Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»
план-конспект занятия по математике (старшая группа)
Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки. Закреплять порядковый счет в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; предлогов под, над; умение ориентироваться на листе бумаги.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.
Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»
Цель: учить измерять длину предмета с помощью условной мерки; упражнять в счёте в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; предлогов под, над; умение ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание, умение слушать и выполнять задание с первого раза.
Задачи:
Образовательные:
Учить измерять длину предмета с помощью условной мерки. Закреплять порядковый счет в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; предлогов под, над; умение ориентироваться на листе бумаги.
Развивающие:
Развивать внимание, глазомер, память и речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям, желание прийти к ним на помощь; воспитывать интерес к математике.
Демонстрационный материал: шарфы красного и желтого цвета разной длины (из картона), мерка (полоска белого цвета из картона), карточки с цифрами от одного до шести, числовые карточки с нарисованными на них кружками (от 1 до 6); цветные изображения героев сказок.
Раздаточный материал: листы бумаги (или тетрадь в клетку), простые карандаши, полоски цветной бумаги красного и желтого цвета разной длины на каждого ребенка, полоска белого цвета из картона (условная мерка) на каждого ребенка, карточки с цифрами от одного до шести на каждого ребенка, числовые карточки с нарисованными на них кружками (от 1 до 6) на каждого ребенка.
Методы, методические приемы:
Практические:
- опыт
- упражнение
Наглядные:
- наблюдение
- демонстрация наглядных пособий
Словесные:
- рассказ педагога
- беседа
Игровые:
- дидактическая игра
Ход занятия:
Вводная часть
- «Утренний круг»
Ребята, скажите, какое у вас настроение (ответы детей). А чтобы оно стало еще лучше, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.
Глаза закрываем и представляем,
Что было вчера мы забываем,
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый, каждый из вас.
Вы самое лучшие, что есть на свете.
Глаза открываем, здравствуйте дети.
Большое спасибо, предлагаю вам присесть на свои места.
Дети садятся за столы.
Основная часть
Сюрпризный момент
Воспитатель. Посмотрите, к нам в группу принесли посылку и письмо.
Воспитатель открывает письмо и читает: «Здравствуйте ребята! Мы живем в деревне Простаквашино. Нам Дядя Федор нам подарил красивые шарфы, чтобы мы не мерзли. Коту Матроскину – длинный, а Шарику – короткий. Мы никак не можем решить, кому какой шарф выбрать. Помогите нам!» Кот Матроскин и Пес Шарик.
Послесловие: Высылаем вам образцы шарфов».
Воспитатель помещает два шарфа красного и желтого цвета на магнитную доску.
Воспитатель. Ребята, давайте поможем Матроскину и Шарику выбрать нужный шарф по длине?
Дети. Да.
Воспитатель. Сможете?
Дети. Да.
Воспитатель. Какой по длине шарф Дядя Федор подарил Матроскину?
Дети. Длинный.
Воспитатель. Какой по длине шарф Дядя Федор подарил Шарику? Дети. Короткий.
Воспитатель. Как узнать, какой шарф длинный, а какой короткий?
Дети: Нужно измерить.
Воспитатель. А как можно измерить длину шарфа?
Дети. Линейкой, методом наложения, приложения.
Воспитатель. А если нет линейки, чем можно измерить длину?
Воспитатель. Проходите, садитесь за столы. Но сначала нужно подготовить наши ручки к работе.
2.Пальчиковая игра «Ёлочка».
Перед нами ёлочка
(пальцы переплетены, из больших - верх ёлочки):
Шишечки, иголочки
(кулачки, указательные пальцы выставлены),
Шарики, фонарики
(пальчики вверх),
Зайчики и свечки
(показывают «ушки» зайчика; обе ладошки сложены, пальцы сжаты),
Звёзды, человечки
(ладошки сложены, пальцы растопырены; два пальчика «побежали» по столу).
3.Измерение шарфов.
На столах лежат полоски цветной бумаги красного и желтого цвета, полоска белого цвета из картона, карточки с цифрами от 1 до 6 , простой карандаш.
Воспитатель. Я вам предлагаю измерить длину двух шарфов, чтобы выяснить, какой из них длинный, а какой короткий.
Дети работают за столами. Воспитатель смотрит, наблюдает, если у детей не получается, задает вопросы.
Воспитатель. Получилось у вас измерить длину шарфов.
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему не получилось?
Дети. Мы не знаем, как измерять длину.
Воспитатель. Если вы не знаете, то нужно у кого-то спросить. Например, можно спросить у воспитателя?
Дети. Можно (дети спрашивают).
Воспитатель. Любой предмет можно измерить. Мы сегодня будем учиться измерять длину шарфа с помощью условной мерки. Полоска у нас будет являться условной меркой. То чем измеряют, называют условной меркой.
Воспитатель. Как называют предмет, которым измеряют?
Дети. Меркой.
Воспитатель. Как вы считаете, откуда нужно начинать измерять длину шарфа?
Дети. Начинать измерять нужно с самого начала предмета слева направо.
Воспитатель. Условную мерку укладываем так, чтобы уголок мерки совпадал с началом шарфа. Затем сделать отметку карандашом в том месте, на которое пришёлся конец мерки и откладываем карточку с цифрой 1.
Воспитатель. Как следует перемещать мерку при измерении длины слева направо или справа налево?
Дети. Мерку перемещают слева направо.
Воспитатель. При перемещении мерки прикладывать её точно к отметке, обозначающую отмеренную часть. Перемещая мерку, надо не забывать считать их количество. Сколько раз откладываем мерку, столько откладываем цифр. Итак, будем откладывать до тех пор, пока не будет измерена длина шарфа.
Воспитатель.
- Давайте посчитаем, сколько раз уложилась мерка по длине красного шарфа?(3 раза)
- Сколько раз уложилась мерка по длине желтого шарфа? (2 раза)
- Скольким условным меркам равна длина красного шарфа? (3)
- Какого цвета шарф длиннее? (красный)
- Какой же шарф длиннее красный или желтый? (красный)
- Почему красный? (в нем 3 условные мерки, а в желтом 2)
- На сколько мерок красный шарф длиннее, чем желтый? (на одну мерку)
Воспитатель. Молодцы ребята! А сейчас немного отдохнем.
4. Игра «Постройся по порядку»
На столе цифры от 0 до 7. Под бубен дети бегают, потом берут цифры и строятся в колонны друг за другом. Кому не хватит цифр, могут выполнить задание: хлопки; назови предметы круглой, квадратной, треугольной формы; назови «соседей» числа и др.
Воспитатель. Молодцы ребята! Немного отдохнули. А теперь предлагаю еще немного позаниматься.
5. Игра «Расставь цифры».
На доске карточки с кружками (или предметами) от 1 до 6.
И так далее.
У детей цифры от 1 до 6.
Задание: правильно расставить цифры под каждой карточкой.
Дети расставляют, затем закрывают глаза, воспитатель меняет местами карточки с кружками.
Дети должны опять правильно расставить цифры. Игра повторяется 2-3 раза.
6. Гимнастика для глаз «Буратино».
Буратино своим длинным носом рисует. Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
• «Солнышко» - мягкие движения носом по кругу.
• «Морковка» - повороты головы вправо - влево, носом «рисуем» морковку.
• «Дерево» - наклоны вперед - назад, носом «рисуем» дерево.
6. Математический диктант.
Воспитатель предлагает детям взять карандаш и выполнить задание:
а) нарисуйте посредине листа круг;
б) над кругом - треугольник;
в) под кругом - квадрат;
г) слева от круга - прямоугольник;
д) справа от круга - овал.
7. Сказочная задача.
На Новый год пригласили дети в гости сказочных героев. Вначале появилась Снежная Королева. За ней пришел Кот в сапогах, потом прибежали Буратино и Мальвина. Затем показался Карлсон, он привел с собой Золушку и Дюймовочку. А в конце новогоднего бала приковылял Мойдодыр.
Вопросы:
- Из скольких сказок пришли гости на елку? (Из семи.)
- Сколько всего сказочных героев пришли на бал? (Восемь.)
Заключительная часть
Ребята, мы узнали, что красный шарф длиннее желтого. Нам удалось узнать кому, какой шарф подарил Дядя Федор?
Дети. Красный длинный – Матроскину, а желтый короткий – Шарику.
Воспитатель. У нас есть значки наших героев и ими мы обозначим, кому какой шарф выбрать (Дети отправляют посылку с курьером).
Рефлексия
- Ребята, понравилось ли вам сегодня наше занятие?
- Ребята, о чем было наше занятие?
- Что мы с вами делали?
- Чем измеряли длину шарфов? Каких шарфов?
- На сколько мерок красный шарф длиннее, чем желтый? (на одну мерку)
Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием!
Демонстрационный материал: два прозрачных сосуда с подкрашенной водой, одинаковой высоты, но разного диаметра; мерка; фишки; мяч.
Раздаточный материал: тетради, цветные карандаши, карточки с пропущенными цифрами, цифры до 10.
Ход занятия
1. Измерение объема жидкости.
Воспитатель вспоминает с детьми русские народные сказки, в которых погибшего героя обрызгивают сначала мертвой, а потом живой водой.
Полетел ворон, набрал воды в два сосуда, да забыл, в какой сосуд какую воду налил. Помнит только, что живой воды больше было. Выставляются два прозрачных сосуда с подкрашенной водой, одинаковой высоты, но разного диаметра.
В сосуде большего диаметра воды побольше, но высота столбика жидкости меньше:
Воспитатель просит детей помочь. Вместе с воспитателем они решают, что жидкость из каждого сосуда надо измерить мерками и сравнить количество мерок.
Еще раз закрепляются выводы:
• Если объем измеряют разными мерками, то получаются разные результаты.
• Число мерок больше, когда мерка меньше.
• Сравнивать по объему можно только тогда, когда мерки одинаковые.
Дети вместе с воспитателем подбирают мерку, договариваются о необходимости ее наполнения доверху, заготавливают два сосуда, в которые будут наливать жидкости.
Отмеряя воду, дети выкладывают два ряда фишек, а затем сравнивают их по количеству.
Неожиданно оказывается, что воды больше в том сосуде, уровень воды в котором ниже. Можно спросить у детей, почему так получается.
- А что будет, если взять сосуд еще шире?
- Изменится ли при этом количество воды?
Если дети сомневаются, можно проделать этот опыт.
Таким образом, дети еще раз убеждаются в том, что если ничего не добавили и не убрали, то количество осталось прежним.
Физкультминутка
Зайчикам не будет скучно,
Сделаем зарядку дружно?
Вправо, влево повернись,
Наклонись и поднимись.
Лапки кверху, лапки в бок
И на месте скок, скок, скок.
А теперь бежим вприпрыжку.
Молодцы, мои зайчишки!
Замедляем, детки, шаг,
Шаг на месте, стой!
Вот так.
2. Игра с мячом «Скажи наоборот» (высокий - низкий, грустный - веселый, глубокая - мелкая и др.).
3. Игра «Встать справа ... слева».
Задание: встать справа от Анны; слева от меня и др.
4. Игра «Вставь пропущенные цифры»
У детей карточки подобного типа:
_____________________________________
1 . 3 . . 6 . 8 9
_____________________________________
И карточки с цифрами от 0 до 10.
Задание: вставьте пропущенные цифры.
5. Игра с пальчиками.
В понедельник - мандарин,
А во вторник - апельсин,
В среду - шоколад,
В четверг - мармелад,
В пятницу - виноград,
В субботу - печенье,
В воскресенье - варенье.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала.
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила.
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья.
6. Работа в тетрадях.
а) Нарисуй три кружка так, чтобы второй был большой.
б) Нарисуй пять квадратов так, чтобы третий был желтым, а последующий - зеленым.
Подведение итога.
Просмотр содержимого документа
«Конспект ОУД по ФЭМП на тему "Измерение объёма" »
Технологическая карта
организованной учебной деятельности
Возрастная группа: старшая группа
Раздел: «ФЭМП»
Тема: «Измерение объема»
Цель: Учить измерять объем с помощью условной мерки, выделять при измерении часть предмета, равную условной мере. Закрепить ориентировку в пространстве, соотносить число с количеством, сравнивать числа. Развивать вариативность мышления у детей.
Материал и оборудование:
Демонстрационный материал: 2 банки; мерные стаканчики; кувшины; деревянная ложка; цветы, пчёлки.
Раздаточный материал: геометрические фигуры; крупы, стаканчики, ложки.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- побудительный | Я рада новой встречи с вами. Приглашаю всех ребят встать в один круг. Игра-мирилка. Тому, кто справа, улыбнись. -Ребята сегодня нас с вами пригласим в гости мистер Крот из мультфильма «Дюймовочка». Он уже старый плохо видит и просит нас оказать ему помощь, вы согласны отправиться в сказочное путешествие в подземелье к мистеру Кроту. Тогда в путь! Отправимся мы в путешествие на поезде. | Дети становятся в круг. Педагог произносит слова, а ребята выполняют действия, заложенные в слова. Дети радуются предстоящей встрече и предстоящему путешествию в подземелье к мистеру Кроту. |
Организационно- поисковый | Игра "Поезд". -Ребята, а вот и мистер Крот, просит нас с вами помочь измерить объем круп в его подземелье. -Что вы видите в банках? - Как вы думаете, какой крупы больше: риса или пшена? Как это проверить? -Что необходимо для измерения? - Можно ли объем крупы измерить полоской или квадратиком? Почему нельзя? Что можно измерить полоской или квадратиком? Чем можно измерить объем крупы? - Чем удобнее измерять крупу: стаканом или ложкой? -Посмотрите у нас в банке очень много крупы, поэтому её лучше измерить более крупной меркой- стаканом. Ложкой нам придется очень долго измерять. Чем будет служить стакан? - Сначала мы с вами измерим объем пшена. Для того чтобы не забыть результат измерения, будем записывать результат на доске. Всё ли пшено измерили? - До каких пор надо продолжать измерение?- Сколько стаканов у нас получилось? Результат измерения остается на доске. Затем измеряется объем риса и результат записывается на доске. - Сколько у нас пшена? - А сколько риса? Какой крупы оказалось больше, а какой меньше? Почему вы так думаете? Что надо сделать для того, чтобы что- нибудь измерить? - А сейчас мы с вами решим задачу. Посмотрите на картину, что на ней изображено? Молодцы, ребята. Теперь послушайте задачу: «В кувшин с одной ручкой вошло 7 стаканов молока, а в кувшин с двумя ручками- 8 таких же стаканов. Объем какого кувшина будет больше?» - Почему? Физминутка: У оленя дом большой! Он глядит в своё окошко, Заяц по полю бежит, В дверь к нему стучит: - Тук – Тук! - Дверь открой! - - Там в лесу охотник злой! - Заяц! Заяц, забегай, - Лапу мне давай. - А сейчас вы сами будете измерять объем крупы. У вас на столе есть стаканчик с крупой, пустой стаканчик, ложечка, полоска, квадраты. Какую мерку вы выберете? - Почему не стакан? -Чтобы не забыть, сколько ложек вы отмерили, надо отсыпав ложку откладывать квадратик на полоску. Необходимо подчеркивать, что измерять надо точно и аккуратно, иначе результат будет неправильным. После выполнения задание спросить, сколько крупы у них оказалось. -Мистер Крот благодарит детей и предлагает отправиться на лесную полянку. Ориентировка в пространстве: Определяют расположение предметов, соотносят число с количеством | Дети слушают стихотворение. В одной- рисовая крупа, в другой- пшенная. - Надо измерить объем риса и объем пшена и результаты измерения сравнить. - Надо выбрать мерку. - Стаканом или ложкой. - Меркой Вызвать два человека, один измеряет, другой записывает результат измерения на доске, отмерив 2-3 стакана спрашивает. -Нет только его часть. -Пока не будет измерено все пшено. - 6 стаканов -6 стаканов. -5 стаканов. - Выбрать, что будет измерено и какой меркой? -Стол, кувшин с одной ручкой, кувшин с двумя ручками, стакан. -В кувшин с двумя ручками. - Туда вошло 8 стаканов, а в кувшин с одной ручкой- 7 стаканов, так как 8больше 7, значит объем кувшина с двумя ручками больше. Дети выполняют движения согласно стихотворному тексту. - Ложку. -У нас мало крупы и поэтому удобно будет измерять маленькой меркой, а не большой. (дети приступают к измерению объема) |
Рефлексивно- корригирующий | - Ребята, где мы с вами побывали? На чем мы с вами путешествовали? Что мы сегодня делали на занятие? При помощи чего мы измеряли крупу? Одинаковой ли меркой мы измеряли всю крупу? Почему? Молодцы, ребята. Спасибо, занятие окончено. | Дети делятся своими впечатлениями. |
Ожидаемый результат:
Знать: что объём измеряется с помощью условной мерки. Для измерения объёма берем одну (одинаковую ) меру;
Уметь: определять место числа среди других чисел;
Иметь: представления о том, что мера для измерения объёма может быть разной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Измерение протяженных объектов с помощью условной меры
Данное занятие позволяет:познакомить детей с измерением протяженных объектов с помощью условной меры;закреплять представления о составе чисел 2,3,4 из двух меньших чисел;автоматизоровать навыки счета ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП Тема НОД: «Самоcтоятельное решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Измерение длины предметов с помощью условной меры» Тема недели: «Весна шагает по планете»
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ФЭМП "Решение задач на сложение и вычитание в пределах 10. Измерение длины предметов с помощью условной меры»...

Конспект занятия по математике в подготовительной группе на тему «Измерение различных предметов с помощью условных мер»
Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления у детей подготовительной группы.Задачи.Образовательная. Познакомить с измерением величин при помощи условной меры.Развивающая. ...

Педагогическое мероприятие с детьми в подготовительной к школе группе по познавательному развитию на тему ": «Измерение жидких веществ с помощью условной меры» "
Педагогическое мероприятие с детьми...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе на тему: "Измерение жидких веществ с помощью условной меры"
Конспект Нод по ФЭМП в подготовительной группе...

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Тема: «Измерение длины предмета с помощью условной меры»
Учить измерять длину предмета с помощью условной меры; упражнять в счете в пределах шести; закрепить знание геометрических фигур; ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание....


