.у «Соедини множество с числом»

Физкультминутка

И.у «Какой по счету»

И.у «Разложим марки»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 10

Состав числа 2

Величина

  • Продолжать знакомить со свойствами и качествами окружающих предметов; сравнение предметов по величине: (массе)
  • Продолжать учить сравнивать числа 1 и 2
  • Совершенствовать порядковый счет
  • Познакомить с составом числа 2 (состоит из 1 и

И.у. «Тяжелый-легкий»

И.у. «Сравни числа, поставь верный знак»

Физкультминутка

И.у. «Где чей домик»

И.у. «Впиши недостающее число»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 16

3 неделя

Свойства треугольников и четырёхугольников.

Цифра 3.

Дни недели

  • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах.
  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений).
  • Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
  • И. у. «Кто быстрее сосчитает».
  • И. у.  «Сосчитай желуди»  
  • Физкультминутка
  • И. у.  «Обозначь цифрой».
  • И. у.  «Дни недели».
  • Д. игра «Пифагор».

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Стр38

Цифра 3. Множество предметов

  • Учить обозначать число цифрой
  • Закреплять умение соотносить множество с числом
  • Учить работать с планом, выполняя инструкцию
  • Продолжать закреплять навык сравнения чисел в пределах 3

  • И.у. «Повтори по образцу»
  • И.у. «Соотнеси множество с числом»
  • Физкультминутка
  • И.у. «Найди путь к замку»
  • И.у. «Сравни числа»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 20

4 неделя

Состав числа 3

Пространственные ориентиры

  • Учить определять положение предметов в пространстве: слева, справа, вверху, внизу, ближе, дальше, внутри, снаружи, на стороне, около, рядом и т. д.
  • Продолжать учить объединять предметы по общему признаку
  • Познакомить с количественным составом числа 3 ( состоит из 1 и 2, и 2 и 1)
  • Закреплять навыки порядкового счета
  • Развивать логическое мышление
  • И.у. «Кто где стоит?»
  • И.у. «Посчитай и назови одним словом»
  • Физкультминутка
  • И.у. «Впиши нужную цифру»
  • И.у. «Раскрасим флажки»
  • И.у. «Угадай, кто или что?»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 24

4 неделя

Числа в пределах 5.

Цифра 4

Направление движения.

Дни недели

  • Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?» и т.д.
  • Познакомить с цифрой 4.
  • Продолжить учит определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели

И.у. «Строим лесенку»

Работа с раздаточным материалом

П.и. «Дни недели, стройтесь»

И.у. «Собираем гостей на праздник»

И.у. «Поможем зайчишке найти свою маму»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр. 40

Цифра 4

Части суток

  • Развивать графические навыки. Учить обозначать число цифрой.
  • Упражнять в умении сопоставлять множество с числом.
  • Закреплять умение сравнивать цифры <, >, =
  • Учить определять последовательность частей суток.

И.у. «Продолжи по образцу»

И.у. «Соотнеси множество с числом?»

Физкультминутка

И.у. «Сравни цифры»

И.у. «Когда это бывает»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 26

  • Февраль

1 неделя

Состав числа 4

  • Развивать графические навыки
  • Учить детей в сопоставлении предметов по количеству
  • Познакомить с количественным составом числа 4
  • Учить решать примеры
  • Закреплять навыки количественного счета
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Продолжи по образцу»

И.у. «Исправь ошибку»

Физкультминутка

И.у. «Реши пример»

И.у. «Подбери для бабочки цветок»

 И.у. «Составим число»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр.27-28

Отношение чисел в пределах 8.

Цифра 5.

Объёмные и плоские геометрические фигуры

  • Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и понимать отношения между ними.
  • Познакомить с цифрой 5
  • Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу.
  • Совершенствовать умение различать и называть знакомые объёмные и плоские геометрические фигуры.
  • Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.

И.у. «Строим снежную крепость»

И.у. «Играем с льдинками»

И.у. «Найди пару лыж»

И.у. «Надеваем перчатки на прогулку»

Игра-эстафета «Кто быстрее разложит льдинки»

Игра- квест «Строим ледяной дом».

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр. 43

2 неделя

Число 5. Цифра 5.

Признаки предметов

  • Развивать графические навыки. Учить обозначать число цифрой.
  • Закреплять умение сравнивать цифры <, >, =
  • Учить объединять в группы по общему признаку
  • Развивать навыки порядкового счета.

И.у. «Продолжи по образцу»

И.у. «Сравни числа»

Физкультминутка

И.у. «Что общего?»

И.у. «Найди какой по счету»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 30

Геометрические фигуры. Число 5.

Цвета, оттенки

  • Закрепить представление о количественном составе числа 5.
  • Совершенствовать представления о треугольниках, четырехугольниках,  овалах.
  • Развивать умение определять положение предмета на изображении : высоко- низко, далеко – близко.
  • Закреплять знание цветов и оттенков
  • Развивать внимательность и графические навыки

И.у. «Раскрась в нужный цвет

И.у. «Составим число»

Физкультминутка

И.у. «Назови фигуры»

И.у. «Самолеты тушат пожар»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 31,32

3 неделя

Отношение чисел 9 и 10.

Цифра 6

Ширина предметов

Дни недели

  • Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10.
  • Познакомить с цифрой 6.
  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу.
  • Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, впереди, сзади и т.п.
  •  Упражнять в последовательном назывании дней недели.

И.у. «Отвечаем на вопросы незнайки»

И.у. «Подбираем краски для Карандаша»

И.у. «Рисуем с карандашом разноцветные дорожки»

И.у. «Нарисуем шарфики для Незнайки и Карандаша»

П.И. «Дни недели, стройтесь»

И.у. «Поможем незнайке найти вещи»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр. 46

Число 6. Цифра 6

Длина, ширина, высота предметов.

  • Развивать графические навыки. Учить обозначать число цифрой.
  • •Упражнять в умении сопоставлять множество с числом.
  • Закреплять умение сравнивать цифры <, >, =
  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, длинны, высоты, веса.

И.у. «Продолжи по образцу»

И.у. «Сравни множество с числом»

Физкультминутка

И.у. «Сравни цифры»

И.у. «Сравни предметы»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 34

4 неделя

Состав числа 6

  • развивать графические навыки
  • Закрепить представление о количественном составе числа 6.
  • Совершенствовать навыки соотнесения множества с числом
  • Учить решать примеры
  • Развивать внимательность и графические навыки

И.у. «Продолжи по образцу»

И.у. «Рыбки в аквариуме»

Физкультминутка

И.у. «Реши пример»

И.у. «Где чей музыкальный инструмент»

И.у. «Составь число»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 35,36

Группировка предметов по заданному числу.

Цифра 7

Высота предметов.

Ориентировка на листе.

  • продолжать формировать представления о равенстве групп  предметов. Учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его  одним числом.
  • Познакомить с цифрой 7.
  • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу.
  • Учит ориентироваться на листе бумаги.

И.у. «Отсчитай столько же»

Работа с раздаточным материалом

Физкультминутка «Две лягушки»

И.у. «Расположи правильно»

И.у. «Рисуем узор»

И.у. «найдём ёлочку такой же высоты»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр.48

март

1 неделя

Цифра 7.

Дни недели

  • Развивать графические навыки. Учить обозначать число цифрой.
  • •Упражнять в умении сопоставлять множество с числом.
  • Закреплять умение сравнивать цифры <, >, =
  • Формировать временные представления на примере дней недели

И.у. «Продолжи по образцу»

И.у. «Сравни множество с числом»

Физкультминутка

И.у. «Сравни цифры»

И.у. «Дни недели»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 40

Состав числа 7

Цвета радуги

  • Развивать графические навыки
  • Познакомить с составом числа 7
  • Совершенствовать навыки соотнесения множества с предметом
  • Закреплять знание цветов и оттенков
  • Совершенствовать навыки количественного счета

И.у. «Раскрась по образцу»

И.у. «Заполни таблицу»

Физкультминутка

И.у. «Радуга»

И.у. «Посчитай котят и щенков»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 41, 42

2 неделя

Цифра 8.

Форма предметов.

Ориентировка на листе бумаги.

  • Познакомить с цифрой 8
  • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
  • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.

Д.И. «Найди предмет такой же формы»

И.у. «Приготовим снежинки для салфеток»

Физкультминутка

И.у. «Разложи снежинки правильно»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр.50

Цифра 8

  • Развивать графические навыки. Учить обозначать число цифрой.
  • •Упражнять в умении сопоставлять множество с числом.
  • Закреплять умение сравнивать цифры <, >, =
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Продолжи по образцу»

И.у. «Сравни множество с числом»

Физкультминутка

И.у. «Сравни цифры»

И.у. «Каким спортом занимаются»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 44

3 неделя

Счет предметов

Состав числа 8

  • Развивать графические навыки
  • Познакомить с составом числа 8
  • Совершенствовать навыки количественного счета
  • Учить решать примеры
  • Познакомить с составом числа 8

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Посчитаем фонари»

Физкультминутка

И.у. «Реши пример»

И.у. «Составь число»

Д.и. «Противоположности»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 45,46

Цифра 9.

Ориентировка на листе бумаги.

 Дни недели.

  • Продолжить знакомить с цифрой 9
  • Продолжить учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.

И.у. «Поможем Федоре собрать посуду»

Д.И. «Запомни и повтори»

П.И. «Живая неделя»

И.у. «Назови день недели»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр.52

4 неделя

Цифра 9

Геометрические фигуры

  • Развивать графические навыки. Учить обозначать число цифрой.
  • Упражнять в умении сопоставлять множество с числом.
  • Закреплять умение сравнивать цифры <, >, =
  • Совершенствовать умение различать и называть знакомые объёмные и плоские геометрические фигуры

И.у. «Продолжи по образцу»

И.у. «Сравни множество с числом»

Физкультминутка

И.у. «Сравни цифры»

И.у. «На какую фигуру похоже?»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр.48

Состав числа 9

  • Развивать графические навыки
  • Совершенствовать навыки соотносить множество с числом.
  • Учить решать примеры
  • Развивать логическое мышление
  • Познакомить с составом числа 9

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Исправь ошибку»

Физкультминутка

И.у. «Реши пример»

Д.и. «Подбери правильно картинку»

И.у. «Составь число»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр.49, 50

Апрель

1 неделя

Цифры от 1 до 9

Треугольники и четырёхугольники.

Ориентировка в пространстве.

  • Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9
  • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
  •  Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).

И.у. «Собираем веер»

И.у. «Игра с веером»

Физкультминутка «Летает, не летает»

Д.И. «Танграмм»

И.у. «Что где находится»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр. 56

Прямой и обратный счёт в пределах 10.

Длина предметов

  • Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 и упражнять в счёте по  образцу.
  • Познакомить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.
  • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
  • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета, равного одному из сравниваемых предметов.

И.у. «Поможем куклам подобрать пуговички»

И.у. «Завяжем кукле бантик»

П.И. «Автомобили и гаражи»

И.у. «Салфетки для кукол»

Д.И. «геометрическое лото»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада

Стр. 59

2 неделя

Запись числа 10

Деление круга

Ширина и высота.

Дни недели

  • Познакомить с записью числа 10
  • Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть.
  • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
  •  Закреплять умение последовательно называть дни недели

И. у. «Игрушки в ряд».

 И. у. «Строим  дорогу для машины».

И. у. «Игрушки  для котенка». П. игр «Живая неделя».

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Стр. 64

Число 10

Множество предметов

  • Учить графическому изображению числу 10
  • Закреплять умение соотносить множество с числом
  • Закреплять навыки сравнения двух чисел.
  • Развивать логическое мышление
  • Продолжать учить работать со схемами.

Художественное слово

И.у. «Сравнение предметов»

Подвижная игра «Ракета»

И.у. «Сколько лет гномикам»

И.у. «Числа-соседи»

И.у. «Что может купить гномик?»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 58

3 неделя

Порядковый счёт в пределах 10

Отношение чисел первого десятка.

  • Совершенствовать навыки счета в пределах 10;
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
  •  Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).

И. у. «Полет в космос».

 И. у. «Найди свой сувенир».

 И. у. «Собери ракеты»

 И. у. «Продолжение полета». Д. игра «Найди свой космодром»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада72

Состав числа 10

  • Развивать графические навыки
  • Совершенствовать навыки соотносить множество с числом.
  • Учить решать примеры
  • Развивать логическое мышление
  • Познакомить с составом числа 10

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Сложи гвозди в ящик»

Физкультминутка

И.у. «Реши пример»

И.у. «Расставь матрешек по местам»

И.у. «Составь число»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 59,60

4 неделя

Деление круга

Треугольники и четырёхугольники

  • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
  • Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов.
  • • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

И. у. «Раздели круг на части».

 И. у. «Раздели круг и покажи его части»

 И. у. «Определи сколько».

П. игра «Найди свой аэродром».

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

стр. 67

Деление квадрата.

Сравнение по высоте

Ориентировка на листе бумаги

  • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть
  • . Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
  • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.

И. у. «Раздели квадрат на части».

 И. у. «Раздели квадрат и покажи его части».

 И. у. «Построим ворота для машины».

Дидактическая   игра «Запомни и повтори»

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.

Стр.70

Май

1 неделя

Деление квадрата

Счёт до 10.

Ориентировка в пространстве

  • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать навыки счета в пределах 10.
  • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления.
  • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево

И. у. «Строим лодочки».

 И. у. « Кораблики уходят в море»

 И. у. «Маршрут корабликов».

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Стр.66

Отношения чисел в пределах 10

Сравнение величины предметов

  • Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10.
  • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению.
  • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.

Д. игра «Отсчитай-ка».

Д. игра «Найди соседей».

Д. игра «Составь целое  по его части».

И. у. «Определи правильно».

В. А. Позина, И. А. Помораева. «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Стр 74

2 неделя

Повторение

  • Совершенствовать графические навыки
  • Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве
  • Развивать логическое мышление
  • Закрепить название частей суток и их последовательность; времен года, дней неделей, последовательность цветов радуги
  • Закреплять названия геометрических фигур, учить видеть их в готовом изображении

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «»Какой по счету

Д.и. «Что лишнее»

Физкультминутка

И.у. «Ответь правильно»

И.у. «Назови геометрические фигуры»

И.у. «Впиши пропущенное число»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 61,62

Повторение

  • Совершенствовать навыки соотносить множество с числом
  • Совершенствовать навыки сравнения чисел
  • Совершенствовать навыки решать примеры
  • Развивать логическое мышление

И.у. «Повтори по образцу»

И.у. «Исправь ошибку»

И.у. «Сравним числа»

Физкультминутка

И.у. «Посчитай все овощи»

И.у. «Реши пример»

К.В. Шевелев «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет» стр. 63,64

3 неделя

диагностика

диагностика

4 неделя

диагностика

диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Комплексно-тематический принцип планирования образовательного процесса в ДОУ »

Одним из важных положений ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования является то что:« Программа должна основываться на комплексно – тематическом построении образов...

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению старших дошкольников с правилами этикета

В современном российском обществе происходит переоценка многих положений, в том числе обязательных требований к дошкольному образованию,  которые закреплены во вступивших в силу ФГОС ДО. Одним из...

ТЕМА. «Интеграция образовательных областей как средство реализации комплексно-тематического принципа планирования организации жизнедеятельности детей в ДОУ»

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ПРОСМОТРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  НА ТЕМУ: «Край любимый и родной – нет тебя красивей!» / К  РАЙОННОМУ МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЪЕДИНЕНИЮ/...

Комплексно-тематическое календарное планирование на ноябрь в старшей группе ДОУ

Организация различных видов детской деятельности и деятельности в режимных моментах...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 3-4 лет

Комплексно-тематическое планирование включает в себя индивидуальные, фронтальные и групповые занятия с детьми в соответствии с тематикой недели. В работе используются такие направления как: выкладыван...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет (старшая группа)

Перспективное планирование на 1 учебный год по развитию мелкой моторики рук детей старшей группы детского сада. Включает в себя следующие виды деятельности: пальчиковые гимнастики, массаж рук, констру...

Комплексно-тематическое перспективное планирование по развитию мелкой моторики рук детей 6-7 лет (подготовительная группа)

Комплексно-тематическое перспективное планирование, включающее в себя пальчиковые гимнастики, графические задания, игры на развитие мелкой моторики, модульное оригами, массаж рук, оригами....