Весёлая математика.
статья по математике (младшая группа)
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша, в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста одна из важнейших задач познавательного развития ребёнка — развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые помогают легко осваивать новое.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Весёлая математика.
Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша, в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста одна из важнейших задач познавательного развития ребёнка — развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые помогают легко осваивать новое.
В дошкольной дидактике имеется достаточное количество разнообразных материалов. Наиболее эффективным средством являются палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. Основные особенности палочек Кюизенера — абстрактность, универсальность, высокая эффективность.
Использование палочек строится с учётом самостоятельной познавательной деятельности ребёнка, в которой он, экспериментируя, «открывает» для себя новые представления. Работа с данным материалом даёт возможность перевести практические внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое и в то же время достаточно обобщённое представление о понятии, овладении способами действия, которые необходимы для возникновения элементарных математических представлений, позволяет осуществлять индивидуально дифференцированный подход, развивать логическое мышление, внимание, память, познавательную активность, мелкую моторику рук, комбинаторные и конструкторские способности, речь, целеустремлённость, настойчивость овладевать различными мыслительными умениями (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, сериация) и др.
Необходимым условием организации игр с палочками Кюизенера является атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, что создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, даёт возможность ощутить радость познания. В результате ребёнок становится не бездеятельным наблюдателем, а активным участником, что, в свою очередь стимулирует развитие его познавательной сферы.
Занятия с использованием палочек Кюизенера следует строить по следующему алгоритму:
1. Организация деятельности и мотивация детей.
2. Постановка проблемной ситуации.
3. Решение задач, в том числе и нестандартных.
Так, воспитанникам предлагаются наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, задания, требующие умения строить предположения, проявлять смекалку, наблюдательность. Дети заинтересованы тогда, когда работа для них оказывается достаточно трудной, но выполнимой.
Главное, чтобы ребёнок на каждом занятии испытывал радость от результативных мыслительных усилий, почувствовал себя увереннее от того, что смог выполнить задание. Подбор упражнений осуществляется с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.
4. Подведение итогов деятельности воспитанников. В процессе выполнения детьми заданий математического характера надо обязательно проанализировать с ними путь решения и результат. Доброжелательная оценка взрослого, тактичный анализ причин ошибки, совместная заинтересованная деятельность позволят правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение.
Применение цветных палочек поможет в осознании соотношений «больше — меньше на…»; в овладении арифметическими действиями сложения и вычитания; в организации работы по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину»; научиться делить целое на части, измерять объекты т.д.
В процессе выполнения заданий педагогом используются инструкции (целостная для старших, разделённая для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы и другие приёмы. Заниматься с палочками дети могут индивидуально и небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа, но не в качестве ведущей формы организации воспитанников. Для младших детей вводится игровая мотивация («построй лесенку для зверей»), а для старших используются приёмы соревновательного характера («кто быстрее сделает» и т.д.). Палочки Кюизенера позволяют решить задачи развития элементарных математических представлений по разделам: «Количество и счёт», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Форма».
*Цвет. Игры и упражнения заключаются в группировке палочек по цвету. Используются выражения «такой же», «не такой как», «одинаковые», «разные». В ходе игр педагог должен помочь ребёнку выделить цвет. Для этого предлагает следующие задания: - найди и положи палочку такую же по цвету; - отбери все красные палочки (жёлтые, синие и т.д.); - перечисли цвета всех палочек.
В случае если у ребёнка возникли затруднения при определении цвета, сначала надо показать и назвать, помочь найти палочку такого же цвета, а затем он называет самостоятельно оттенки «светлее, темнее».
Можно использовать следующие игровые упражнения: «Построй дорожки», «Заборчик», (определённого цвета или двух цветов) и др. В речи педагогу следует использовать слова «такая же», «одинаковые», «разные».
*Величина. При сравнении длины палочек необходимо свои действия сопровождать словами: «это длинная палочка, а это короткая». Педагог может предложить воспитанникам следующие упражнения: - найти и показать самую короткую (длинную) палочку, назвать её цвет; - выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую); - найти две палочки одинаковой длины и сказать, какого они цвета; - построить лесенку из 3, 5 и 10 палочек (горизонтальных, вертикальных) и показать самую короткую, длинную и др.; - построить лесенку по указанию (например, возьми жёлтую палочку. Над ней поставь голубую, а под голубой — чёрную. Найди место для красной и фиолетовой. Выше голубой — белую, между белой и голубой — розовую и т.д.).
*Ориентировка в пространстве. Возможны различные варианты заданий (например: составь поезд из жёлтой и красной палочек так, чтобы красная была слева от жёлтой; либо из белой, розовой и жёлтой так, чтобы белая была посередине, а розовая — справа от белой и др.).
*Количество и счёт. Варианты игр и упражнений также различны. Например, можно предложить воспитаннику взять белую палочку, самую короткую, — это число «один», или две белые палочки придвинуть близко друг к другу, найти палочку, которая была бы точно такой же длины. Розовая палочка — число «два», т.к. имеет длину, что и две белых — и так до 10.
Параллельно можно использовать игровые упражнения и игры с логическими блоками Дьенеша. В процессе игр формируются умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать. Способность комбинировать при помощи блоков формирует у детей умение создавать разные сочетания предметов или их элементов. Например: воспитанникам предлагается составить разные варианты домов из таких элементов, как квадратная или прямоугольная стена; квадратное или круглое окно; треугольная или четырёхугольная крыша.
Использование на занятиях карточек-схем развивает способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них для перехода от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению. Карточки с отрицательными свойствами являются своеобразными мостиками к словесно-логическому мышлению. В зависимости от представлений детей используется большее или меньшее количество признаков фигур. Прежде чем приступать к играм и упражнениям, воспитанникам даётся возможность самостоятельно познакомиться с фигурами. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет и размер.
Игры и упражнения следует начинать с формирования способностей анализировать, умения осуществлять поиск общих и отличительных признаков предмета. На каждое задание отводится по 2—3 занятия в зависимости от сложности и уровня подготовленности детей.
Задания на проверку правильности задачи особенно нравятся воспитанникам. Игровой метод, как поиск нарисованных фигурок на полу с передвижением в соответствии с заданием, позволяет повысить активность детей, у них появляется возможность больше общаться друг с другом, доказывать свою точку зрения. Чтобы процесс мышления не был скрыт от воспитателя и самих детей, необходимо побуждать рассказывать о своих действиях. Одновременно воспитанники учатся контролировать свои действия, развивают речь, умение общаться.
Большое внимание уделяется обучению рассуждать, логически мыслить. Обучение проводится по этапам: знакомство с условием задания, анализ условия задания, вопрос, схематичное изображение. С логическими блоками дети выполняют различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, делят между поссорившимися игрушками, размышляют по ходу действий. При этом в одном и том же упражнении есть возможность варьировать правила выполнения задания с учётом накопленного опыта.
Все игры и упражнения разделены на четыре группы:
*развитие умений выявлять свойства;
*развитие умений сравнивать предметы по их свойствам;
*развитие умений классифицировать;
*развитие логических действий и операций.
Игровые упражнения для детей второй младшей группы.
«Весёлое путешествие» Цель: закрепление представления детей о том, что каждой палочке разного цвета соответствует определённое число; упражнение в соотнесении цвета и числа. Материал: набор палочек Кюизенера (белого, розового и голубого цветов); цифры от 1 до 3 (5). Игровые действия: педагог предлагает детям построить необычный поезд из цветных палочек.
Р | Б | Г |
Пассажирами будут «зайчики» — белые палочки, каждая из которых обозначает число «1».
Педагог предлагает «зайчиков» посадить в «вагончики» и узнать, сколько «пассажиров» поместится в каждом из них. Дети практическим путём находят ответ: берут белые палочки и накладывают на «вагончики» каждого цвета. Таким образом, ребята могут найти ответы на вопросы: Сколько «пассажиров» поедет в каждом «вагоне»?
Благодаря практическим действиям дети замечают, что в розовом вагончике помещается только два «пассажира», в голубом — три, т.е. палочка каждого цвета всегда обозначает определённое число. Затем педагог предлагает обозначить количество «пассажиров» цифрой.
«Найди свой домик» Цель: закреление умения соотносить цветную палочку с цифрой; развитие памяти. Материал: набор палочек Кюизенера; набор цифр от 1 до 5. Игровые действия: педагог, раскладывая цифры, сообщает, что каждый «домик» имеет свой номер, и предлагает заселить в домики «жильцов» (цветные палочки) так, чтобы каждой цифре соответствовала определённая цветная палочка.
1 2 3 4 5
Б | Р | Г | Кр | Ж |
«Ленточки для котят» Цель: содействие развитию представлений о длине (длинный, короткий); умения сравнивать предметы по длине путём наложения и приложения; развитие глазомера. Материал: палочки Кюизенера, игрушечные котята. Игровые действия: педагог сообщает, что котята любят играть с разноцветными ленточками, но ветер разбросал их вокруг. Просит ребят собрать все «ленточки» (цветные палочки): сначала красного цвета, затем розового. Дети составляют «ленточки» из палочек одинакового цвета, а затем сравнивают приёмом наложения. Убеждаются, что красные одинаковые по длине, так как концы палочек совпали (одна «спряталась» под другой). Аналогично сравнивают розовые. Затем педагог предлагает сравнить розовую и красную «ленточки» и ответить на вопрос: «Какая из них длиннее, а какая короче?».
«Найди фигуру» Цель: формирование пространственных представлений на себе, чётко выделяя правую, левую стороны; активизирование в речи слов: «слева», «справа», «посередине». Материал: набор логических блоков: квадрат, круг, треугольник. Игровые действия: найти и положить перед собой синий треугольник, справа от него — красный круг, а слева — жёлтый квадрат. Уточнить, какая фигура расположена слева, какая справа, какая посередине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Весёлая математика "Путешествие на корабле"
Знание порядкового счёта. Ориентировка на листе. Знакомство с секундной стрелкой.Знание о четырёхуголнике, ромбе....
Конспект занятия по Формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Весёлая математика»
Конспект для педагогов детских садов....
Конспект занятия по математике подготовительной группы: "Весёлые математики"
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура. Цель: Обучать детей умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различ...

"Весёлая математика-путешествие на корабле"
Занятие по математике в подготовительной группе детского сада....

Конспект занятия по математике в старшей группе «Весёлая математика»
Цель:Упражнять дошкольников в счете в пределах 3, закрепить названия геометрических фигур, основных цветов; умение ориентироваться на плоскости.Закрепить умение составлять описание картины, согласовыв...

Открытое занятие по математике для средней группы "Весёлая математика"
Конспект по математике для средней группы...

