Программа кружка дополнительного образования естественно-научной направленности по формированию элементарных математических представлений «Цветные числа (палочки Кюизенера)» для детей 4-6 лет
рабочая программа по математике (средняя группа)

Майдик Анастасия Алексеевна

Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

                         Цель кружковой работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

                          Задачи обучения:

1.Познакомить детей с полочками Кюизенера.

2.Закрепить понятия» цвет», «величина».

3.Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.

4.Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.

5.Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.

6. Развивать логическое мышление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maydik_tsvetnye_chisla.docx56.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад «Олененок»

МР «Алданский район» РС(Я)

 

СӨ “Алдан оройуона” МО “Олененок” оҕо уһуйаана – Оҕо сайдыытын киинэ” оскуола иннинээҕи үөрэх муниципальнай бүддьүөт тэрилтэтэ

МБДОУ «ЦРР – детский сад «Олененок»

“Олененок” о/у – ОСК” ОИҮөМБТ

ОГРН 1041400016635             ИНН 1402014661          КПП 140201001

678940, Республика Саха (Якутия), пгт. Нижний Куранах,  улица Нагорная,100

тел/факс (41145) 62-8-14

https://olenenok-aldan.obr.sakha.gov.ru/                                   e-mail:olenenok.7@mail.ru

РАССМОТРЕНО:

Экспертным советом

протокол №6

от 17 октября 2025 г.

 

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МБДОУ

ЦРР – д/с «Олененок»

И. А. Непомнящая

приказ №02-01/141

от 20 октября 2025 г.

Программа кружка дополнительного образования  

естественно-научной направленности

по формированию элементарных математических представлений  

«Цветные числа (палочки Кюизенера)»

для детей 4-6 лет

Срок реализации: 2 года

Составила: воспитатель

Майдик Анастасия Алексеевна,

                     1 квалификационная категория

п. Нижний Куранах, 2025 г.

Планирование кружковой работы по фЭМП с палочками Кюизенера.

План кружковой работы «Цветные числа» по ФЭМП для детей средней  и старшей группы с использованием цветных счетных палочек Кюизенера на 2025- 2027учебный год.

Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

                         Цель кружковой работы:

Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

                          Задачи обучения:

1.Познакомить детей с полочками Кюизенера.

2.Закрепить понятия» цвет», «величина».

3.Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.

4.Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.

5.Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.

6. Развивать логическое мышление.

                          Организация занятий:

Проводится один раз в неделю во второй половине дня.

Длительность занятий: 20 минут.

Форма организаций; подгрупповая.

Участники: дети средней группы в количестве 11человек.

                          Ожидаемые результаты:

Желание заниматься математической деятельностью.

Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.

Умение детей работать в парах группах.

Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

                        Формы роботы с детьми по использованию цветных палочек:

Игры и упражнения на группировку палочек по разным признакам (цвету, размеру); моделирование из палочек плоскостных геометрических фигур, изображений различных предметов на плоскости от простых до более сложных.

                             Методы и приемы в процессе работы:

Инструкция, пояснение, вопросы, ответы детей, контроль за выполнением оценка работы.

      Перечень основных средств обучения.

Дидактическое оборудование. Наборы палочек Кюизенера; ленты и полоски разной длины и ширины; дидактические игры; чудесный мешочек; цифры; игрушки; деревянный строительный материал.

Перспективный план работы кружка

ОКТЯБРЬ

Знакомство с палочками Кюизенера.

Рассматривание. Выкладывание палочек в определенной последовательности.

«Покажи такой же», «отбери все красные» (синие, желтые, и т.д.)

Пальчиковая гимнастика «Фрукты»

Учить детей понимать слова обозначающие основные цвета, оперировать или в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие, учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов.

«Покажи палочку определенного цвета.» Назови цвета палочек «, «Выбери палочки одного цвета».

Пальчиковая гимнастика» Детский сад»-палочки Кюизенера.

 1. Учить понимать слова длинный-короткий. Классифицировать палочки по длине, оперировать или в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цвету. «Длинный- короткий»,» Высокий-низкий».

Игровое упражнение «Составь поезд».

Пальчиковая игра «Мышь» палочки Кюизенера.

2.Закрепить понятия «Цвет»,» Величина». Учить детей различать и группировать палочки по цвету. Используя в речи слова: одинаковые, такая же.

Учить детей отбирать палочки нужного цвета и размера; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа.

Игровое упражнение: «Строим дорожки».

Пальчиковая гимнастика» Дружба».

Игра – конструирование» Собачка», палочки Кюизенера.

3. Геометрические фигуры.

Учить различать палочки по цвету, величине, развивать представление о квадрате,  прямоугольнике.

Игровое упражнение «Моделируем квадрат», «Моделируем прямоугольник».

Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча »   -палочки Кюизенера.

4.  Цвет

Закреплять представления о цвете.

Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета.

Учить выделять части самолета (корпус, крылья, хвост).

«Подбери по цвету»,» Разноцветные заборы».

Конструирование» Самолет».

Пальчиковая гимнастика «Транспорт» -палочки Кюизенера.

НОЯБРЬ

  1. «Длинный-короткий». Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины.

Учить строить поезд используя палочки разной длины.

Математическая игра «Лесенка».

Конструирование «Поезд».

  1. «Высокий-низкий». Развивать представление о цвете, высоте, умение сравнивать предметы по высоте и длине.

Конструирование «Заборы низкие и высокие»» Лесенка низкая и высокая»

Пальчиковая игра» Веселая встреча» - палочки Кюизенера

  1. «Широкий -узкий». Развивать представление о цвете, ширине, зрительный глазомер.

Конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая», «Мосты через реку».

Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча»-палочки Кюизенера.

        4.Число 1и 2. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат                        сравнения. Познакомить с образованием числа 2 цифрами 1 и 2.

            Игровое упражнение «Число и цвет».

             Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»-палочки Кюизенера.

             Д / пособие: Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.

ДЕКАБРЬ

  1. Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки.

            Игровое упражнение «Поезд», «Строительство домов».

             Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»-палочки Кюизенера.

             Д/ пособие: «Развивающие занятие и игры с палочками»-Кюизенера.

  1. Число 3. Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть       по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.

              Игровое упражнение «Коврик для котят».

              Пальчиковая гимнастика» Котята».

              Самостоятельное творчество.» Дом с колокольчиком»-палочки Кюизенера.

  1. Число 1и 3. Закрепление.

            Игровое упражнение» Бусы»

             Пальчиковая гимнастик» Наши мамы»

             Самостоятельная деятельность» Дом с колокольчиком».

         4.  Число 4. Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой 4; учить считать в    

                 пределах четырех; закрепить умение различать количественный счет от порядкового.

                  Игровое упражнение» Лесенка».

                Пальчиковая гимнастика» Книги»

                Самостоятельное творчество -палочки Кюизенера.

ЯНВАРЬ

  1. Число 5. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть         числительные по порядку. Закрепить умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?» который по счету. Выкладывание лесенки в пределах пяти.

               Пальчиковая гимнастика «Сказки».

               Самостоятельное творчество.

                Д/ пособие «Дом с колокольчиком».

  1. Закрепление чисел. Закрепить знание чисел в пределах 54 умение сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета.

                Игровое упражнение: «Скворечник».

                 Пальчиковая гимнастика:» Новый дом»

                  Самостоятельное творчество. Картинки схемы.

ФЕВРАЛЬ

  1. Закрепление. Ориентировка по схеме. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерке; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко. Работа со схемой.

Самостоятельное творчество. Картинки схемы.

Пальчиковая гимнастика» В гостях у сказки»-палочки Кюизенера

  1. Высота. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.

Игровое упражнение «Дачный поселок»

Пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Самостоятельное творчество.

  1. Цвет- число. Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию.

Игровое упражнение «Число и цвет».

Пальчиковая гимнастика» Пальчики» силуэт -паровозика.

  1. Продолжать учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию.

Игра «Путешествие на поезде».

Пальчиковая гимнастика: «Дружба». Силуэт-паровозика.                        

МАРТ

  1. Число. Учить детей составлять число из единиц развивать зрительный глазомер», учить детей понимать поставленную задачу и решать ее.

Игровое упражнение:» Составь числа из единиц».

Пальчиковая гимнастика: «Посчитаем».

  1. Состав числа из двух меньших чисел. Учить детей составлять число из двух меньших чисел; развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу.

Игровое упражнение: «Как еще растут дома из чисел?»

Пальчиковая гимнастика:» Посчитаем».

  1. Сравнение по длине. Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами  результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине),моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.

Игровое упражнение:» Кукла Маша»

Пальчиковая гимнастика:» Игрушки»

Самостоятельное творчество. Карточки -схемы.

  1. Мерка. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.

Игровое упражнение: «Дорога к дому»

Пальчиковая гимнастика: «Родной край»

Самостоятельное творчество. Карточки схемы.

АПРЕЛЬ

  1. Длина. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения. Закрепить умение пользоваться словами длиннее- короче, самая короткая.

Игровое упражнение:» Елка»

Пальчиковая гимнастика: «Новогодние игрушки»

Самостоятельное творчество. Карточка – схема.

  1. Цвет -число. Учить детей выбирать палочки по словесному указанию, учить устанавливать соответствие между цветом и числом; развивать воображение, зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу.

Игра -конструирование: «Дом и мебель для Матрешки».

Пальчиковая гимнастика:» Мебель».

  1. Работа со схемами. Продолжать учить работать со схемой, накладывать палочки

на изображение

Пальчиковая гимнастика» Посчитаем».

Схема -образец» Домик с забором»,» Яблоко», «Кит». Схемы по желанию.

Альбом «На златом крыльце».

  1. Выкладываем сюжеты. Развиваем умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказ по сюжетным картинкам. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»; карта схема» Птичий двор »,» Волшебные сказки»,» Сказка о Емеле».

Альбом «На златом крыльце».

МАЙ

          2.    Закрепление материала.

          3.     Самостоятельное творчество.

                    Палочки Кюизенера, альбом «Дом с колокольчиком», « На златом крыльце», карточки

   -схемы.

   

                                             РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1.Консультация для родителей.

«Поиграйте с палочками Кюизенера».

«Палочки Кюизенера или умные игрушки».

2.Беседа . Разноцветные палочки Кюизенера. Играем в детском саду и дома.»

Беседа «Моделирование сказок с помощью палочек Кюизенера»

3.Анкета для родителей «Развитие элементарных  математических преставлений посредством использования палочек Кюизенера.

Диагностическая карта

Фамили имя

ребенка

Проявляет интерес к деятельности

Принимает игровую задачу

Умение осваивать действие с предметами

При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину.

Различает «много» предметов и «один»

Сроит разнообразные постройки

Использует речь в процессе игры

Н.г

К.г.

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

         Список использованной литературы:

«Как работать с палочками Кюизенера». Л.Д. Комарова.

«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». В. П. Новикова. Л.И. Тихонова.

  Альбом -игра «Дом с колокольчиком», «На златом крыльце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятия по формированию элементарных математических представлений (с использованием палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша) в подготовительной к школе группе с ЗПР

особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении элементарными математическими представлениями. Использование в работе блоков Дьенеша ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"

Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Открытое занятие по формированию элементарного математического представления с использованием палочек Кюизенера «Приключение в Простоквашино».

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, мышление, память, учить моделировать предмет,  развивать пространственные представления, используя вспомогательную наборную карточку.Воспи...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.«Снежная королева»

Методическая разработка занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и  блоков Дьенеша....

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера во второй младшей группе «Приключения в сказочном лесу»

В данном конспекте представлены обучающие задания и развивающие игры. Они направленны на анализ свойств исследуемых объектов, развитие логического мышления, внимания, воображения, зрительной памяти, р...

Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера.

Цель: Расширить представления детей о дробях, используяпалочки Кюизенера.Задачи:Обучающие:Учить детей делить целое на равные части, показывать и называть части;Выполнять простейшие арифметические...