Конспект НОД по ФЭМП в группе с ЗПР
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Геометрические фигуры. Свойства овала».
ФИО учителя-дефектолога: Бичинова Олеся Васильевна
Образовательная область: познавательное развитие
Тема: «Геометрические фигуры. Свойства овала».
Нозологическая группа: задержка психического развития
Возрастная группа: третий год обучения
Форма организации обучения: подгрупповое
Цель занятия: актуализировать знания детей о геометрических фигурах, дать представления о свойствах овала.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: расширить представления детей о геометрической фигуре овал в процессе сравнения с кругом и прямоугольником путем наложения (вытянутый, не имеет углов, сторон); активизировать в речи название геометрических фигур и закрепить в речи слово «свойство» через сюрпризный момент в игре «Угадай на ощупь», прием наложения геометрических фигур друг на друга; развивать мелкую и общую моторику через игровые упражнения «Собери ракету из геометрических фигур», «Физминутка», пальчиковая гимнастика, работа с карточкой; закрепить умение различать геометрические фигуры на ощупь через сюрпризный момент в игре «Угадай на ощупь»; учить конструированию из геометрических фигур по предложенной схеме через игровое упражнение «Собери ракету из геометрических фигур»; закрепить навыки счетных операций в пределах 10-и через пальчиковую и зрительную гимнастики, путем пересчета геометрических фигур в игре «Угадай на ощупь», через интерактивную игру «Фиксики».
Коррекционно-развивающие: способствовать развитию зрительно-тактильного, слухового внимания и памяти через дидактическую игру «Угадай на ощупь», работу с карточкой, развивать наглядно-образное мышление и связную речь через дидактическую игру «Угадай на ощупь», игровое упражнение «Назови предмет из жизни, похожий на овал», полные ответы детей на вопросы дефектолога, развивать мелкую и общую моторику, координацию движений через «Физминутку», пальчиковую гимнастику, работу с карточкой, игровое упражнение «Собери ракету из геометрических фигур».
Коррекционно-воспитательные: воспитывать самостоятельность, настойчивость, познавательную активность, потребность в формировании самооценки и коммуникативных качеств, умение доводить начатое дело до конца через работу на карточках, игровое упражнение «Собери ракету»; воспитывать уважение к сверстникам вовремя ответов на вопросы педагога.
Планируемые результаты занятия: проявление интереса к занятию, умение правильно определять и называть дни недели, определять свойства геометрических фигур, давать полные ответы на поставленные педагогом вопросы, научить количественному счету до 10, соотнесению количества предметов с определенной цифрой.
Подготовительная работа: развивающие математические игры о днях недели и геометрических фигурах, количественном счете до 10.
Материалы и оборудование:
Слоник с плоскостными геометрическими фигурками (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), письмо-приглашение в гости к геометрическим фигурам, карточки с изображением геометрических фигур (круг, овал, овал с улыбкой, прямоугольник), карточки с изображением предметов, похожих на овал (яйцо, лимон, батон, воздушный шарик, тарелка, дыня, сосиска), цветные карандаши, схемы с изображением контура ракеты для конструирования, геометрические фигуры из цветного картона для конструирования ракеты, подложка цветная для плоскостного конструирования на каждого ребенка, подставка для схемы ракеты для каждого ребенка, смайлики для подарка детям, интерактивная доска.
Ход занятия:
I Основная часть.
Организационный момент:
Дефектолог: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас всех видеть. Меня зовут Олеся Васильевна. А вас как зовут? (Дети отвечают).
Дефектолог: Давайте вместе расскажем стихотворение, которое, я думаю, вы знаете. (Дефектолог вместе с детьми проговаривает стихотворение и выполняет соответствующие действия).
Психогимнастика «Дружба»
Мы шагаем дружно в ногу. (Шагают на месте)
Я твой друг, и ты мой друг. (Показывают друг на друга рукой)
Крепко за руки возьмемся, (Берутся за руки).
И друг другу улыбнемся. (Улыбаются друг другу).
Дефектолог: Добрый день начинается с хорошего настроения, веселой улыбки, поэтому давай улыбнёмся друг другу, пожелаем всем доброго дня.
II Вводная часть:
Дефектолог: Ребята, сегодня утром, когда я пришла к вам, увидела, что на окне сидит Слонёнок и держит письмо. От кого оно, я не знаю. Поэтому я решила, что дождусь вас, и мы с вами вместе его прочитаем. (Читаю письмо). Ребята, а здесь не просто письмо, а приглашение прийти в гости к геометрическим фигурам. Принимаем приглашение? («Да, принимаем»).
Сюрпризный момент. Дидактическая игра «Угадай на ощупь».
(Цель: способствовать развитию зрительно-тактильного, слухового внимания и памяти).
Дефектолог: Ребята, послушайте, а внутри Слонёнка что-то есть. (Трясу Слонёнка, раздается звук изнутри). Что же это такое? (Ребёнок должен наощупь отгадать, что за геометрические фигуры спрятаны в Слоненке, достать их, назвать, что за фигура, какого цвета: «Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник»).
Дефектолог: Скажите, а как всё то, что вы достали, как можно назвать в общем? («Это геометрические фигуры»). А сколько всего геометрических фигур мы достали из Слонёнка? (Считаем). («Мы достали 4 геометрические фигуры»).
Дефектолог: Как вы думаете, к кому же мы сегодня отправимся в гости? («К геометрическим фигурам»).
Дефектолог: Правильно! Мы сегодня отправляемся в гости к геометрическим фигурам. Послушайте стихотворение.
III Основной этап:
Дефектолог: - С высоты кружок упал.
Он теперь не круг – овал!
Он овальный, как жучок,
Он похож на кабачок,
На глаза и на картошку,
А еще похож на ложку,
На орех и на яйцо,
На овальное лицо.
Дефектолог: Как вы думаете, о какой геометрической фигуре идет речь в стихотворении? («В стихотворении идет речь об овале»).
Дефектолог: Правильно, об овале. Это первая фигура, к которой мы отправимся в гости.
Дефектолог: Посмотрите внимательно на овал и скажите, на какую геометрическую фигуру немножко похож овал? («Овал немножко похож на круг»).
Дефектолог: Конечно, овал немного похож на круг. Круг живет рядом с овалом. Идем в гости в кругу? («Идём»). (На доске появляется круг).
Дефектолог: А чем овал немного похож на круг? (Накладываю овал на круг). («Как и у круга, у овала нет углов и нет сторон»).
Дефектолог: А чем же тогда овал и круг отличаются друг от друга? («Овал вытянутый»).
Дефектолог: Действительно, вы правы. (Накладываю овал на круг, еще раз проговариваем отличия и схожесть круга и овала).
Дефектолог: Посмотрите, нас приглашает в гости еще одна геометрическая фигура. (Прикрепляю на доску прямоугольник). Вы знаете, что это за геометрическая фигура? («Это прямоугольник»).
Дефектолог: Правильно это прямоугольник. А давайте сравним овал и прямоугольник. Чем они похожи? (Накладываю овал на прямоугольник). («Овал, как и прямоугольник тоже вытянут»).
Дефектолог: А чем отличаются? («У прямоугольника есть углы, а у овала нет»).
Зрительная гимнастика.
(Задача: расслабление глазной мышцы, переключение внимания).
Дефектолог: Ребята, наши глазки, немножко устали, давайте дадим им немного отдохнуть и сделаем гимнастику. Перед вами картинка. Давайте попробуем глазками и пальчиком нарисовать человечка. Повторяйте за мной. (Дети повторяет движения глазами и пальчиком за дефектологом).
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом еще кружок
И треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развесёлый чудочок!
Дефектолог: Ну что, отдохнули глазки? Возвращаемся в гости к Геометрическим фигурам, где для нас приготовили интересное задание.
Игровое упражнение «Назови предмет из жизни, похожий на овал».
(Цель: формировать умение находить сходство в предметах; развивать внимание, память и логическое мышление).
Дефектолог: Ребята, а как вы думаете, какие предметы из жизни похожи на овал? («На овал похож шарик, огурец, яйцо»).
Дефектолог: Действительно, все эти предметы очень похожи на овал, их так много вокруг нас. Посмотрите, как обрадовался овал (на доске появляется овал с улыбкой), что вы назвали все его свойства: овал вытянут, и у него нет углов.
Физминутка:
(Задача: повысить умственную работоспособность во время образовательной деятельности, снять напряжение и обеспечить кратковременный активный отдых для детей)
Дефектолог: Давайте разомнем наши ручки и ножки, а то они у нас немного устали уже. Повторяйте за мной! (Дети повторят движения за дефектологом).
Как фигурки хороши, (Развести руки в стороны, потом поставить на пояс)
Так и пляшут от души. (Выставить по очереди пяточки вперед)
Квадраты захлопали. (Похлопать руками)
Круги затопали. (Потопать ногами)
Посмотрите, треугольник,
Как углами завертел. (Покружиться вокруг себя)
Дефектолог: А теперь давайте еще сделаем так, чтобы и наши глазки отдохнули, повторяйте за мной. (Дети повторяют за дефектологом).
Зрительная гимнастика:
(Задача: расслабление глазной мышцы, переключение внимания).
Мы с фигурками играли, наши глазоньки устали.
Раз, два, три, четыре, пять будем глазками моргать. (Моргают глазами).
Пусть немного отдохнут (Закрывают глаза).
И опять моргать начнут. (Открывают глаза и моргают).
Дефектолог: Ну вот, мы с вами немного отдохнули, а теперь давайте немного отвлечемся и поиграем. (Интерактивная игра «Фиксики» Цель: обучение навыкам количественного счета, умению соотносить количество предметов с определенной цифрой).
Дефектолог: Вы такие молодцы, справились с заданием. Но у меня есть для вас еще одно очень интересное задание.
Работа с карточками.
(Цель: развивать образное мышление и логику, тренировать память, внимание, мелкую моторику)
Дефектолог: Рассмотрите карточку. Что мы видим на ней? («Мы видим на карточке геометрические фигуры»).
Дефектолог: Ваше первое задание такое: нужно зачеркнуть все лишние фигуры, кроме овала и круга. (Дети зачеркивают лишние геометрические фигуры, оставляют только овалы и круги).
Дефектолог: А теперь нам нужно взять в руки красный карандаш и раскрасить все круги в красный цвет, а овалы в синий (Дети раскрашивают все круги в красный цвет, овалы – в синий. Дефектолог проверяет правильность выполнения задания каждым ребенком, показывает карточку с правильным выполнением всех заданий).
Дефектолог: Ну вот, вы справилась со всеми заданиями. А теперь давайте дадим отдохнуть нашим пальчикам.
Пальчиковая гимнастика.
(Задача: снятие мышечного напряжения с пальцев рук, переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики).
Будем пальчики считать: 1,2,3,4,5
И фигуры называть!
Вот квадрат, а вот кружок,
Треугольничек и ромб,
А еще прямоугольник!
И не трудно сосчитать,
Их по счету ровно 5!
(Сначала загибаем пальчики, начиная с мизинца, затем строим фигуры из пальчиков по тексту. В конце показываем открытую ладонь)
Дефектолог: Ну вот, наши пальчики и отдохнули. А теперь нам пора возвращаться назад. А на чем мы же нам вернуться? А давайте полетим на ракете.
Игровое упражнение «Собери ракету из геометрических фигур».
(Цель: научить конструировать из геометрических фигур по предложенной схеме).
Дефектолог: Ребята, вам нужно собрать ракету, которая состоит из геометрических фигур. Их нужно правильно сложить и назвать, какие геометрические фигуры ты использовал. Я вам предлагаю на выбор две схемы. (Каждому ребенку выдается карточка с изображением схемы ракеты, которую он выбрал, и геометрические фигуры из цветного картона. Дети конструируют ракету по полученной схеме.).
IV Заключительная часть:
Дефектолог: Ребята, вы просто умницы. Давайте теперь с вами вспомним, к какой из геометрических фигур мы сегодня ходили в гости первой? («Мы ходили в гости к Овалу»). О каких главных свойствах овала мы узнали? (У овала нет углов, он вытянут).
Дефектолог: А у каких геометрических фигур мы еще побывали в гостях? («Мы побывали в гостях у круга и прямоугольника»).
Дефектолог: Давайте вспомним, чем мы еще сегодня занимались на занятии? («Мы строили ракету из геометрических фигур», «Играли с Фиксиками в интерактивную игру»).
V Итог занятия
Ребята, вы сегодня такие молодцы, очень хорошо занималась. Побывали в гостях у геометрических фигур, справилась со всеми заданиями.
Рефлексия.
Дефектолог: Что вам больше всего сегодня запомнилось на занятии? («Мне понравилось строить ракету из геометрических фигур», «Мне понравилась интерактивная игра»). Что было для вас трудным? («Для меня было трудным выполнить карточку»). Скажите, изменилось ли ваше настроение к концу занятия? («Мое настроение стало лучше»).
Дефектолог: На этом наше занятие окончено. Я вам дарю вот такие значки-смайлики, для хорошего настроения. Давайте со всеми попрощаемся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"волшебная страна математика" конспект занятия по ФЭМП подготовительная группа
Конспект НОД по ФЭМП (в соответствиии с ФГТ). Итоговое. «Волшебная страна математика», подготовительная к школе группа. Подготовительная группа «Сандугачлар». ФЭМП. Мингали...

КОНСПЕКТ НОД познание ФЭМП ( средняя группа).
"Поездка в простоквашино"1..Число 4 Цель: Закрепить счетные умения в пределах трех,умение выделять и сравнивать группы предметов по количеству используя счет и составление пар.Закрепи...

Конспект занятия по ФЭМП (средняя группа).
Образовательная область: «Познание»Программное содержание:• Учить понимать значение итогового числа, полученного в результате счета предметов в пределах 3, отвечать на вопрос «Сколько?».• Упражнять в ...

Конспект занятия по ФЭМП (старшая группа) по теме: "Путешествие к звездам"
В данном конспекте представлены игры и задания на ориентировку на листе бумаги, нахождении смежных чисел, арифметических задач, знакомство с солнечной системой....

Конспект НОД По ФЭМП Средняя группа
Счёт до 5. Порядковый счёт до 5. Сравнение предметов по ширине и длине. Подвижные игры. Цель: упражнять в счёте до 5; познакомить с порядковым счётом до 5; учить сравнивать предметы по длине...

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС «Мишутка и ребята»
Закрепление знаний о геометроических фигурах....

Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС Конспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС
Занятие по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОСКонспект занятия по ФЭМП в группе раннего возраста по ФГОС...
