Статья . Раннее развитие математических представлений у детей в возрасте 2–3 лет
статья по математике (младшая группа)

Самохина Наталья Николаевна

Раннее обучение и воспитание – сложный процесс, зависящий от социальных условий, образовательного уровня родителей, их педагогической компетенции и здоровья ребенка.

Знания ребенка об окружающем мире начинают формироваться с первого года жизни. Первые ощущения связаны с развитием сенсорного восприятия и являются основой для формирования количественных представлений.

В возрасте 3–6 месяцев младенец рассматривает и манипулирует игрушками, обладающими свойствами (цвет, форма, величина), как видимыми, так и скрытыми (упругость, масса, фактура).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannee_matematich_predstavl_statya.docx146.89 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Муниципальное автономное дошкольноеЛоготип организации

образовательное учреждение города Нижневартовска

                                                                детский сад №37 "Дружная семейка"

СТАТЬЯ

На тему «Раннее развитие математических представлений у детей в возрасте 2–3  лет»

Автор: Самохина Н. Н.

Нижневартовск 2025

Раннее развитие математических представлений у детей в возрасте 2–3  лет

"Тот, кто с юных лет занимается математикой, развивает внимание, тренирует ум и волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении целей."

                                                                                                А. Маркушевич

Математические знания, умения и навыки представляют собой одну из наиболее сложных областей, осваиваемых подрастающим поколением. Они абстрактны и требуют выполнения сложных интеллектуальных операций. В повседневной жизни, играх и бытовых ситуациях дети сталкиваются с необходимостью применять элементарные математические решения (например, при приготовлении угощения, сервировке стола для игрушек, разделении конфет). Они учатся понимать отношения "много", "мало", "больше", "меньше", "поровну", определять количество предметов и выбирать нужное количество элементов. Сначала при поддержке взрослых, а затем самостоятельно, дети решают возникающие задачи. Таким образом, в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают основными вычислительными навыками. Формирование у них элементарных математических представлений – важная задача в рамках познавательного развития в дошкольном образовании.

Современные исследования в психологии и педагогике подтверждают, что усвоение математических представлений оказывает положительное влияние на психическое развитие дошкольников и обеспечивает их готовность к школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова и др.).

Без специальной организации обучения математическое развитие в дошкольном возрасте происходит медленнее и может не достичь необходимого уровня для дальнейшего интеллектуального развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает важность развития познавательных интересов, любознательности, познавательной мотивации, познавательных действий, воображения, творческой активности и формирования представлений об окружающем мире, включая свойства и отношения объектов (форма, цвет, размер, количество, число, пространство, время и т. д.).

В раннем возрасте (1-3 года) основными видами деятельности являются предметная деятельность, игры с игрушками, экспериментирование, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание, восприятие музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок и двигательная активность.

Содержание математических представлений, формируемых у дошкольников, разнообразно, но особое место занимают количественные представления. Эта проблема актуальна, так как формирование количественных представлений – сложная задача для многих воспитателей, требующая настойчивости, системы и последовательности.

При изучении психолого-педагогической литературы были систематизированы основные положения, касающиеся математического развития детей раннего и дошкольного возраста.

Понятие "математическое развитие" является сложным и многоаспектным. Оно включает представления о пространстве, форме, величине, количестве и их свойствах, необходимых для формирования "житейских" и "научных" понятий (Носова Е.А. 1990г.).

Усваивая элементарные математические представления, ребенок вступает в особые отношения со временем и пространством, формируя представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности. Эти представления являются ключом к овладению различными видами деятельности, пониманию окружающего мира и формированию целостной картины мира.

Раннее обучение и воспитание – сложный процесс, зависящий от социальных условий, образовательного уровня родителей, их педагогической компетенции и здоровья ребенка.

Знания ребенка об окружающем мире начинают формироваться с первого года жизни. Первые ощущения связаны с развитием сенсорного восприятия и являются основой для формирования количественных представлений.

В возрасте 3–6 месяцев младенец рассматривает и манипулирует игрушками, обладающими свойствами (цвет, форма, величина), как видимыми, так и скрытыми (упругость, масса, фактура).

После 6 месяцев, когда ребенок начинает сидеть, ползать и вставать, создаются благоприятные условия для познания окружающего мира. В этом возрасте совершенствуются исследовательские действия с предметами.

В возрасте около 1 года малыш делает первые шаги и заново открывает мир. Он с удовольствием исследует окружающее пространство и предметы.

В первой половине второго года жизни малыш обнаруживает, что в мире много одинаковых или похожих предметов. Взрослые помогают ему прийти к этому выводу, показывая и называя предметы, указывая на их отличительные и общие признаки.

Таким образом, в раннем возрасте на уровне наглядно-действенного мышления создаются предпосылки для обобщения личного опыта ребенка. С 2-х до 3 лет ребёнок усваивает обобщающие понятия (игрушки, одежда, обувь, мебель) и группирует предметы. Обучение детей предусматривает не только сообщение знаний, формирование умений и навыков, но и развитие умственных способностей и познавательных интересов, т. е. развитие личности ребёнка.

Список использованной литературы

  1. Альтхауз Д. и Дум Э. в своей книге "Цвет, форма, количество" (М.: Просвещение, 1984) рассматривают аспекты ознакомления с основными математическими понятиями.
  2. Арапова-Пискарева Н.А. в работе "Формирование элементарных математических представлений" (М.: Мозаика-Синтез, 2006) уделяет внимание процессу развития начальных математических знаний.
  3. Баряева Л.Б. и Зарин А.П. в методическом пособии, выпущенном в Санкт-Петербурге в 2000 году, исследуют методики формирования представлений о количестве у детей.
  4. Борисенко М.Г. и Лукина Н.А. в своей книге "В помощь маленькому мыслителю" (СПб.: Паритет, 2003) предлагают способы развития у детей дошкольного возраста основ математического мышления.
  5. Венгер Л.А. и Дьяченко О.М. в работе "Игры и упражнения по развитию умственных способностей…" (М.: Просвещение, 1989) рассматривают развитие умственных способностей через игровые методы.
  6. Громова О.Е. в методическом пособии "Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста" (М.: ТЦ Сфера, 2005) акцентирует внимание на раннем этапе развития математических представлений.
  7. Колесникова Е.В. предлагает методическое пособие "Математика для детей 3-4 лет" (М., 2004), ориентированное на работу с младшими дошкольниками.
  8. Леушина А. М. в книге "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста" (М., Просвещение, 1974) рассматривает вопросы формирования базовых математических знаний.
  9. Тарунтаева Т.В. в работе "Развитие элементарных математических представлений дошкольников" (М., Просвещение, 1980) анализирует процесс развития математических представлений у дошкольников.
  10. Коллективный труд "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников" под редакцией А.А.Столяра (М., Просвещение, 1988) представляет собой сборник материалов по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических представлений у детей дошкольного возраста. Тема: «Геометрические фигуры. Обобщение.»

Материал занятия поможет закрепить и обобщить знания детей о свойствах геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника....

Конспект НОД на игровой основе по развитию математических представлений у детей среднего возраста «В гостях у Домовёнка»

Цели НОД:количественный и порядковый счёт; умение ориентироваться в пространстве  и времени; выделять основные признаки предметов: цвет, форма, величина; умение  разрешать проблемно поисковы...

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста

Конспект занятия по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста (2 младшая группа)...

Представление собственного педагогического опыта работы по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста.

Мною представлены материалы собственного многолетнего педагогического опыта работы  по формированию и развитию математических представлений у детей дошкольного возраста....

Статья "Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в условиях ФГОС ДО"

В статье дается краткое описание компилятивной программы по ФЭМП для детей с тяжелыми нарушениями речи, указаны принципы формирования и значимые для разработки характеристики, особенности  органи...

Статья "Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений у детей дошкольного возраста"

Дошкольный возраст - это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Одна из актуальных задач развития ребенка дошк...

Статья «Взгляды Е.И. Тихеевой на содержание и методы развития математических представлений у детей дошкольного возраста».

Статья «Взгляды Е.И. Тихеевой на содержание и методы развития математических представлений у детей дошкольного возраста»....