Конспекты в подготовительной группе по программе Петерсон по математике
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по теме: Число и цифра 5
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: закрепить представления детей о составе числа 5 из двух меньших
Задачи:
Тренировать умение печатать цифры 1-5 в клетка, уточнить представления о ломанной, замкнутых линиях, многоугольнике.
Актуализировать способ сравнения предметов по длине, тренировать умение выделять и называть свойства предметов, разбивать группы предметов на части по их свойствам.
Тренировать умение составлять задачи по картинкам и решать их с помощью числового отрезка, сформировать опыт анализа задачи.
Сформировать опыт работы в парах, взаимопроверки и самопроверки по образцу, выполнения действий по алгоритму.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель собирает детей около себя. - Есть ли у вас дача? - Что растет на вашей даче? Выслушиваются ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что Таня хочет на своей даче посадить клумбы цветов. - Хотите сделать цветочные клумбы для Тани? - Сможете? |
2 | Актуализация знаний | - А сейчас можно разбивать клумбу? - Почему? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | - Как же можно помочь Тане? Дети предлагают разработать проект клумбы для цветов. Педагог предлагает детям отправится в лабораторию разработчиков и приступить к дизайну. |
4 | «Открытие» нового знания | Дети по два человека садятся за столы, на которых размещено по два комплекта разных полосок из бумаги (1 красная и 4 желтые), (3 оранжевые и 2 синие) Педагог предлагает разобрать заготовки каждому так, чтобы у одного разработчика было два цвета. - Сколько полосок получилось у каждого? - Какое равенство можно составит из каждых полосок, запишите на свою рабочую карточку пример, сколько у кого полосок. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети выполняют записи в карточки. Педагог предлагает приступить к разработке дизайна и выложить из полосок ломанную линию. Затем задание выложить из полосок замкнутую фигуру. Что получилось? Решение задач в тетрадях по теме дача: - Что в задаче нужно узнать? - Как можно узнать часть? - Известно ли нам целое? - Известна ли нам часть? - Как будете решать задачу? Дети выполняют работу в тетрадях. Физминутка: море волнуется раз море волнуется два в группу по 5-3 человека замри. Дид. упражнение в парах: укрась бабочку по цветам. Чтобы выложить бабочку по цветам нужно решить примеры. |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - Как помогли Тане? - Где вы сегодня побывали? - Что помогло вам соорудить клумбы, сделать красивый рисунок? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. |
Занятие по теме: Числа и цифры 1-5
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: уточнить представление о числовом ряде, порядке следования чисел в числовом ряду.
Задачи:
Тренировать умение сравнивать числа с помощью определенного порядка их следования в числовом ряду
Закрепить представление о составе чисел 2-5, тренировать умение печатать цифры 1-5 в клетках;
Тренировать умение соотносить числа на числовом отрезке с символами, выполнять операции сложения и вычитания на числовом отрезке способом присчитывания и отсчитывания единицы, пользоваться часами.
Формировать опыт самопроверки по образцу.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог начинает играть с детьми в игру «Живые цифры» Каждому игроку раздается цифра, задача детей встать по порядку. Затем выполнят разные задания, например: «Сделать шаг соседям числа 4, понять руки числу 1+5 м и т.д.» Внезапно слышится звук инстаграма (пришло письмо) |
2 | Актуализация знаний | Дети читают письмо снеговика – помощника Деда Мороза. «Здравствуйте ребята. Я помогаю Деду Морозу читать письма от детей. Один мальчик из одного из сел с Крайнего Севера попросил подарить ему лыжи. Но нам никак не получается разобрать по порядку пункты следования. Помогите мне пожалуйста его перевести. Очень жду вашего ответа.» |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Педагог предлагает с детьми открыть письмо. Вместо цифр представлено изображение предметов. Дети предлагают подобрать знаки по местам. - Назовите числа большие шарика (Это елка, цветок и ромб) - Назовите числа меньшие цветка и т.д. Воспитатель предлагает детям вставить пропущенные знаки. - Какой знак надо поставить в первом случае? |
4 | «Открытие» нового знания | Педагог вместе с детьми обсуждает шифр карты. Дальше дети выполняют следующее задание, подписывая числа по составу главного числа. Педагог предлагает разобрать состав числа в карточке. Физминутка: с элементами дыхательной гимнастики Серия веселых заданий: - сделать приседаний 7-4 - сделать глубоких вдохов с махами руками 3+1-2 - сделать наклоны 6-2 |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог обращает время, что в России разные часовые пояса. Поэтому нужно записать для Деда Мороза правильную информацию. Дети выполняют задание, зарисовывая стрелки по указанному значению. - Чего не хватает на будильниках? - Сколько стрелок должно быть на часах? - Как надо расположить стрелки на будильнике, чтобы он показывал то же время? Педагог демонстрирует макет часов. - Как можно проверить правильность выполнения задания? |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - Как мы смогли помочь? - Какие трудности у вас возникали? - Что помогло вам разобраться со временем? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. |
Занятие по теме: Измерение длины
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: формирование представлений об аналогии между делением на части отрезков и групп предметов
Задачи:
Закрепить представление о сложении и вычитании чисел, взаимосвязи между частью и целым, тренировать умение составлять по картинкам решать числовые равенства
Тренировать умение использовать сантиметровую линейку для измерения длины.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель собирает детей около себя: - Любите ли вы получать подарки? - А нравится ли вам подарки дарить? Воспитатель рассказывает, что Винни-Пух купил шарики и хочет подарить их своим друзьям – Пятачку и ослику |
2 | Актуализация знаний | Дети выполняют задание в тетрадях, записывая равенства Педагог задает вопросы, дети проговаривают а затем записывают равенство. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Дети продолжают задание, помогая персонажам измерить длину пути к домику Пятачка Пришел Винни-Пух к Пятачку и рассказывает, что его дом находится так далеко от его собственного дома! Сначала 4 см потом еще 2 Дети затрудняются с точным определением. |
4 | «Открытие» нового знания | - Как это можно узнать? Дети предлагают посмотреть в книге. - Хотите попробовать догадаться самостоятельно? Воспитатель предлагает детям взять зеленую и красную полоски и представить, что когда Винни-Пух к Пятачку, то он измерял дорогу полосками. Одна полоска равна по длине первому участку пути, другая второму участку пути. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дальше дети выполняют задание по измерению построек и длины. Педагог проводит индивидуальную работу, задает вопросы. |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - Как мы смогли помочь? - Какие трудности у вас возникали? - Что помогло вам разобраться со временем? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. |
Занятие по теме: Измерение длины
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: формирование представлений об общепринятой единице измерения длины (ширины, высоты) - сантиметре
Задачи:
Познакомить детей с общепринятой меркой для измерения длины, высоты - сантиметре, познакомить со способом измерения длины с помощью сантиметровой линейки;
Уточнить способы сравнения предметов по длине, представления о способе измерения длины с помощь мерки, зависимости результата измерения от величины мерки;
Тренировать умения сравнивать числа с помощью определения порядка их следования в числовом ряду и определять, на сколько одно число больше или меньше другого, печатать цифры в клетках;
Повторить свойства геометрических фигур, сформировать опыт действия по алгоритму и выражения в речи его основных шагов, нахождения и исправления ошибок, развивать коммуникативные навыки.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель собирает детей около себя. - Есть ли у вас друзья? - Чем вы любите заниматься вместе с друзьями? Выслушиваются ответы детей, после чего воспитатель рассказывает детям, что у Тани и Вани есть друг – Сережа, с которым у ребят много интересных дел. |
2 | Актуализация знаний | Таня и Сережа, гуляя во дворе, решили измерить шагами длину детской площадки. У Тани получилось 10 шагов, у Сережи – 8 шагов. Дети спорят, кто из них правильно измерял длину площадки. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Почему получились разные результаты? - Каким мерками надо пользоваться, если мы хотим сравнивать предметы по длине? Дети предлагают воспользоваться мерками. |
4 | «Открытие» нового знания | Дети используют мерку для измерения длины ковра (площадка) Задание: подобрать ножки для скамеек Как записать для Тани и Вани значение высоты подходящих ножек (вдруг в магазине не будет такого цвета а другого, но подходящей величины? Дети предлагают использовать линейку. Воспитатель делает вывод: единая мерка, с помощью которой можно измерить длину, ширину или высоту, называется сантиметр. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети выполняют задание в тетрадке: «Подбери для лавочки ножки одинаковой высоты» Физминутка: Математическая фигура Упражнение в тетрадке: «Скатерть» - Какую скатерть можно назвать квадратной? - Как вы будете производить измерения? «Подбери для забора доски нудной высоты» |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - Кому и чем помогли? - Какие знания дали вам возможность определить мерку длины? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. |
Занятие по теме: «Измерение объема»
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: сформировать представления о способе измерения объема с помощью мерки - кубиков
Задачи:
Актуализировать умение использовать для измерения объема общепринятую мерку – литр, познакомить с новым способом измерения.
Тренировать умение сравнивать числа на основе определения порядка их следования в числовом ряду, определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого.
Тренировать умение выражать в речи положение того или иного предмета по отношению к другому
Сформировать опыт работы в команде, действия по алгоритму, использования критерием для обоснования своего суждения.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог собирает детей около себя - Есть ли у кого-либо из вас дома аквариум? - Какие рыбки плавают в нём? - Знаете ли вы, как ухаживать за ними? Заведующая детский садом попросила Таню сходить в три зоомагазина и узнать, аквариумы какой емкости там продается. |
2 | Актуализация знаний | Дети делятся на три группы, каждая отправится в свой магазин |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Дети подходят к столу, на котором находятся два одинаковых пакета от сока и две чашки – большая и маленькая. Воспитатель рассказывает детям о том, что мама купила Тане и Ване по пакету сока. - Что можно сказать об объеме сока, который был куплен Тане и Ване? Таня пила сок из своей чашки (воспитатель ставит рядом с одним пакетом маленькую чашку), а Ваня – из своей (воспитатель ставит рядом с другим пакетом большую чашку. Выпили дети весь сок. «Сколько чашек ты выпил?» Спрашивает Таня брата. «Две чашки» - отвечает Ваня. «Значит я выпила больше сока!» - закричала Таня. Воспитатель задает детям вопрос: - Вы согласны с Таней? - Как же решить спор? |
4 | «Открытие» нового знания | - Какими мерками надо пользоваться, если мы хотим сравнить вместимости пакетов? (мерки должны быть одинаковыми) Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что у Тани в детском саду есть подружка. Летом девочки разъезжаются по своим дачам и часто звонят друг другу по мобильному телефону. Как-то звонит Таня подружке и рассказывает, что ей купили ведерко. А подружка отвечает, что ей тоже купили ведерко. Захотели девочки узнать, в какое ведро помещается больше воды, и просят детей помочь им это определить. - Хотите помочь девочкам определить, в какое ведро повещается больше воды? - Сможете? Дети делятся на две команды. Дети подходят командами к столам. Воспитатель предлагает детям представить, что одна команда на даче у Тани, а другая – на даче у Таниной подружки. - Какими мерками надо пользоваться, если мы хотим сравнить вместимости ведерок? (Мерки должны быть одинаковыми) - Знаете вы мерку, которой могут пользоваться все люди для сравнения по вместимости? - Что нам нужно узнать? - Давайте вспомним с вами, как вы покупаете с мамой квас и молоко. Что говорила мама, когда ее спрашивали, сколько она хочет купить? Выслушиваются все ответы, после чего воспитатель говорит, что существует мерка, которую все знают – 1 литр. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети выполняют задание, размещая обозначения количества объема к предложенный бочкам Задание в тетради: помочь ухаживать Тане и Ване за цветами на даче. - Кто решил задачу правильно? - Как можно еще измерить объем тела? |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - У кого в гостях вы сегодня побывали? - Кому и чем помогли? - Какие знания дали вам возможность определить мерку сосудов? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. |
Занятие по теме: Измерение объема
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: уточнить представления об объеме тела (вместимости), зависимости результата измерения объема о величины мерки
Задачи:
Познакомить детей с общепринятой меркой для измерения объема – литром, сформировать представления о способе обозначения объема именованным числом
Сформировать опыт составления по картинкам, анализа и решения простейших задач на вычисление объемов сосудов, выраженных в литрах
Сформировать первичный опыт регулирования и планирования деятельности во времени, опыт работы в команде, выражения в речи алгоритма действий, выполнения действий с комментированием, нахождения и исправления ошибок.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог напоминает детям, что скоро они будут пить сок. - Любите ли вы пить сок? - Какой сок вы любите больше всего? Выслушиваются ответы детей, после чего педагог говорит, что пить сок полезно, особенно свежевыжатый. Поэтому летом, на даче надо делать сок из морковки, яблок. Можно покупать. |
2 | Актуализация знаний | Воспитатель рассказывает, что Таня и Ваня тоже любят сок, и мама постоянно покупает его детям. Вот и сегодня мама купила детям сок, который они выпили с большим удовольствием, а потом стали выяснять кто выпил больше. - Хотите помочь Тане и Ване разобраться? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Дети подходят к столу, на котором находятся два одинаковых пакета от сока и две чашки – большая и маленькая. Воспитатель рассказывает детям о том, что мама купила Тане и Ване по пакету сока. - Что можно сказать об объеме сока, который был куплен Тане и Ване? Таня пила сок из своей чашки (воспитатель ставит рядом с одним пакетом маленькую чашку), а Ваня – из своей (воспитатель ставит рядом с другим пакетом большую чашку. Выпили дети весь сок. «Сколько чашек ты выпил?» Спрашивает Таня брата. «Две чашки» - отвечает Ваня. «Значит я выпила больше сока!» - закричала Таня. Воспитатель задает детям вопрос: - Вы согласны с Таней? - Как же решить спор? |
4 | «Открытие» нового знания | - Какими мерками надо пользоваться, если мы хотим сравнить вместимости пакетов? (мерки должны быть одинаковыми) Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что у Тани в детском саду есть подружка. Летом девочки разъезжаются по своим дачам и часто звонят друг другу по мобильному телефону. Как-то звонит Таня подружке и рассказывает, что ей купили ведерко. А подружка отвечает, что ей тоже купили ведерко. Захотели девочки узнать, в какое ведро помещается больше воды, и просят детей помочь им это определить. - Хотите помочь девочкам определить, в какое ведро повещается больше воды? - Сможете? Дети делятся на две команды. Дети подходят командами к столам. Воспитатель предлагает детям представить, что одна команда на даче у Тани, а другая – на даче у Таниной подружки. - Какими мерками надо пользоваться, если мы хотим сравнить вместимости ведерок? (Мерки должны быть одинаковыми) - Знаете вы мерку, которой могут пользоваться все люди для сравнения по вместимости? - Что нам нужно узнать? - Давайте вспомним с вами, как вы покупаете с мамой квас и молоко. Что говорила мама, когда ее спрашивали, сколько она хочет купить? Выслушиваются все ответы, после чего воспитатель говорит, что существует мерка, которую все знают – 1 литр. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети выполняют задание, размещая обозначения количества объема к предложенный бочкам Задание в тетради: помочь ухаживать Тане и Ване за цветами на даче. - Кто решил задачу правильно? - Как можно еще измерить объем тела? |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - У кого в гостях вы сегодня побывали? - Кому и чем помогли? - Какие знания дали вам возможность определить мерку сосудов? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. |
Занятие по теме: Незамкнутые и замкнутые линии
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: сформировать представления о замкнутых и незамкнутых линиях.
Задачи:
Закрепить представления смысле сложения и вычитания, тренировать умение составлять задачи по картинам и решать их, составлять числовые равенства на сложение и вычитание, писать (печатать), цифры 1-2 повторить свойства числового ряда.
Закрепить пространственные представления.
Сформировать опыт работы в команде, понимания схем и условных обозначений, выполнения действий по правилу.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель собирает детей около себя. - У кого из вас есть младшие братья и сестры? - Играете ли вы с ними? - Читаете ли вы сестренкам и братишкам книжки? - Какие книжки больше нравятся малышам? - Знаете ли вы, как называется человек, который рисует картинки для книг? Воспитатель предлагает детям стать художниками-иллюстраторами. - Хотите нарисовать картинки для книг? - Сможете это сделать? |
2 | Актуализация знаний | Педагог предлагает детям разделится на пары, чтобы узнать своего товарища по работе. Воспитатель предлагает детям сесть за столы по полученным парам. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Воспитатель обозначает важное условие: - Мы с вами на математике, поэтому задание нужно сделать по-математически. На листочке вам необходимо нарисовать решение задачи: «В корзине лежало пять грибов. Маша взяла себе один, а другой отдала подружке. Сколько грибов осталось. Нарисуйте ответ не отрывая линии» Как это сделать? |
4 | «Открытие» нового знания | Педагог демонстрирует разные рисунки и предлагает их распределить в качестве иллюстраций, чем они отличаются? (точка, линия, кривая) Педагог рассказывает детям на основе вопросов из чего состоит прямая и кривая линия. Педагог рисует детям на доске разные виды линий. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Физминутка: Педагог по очереди демонстрирует слайды с изображением разных рисунков. Дети выполняют задание через движения: Кривая линия – наклоны Точка – присели Прямая линия – руки вверх Дальше дети собираются в разные фигуры все вместе. Педагог спрашивает детей, какая цель их деятельности. Предлагает на основе их ответов продолжить иллюстрировать книги. Задания в тетрадях: 21-22 Если время остается то проводится задание: нужно расставить в разноброс цифры от 1 – 15, затем соединить последовательность цифр не отрывая руки. |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию -Где вы сегодня побывали? - Что узнали нового? - Кем смогли поработать? - Что было сложным? - Какие знания дали нам возможность исправить опечатки? - Какие знания помогли вам расшифровать числа? - Какие знания и умения дали вам возможность определить отличия линий. |
Занятие по теме: Раньше, позже
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: познакомить детей с временными представлениями «позже», «раньше»
Задачи:
Уточнить временные представления (раньше – позже), закрепить умение устанавливать последовательность событий
Закрепить представление о сравнении чисел с помощью определения порядка их следования в числовом ряду; тренировать умение определять на предметной основе, на сколько одно число больше (меньше) другого;
Сформировать опыт работы в команде, взаимопроверки, достижения договоренностей и согласования общего решения;
Сформировать опыт самопроверки по образцу, аргументации своего мнения, действия по алгоритму с предварительным проговариванием его основным шагов, первичный опыт регулирования и планирования деятельности во времени.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог собирает детей и показывает репродукции картин - Знаете ли вы, где можно посмотреть эти картины? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет, что в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург есть картинные галереи. Предлагает помочь в организации выставки в Оренбурге. |
2 | Актуализация знаний | Педагог предлагает пройти всем ребятам за места и разделится на команды с помощью задач-карточек. Каждый ребенок берет на столе одну карточку, на которой изображено 7 предметов. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Каждая команда получает набор из 7 карточек, по которым можно устанавливать временные отношения «раньше», «позже» После обсуждения задания команда выбирает того, кто расположит картинки на доске и расскажет, что было раньше, что позже. |
4 | «Открытие» нового знания | Воспитатель предлагает детям продолжить готовить выставку картин, а для этого рассмотреть ряд домиков. Для проверки воспитатель записывает на доске ряд чисел: - Кто выполнил задание правильно? - Кто ошибся? |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Задание: «Сравни числа с помощью знаком больше, меньше или равно. Физминутка: Дыхательная гимнастика + зрительная (на определенный счет выполнить количество действий. Воспитатель задает детям вопрос: - Знаете ли вы, чем пишут художники свои картины? - Мозаика - Хотите навести порядок в мастерской? - Как назвать одним словом форму камешков из первого мешка? Художник просит пересчитать камешки и сравнить их количество? Почему вы считаете, что многоугольников меньше, чем кругов? - Как узнать, на сколько кругов больше чем многоугольников? Дети выполняют задание самостоятельно с последующей самопроверкой по образцу. Взаимопроверка |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - У кого в гостях вы сегодня побывали? - Кому и чем помогли? - Какие знания дали вам возможность расположить картины по порядку, навести порядок в мастерской у художника? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. |
Занятие по теме: Числа и цифра 3
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: уточнить представления детей о составе числа 3
Задачи:
Уточнить представления о составе числа 3 из двух меньших чисел, познакомить со способом обозначения числа 3 с помощью точек и с помощью печатания цифры в клетках
Тренировать умения составлять задачи по картинкам и решать их, выделять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по свойствам, пользоваться часами;
Уточнить пространственные представления (прямо, налево, направо), тренировать умение ориентироваться по элементарному плану.
Сформировать опыт выполнения действия по образцу, самопроверки, осмысления собственной деятельности, развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитывать познавательный интерес (любознательность)
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог показывает детям тетрадь с заданиями по математике. Рассказывает, что сегодня пришло анонимное письмо с просьбой помочь и выполнить задание на листочке и помочь расселить медведей из сказки. Дети выполняют задания (два жадных медвежонка, мишка-давишка, три медведя, медведь из сказки «Маша и медведь») расселяя медвежат по домам. Дети зарисовывают точками |
2 | Актуализация знаний | Дальше медвежата просят рассказать, как пройти к домикам от главной дороги. Дети по желанию или выбору рассказывают о том, как пройти, используя слова «вправо», «влево» и т.д. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Д/и «Сколько жильцов?» Коза теперь должна разносить каждое утро по домам кружечки с молоком, но она может перепутать количество. Она попросила жильцов подписать количество жильцов на флажках над домом. Но как быть, если медведи не умеют писать? Дети предлагают помочь и написать за них. |
4 | «Открытие» нового знания | Знаете ли вы как правильно писать цифры? Почему вы даете разные ответы? Что вам сейчас нужно узнать? Педагог предлагает взять листы с заготовками для клеток и самостоятельно записать цифру, как на почте. Дети садятся за столы и пробуют нарисовать цифру, затем проводится проверка и дети по образцу проверяют свою работу. Воспитатель говорит, что коза не всегда может приносить молоко сама, иногда это будут делать козлята. Но козлята не знают цифр. - Как по-другому можно изобразить количество? (с помощью точек) |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети рисуют точки у себя у тетрадях около длинного домика. Физминутка Поднимает руки класс- Это «раз», (Потягивания под счет учителя.) Повернулась голова — Это «два». (Движения головой.) Руки вниз, вперед смотри — Это «три». (Приседания:) Руки в стороны пошире Развернули на «четыре». (Повороты туловища.) С силой их к плечам прижать — Это «пять». (Движения руками.) Всем ребятам тихо сесть — Это «шесть». (Ходьба на месте.) Руки на пояс поставьте вначале. Влево и вправо качните плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки. Если сумели — все в полном порядке. Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки и рассказывает, что два медвежонка ходят в лесную школу. Сегодня им задали задание, и медвежата просят детей помочь им выполнить его. Дети придумывают задачу по первой картинке: «В пруду плавала 1 рыбка. К ней приплыли еще 2 рыбки. Сколько всего рыбок стало плавать в пруду?» Воспитатель задает детям вопросы: - Что нужно в задаче узнать? (Надо узнать целое) - Как можно узнать целое? (Надо части сложить) - Известны ли нам части (Да, одна часть – это 1, другая часть – это 2) Воспитатель предлагает детям решить задачу с помощью мешков. Для этого дети сначала договариваются, как они обозначают рыбок, например треугольниками. После этого дети зарисовывают треугольники в мешки: в первый мешок – 1 красный треугольник, во второй мешок – 2 желтых треугольника и ставят знак «+». Затем дети выполняют сложение. - Чему равно целое? - Как можно записать решение задачи с помощью цифр? Дальше дети придумывают задачи аналогично. Педагог предлагает сделать вывод, предлагает посмотреть, сколько времени сейчас? Выясняется время: 3 часа - Что вы обычно делаете в три часа ночи? - Как называется третий день недели, третий месяц года? |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию -Где вы сегодня побывали? - Кому помогли? - Что дало вам возможность помочь медведям, козе, медвежатам, которые учатся в школе? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. Воспитатель вывешивает рядом с карточками, на которых изображены числа 1 и 2 карточки с изображением числа3. |
Занятие по теме: Числовой отрезок
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: сформировать представления детей о числовом отрезке
Задачи:
Познакомить детей со способом сложения и вычитания путем присчитывания и отсчитывания единицы на числовом отрезке.
Уточнить представление об отрезке, закрепить пространственные представления (влево, вправо);
Тренировать умение печатать цифры 1-4 в клетках;
Сформировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по образцу, использования критерием для обоснования своего мнения.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог собирает детей вокруг себя и спрашивает: - Интересно вам узнавать что-то новое? - Как можно назвать людей, которые стремятся к новым знаниям? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель уточняет, что таких людей называют любознательными. Педагог рассказал: в геометрической стране, где живет циркуль, есть школа. Он приглашает нас погулять вместе с ним до школы. |
2 | Актуализация знаний | Дети занимают рабочие места. Воспитатель рассказывает, что отрезок на доске – это дорога, которая ведет в школу. - С помощью чего изображена дорога? - Докажите, что это – отрезок? (отрезок – это часть прямой, у которой есть начало и конец) - Сколько шагов сделал циркуль? - Сколько шагов сделал циркуль?(4) - Сколько одинаковых отрезков нарисовано? - О чем рассказывает каждое число? Воспитатель говорит детям, что весь путь составленный из 4 одинаковых отрезков, называется числовым отрезком. - Что происходит с числами при движении вправо по числовому отрезку? - На сколько увеличивается каждое число при движении вправо? - Что происходит с числами при движении влево по числовому отрезку? - На сколько уменьшается каждое число при движении? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Пришел Циркуль в школу. Сел за парту. А учитель и говорит «Твой числовой отрезок – волшебный. С его помощью легко складывать и вычитать» Не знает Циркуль, как складывать и вычитать. - Покажите Циркулю, как с помощью числового отрезка к 1 прибавить 1. Дети правильно выполняют сложение, но объяснить, как его выполнить с помощью числового отрезка, не могут. - Смогли вы рассказать Циркулю, как с помощью числового отрезка складывать? - Почему не смогли? - Что нам сейчас нужно узнать? |
4 | «Открытие» нового знания | - Что сделать, если чего-то не знаешь? Педагог рассказывает детям, как «шагать» по отрезку. - Найдите на числовом отрезке число 1. - О чем оно рассказывает? - В какую сторону надо двигаться, если мы хотим прибавить 1? - Сколько шагов вправо надо сделать, если мы хотим прибавить 1? Воспитатель рисует на доске дугу со стрелкой от числа 1 к числу 2, а дети повторяют на своих листах. - Какое число получили?? Воспитатель дописывает равенство. Далее воспитатель пишет на доске: 2+1= Расскажите, как вы будете выполнять сложение с помощью числового отрезка. Дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дидактическая игра: «Вдоль по отрезку» Педагог предлагает детям помочь Циркулю произвести расчеты в тетрадях (закрепление полученных знаний) - От какого числа Циркуль начал движение? - В какую сторону он пошел? - Сколько шагов сделал? - Какой результат получил? Воспитатель предлагает детям записать ответ в окошке. Следующие задания дети выполняют самостоятельно. |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - С кем вы сегодня познакомились? - Чем вы помогли Циркулю? - Что дало вам возможность помочь Циркулю? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. |
Занятие по теме: Число 3
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: расширять представления детей о составе числа 3
Задачи:
Сформировать представление о составе числа 3 из двух меньших чисел;
Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи части и целого, переместительном свойстве сложения, числовом ряде;
Тренировать умение сравнивать группы предметов по количеству, соотносить цифры с количеством, составлять числовые равенства сложения и вычитания;
Сформировать опыт действия по правилу работы в группах, исполнения алгоритма.
Воспитывать познавательный интерес (любознательность)
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель собирает детей вокруг себя и спрашивает: - Вы верите в волшебство? -Что вы попросили бы у волшебника? Дети высказываются. Педагог замечает: - У меня есть знакомый волшебник, у которого есть яблоня с молодильными яблоками. Кому бы вы хотели их подарить? |
2 | Актуализация знаний | Дети подходят к яблоневому саду. Педагог говорит условие: - Чтобы яблоки подействовали, нужно съесть каждому по 3. Причем обязательно нужно, чтобы одно непременно было жёлтым. Дети набирают себе по три яблока Дальше проходит анализ состава количества яблок. Педагог предлагает записать на доске пример из состава яблок. Вывод: число 3 можно составить из двух частей. Одна часть – это 1, другая часть – 2. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Все хорошо, если мы только не перепутали, как же проверить: влияет ли на результат перестановка местами слагаемых? Давайте проверим. |
4 | «Открытие» нового знания | Педагог предлагает детям устроиться в математической проверочной лаборатории. Воспитатель помещает на доску домик и объясняет, что число 3 на крыше, а числа, живущие на одном этаже , т.е. расположенные на одной строке – это части, которые при сложении дают целое число 3. Воспитатель предлагает вместе с детьми сделать вывод: Число 3 можно составит из двух частей. Одна часть – жто 1, другая часть – 2. Если части поменять местами, целое не изменится. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Физминутка: «Море волнуется раз в группе по 3 человека замри» На какие части можно разделить ваши группы. На девочек и мальчиков, сколько кого и по количеству можно составить общую тройку. Какое равенство можно записать для вашей группы? А теперь представьте, что наши бабушки и дедушки поели молодильных яблочек и решили поиграть в игру детства. Называется она «Три камешка» Педагог с детьми обыгрывает игру три камешка, последовательно дети «накладывают» до трех камешков в ладони. Затем, начинаем убирать камни: сначала один, обсуждается изменение количества камней. Назовите соседей числа 2, 4, 5 Теперь настало время, чтобы собрать молодильные яблоки в саду у волшебника (помочь ему). Задача детей, заполнить и уравнять примеры. Педагог выполняет первое задание вместе с детьми, дальше задание у доски выполняет один ребенок. |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - Что полезное, важное вы сегодня сделали? - Какое новое знание вам помогло? Педагог подводит детей к выводу, что сделать все это помогли умения считать, знания о действии вычитания и его записи. Домик с составом числа 3 помещается на стену рядом с домиком с составом числа 2. |
Занятие по теме: Числа и цифры 1-3
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: уточнить представления детей о составе числа 3
Задачи:
Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, их записи, взаимосвязи между частью и целым;
Сформировать опыт понимания и использовать символов для обозначения количества предметов по количеству, соотносить числа и символы при сравнении групп предметов по количеству, соотносить числа и символы при решении равенств на сложение и вычитание;
Тренировать умение записывать (печатать) в клетках цифры 1-3, сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар, определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой;
Сформировать первичные представления о школьной жизни, опыт аргументации своего суждения, самопроверки по образцу, выполнения алгоритма.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель собирает детей около себя. - Как вы думаете, для чего людям нужны книги? - Знаете ли вы, какие бывают книги? Прежде чем напечатать книгу, ее проверяет особый человек – корректор. Он смотрит есть ли в книге ошибки и исправляет их. |
2 | Актуализация знаний | Но корректор не успевает все отредактировать, кто может помочь? Сможете найти ошибки? Первый пример разбирается фронтально: - Назовите в первой строчке части и целое. - Какой знак пропущен? - Почему вы считаете, что пропущен знак «плюс»? - Какое числовое равенство можно составить? Сначала дети проговаривают, а затем записывают в тетрадь. Педагог работает на доске. - Кто правильно выполнил задание? - Кто допустил ошибку? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Посмотрите внимательно, что вы заметили необычное? Дети замечают, что цифры заменены на изображение грибочков, цветов и т.д. Как же нам исправить опечатку? Дети предлагают заменить на цифры. |
4 | «Открытие» нового знания | - Что обозначено грибочком в первом примере? Следующее задание: необходимо обозначить самое большое количество предметов (вопросы на анализ) В ящике доверху уложены книги, задача ребят обозначить цифрами. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Физминутка: Педагог предлагает детям превратится в веселые цифры: как только наступает ночь, все участники начинают быстро двигаться. Как только слышится сигнал «Утро», называется количество в которое должны собраться все участники. После физминутки все участники возвращаются в комиссию по корректировке опечаток. Дальше необходимо исправить опечатку количества предметов по упражнению в тетрадях. Дети выполняют задания на местах, один ребенок выходит к доске, выполняя задание. Проводится взаимопроверка. |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию -Где вы сегодня побывали? - Кому помогли? - Кем смогли поработать? - Что было сложным? - Какие знания дали нам возможность исправить опечатки? - Какие знания помогли вам расшифровать числа? - Какие знания и умения дали вам возможность найти корону короля, восстановить записи в королевских приказах, закончить постройку нового дворца для короля? |
Занятие по теме: Числа и цифры 1-3
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: уточнить представления детей о составе числа 3
Задачи:
Уточнить представления о составе чисел 2 и 3, тренировать умение печатать цифры 1-3 в клетках;
Закрепить представления о смысле сложения и вычитания, взаимосвязи части и целого, тренировать умения составлять по картинкам и решать задачи на сложение и вычитание, решать простейшие примеры;
Уточнить представления о геометрических фигурах и их свойствах.
Сформировать первичные представления о работе в группе (команде), опыт взаимопроверки и самопроверки по образцу, использования критериев для обоснования своего суждения.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель собирает детей около себя и рассказывает, что у короля одной заморской страны разбойники украли корону. А без кроны никто королю не верит, что он – король, и никто не выполняет его приказов. Король просит детей найти корону. - Хотите найти корону? - Сможете это сделать? |
2 | Актуализация знаний | - Как вы считаете, нелегкое и, возможно, опасное дело легче выполнять одному или с друзьями? Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель рассказывает, что в народе говорят: «Что одному не под силу, легко коллективу» Педагог предлагает детям разделится на команды с помощью карточек по решению задач (эскимо, клубника, рыбы и т.д.) Дети рассаживаются за столы по трое. Выполняют решения примеров, один капитан микрокоманды распределяет обязанности. Дальше дети записывают результаты, расшифровывают слово (ель) Какие знания помогли вам определить под каким деревом спрятана корона? Физминутка «Живые цифры» Дети после сигнала собираются по определенному количеству в команды. Теперь король просит помочь. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Взрослый предлагает рассмотреть потертые изображения цифр в приказах. Воспитатель напоминает, что на королевских приказах были напечатаны только цифры 1,2 и 3. Первый пример воспитатель вывешивает на доску, и он разбирается. - Какое действие здесь производится? (сложение) - Покажите части и целое. - Какое число было первым? (число 1 ) -Как нам помочь? Дети предлагают дорисовать цифры. |
4 | «Открытие» нового знания | Дети рисуют недостающую деталь цифры 1. Воспитатель делает это на доске. - Какое действие здесь производится ? - Покажите части и целое. - Какое число было первым? Дети рисуют недостающую деталь цифры 1. Воспитатель делает это на доске. - Какое число было вторым? - Какое число получается при сложении числа 1 и числа 2? |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Дети сравнивают полученные изображения с образцом. Подводится итог. Следующее задание: «Королевская стройка дворцов» Необходимо подобрать недостающие детали после математических вычислений. Дети решают математические примеры, подбирают части. Остальные задания дети выполняют самостоятельно. Для проверки воспитатель задает вопрос: - Какой формы деталь подошла для второй (третьей) постройки? Король очень доволен постройкой ребят. |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию -Где вы сегодня побывали? - Кому помогли? - Какие знания и умения дали вам возможность найти корону короля, восстановить записи в королевских приказах, закончить постройку нового дворца для короля? |
Занятие по теме: Числовой и цифра 6
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: сформировать представления детей о способах обозначения числа 6 с помощью точек и печатания цифры в клетках.
Задачи:
Тренировать умение использовать числовой отрезок для сложения и вычитания чисел в пределах 6, сравнивать числа с помощью определение порядка их следования в числовом ряду, использовать знаки >, < и =.
Повторить способ сравнения группе предметов по количеству с помощью составления пар, тренировать умение определять на предметной основе, на сколько в одной группе предметов больше (меньше), чем в другой.
Актуализировать умение выделять и называть свойства предметов, сравнивать предметы по свойствам, пользоваться символами для обозначения свойств предметов, соотносить числа с силами на основе представления о взаимосвязи части и целого, пользоваться часами;
Сформировать опыт действия по алгоритму, самопроверки по образцу использования критериев для обоснования своего суждения.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог собирает детей и рассказывает: - Сейчас повсюду ведется строительство. Вот и в Числовой стране праздник – некоторые семьи получили ордер на новый дом. Что такое ордер? Педагог объясняет детям значение слова. - Хотите заселить жителей? - Сможете это сделать? |
2 | Актуализация знаний | Педагог предлагает пройти всем ребятам за места и открыть задание на указанной странице. Воспитатель показывает детям карточку-ордер и говорит, что этот ордер выдали семье из 3 человек. Дети находят большой жёлтый треугольник, называют его и обозначают количество жильцов с помощью точек и цифры. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Ордер выдали семье из 6 человек. Дети находят маленький красный круг и называют его. - Знаете ли вы, как правильно печатать цифру 6? - Почему вы даете разные ответы? - Что вам сейчас нужно узнать? - Как это можно узнать? |
4 | «Открытие» нового знания | Воспитатель предлагает детям попробовать самостоятельно выложить цифру 6 с помощью полосочек бумаги. Педагог обращает внимание на возможные варианты записи точек на домах. Какое расположение точек самое удобное для счета? Где расположена нужная вам точка? |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Воспитатель говорит, что новоселы интересуются сколько всего в их поселке домов. Дети пересчитывают – их девять. - Чем различаются дома в поселке? - Сколько маленьких домов? Как узнать, каких домов, больших или маленьких больше и на сколько? Физминутка: Дыхательная гимнастика + зрительная (на определенный счет выполнить количество действий. Дальше педагог предлагает помочь почтальону разнести новым жильцам по ящикам письма. Дальше педагог предлагает помочь разносчикам еды определить номер заказа и жильцов по указанному шифру. Воспитатель рассказывает, что жители Числовой страны любят прогуливаться перед сном по числовому отрезку. - Рассмотрите первое равенство - От какого числа начали прогулки Числовой страны? Педагог на основе последовательных вопросов помогает детям проанализировать и решить задачу с координатами. Дид игра на скорость: Поднимите руку, кто родился в июне, встаньте те, кто ложится спать в 10 часов и т.д. |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - Где вы сегодня побывали? - Кому и чем помогли? Воспитатель хвалит детей и еще раз обращает их внимание на то, что знания и умения, которые они получают, необходимы в жизни. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий подготовительной группы по программе "Детство" с ФГОС
Конспекты занятий на год разработаны в соответствии с программой "Детство", с учётом требований по ФГОС....

Конспект непосредственно образовательной деятельности ( в технологии ситуация Петерсон Л.Г) в подготовительной группе «Как попасть в страну математики?»
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в страну знаний»...

Календарно-тематическое планирование на июнь для подготовительной группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"
Планирование на июнь для подготовительной группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"...

Календарно-тематическое планирование на август для подготовительной группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"
Планирование на август для подготовительной группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"...


