Конспекты в старшей группе по программе Петерсон по математике
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по теме: Вычитание
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: закреплять представление о смысле вычитания, получения части из целого способом вычитания.
Задачи:
Закреплять умение выполнять вычитание на основе предметных действий, тренировать умение записывать вычитание с помощью знака -, составлять и решать задачи по цифрам (примеры), закреплять умение определять форму геометрических фигур; Познакомит с работой со счётным материалом.
Тренировать навыки счёта в пределах 10, умение ориентироваться в пространстве и пользоваться планом-картой, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), развивать мышление, внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, коммуникативные качества, навыки контроля и самоконтроля, мелкую моторику рук.
Воспитывать эмпатию, сопереживание, усидчивость, познавательный интерес (любознательность)
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель собирает детей вокруг себя и показывает коробочку с сюрпризом. В: Чтобы узнать, что там скрывается, нам необходимо угадать загадку: Педагог описывает предмет, дети отгадывают (газета) Воспитатель показывает предмет |
2 | Актуализация знаний | Воспитатель проводит с детьми беседу на актуализацию знаний о газетах, журналах и их способов доставки человеку. К нам эту газету прислал наш старый знакомой почтальон Печкин. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | У него проблема: он уже стал стареньким и не успевает разнести газеты и периодические издания, посылки и бандероли по домам. Он ошибается с счётом. Поможем Печкину ребята? Дети соглашаются, педагог обобщает цель деятельности Сегодня мы поможем Печкину разнести газеты и посчитать посылки. |
4 | «Открытие» нового знания | Дети рассаживаются на места с разложенными перед ними изображениями счётных палочек. Итак, нам необходимо помочь Печкину посчитать сколько посылок он не раздал вчера. В этом нам помогут счётные палочки. Дети сталкиваются с проблемой правильного вычитания, и спрашивают у воспитателя совета. Педагог объясняет правила работы со счетным материалом. Дети выполняют следующий пример-задачу с газетами самостоятельно. Взаимопроверка. |
5 | Включение нового знания в систему знаний | Динамическая пауза: «Живые пары, тройки, пятёрки» Теперь Печкину пора идти разносить оставшиеся посылки и газеты. Только необходимо помочь ему разнести всё точно по домам. Но дома в математическом селе не простые. Чтобы понять какой номер изображен на конкретном домике, необходимо вычислить его через арифметический пример. Дети выполняют задание на местах, рассчитывая примеры с помощью счетных палочек. Педагог предлагает организовать взаимопроверку с пояснением товарищу. |
6 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию Где мы сегодня побывали? Зачем и кому помогли? Какие знания вам дали такую возможность? Педагог подводит детей к выводу, что сделать все это помогли умения считать, знания о действии вычитания и его записи. |
Занятие по теме: 18 сложение и вычитание
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: закреплять представление о смысле сложения и вычитания на основе сложения.
Задачи:
Закреплять представление детей о сложении и вычитании, взаимосвязи между ними, умение их выполнять на основе предметных действий, тренировать умение записывать сложение и вычитание с помощью знаком + и -, составлять и решать задачи на сложение и вычитание по картинкам;
Тренировать умение выделять и называть свойства предметов, умение сравнивать предметы по свойствам, разбивать группу предметов на части по свойствам, закрепить знание записи чисел 1-10, порядковый счет в пределах 10, умение составлять числовой ряд;
Тренировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, классификацию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление, навыки самоконтроля, коммуникативный качества, мелкую моторику рук.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация Целеполагание | Воспитатель собирает детей вокруг себя: Кто в вашей семье готовит? Помогаете ли вы маме или бабушке готовить? Сможете приготовить что-нибудь сами? Бабушка на даче собралась варить щи. |
2 | Актуализация знаний | Какие овощи необходимы для приготовления щи? Бабушка забыла собрать морковку и помидор, поможете их сорвать? Сможете это сделать? На какую геометрическую фигуру похож помидор? Морковь? Таня и Ваня сорвали сначала морковь, потом помидор. Что вы нарисуете в первом мешке? Что случится в результате? Назовите сначала часть, потом целое. Как вы думаете, что измениться если мы сначала сорвем помидор и только потом морковь? Результат изменится? Дети проверяют и проговаривают вывод: если поменять местами части, значение целого не изменится. |
3 | Затруднение в ситуации | Принесла бабушка и другие ингредиенты для супа, надо теперь помочь их разложить по местам. Поможем? Двигательная игра: «Холодильник» (по типу математического море волнуется раз) Дети делятся на указанные по количеству пары овощей. А теперь настало время готовить щи. Только вот проблема: бабушка старенькая и постоянно забывает, сколько чего положила. Перед вами есть кастрюли и ингредиенты, но бабушке сложно запомнить сколько чего она положила. Что сделать, чтобы не забыть? Дети предлагают записать. |
4 | Включение нового знания в систему знаний | Тогда давайте разбираться все ли правильно написано. Дальше дети вместе с педагогом осуществляют арифметические вычисления на основе сравнения с имеющимися данными. Один ребёнок выполняет задание у доски, другие в зависимости от самостоятельного выбора пользуются счетным материалом или записывают цифровое значение. Педагог подводит детей к выводу: если от целого убрать часть то мы получим оставшуюся часть. Чтобы получить целое нужно сложить части. Задание: пора сервировать стол. Задание для двух команд: мальчики и девочки должны выстроится в определённом ритме, повторе фигур на время – пока звучит музыка. Побеждает команда, первая вставшая по порядку. |
5 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию Чем мы сегодня помогали бабушке? Воспитатель хвалит детей и задает им вопрос: Какие знания вам дали такую возможность? Педагог подводит детей к выводу, что сделать все это помогли умение складывать и считать. |
Занятие по теме: 22 на сколько длиннее (выше)?
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: сформировать представление об измерении длины предметов с помощью мерки;
Задачи:
- Уточнить представления о сравнении по длине и сформировать умение определять на предметной основе мерки;
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знают, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу;
- Закрепить представления детей о числовом ряде, форме геометрических фигур, символах, сложении и вычитании групп предметов и чисел, тренировать счетные умения;
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог собирает детей вокруг себя6 - какое сейчас время года? - как надо одеваться на прогулку зимой? Воспитатель рассказывает, что Таня, Ваня и их родители собираются на прогулку. |
2 | Актуализация знаний | Воспитатель предлагает детям помочь семье подобрать для прогулки теплые шарфы. - Хотите помочь в подборе шарфов? - Сможете выбрать для каждого шарф? Дети выполняют работу за столами, направляемыми воспитателем. Сравнение проводится путем наложения. Слушаем передачу по радио о прогнозе погоды: осторожно на дорогах гололедица Эксперимент – машина на летней или зимней дороге (с кубиком на ковре и на линолиуме) |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Как нам сравнить пути? Как измерить расстояние которое проехала машина летом или зимой, когда скользила? Дети предлагают прошагать. Но возникает трудность – размер шагов у каждого разный. Дети предлагают узнать. Как можно измерить длину. |
4 | Включение нового знания в систему знаний | Педагог предлагает измерить ленточкой, кубиков, предметом или другой измерительной единицы. Краткая история чем мерили раньше: пальцами (пядь), ступнёй (футами) и т.д. Задание: измерить какой мост подойдет по ширине реки? Дети предлагают воспользоваться меньшей палочкой Кьюизинера и померить большие. Выясняется цвет палочки. Педагог задает вопросы на уточнение Динамическая пауза: «Речка волнуется раз» Дети по указанию разбиваются на указанное количество «дощечек» Работа за столами: Таня и Ваня играют в школу. Таня попросила дать ей задание, но растерялась и не смогла выполнить. Вы можете помочь? Дети пробуют и выполняют сложение. Сравнение по образцу. |
5 | Осмысление (рефлексия) | Воспитатель собирает детей на ковре. - Что вы сегодня делали? - Какие умения помогли вам сравнить по длине две дороги, построить мост? - Как эти знания могут пригодится вам? |
Занятие по теме: Измерение длины
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: продолжать формировать представление об измерении длины предметов с помощью мерки;
Задачи:
- Уточнить представления о том, что сравнивать по длине можно только тогда, когда измерения ведутся одинаковой меркой, тренировать умение измерять длину предметов с помощью мерки, пользуясь алгоритмом, закрепить представления о зависимости результата измерения длины от величины мерки;
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знают, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу»;
- Закрепить представления детей о числовом ряде, сравнении чисел с помощью знаков >, <, =, тренировать счетные умения;
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Воспитатель собирает детей вокруг себя и проводит вступительную беседу: - Нравится ли тебе ходить в детский сад? Педагог предлагает детям представить, что в их районе построили новый детский сад. Выясняется, что нужно купить новую мебель и принадлежности. Ребят просят о помощи купить шкафчики для одежды. |
2 | Актуализация знаний | Дидактическое задание: Необходимо пользуясь мерками (кому-то белую, кому то розовую), приобрести шкафчики, в которых помещается 5 белых мерок. Как вам удалось помочь новому детскому саду? Что вам помогло определить точный размер? Все ли можно измерить точно в помощью мерки? |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Давайте с вами расставим все шкафчики вместе. В ходе выстраивания выясняется, что шкафчики получись разной высоты. Почему так получилось? Ведь вы пользовались меркой? Нам нужно узнать когда можно сравнивать предметы по высоте или длине, пользуясь меркой, а когда нельзя. |
4 | Включение нового знания в систему знаний | Дети предлагают свои варианты ответов. Педагог предлагает попробовать способ: «если что-то не знают, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу.» Дети практически, пользуясь наглядным способом наложения или приложения, демонстрируют разницу длины двух мерок. Вывод: при сравнении предметов по длине нужно пользоваться только одной меркой. Дети отбирают палочки одного размера. А теперь нам нужно отправить в новый детский сад, какие по длине столы мы используем в нашем саду. Меркой будет блок Дъениша, измерения записываем на заготовки с изображением столов. Дети выполняют задание. Физминутка: живые дружные числа. Дети возвращаются за столы и новое задание: В детский сад пришли ребята, а измерять полосочки по длине они не умеют. С помощью мерки, поставьте знаки больше, меньше. Дети выполняют задание, помогая малышам. |
5 | Осмысление (рефлексия) | Воспитатель собирает детей на ковре. - Где вы сегодня побывали? - Кому и чем помогли? - Какие новые знания помогли вам купить шкафчики одинаковой высоты? |
Занятие по теме: Измерение объема
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: Закрепить представление о сравнении по объему с помощью измерения
Задачи:
- Упражнять детей в сравнении по объему с помощью измерения, закреплять представление о зависимости результата измерения объема от величины мерки;
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знают, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу»;
- Закрепить представления детей о сравнении чисел, тренировать счетные умения;
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация | Педагог проводит с детьми беседу: - Где вы отдыхаете летом? - Есть ли на вашей даче водопровод? Воспитатель рассказывает, что на даче Тани и Вани пока нет водопровода. - Где можно взять воду, если нет водопровода? ( в колонке, в колодце) - Кто из вас видел колодец? Если никто из детей колодца не видел, воспитатель объясняет детям, что это такое, и показывает картинку. Воспитатель рассказывает, что Таню и Ваню попросили набрать в бочки воды для вечернего полива огорода. Брат с сестрой просят детей помочь им. - Хотите помочь ребятам? - Сможете это сделать? |
2 | Актуализация знаний | Дети подходят к столу, на котором находятся два разных по виду, но одинаковых по объему сосуда – «бочки», которые нужно наполнить Тане и Ване. Брату с сестрой интересно, одинаковые ли по объему бочки им надо наполнить? - Как это можно проверить? Дети пошагово проговаривают алгоритм измерения объема. Воспитатель наливает в одну из бочек до краев воды, после чего переливает воду в другую бочку. Дети делают вывод, что Тане и Ване надо наполнить водой одинаковые по объему бочки. |
3 | Затруднение в ситуации Целеполагание | Воспитатель предлагает одному из мальчиков стать Ваней, а девочке – Таней. - Чем вы будете носить воду из колодца? После ответов детей воспитатель ставить на стол два «ведра», разной высоты. - Сколько ведер воды принес Ваня? Дети отвечают и записывают. - Сколько ведер принесла Таня. Воспитатель рассказывает, что Таня обижена. Она считает, что ее бочка больше Ваниной, потому что ей пришлось принести больше ведер воды. - Как вы думаете, права ли Таня? (Нет, бочки одинаковые по объему) - Почему же Ваня принес меньше ведер воды, чем Таня? - Смогли ли вы объяснить Тане, почему ей пришлось принести больше ведер воды, хотя они с Ваней наполняли одинаковые по объему бочки? - Что же нам надо сделать? Узнать, почему бочки одинаковые по объему, а ведро уместилось разное количество. |
4 | Включение нового знания в систему знаний | - Как это узнать? Придумать самим, а потом проверить себя по образцу. - Как вы думаете, почему так получилось? Выслушиваются ответы детей. - Сравните ведра Тани и Вани – они одинаковые? Далее следует анализ объемов ведер детей. Каждый ребенок за рабочим местом проводит анализ, измеряя разные объемы ведер. Дети высказывают свои версии выбора, а воспитатель подводит итог: чем больше мерка, тем меньше количество раз ее надо использовать для измерения объема, и наоборот. Сверяют с образцом, выясняют, что смогли успокоить маленькую Таню. Физминутка: Велосипеды для ребят. Наглядная задача: «Два жадных медвежонка» Два жадных медвежонка ходили на речку, к их возвращению мама приготовила им морс. Сначала морс выпил старший медвежонок из большой кружки, затем второй два раза из маленькой кружки. Первый медвежонок обиделся, сказав, что ему дали меньше морса, всего одну чашку. Как вы считаете, надо ли обижаться медвежонку? Нет, так как оба медвежонка выпили морса поровну, просто чашки были разными по объему. Задание на местах: размести чашки по порядку в зависимости от их объема и вместимости. |
5 | Осмысление (рефлексия) | Воспитатель собирает детей на ковре. - У кого на даче вы сегодня побывали? - Чем помогли Тане и Ване? Двум жадным медвежатам? - Как вы думаете, какие знания помогли вам это сделать? Воспитатель помогает сделать детям вывод. |
Занятие по теме: 22 на сколько длиннее (выше)?
Направление: познавательное развитие (математические представления)
Цель: закреплять представление о сравнении предметов по длине
Задачи:
- Уточнить представления о сравнении по длине (высоте) и сформировать умение определять на предметной основе, на сколько одна полоска длиннее (выше) или короче (ниже), чем другая;
- Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знают, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу;
- Закрепить представления детей о числовом ряде, форме геометрических фигур, символах, сложении и вычитании групп предметов и чисел, тренировать счетные умения;
- Тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук, инициативность, творческие способности, коммуникативные качества.
№ | Этапы ОД деятельностной направленности | Ход образовательной деятельности |
1 | Введение в игровую ситуацию: Мотивация Целеполагание | Воспитатель собирает детей около себя. - Случается ли, что вы спорите с друзьями? Дети отвечают, воспитатель замечает, что важно спорить правильно. Не нужно кричать, обижать того, с кем споришь. Воспитатель напоминает ребятам, что у Вани есть друг Сережа, и рассказывает, что Ваня с Серёжей тоже часто спорили – то кто из низ выше, то у кого длиннее ремень и насколько. Воспитатель предлагает детям научить Ваню и Сережу доказывать свою правоту |
2 | Актуализация знаний | Дети садятся за столы. Перед каждым ребенком лежат две палочки Кьюизинера разного размера. Воспитатель рассказывает, что сегодня ребята поспорили из-за длины и высоты палочек. - Как правильно сравнить палочки по длине? Сначала дети с помощью воспитателя проговаривают алгоритм сравнения, после этого дети производят сравнение и делают вывод: палочки одинаковые по длине. Затем дети самостоятельно проделывают подобное задание с блоками Дьениша. Педагог хвалит детей за замечательный пример для объяснения нашим друзьям. Дид. игра: «Геометрические скатерти» Дети в соответствии с задачей выбирают геометрическую фигуру – скатерть. |
3 | Затруднение в ситуации | Дети приносят скатерти домой. Ситуация: друзья спорят, чья скатерть длиннее. Как узнать? Педагог предлагает самим попробовать свой вариант ответа и заем проверить с образцом. |
4 | Включение нового знания в систему знаний | Дети выполняют сравнение – в итоге правы оказались все – путем наложения дети проверили длину скатертей. Далее по заданию ребятам нужно проверить высоту стульчиков к столам с помощью палочек Кьюизинера. Дети внимательно выполняют задания по инструкции воспитателя. Физминутка: «Живые цифры» Дети-цифры под музыку гуляют, после музыки выстраиваются по порядку. Задание в тетрадях: «В спортивном магазине» Педагог предлагает детям помирить друзей, которые никак не могут определить каких мячей они купили больше, каких меньше. |
5 | Осмысление (рефлексия) | В завершение педагог приводит детей на ковер и проводит рефлексию - Где вы сегодня побывали? - Кому и чем помогли? - Какие новые знания дали вам возможность сравнить мячи в магазине? - Что помогло вам помирить Ваню и Сережу? Педагог подводит детей к выводу, что сделать все это помогли умение складывать и считать. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование на сентябрь для старшей группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"
Материал находится в прикреплённом файле ниже....

Календарно - тематическое планирование на октябрь для старшей группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"
Материал находится в прикреплённом файле ниже....

Календарно - тематическое планирование на ноябрь для старшей группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"
Материал находится в файле ниже....

Календарно - тематическое планирование на июль для старшей группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"
Материал находится ниже в файле....

Календарно - тематическое планирование на август для старшей группы по программе Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой "Мир открытий"
Материал находится ниже в файле....

