Картотека игр на формирование представлений о геометрических фигурах
картотека по математике

Барышникова Ксения Александровна

Картотека игр на формирование представлений о геометрических фигурах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Картотека игр на формирование представлений о геометрических фигурах»

Младшая группа

1. «Найди пару»

Цель: Закрепляет название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы.

Оборудование: вырезанные из бумаги рукавички с изображенными геометрическими фигурами.

Ход игры: На столе лежат вырезанные из бумаги рукавички, на одной из которых изображены, например, круг и треугольник, на другой — круг и квадрат, на третьей — два треугольника и т. д. У каждого из детей тоже по одной рукавичке, они должны найти себе парную рукавичку, ориентируясь по рисунку. Эта игра полезна также и тем, что предполагает живое общение детей, при котором активизируется речь.

2. «Геометрическое лото»

Цель: закрепление знания геометрических форм.

Оборудование: карточки, на которых в ряд изображены геометрические фигуры (одноцветные контуры). На карточках — разный подбор фигур. На одной — круг, квадрат, треугольник; на другой — круг, квадрат, круг; на третьей — треугольник, треугольник, круг; на четвертой — квадрат, треугольник, круг и т. д. Кроме того, у каждого ребенка — набор геометрических фигур той же величины, что и контурные изображения на карточках (по две фигуры каждой формы разных цветов).

Ход игры: В начале занятия ребенок раскладывает все фигуры перед собой. Карточка лежит на столе перед ним. Воспитатель показывает фигуру, предлагает детям найти у себя такую же и разложить на карточках так, чтобы они совпали с нарисованными.

В зависимости от знаний и умений детей игру упрощают или усложняют (фигур может быть больше или меньше

3. «Найди предмет»

Цель: Закреплять название геометрических фигур, умение находить предмет нужной формы в окружающей обстановке.

Оборудование: геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

Ход игры: У детей по одной фигуре. Воспитатель дает задание разойтись по комнате и найти какую-нибудь игрушку или предмет такой же формы. После чего ребенок объясняет, почему он ее принес.

Средняя группа

1. «Разложи фигурки по домикам»

Цель игры: познакомить с плоскими геометрическими формами – квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.

Оборудование: четыре больших фигуры (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник). Много маленьких таких же фигур.

Ход игры: разложите перед ребенком большие фигуры - домики, и много маленьких и поиграйте с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катиться – вот так! А это квадрат. Его можно поставить». Затем предложите разложить маленькие фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки». Раздайте детям по маленькой фигурке и предложите по очереди найти место каждой из них. Когда дети разложат все фигуры, подведите итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают. Затем еще раз покажите и назовите все фигуры, не требуя от детей повторения.

2. «Найди предмет такой же формы»

Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть геометрические фигуры, развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.

Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками (блюдце, арбуз, мяч, колесо, пуговица).

Ход игры: Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т.д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговиц». Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам. В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.

3. «Соберем бусы»

Цель: Формировать умение группировать геометрические фигуры по свойствам (цвету и форме, величине и цвету, форме и величине), видеть простейшие закономерности в чередовании фигур.

Оборудование: Длинная лента; геометрические фигуры: красный треугольник, зеленый круг, красный треугольник и т. д.

Ход игры: Дети стоят в кругу, перед ними коробки с разноцветными геометрическими фигурами Воспитатель предлагает сделать бусы для новогодней елки. Показывает на ленту с разложенными геометрическими фигурами и говорит: «Посмотрите, Снегурочка уже начала их делать. Из каких фигур она решила составлять бусы? Догадайтесь, какая бусинка следующая». Дети берут по две такие же фигуры, называют их и начинают составлять бусы. Объясняют, почему выкладывают именно эту фигуру.

Старшая группа

1. «Продолжи ряд»

Цель: Развивать умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, обобщать по признакам, целенаправленно думать.

Оборудование: набор геометрических фигур

Ход игры: Уловив закономерность в следовании предметов, надо продолжить ряд

2. «Отрицание формы»

Цель: использовать детали в соответствии с символикой отрицания формы.

Оборудование: набор логических блоков Дьенеша, карточки обозначающие отрицание формы, игрушка заяц, коробка.

Ход игры: Воспитатель достает из коробки зайчика карточки с перечеркнутыми обозначениями формы и объясняет, что каждая карточка обозначает.

Упражнения на закрепление;

Покажи фигуру – не прямоугольная, не круглая, не треугольная

- не квадратная, не прямоугольная, не круглая

- не прямоугольная, не квадратная, не треугольная

- не треугольная, не круглая, не квадратная

3. «Найди пару»

Цель: Формирование умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур разделённые на две части; карточки с изображением предметов разной формы.

Ход игры: Принимают участие 5 детей. Каждому ребёнку предлагается по 5 карточек с изображением геометрических фигур круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы.

Подготовительная группа

1. «Сломанная машина»

Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете.

Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части.

Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет, чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.

2. «Сложи фигуры»

Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу.

Оборудование: Фланелеграф. Модели геометрических фигур.

Ход игры: Воспитатель помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.

3. «Подбери фигуру»

Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Оборудование: Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей.

Ход игры: Воспитатель объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

Картотека дидактических игр на формирование представлений о геометрических фигурах.

В картотеке игр - представлены разнообразные дидактические игры на формирование представлений о геометрических фигурах....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений Тема «Формирование представлений о геометрических фигурах и форме предмета»

Конспект занятияОбразовательная область «Познавательное развитие»Раздел «Формирование элементарных математических представлений»Тема «Формирование представлений о геометр...

Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет по формированию представлений о геометрических фигурах

Картотека дидактических игр для детей 3–4 лет по формированию представлений о геометрических фигурах...