Программа кружка дополнительного образования естественно-научной направленности по формированию элементарных математических представлений «Цветные числа (палочки Кюизенера)» для детей 4-6 лет
рабочая программа по математике (средняя группа)
Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи обучения:
1.Познакомить детей с полочками Кюизенера.
2.Закрепить понятия» цвет», «величина».
3.Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.
4.Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.
5.Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.
6. Развивать логическое мышление.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МР «Алданский район» РС(Я) |
| СӨ “Алдан оройуона” МО “Олененок” оҕо уһуйаана – Оҕо сайдыытын киинэ” оскуола иннинээҕи үөрэх муниципальнай бүддьүөт тэрилтэтэ |
МБДОУ «ЦРР – детский сад «Олененок» | “Олененок” о/у – ОСК” ОИҮөМБТ | |
ОГРН 1041400016635 ИНН 1402014661 КПП 140201001 | ||
678940, Республика Саха (Якутия), пгт. Нижний Куранах, улица Нагорная,100 | ||
тел/факс (41145) 62-8-14 | ||
https://olenenok-aldan.obr.sakha.gov.ru/ e-mail:olenenok.7@mail.ru | ||
РАССМОТРЕНО:
Экспертным советом
протокол №6
от 17 октября 2025 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий МБДОУ
ЦРР – д/с «Олененок»
И. А. Непомнящая
приказ №02-01/141
от 20 октября 2025 г.
Программа кружка дополнительного образования
естественно-научной направленности
по формированию элементарных математических представлений
«Цветные числа (палочки Кюизенера)»
для детей 4-6 лет
Срок реализации: 2 года
Составила: воспитатель
Майдик Анастасия Алексеевна,
1 квалификационная категория
п. Нижний Куранах, 2025 г.
Планирование кружковой работы по фЭМП с палочками Кюизенера.
План кружковой работы «Цветные числа» по ФЭМП для детей средней и старшей группы с использованием цветных счетных палочек Кюизенера на 2025- 2027учебный год.
Игры-занятия с палочками позволяют ребенку овладеть способами действий. Необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений, а также развивают творческие способности, воображение, фантазию, способность к моделированию и конструированию, развивают логическое мышление, внимание, память воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
Цель кружковой работы:
Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Задачи обучения:
1.Познакомить детей с полочками Кюизенера.
2.Закрепить понятия» цвет», «величина».
3.Упражнять в сравнении и упорядочивании палочек по цвету и величине.
4.Формировать представление о числе, как о существенном признаке явления.
5.Осуществлять классификацию по одному признаку или свойству.
6. Развивать логическое мышление.
Организация занятий:
Проводится один раз в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий: 20 минут.
Форма организаций; подгрупповая.
Участники: дети средней группы в количестве 11человек.
Ожидаемые результаты:
Желание заниматься математической деятельностью.
Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
Умение детей работать в парах группах.
Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Формы роботы с детьми по использованию цветных палочек:
Игры и упражнения на группировку палочек по разным признакам (цвету, размеру); моделирование из палочек плоскостных геометрических фигур, изображений различных предметов на плоскости от простых до более сложных.
Методы и приемы в процессе работы:
Инструкция, пояснение, вопросы, ответы детей, контроль за выполнением оценка работы.
Перечень основных средств обучения.
Дидактическое оборудование. Наборы палочек Кюизенера; ленты и полоски разной длины и ширины; дидактические игры; чудесный мешочек; цифры; игрушки; деревянный строительный материал.
Перспективный план работы кружка
ОКТЯБРЬ
Знакомство с палочками Кюизенера.
Рассматривание. Выкладывание палочек в определенной последовательности.
«Покажи такой же», «отбери все красные» (синие, желтые, и т.д.)
Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
Учить детей понимать слова обозначающие основные цвета, оперировать или в игровой деятельности, развивать внимание, восприятие, учить находить сходство и различие; закрепить названия цветов.
«Покажи палочку определенного цвета.» Назови цвета палочек «, «Выбери палочки одного цвета».
Пальчиковая гимнастика» Детский сад»-палочки Кюизенера.
1. Учить понимать слова длинный-короткий. Классифицировать палочки по длине, оперировать или в игровой деятельности. Закрепить умение классифицировать предмет по цвету. «Длинный- короткий»,» Высокий-низкий».
Игровое упражнение «Составь поезд».
Пальчиковая игра «Мышь» палочки Кюизенера.
2.Закрепить понятия «Цвет»,» Величина». Учить детей различать и группировать палочки по цвету. Используя в речи слова: одинаковые, такая же.
Учить детей отбирать палочки нужного цвета и размера; распределять палочки в пространстве с целью получения заданного образа.
Игровое упражнение: «Строим дорожки».
Пальчиковая гимнастика» Дружба».
Игра – конструирование» Собачка», палочки Кюизенера.
3. Геометрические фигуры.
Учить различать палочки по цвету, величине, развивать представление о квадрате, прямоугольнике.
Игровое упражнение «Моделируем квадрат», «Моделируем прямоугольник».
Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча » -палочки Кюизенера.
4. Цвет
Закреплять представления о цвете.
Научить выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предмета.
Учить выделять части самолета (корпус, крылья, хвост).
«Подбери по цвету»,» Разноцветные заборы».
Конструирование» Самолет».
Пальчиковая гимнастика «Транспорт» -палочки Кюизенера.
НОЯБРЬ
- «Длинный-короткий». Учить детей располагать предметы в порядке убывания величины.
Учить строить поезд используя палочки разной длины.
Математическая игра «Лесенка».
Конструирование «Поезд».
- «Высокий-низкий». Развивать представление о цвете, высоте, умение сравнивать предметы по высоте и длине.
Конструирование «Заборы низкие и высокие»» Лесенка низкая и высокая»
Пальчиковая игра» Веселая встреча» - палочки Кюизенера
- «Широкий -узкий». Развивать представление о цвете, ширине, зрительный глазомер.
Конструирование «Лесенка широкая и лесенка узкая», «Мосты через реку».
Пальчиковая гимнастика «Веселая встреча»-палочки Кюизенера.
4.Число 1и 2. Учить детей сравнивать предметы по длине и обозначать словами результат сравнения. Познакомить с образованием числа 2 цифрами 1 и 2.
Игровое упражнение «Число и цвет».
Пальчиковая гимнастика «Дикие животные»-палочки Кюизенера.
Д / пособие: Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера.
ДЕКАБРЬ
- Число 2. Учить соотносить число и цвет палочки.
Игровое упражнение «Поезд», «Строительство домов».
Пальчиковая гимнастика: «Транспорт»-палочки Кюизенера.
Д/ пособие: «Развивающие занятие и игры с палочками»-Кюизенера.
- Число 3. Познакомить с образованием числа 3 и соответствующей цифрой; учить называть по порядку числительные от 1 до 3; упражнять в ориентировке в пространстве.
Игровое упражнение «Коврик для котят».
Пальчиковая гимнастика» Котята».
Самостоятельное творчество.» Дом с колокольчиком»-палочки Кюизенера.
- Число 1и 3. Закрепление.
Игровое упражнение» Бусы»
Пальчиковая гимнастик» Наши мамы»
Самостоятельная деятельность» Дом с колокольчиком».
4. Число 4. Познакомить детей с образованием числа четыре и цифрой 4; учить считать в
пределах четырех; закрепить умение различать количественный счет от порядкового.
Игровое упражнение» Лесенка».
Пальчиковая гимнастика» Книги»
Самостоятельное творчество -палочки Кюизенера.
ЯНВАРЬ
- Число 5. Познакомить детей с образованием числа пять и цифрой 5; учить называть числительные по порядку. Закрепить умение различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?» который по счету. Выкладывание лесенки в пределах пяти.
Пальчиковая гимнастика «Сказки».
Самостоятельное творчество.
Д/ пособие «Дом с колокольчиком».
- Закрепление чисел. Закрепить знание чисел в пределах 54 умение сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета.
Игровое упражнение: «Скворечник».
Пальчиковая гимнастика:» Новый дом»
Самостоятельное творчество. Картинки схемы.
ФЕВРАЛЬ
- Закрепление. Ориентировка по схеме. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерке; закреплять умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко. Работа со схемой.
Самостоятельное творчество. Картинки схемы.
Пальчиковая гимнастика» В гостях у сказки»-палочки Кюизенера
- Высота. Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; закрепить умение ориентироваться в пространстве, используя слова: слева, справа, выше, ниже, далеко, близко.
Игровое упражнение «Дачный поселок»
Пальчиковая гимнастика «Строим дом».
Самостоятельное творчество.
- Цвет- число. Учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию.
Игровое упражнение «Число и цвет».
Пальчиковая гимнастика» Пальчики» силуэт -паровозика.
- Продолжать учить отбирать палочки нужного цвета и числового значения по словесному указанию.
Игра «Путешествие на поезде».
Пальчиковая гимнастика: «Дружба». Силуэт-паровозика.
МАРТ
- Число. Учить детей составлять число из единиц развивать зрительный глазомер», учить детей понимать поставленную задачу и решать ее.
Игровое упражнение:» Составь числа из единиц».
Пальчиковая гимнастика: «Посчитаем».
- Состав числа из двух меньших чисел. Учить детей составлять число из двух меньших чисел; развивать зрительный глазомер. Учить понимать поставленную задачу.
Игровое упражнение: «Как еще растут дома из чисел?»
Пальчиковая гимнастика:» Посчитаем».
- Сравнение по длине. Учить сравнивать предметы по длине, обозначать словами результат сравнения (длиннее, короче, равные по длине),моделировать предмет по словесной инструкции; ориентироваться в пространстве.
Игровое упражнение:» Кукла Маша»
Пальчиковая гимнастика:» Игрушки»
Самостоятельное творчество. Карточки -схемы.
- Мерка. Закреплять умение детей измерять с помощью условной мерки; ориентироваться в пространстве на ограниченной площади.
Игровое упражнение: «Дорога к дому»
Пальчиковая гимнастика: «Родной край»
Самостоятельное творчество. Карточки схемы.
АПРЕЛЬ
- Длина. Упражнять детей в определении длины предмета, используя прием наложения. Закрепить умение пользоваться словами длиннее- короче, самая короткая.
Игровое упражнение:» Елка»
Пальчиковая гимнастика: «Новогодние игрушки»
Самостоятельное творчество. Карточка – схема.
- Цвет -число. Учить детей выбирать палочки по словесному указанию, учить устанавливать соответствие между цветом и числом; развивать воображение, зрительный глазомер; учить понимать поставленную задачу.
Игра -конструирование: «Дом и мебель для Матрешки».
Пальчиковая гимнастика:» Мебель».
- Работа со схемами. Продолжать учить работать со схемой, накладывать палочки
на изображение
Пальчиковая гимнастика» Посчитаем».
Схема -образец» Домик с забором»,» Яблоко», «Кит». Схемы по желанию.
Альбом «На златом крыльце».
- Выкладываем сюжеты. Развиваем умение работать со схемой, накладывая палочки на изображение, составлять рассказ по сюжетным картинкам. Пальчиковая гимнастика «Домашние птицы»; карта схема» Птичий двор »,» Волшебные сказки»,» Сказка о Емеле».
Альбом «На златом крыльце».
МАЙ
2. Закрепление материала.
3. Самостоятельное творчество.
Палочки Кюизенера, альбом «Дом с колокольчиком», « На златом крыльце», карточки
-схемы.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1.Консультация для родителей.
«Поиграйте с палочками Кюизенера».
«Палочки Кюизенера или умные игрушки».
2.Беседа . Разноцветные палочки Кюизенера. Играем в детском саду и дома.»
Беседа «Моделирование сказок с помощью палочек Кюизенера»
3.Анкета для родителей «Развитие элементарных математических преставлений посредством использования палочек Кюизенера.
Диагностическая карта
Фамили имя ребенка | Проявляет интерес к деятельности | Принимает игровую задачу | Умение осваивать действие с предметами | При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину. | Различает «много» предметов и «один» | Сроит разнообразные постройки | Использует речь в процессе игры | |||||||
Н.г | К.г. | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
Список использованной литературы:
«Как работать с палочками Кюизенера». Л.Д. Комарова.
«Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». В. П. Новикова. Л.И. Тихонова.
Альбом -игра «Дом с колокольчиком», «На златом крыльце».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятия по формированию элементарных математических представлений (с использованием палочек Кюизенера и логических блоков Дьенеша) в подготовительной к школе группе с ЗПР
особенности дошкольников, имеющих задержку психического развития, создают для них повышенные трудности в овладении элементарными математическими представлениями. Использование в работе блоков Дьенеша ...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера (подготовительная группа)
Конспект занятия с использованием палочек Кюизенера....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка дополнительного образования естественно-научной направленности для детей 6-7 лет "Друзья природы"
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы ...

Открытое занятие по формированию элементарного математического представления с использованием палочек Кюизенера «Приключение в Простоквашино».
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, воображение, мышление, память, учить моделировать предмет, развивать пространственные представления, используя вспомогательную наборную карточку.Воспи...

Конспект НОД с детьми подготовительной группы по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша.«Снежная королева»
Методическая разработка занятия в подготовительной группе по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера и блоков Дьенеша....

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера во второй младшей группе «Приключения в сказочном лесу»
В данном конспекте представлены обучающие задания и развивающие игры. Они направленны на анализ свойств исследуемых объектов, развитие логического мышления, внимания, воображения, зрительной памяти, р...
Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по формированию элементарных математических представлений с использованием палочек Кюизенера.
Цель: Расширить представления детей о дробях, используяпалочки Кюизенера.Задачи:Обучающие:Учить детей делить целое на равные части, показывать и называть части;Выполнять простейшие арифметические...

