Математическая грамотность как один из компонентов функциональной грамотности
консультация по математике

Заварова Ольга Николаевна

Развитие математической грамотности у дошкольников — залог успешного освоения математики в будущем. В статье мы рассмотрим эффективные методы и приемы, помогающие детям легко и увлекательно осваивать базовые математические понятия. Узнайте, как игры и интерактивные занятия способствуют формированию интереса к математике и развитию логического мышления у малышей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Математическая грамотность как один из компонентов функциональной грамотности

Введение:

Математическая грамотность представляет собой способность человека использовать математические концепции и инструменты для решения повседневных и учебных задач. В рамках дошкольного образования особое внимание уделяется созданию условий для раннего развития этих навыков, поскольку формирование основ математической грамотности способствует успешному освоению математики в будущем.

Особенности формирования математической грамотности у дошкольников

Развитие математической грамотности у детей дошкольного возраста начинается с изучения свойств и признаков объектов окружающей среды. Это включает знакомство с такими характеристиками, как цвет, форма, количество, размер, пространство и время. Эти знания помогают детям уверенно ориентироваться в повседневной жизни и стимулируют познавательную активность.

Основные задачи педагога:

  • Развивать элементарные математические представлений у детей;
  • Подчеркивать связь появления математических понятий с реальной жизнью;
  • Способствовать формированию интеллектуальных, познавательных и творческих способностей;
  • Расширять общий кругозор и культурный уровень воспитанников;
  • Поддерживать и укреплять интерес к изучению математики;
  • Воспитывать инициативу, любопытство и независимость мышления.

Методы работы:

Педагоги используют разнообразные подходы для эффективного обучения детей:

  • Практический метод: вовлечение детей в ручную деятельность, работа с различными материалами.
  • Моделирование: применение дидактических моделей для визуализации абстрактных понятий.
  • Логическое мышление: решение задач, направленных на развитие логики.
  • Экспериментирование: проведение простых научных исследований и опытов.
  • Метод вопросов: поощрение самостоятельного размышления и анализа ситуаций;
  • Игровой подход: использование игр для укрепления полученных знаний.

Эффективные педагогические приемы:

  • Объяснения и разъяснения новых концепций;
  • Показ практических примеров (например, измерения длины);
  • Предоставление инструкций по выполнению конкретных заданий;
  • Интеграция устных объяснений в практические занятия.

Ключевую роль в процессе обучения играет образовательная среда.

  • Пространство должно быть адаптивным и легко перестраиваемым;
  • Важна наглядность для восприятия детьми учебного материала;
  • Необходимо оснащение группы учебными пособиями и материалами (глобусами, картами, таблицами и моделями);
  • Организация зон для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • Наличие образовательных игрушек и игр для закрепления знаний.

Игры должны быть увлекательными, простыми и интерактивными.

На слайдах можно увидеть несколько идей:

1. Игра "Кто быстрее посчитает?"

Цель: развивать умение быстро считать предметы.
1 вариант: Игры с предметами (игрушки, кубики). Каждый ребенок считает количество предметов за ограниченное время. Побеждает тот, кто правильно и быстро назовет число и покажет цифру.

2 вариант: Игры с карточкаи. Дети получают карточки с изображением предметов. Задача — посчитать количество и назвать число. Можно усложнить — сравнить количество предметов двух карточек или найти карточку с большим/меньшим числом.

2. Игра "Магазин" (на интерактивной доске)

Цель: Развивать мыслительные операции, умение  выделять существенные признаки по которым предметы объединяются в группу. Закреплять навыки количественного счета, состава числа 5, при работе с  монетами.

3. Игра "Веселый поезд"

Цель: Закреплять счетные умения,  порядковые числительные, знания геометрических фигур.

4. Игра «Путешествие»

Цель: Формировать умение ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана, развивать пространственные представления, речь.

Дети комментируют маршрут, используя слова: наверх, вниз, вправо, влево ит. д.

5. Игра «Развесь фонарики»

Цель: Формировать пространственное мышление. закреплять знания геометрических фигур и их свойств (цвет, форма, размер).

Эти игры помогают формировать у детей математическую грамотность в игровой форме, развивая внимание, память и мышление.

Заключение

Формирование прочных оснований математической грамотности у дошкольников закладывает основу для успешного освоения школьной программы и стимулирует общее интеллектуальное развитие ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые средства по формированию предпосылок финансовой грамотности как компонента функциональной грамотности и экономического воспитания у детей старшего дошкольного возраста»

quot;Комплект игровых обучающих ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста"...

Презентация "Орфографическая грамотность как один из компонентов культуры речи педагога ДОУ"

Презентация "Орфографическая грамотность как один из компонентов культуры речи педагога ДОУ"...

« Способы развития речевой компетенции, как компонента функциональной грамотности дошкольников».

Одно из приоритетных задач является включение в  образовательные программы по всем направлениям,  компонентов обеспечивающих формирование функциональной грамотности и навыков, связанны...

Опыт работы по формированию одного из компонентов функциональной грамотности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи"

Данная статья по формированию одного из компонентов функциональной грамотности у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (далее ТНР). Является опытом работы по формированию финансовой культуры и азов...

Интегрированное физкультурное занятие с элементами функциональной грамотности (математической грамотности) в старшей группе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида № 21» Конспект интегрированного физкультурного занятия с элементами функциональной грам...

Развитие математических представлений как предпосылки для формирования функциональной грамотности у детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"33890692","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"33890694","attributes":{"alt":"","class"...