Программа профессионального саморазвития.
методическая разработка по математике

Князева Анна Николаевна

Цель:

повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно - образовательного процесса в направлении создания оптимальных условий для познавательного (математического) развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
  4. Создать в группе предметно-развивающую среду, дополнить «Познавательного развития» необходимым материалом.
  5. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.
  6. Подготовить творческий отчет об итогах реализации работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_knyazeva_2025-2026.docx29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Программа профессионального саморазвития.

Цель: 

повышение уровня профессионализма и педагогического мастерства, качества воспитательно - образовательного процесса в направлении создания оптимальных условий для познавательного (математического) развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы и поиска информации в интернете.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами ДОУ.
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
  4. Создать в группе предметно-развивающую среду, дополнить «Познавательного развития» необходимым материалом.
  5. Подготовить и провести консультации для педагогов и родителей.
  6. Подготовить творческий отчет об итогах реализации работы.

Актуальность

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Математическое мышление позволяет адекватно воспринимать окружающий мир, формирует такие важные качества человека, как умение оценивать происходящие события, развивает логическое мышление, интуицию.

Одной из важнейших задач математического развития является формирование познавательных интересов и способностей детей, расширение кругозора личности ребёнка. Формирование элементарных математических представлений способствует приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни.

В старшем дошкольном возрасте мы начинаем знакомить ребенка с миром экономики и финансов как c одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное, познавательное и нравственное развитие ребенка.

В результате изучения финансовой грамотности у дошкольников формируется первичное понимание финансово-экономических терминов: деньги как мера оценки труда, деньги как инструмент купли-продажи, трудовое вознаграждение, доходы, пенсия, банки, монета, купюра, кошелек, копилка, сейф, банковская карта, а также научит интеллектуальным и нравственным качествам - бережливости, смекалке, трудолюбию, умению планировать свои дела, осуждать жадность, и т.д., обязательно научит пользоваться этими понятиями и осуществлять с ними операции. У ребенка воспитывается ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Дети старшего дошкольного возраста знакомы со словом "деньги", они слышат его от взрослых, по телевизору и из других источников. Внешний вид денег детям так же знаком, родители часто берут их в магазин, а иногда дети самостоятельно могут сходить в магазин за мелкими покупками. Так же взрослые разрешают забрать сдачу ребёнку, говорят о том, что можно положить в копилку, и накопить на что - то более дорогое по стоимости. Таким образом, к 6-7 годам у детей уже сформированы определённые знания о деньгах, которые нужно систематизировать и обобщить, помочь им усвоить элементарные арифметические действия с деньгами.

Знакомство детей с деньгами происходит на занятиях по формированию элементарных математических представлений, которая включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические и настольные игры. Данные игры направлены на:

развитие умений детей совершать покупки, знакомство с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей - различать, разменивать и собирать одну и ту же сумму разными способами, расширить представление о видах товаров, об их классификации, закрепить знание о приблизительной цене товаров, об их соотношении использую знаки неравенства;

закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10);

закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число;

формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=). Например: игры на сравнение: «Кошельки», «Магазин-Рынок», «Детский мир», «Копилка-помощница» и многие другие.

Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, расширяет знания детей о профессиях, таких как кассир, банкир, контролёр, продавец, бухгалтер и их трудовых действиях, воспитывает уважение к труду взрослых. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

К концу учебного года дети усвоят относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Дети научатся ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях и финансовых отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др., смогут считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму.

Формируется развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. Воспитывается устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать.

Основные направления реализации программы:

1. Расширение образованности.

2. Повышение педагогической и психологической компетентности.

3. Самовоспитание (развитие личностных свойств, способствующих высоким результатам деятельности и устранение недостатков).

4. Развитие творческого потенциала в профессиональной деятельности.

Этапы работы по самообразованию;

1.Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка цели и задач.

2.Планирование работы по самообразованию.

3.Теоретическое изучение проблемы (выборочное изучение, анализ и самооценка результатов.

4.Практическая деятельность (применение знаний, навыков и умений на практике.)

5.Подведение итогов самообразования.

Тема: « Развитие элементарных математических представлений через ознакомление с финансовой грамотностью детей среднего дошкольного возраста .»

Цель: формирование элементарных математических представлений  и элементарных экономических навыков через знакомство с

азами финансовой грамотности.

Задачи:

  1. Исследовать эффективность формирования элементарных математических представлений  и элементарных экономических навыков через знакомство с азами финансовой грамотности
  2. Разработать и провести консультации и мастер-классы для родителей по формированию элементарных представлений через ознакомление с финансовой грамотностью
  3. Обогатить предметно-развивающую среду группы авторскими играми и пособиями.
  4. Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросу «Развитие элементарных математических представлений через ознакомление с финансовой грамотностью детей среднего дошкольного возраста»
  5. Способствовать обмену опытом между коллегами в детском саду.        

Литература:

  1. ООП МБДОУ №99
  2. ФОП ДОУ
  3. Е.С.Маклакова   «Математика. средняя: планирование, конспекты игровых занятий». Изд. Волгоград«Учитель», 2015
  4. Леушина А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М., 1994.
  5. Блехер Ф.Н. Дидактические игры и дидактические материалы. – М., 1948. – 58 с.
  6. Давайте поиграем. Математические игры для детей 6-7 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.
  7. Дидактические игры и упражнения но сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада. - Под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Просвещение, 1998.
  8. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. – 1996, № 6. – 28 с.
  9. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры / авт.- сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г.
  10. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. –

1.        http://www.detskiysad.ru /   - для воспитателей и руководителей детского сада

2.        http://detsad-journal.narod.ru/  - сайт для воспитателей и руководителей детского сада

3.        http://maaam.ru/" Мaаам.ру “ - сайт для воспитателей детского сада.

4.        http://dohcolonok.ru/    - "Дошколенок"- сайт для воспитателей детского сада.

Этапы работы

Сроки

Форма работы

 (конспекты, рефераты, доклады, презентации, консультации)

Практические выходы( педсоветы, семинары, мастер-классы, практикумы, открытые просмотры, выставки работ, конкурсы и т.д.)

Работа с документацией.

Изучение закона «Об образовании»,ФОП других нормативных документов, методической литературы.

 Сентябрь-май

25-26 г

Составление картотеки  игр по финансовой грамотности для детей 4-5 лет.

«Финансовая азбука»

октябрь 2025 год

Картотека

План-конспект

Выставка работ «Деньги моей страны»

Работа над модернизацией ППРОС группы.

«Труд»

ноябрь 2025 год

Изготовление новых игр и пособий

«Что такое труд?» (Первичное понимание экономических терминов: труд, профессия, специальность, продукт труда)

Открытые просмотры, организация НОД.

Конкурс книжка-малышка «Пословицы, поговорки, загадки о труде и профессиях.»

Планирование работы с родителями.

«Всякому делу надо учиться»

декабрь 2025 год

План-конспект.

Презентация

Родительские собрания, консультации, анкетирования.

Выставка работ «Профессия моих родителей»

Работа над созданием дидактических игр и пособий.

«Результаты труда человека. Товар»

январь 2026 год

Дидактические игры

Консультация

Мастер класс для педагогов

«Ярмарка» (учить детей рассказать о своём товаре и привлечь покупателя –первичное представление о рекламе товара)

Изучение теории по теме «Формирование элементарных математических представлений через основы

финансовой грамотности»

«Деньги. Семейный бюджет»

Февраль

2026 год

Консультация для родителей «Учите ребенка считать деньги»

Презентация

Семинар –практикум для родителей.

Открытое занятия по обмену опытом педагогов»

Конкурс «Моя первая копилка»

Разработка проекта ««Путешествие в сказочную страну Финансов»»

Март 2026 год

Презентация

Фотоотчет

 Разработка итогового квеста для детей «Найди клад»

Апрель 2026    год

Конспект

Презентация

Открытое занятие для родителей

Самоанализ плана самообразования

Май 2026 год

Отчет о проделанной работе. Педсовет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2019-2020 учебный год.

Тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2020-2021 учебный год.

Тема«Развитие мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2021-2022 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Игры для развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет посредством использования нестандартного оборудования»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Нестандартное оборудование как средство развития мелкой моторики рук детей 2-3 лет»...

Программа профессионального саморазвития педагога Сроки реализация программы: 2023-2024 учебный год.

Тема профессионального саморазвития педагога:«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет через дидактические игры»...