НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ПО МДК.02.06 «Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»
картотека по математике
Картотека дидактических игр на разные возрастные группы ПО МДК.02.06 «Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 300.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Россошанский филиал ГБПОУ ВО
«Губернский педагогический колледж»
НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ПО МДК.02.06 «Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»
Студентки 3 «В» группы
Решетняковой Нелли Вячеславовны
Руководитель: Карпенко Елена Анатольевна
Россошь 2025
1. Дидактическая игра количество и счет в младшей группе
«Угости зайчат»
Задачи: формировать у детей представления равенства на основе сопоставления двух групп предметов, активизировать в речи слова: «столько – сколько, поровну», «одинаково», поровну».
Оборудование: вырезанные иллюстрации зайчиков и морковок.
Ход игры
Воспитатель говорит: «Посмотрите, к нам в гости пришли зайчата, какие они красивые, пушистые. Давайте их угостим морковками. Я поставлю зайчат на полочку. Поставлю одного зайчонка, еще одного, еще одного и еще одного. Сколько всего зайчат? (много) Давайте зайчат мы угостим морковками. Каждому зайчику дадим по морковке. Сколько морковок? (много). Их больше или меньше, чем зайчат? Сколько зайчат? (много). Поровну ли зайчат и морковок? Правильно, их поровну. Как еще можно сказать? (одинаково, столько же). Зайчатам очень понравилось с вами играть».
2. Дидактическая игра количество и счет в средней группе
«Живые числа»
Цель: упражнять в счете (прямом и обратном) в пределах 5.
Материал и оборудование: карточки с цифрами от 1 до 5.
Правила игры: раздаются карточки, выбирается водящий. По сигналу нужно построиться в прямом или обратном порядке (как задаст водящий).
Ход игры: дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по группе. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся в шеренгу, называя свое число. (Один, два, три и т. д.) Дети меняются карточками. И игра продолжается.
Вариант игры. «Числа» строятся в обратном порядке от 5 до 1, пересчитываются по порядку.
3. Дидактическая игра количество и счет в старшей группе
«Исправь ошибку»
Цель: упражнять в умении пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
Материал и оборудование: доска с цифрами, предметы.
Ход игры: несколько групп предметов размещают на доске, рядом ставят цифры. Ведущий просит играющих закрыть глаза, а сам меняет местами или убирает из какой-либо группы один предмет, оставляя цифры без изменения, т.е. нарушает соответствие между количеством предметов и цифрой. Дети открывают глаза и исправляют ошибку разными способами: «восстановлением» цифры, которая будет соответствовать количеству предметов, добавляют или убирают предметы, т. е. изменяют количество предметов в группах. Тот, кто работает у доски, сопровождает свои действия объяснением. Если он хорошо справился с заданием (найти и исправить ошибку), то он становится ведущим.
4. Работа над арифметической задачей в старшей группе
- Ребята у вас на столах математический набор, разложите цифры от 1 до 10.
- Обратите внимания на полке стоит 3 книг. Скажите сколько книг на полке?
Дети: На полке 3 книг.
- Яна поставь на полку еще одну книгу. Книг стало больше или меньше?
Дети: Книг стало больше
- Дети какое действие надо произвести? Сложение или вычитание?
Дети: Надо произвести действие сложение
- Сколько книг поставила Яна?
Дети: Яна поставила 1 книгу
- Какой вопрос мы поставим в задаче?
Дети: В задаче поставим вопрос сколько книг на полочке?
- Мы должны число 3 увеличить на 1. И сколько книг теперь на полочке?
Дети: На полочке 6 книг
- Что показывает ответ задачи?
Дети: Сколько книг на полочке.
- Давайте запишем решение задачи
(Дети выполняют задание воспитателя)
3+1 = 4
- Ребята давайте решим еще одну задачу на вычитание. Дети на столе стоят чашки, посчитайте сколько их?
- Выложите цифру, которая покажет, сколько чашек на столе.
- Одну чашку я убрала. Придумайте задачу о том, что я сделала. (На столе стояло четыре чашки, одну чашку убрали. Сколько чашек осталось на столе)
- Одну чашку я убрала, значит их количество уменьшилось на единицу. Какой знак надо поставить, если мы уменьшаем число? (-). Поставьте его около цифры 4.
- Сколько чашек убрали? (1).
- Поставьте цифру 1. Какой знак надо поставить чтобы получить ответ? (знак равенства). Поставьте его. Решите задачу. Сколько чашек осталось?
4-1=3
- Кто расскажет решение задачи? (ответы детей)
Дидактический материал
Зайцы – 3 шт
Морковки – 3 шт
7
5. Упражнение на изучение и закрепление признаков плоских геометрических фигур.
Цель: закрепление признаков плоских геометрических фигур.
Материал: вырезанные из бумаги рукавички с изображенными геометрическими фигурами.
Ход игры: на столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой — круг и квадрат, на третьей — два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку. Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.
6. Дидактическая игра на формирование умения различать и называть объемные геометрические фигуры.
Цель: формирование умения анализировать и сравнивать форму знакомых предметов;
Оборудование: мешочек, геометрические формы.
Ход игры:
Вариант 1. В мешочке находятся предметы разных геометрических фигур. Ребенок обследует их, ощупывает и называет фигуру, которую хочет показать.
Вариант 2. Усложнить задание можно, если ведущий дает задание найти в мешочке какую-то конкретную фигуру. При этом ребенок последовательно обследует несколько фигур, пока не отыщет нужную.
7. Дидактическая игра на формирование умения определять форму окружающих предметов.
Цель: формирование умения определять форму окружающих предметов.
Оборудование: карточки с различными геометрическими фигурами.
Ход игры: Детям предлагаются карточки с изображением различных геометрических фигур. Затем воспитатель предлагает детям осмотреться по сторонам и найти предмет похожий на эту фигуру.
8. Дидактическая игра на формирование умения ориентироваться на своем теле
Цель: формирование представлений о схеме собственного тела.
Оборудование: зеркало.
Ход игры: взрослый и ребенок стоят перед зеркалом. С помощью прощупывания находят части тела.
Инструкция: «Мы с тобой сейчас будем знакомится с собственным телом. Итак, давай найдем, где у нас находится голова. Шея. Что находится ниже шеи? (Плечи.) От плеч — две руки, правая (показать) и левая (Ребенку предлагается рассмотреть руки). Нижняя часть (показать) называется кистью руки. С внутренней стороны кисти — ладонь. Каждый палец имеет своё название (назвать пальцы).
Выполни движения по тексту.
Этот пальчик – маленький,
Мизинчик удаленький.
Безымянный – кольцо носит,
Ни за что его не бросит.
Ну а этот – средний, длинный.
Он как раз посередине.
Этот указательный,
Пальчик замечательный.
Большой палец, хоть не длинный,
Среди пальцев самый сильный.
Пальчики не ссорятся
Вместе дело спорится.
(На каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулачок, разжать и повертеть кистями)
Покажи, где туловище. Что находится на туловище впереди? (Грудь, живот.) А сзади? (Спина.) В самом низу — ноги. Нижняя часть ноги (показать) называется ступней. Почему? (От слова «ступать».)
9. Дидактическая игра на формирование умения двигаться в определенном направлении
«Что я загадал?»
Цель: развитие умения ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху — внизу, впереди (спереди) — сзади (за), слева — справа, между, рядом с, около).
Инструкция: один ребенок загадывает предмет в группе, задача другого ребенка найти местоположение предмета, задавая вопросы.
Ход игры: воспитатель предлагает ребенку загадать предмет, находящийся в группе. Например, часы, которые висят на стене. Вопросы необходимо задавать так, чтобы сначала искать не предмет, а место где он расположен. Другой ребенок задает вопросы, например: «Это висит на стене? Да. Это висит на дальней стене? Нет. Это висит рядом со шкафом? Да. Это часы? Да». Затем дети меняются ролями.
10. Дидактическая игра на формирование умения ориентироваться на плоскости чистого листа
«Геометрический диктант»
Цель: развитие пространственных представлений и ориентации на листе бумаги у детей старшего дошкольного возраста.
Оборудование: лист бумаги, набор геометрических фигур.
Ход игры: Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
11. Дидактическая игра на формирование умения ориентироваться на листе бумаги в клетку
«Графический диктант. Олень»
Цель: совершенствование мелкой моторики рук и пространственного воображения.
Оборудование: лист в клетку, карандаш
Ход: Начальная точка – 4 клетки вниз, 2 клетки вправо.*2 клетки вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх,*1 клетка вправо, *1 клетка вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вверх,*1 клетка вправо, *2 клетки вниз, *3 клетки влево, *2 клетки вниз, *1 клетка вправо, *1 клетка вниз,*3 клетки вправо, *1 клетка вверх, *1 клетка вправо, *6 клеток вниз*1 клетка влево, *2 клетки вверх, *1 клетка влево, *1 клетка вверх, *2 клетка влево, *1 клетка вниз,*1 клетка влево, *2 клетки вниз, *1 клетка влево, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, *3 клетки вверх, *1 клетка влево, *2 клетки вверх.
12. Дидактическая игра на формирование понятий «сутки», «части суток».
«Назови сутки»
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) :
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход: Воспитатель предлагает детям рассмотреть части суток на картинках, затем называет определённое время суток, н-р вечер. И дети, у которых есть соответствующая картинка, должны поднять карточку и рассказать, почему они считают, что это вечер. Далее воспитатель просит детей выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
7. 7.
8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-теоретические основы логопедической работы по развитию внимания и саморегуляции у дошкольников со стертой дизартрией
В своей статье я изложила, насколько процессы произвольного внимания и саморегуляции играют существенную роль при овладении детьми процессами чтения и письма. Поэтому недоразвитие или несформированнос...

Методическая разработка "Теоретические и методические основы реализации художественно-эстетического развития дошкольников".
Приемы изображения предметов детьми разного возраста Динамическая таблица изображения красками любого животного в разных движениях .3.Узор на квадрате.4.Образцы способов вырезывания из бумаги, пр...
Теория и методика математического развития дошкольников.
методика формирования представлений о величине у детей 5-ого года жизни...
Теория и методика математического развития дошкольников
картотека по математическим играм для детей младшего возраста...
«Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»
Математика – это особый мир, мир чисел, количества, геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно м...

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ПО МДК.02.06 «Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»
В этом файле представлена картотека дидактических игр на разные возрастные группы ПО МДК.02.06 «Теоретические основы и методика математического развития дошкольников»...

НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ПО МДК.02.02 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
В данном файле представлена НАКОПИТЕЛЬНАЯ ПАПКА ПО МДК.02.02 «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ». В этом файле находятся:Высказыва...






