Цели методики раннего развития математических способностей
консультация по математике

Козырева Анна Александровна

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели методики раннего развития математических способностей Золтана Пала Дьенеша:

1. Знакомство с основными геометрическими фигурами; понимание эталона формы; формирование умения определять цвета и размеры предметов; развитие представления о множестве;

2. Приобретение первичных навыков алгоритмического мышления;

3. Активизация памяти; развитие способности концентрировать и удерживать внимание; активизация и развитие психических процессов воображения и речи;

4. Формирование пространственного мышления, а также базовых навыков моделирования и конструирования;

5. Актуализация творческого потенциала;

6. Развитие интеллектуальной культуры мышления: умение сопоставлять, обобщать, систематизировать, проводить самостоятельный анализ, понимать смысл абстрактного знака, кодировать и расшифровывать информацию, аргументировать свои утверждения.

7. Воспитание личной инициативности и волевых качеств в достижении учебной цели, решении практических задач и преодолении препятствий.

Особенности и общие правила использования наглядного пособия для каждой возрастной категории:

Умение определять одно свойство (форму, цвет, размер или толщину)

● 2–3 года – блоки З. Дьенеша востребованы начиная с середины учебного года в качестве дополнительного элемента в игровой деятельности. Воспитателю следует постепенно включать блоки, дополнительные схемы и карточки с целью формирования и закрепления представления об одном свойстве объекта. Приобретённый навык оперирования единичным свойством предмета применяется не только к игровому пособию, но и к сказочным литературным персонажам. Таким образом, у ребенка расширяется пространство игрового моделирования и активизируется фантазия и воображение. Для наибольшей комфортности и эффективности проведения занятий педагогу рекомендуется распределять всех в небольшие подгруппы.

Навыки сопоставления по признакам

● 3–4 года – теперь педагог подключает понятие второго качественного отличительного свойства, и к концу учебного года дети могут свободно различать два свойства объекта и его символическое шифрованное изображение. Развивается умение «читать» информацию в разнообразных дополнительных печатных материалах, содержащие кодированную информацию о свойствах объекта, а приобретенные навыки дети затем могут использовать в логической игре.

● 4–5 лет – в течение учебного года дети овладевают навыком  определения и сравнения уже трёх характеристик одновременно. Постепенно в речевой лексикон ребенка вводится отрицательная частичка «не». Активно проигрываются ситуации, когда каждому ребенку выдают три карточки символа из дополнительных печатных материалов и предлагают подобрать соответствующие им логические блоки или фигуры, которые затем необходимо использовать в качестве строительных кирпичиков по заданному алгоритму действий, например, для совместного возведения дома или строительства шоссе, детской площадки и так далее.

Совершенствование приобретенных навыков в условиях усложнения заданий на логические операции систематизации и классификации

● 5–7 лет – в учебном процессе продолжается практика использования карточек на три свойства, и к концу учебного года вводится четвертое свойство. Задача педагога в этот период — приучить детей строго следовать правилам игры и закрепить в сознании детей понимание того, что нарушение правильной последовательности не позволит добиться желаемого результата. Диапазон игровых упражнений может становиться более разнообразным и сложным благодаря использованию новых дидактических материалов и инструментов, таких, как обручи и разнообразные алгоритмические схемы.

Прогнозируемый результат использования методики Золтана Пала Дьенеша:

1. У воспитанников совершенствуются коммуникативные навыки, возрастает стремление к сотрудничеству в учебной и игровой деятельности;

2. Развивается логическое мышление, раскрывается познавательный и творческий потенциал детей;

3. Дети проявляют больше самостоятельности и активности;

4. Успешно преодолевается начальный этап освоения математических знаний, закладывается интерес к этой учебной дисциплине.

Значение дидактического материала Золтана Пала Дьенеша:

● Важнейшие психологические показатели развития логики и концентрации внимания, воображения, нестандартного мышления и памяти получают дополнительный стимул для развития;

● Работа с разнообразными наглядными дидактическими пособиями развивает речь, формирует анализаторские навыки и навыки систематизации, а также учит обобщать информацию и раскрывает творческий потенциал ребенка;

● Помогает ребенку осваивать культурную традицию знаковой, закодированной в символе системы;

● Учит ребенка передавать информацию о различных характеристиках предмета;

● Развивает у детей способность производить абстрактные мыслительные операции и расшифровывать символы;

● Способствует формированию навыков счёта в уме.

В чем заключается смысл использования разнообразных альбомов,

алгоритмических схем и других дополнительных печатных пособий?

Цель использования дополнительных материалов, наряду с использованием логических блоков Дьенеша, – это научить ребёнка чётко следовать правилам, строго выполнять предписанную последовательность шагов. Пособия как бы схематически указывают путь, который ребенок  должен проделать для решения поставленной задачи.

На основании вышеизложенного можно заключить, что использование логических блоков Дьенеша в образовательном процессе способствует всестороннему развитию личности ребенка.

В дополнение можно сказать, что в качестве дополнительных дидактических инструментов могут выступать, например, ленты или обручи для определения игровой области. С помощью этих предметов можно расширить диапазон вариантов упражнений, сделать их более разнообразными интересными и увлекательными.

Если же нет возможности приобрести готовый набор объемных логических блоков, то все равно большую часть игр можно проводить, используя плоские фигуры, а их можно вырезать из картона, цветной бумаги. Если трудно найти наборы дополнительных карточек или альбомы в продаже, то можно также распечатать алгоритмические или цифровые карты, варианты альбомов на цветном принтере.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию воспитателя «Развитие математических способностей у детей раннего дошкольного возраста» Ходеевой Натальи Павловны

Формирование элементарных математических представлений через занимательный математический материал. Полноценное математическое развитие обеспечивает организованная, целенаправленная деятельность...

Перспективное тематическое планирование по математическому кружку «Архимед » в средней группе №3 в целях реализации темы по самообразованию " Развитие математических способностей посредством интеллектуальных игр"

Организованная работа по развитию математических способностей детей дошкольного возраста в соответствии с современными требованиями и с использованием интеллектуальных игр. Работа с детьми по плану бу...

Мастер – класс на тему «Палочки Кюизенера – эффективная игровая методика для развития математических способностей дошкольников»

Мастер – класс на тему «Палочки Кюизенера – эффективная игровая методика для развития математических способностей дошкольников»...

Развитие математических способностей у детей раннего возраста

Данный материал предлагает родителям модель развития математических представлений у детей раннего возраста....

Рекомендации по организации развивающей среды в условиях дошкольного учреждения, с целью развития математических способностей детей.

Рекомендации по организации развивающей среды в условиях дошкольного учреждения, с целью развития математических способностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содер...

Индивидуальный образовательный маршрут «Использование предметной пространственной среды Фиолетовый лес в развитии математических способностей детей по методике В.В.Воскобовича»

laquo;Использование предметной пространственной среды Фиолетовый лес в развитии математических способностей детей по методике В.В.Воскобовича»...