Роль обрядовой культуры в воспитании детей-дошкольников
статья (старшая группа) на тему

Мещерякова Любовь Владиславна

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Narodnye_obryady.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Народные обряды, игры, праздники вызывают все больший интерес у специалистов самых разных областей знаний. Ученые, педагоги стремятся понять сущность, особенности, возможности народных обрядов в современных условиях.

Наши дети живут в то время, когда рушатся традиции, передаваемые веками. К счастью, десятилетиями внушаемое «отречение от старого мира» кануло в лету. И хочется надеяться, что то уцелевшее, та «старина», которая осталась жить – в танцах, играх, песнях, воспоминаниях, – сохранится для потомков.

К сожалению, народные обычаи уходят из нашей жизни. Только бабушки в деревнях помнят, каким словами приманить весну, как зайти в новый дом и др.

У каждой национальной, этнической и культурной группы свои обряды, имеющие и в настоящее время большую культурную и образовательную ценность. Однако это достояние не всегда зафиксировано, находясь под угрозой исчезновения.

 Исходя из этого, знакомить детей с народными обрядами в современном детском саду целесообразно во взаимосвязи с историческими, географическими и культурными особенностями региона, в котором они бытуют.

 Может возникнуть вопрос: «Почему, в XXI веке, веке современных компьютерных игр и технологий, мы ставим такие задачи»? Нам кажется, что наряду со знанием компьютера, калькулятора, различных игрушек типа «Тетрис», ребенку совсем не помешает иметь представление о старинных обрядах, народных играх, песнях, приметах.

Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семейной обрядности. Такая система – тоже целый комплекс разных форм и видов хозяйственного труда, нераздельно связанного с рукотворным и нерукотворным искусством традиционной кухни, жилища, домашней утвари и убранства, костюма, песни, пляски, сказки… Обряды и обычаи строительства дома, предназначенного для жизни в нем большой многопоколенной семьи, естественно перекликаются по своему глубокому смыслу с обрядами и обычаями жизненного цикла: рождения человека, его всестороннего взросления, во младенчестве, детстве, отрочестве, юности, свадьбы и вплоть до его кончины. Все перечисленные обряды и обычаи жизненного цикла – это школа семейной этики и психологии с ее уроками любви, доброты, заботы, дома, мудрости, терпения, милосердия. Народный календарь с его обычаями и обрядами – замечательная школа практического природоведения и природопользования, включающая и богатства традиционной кухни. В праздничных обрядах всегда звучат произведения словесно-поэтического, музыкального, танцевального народного творчества.

Более подробно хочется остановиться на старинных семейных обычаях и обрядах.

СТАРИННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ

Первое диво – рождение

Замечательная русская пословица о жизни человека говорит так: «Трижды человек дивен бывает…» Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет.

Появление ребенка в семье – удивительная, светлая радость.

Первое купание – особое. В ушат с водой клали уголек из печи, зернышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу! Будь всегда сыт и благополучен.

Самая первая одежда тоже особая: родительская рубаха. Для девочки – материна, для мальчика – отцова. Расти хорошо, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье!

И первая постелька особая. Хоть ненадолго, да положат дитя на мохнатую шубу. Это пожелание достатка в будущей жизни.

Ну а потом и в люльку перенесут. Для первого раза там тоже кусочек хлеба с солью. Хлеб-соль – верный  и первый знак доброго расположения, пожелания счастья. Так человек входит в жизнь людей, которые до него в свой черед появились на свете.

На люльке рисовали сценки из трудовой жизни семьи. Будто говорили ребенку рисунками: «Бойся-перебойся пустого времени – это живая смерть. Прежде вечного покоя не почивай…»

Крестины – второе рождение

Второе, духовное рождение человека – крещение. В старину старались окрестить ребенка как можно раньше – в день его рождения или на другой день.

Крестные отец и мать, кум и кума, становятся духовными родителями малыша. В старину это был брат матери и сестра отца. Позже стали приглашать любых родственников, соседей, друзей.

Крестные – покровители ребенка. Как примут дитя от купели на свои руки, так и долг свой перед ним на всю жизнь примут. Они должны и добру учить, и на свадьбе благословлять…  А если крестник или крестница осиротеют, то крестные растят сироту.

Первый долг крестных – к крестинам подготовиться. Крестная, божатка, шила крестильную рубашку. Это про нее поется  в детской песенке:

Тетка божатка,

Сшей мне рубашку,

Ни узку, ни широку,

Косой вороточек –

Ехать в городочек…

Украшала крестная и крестильную пеленку. Или дарила полотно для нее. Крестный, божат, готовил крестик…

Имя ребенку выбирали по святцам – особой книге с именами святых. Кому какое имя достанется, то уже носить всю жизнь. Иногда это имя святого, в день памяти которого ребенок появился на свет. Но чаще выбирали в пределах  восьми дней до и восьми дней после рождения. Так на всю жизнь у ребенка вместе с именем появляется и небесный покровитель, ангел.

У белорусов есть доброе поверье. Если в крестильной рубашке первого ребенка крестить его младших братьев и сестер, то все дети в семье будут крепко любить друг друга.

Бабина каша

Принимают ребенка в дом, в семью, в добрые люди… Приходят родные, соседи посмотреть, проведать, что за новый человек народился. И каждый приносит на зубок – кто что может: одежду, ткань, продукты, монетки…

После крещения приглашают всех на крестильный обед – к младенцу на хлеб, на соль, кашу есть. Кушаний на столе много, как по самым большим праздникам. И разговоров за столом должно быть много – чтобы дитя быстрее заговорило.

В конце обеда подается особое кушанье. Готовит его бабушка-повитуха. Это она помогала матери. Она первая дитя увидела и в свои руки приняла, обмыла и в родительскую рубаху завернула.

Несет бабка пирог и в шапке горшок с кашей – соленой-пресоленой, перечной-преперечной! Говорит:

Бабушка подходит,

Кашку подносит

На корысть, на радость,

На Божью милость,

На толстые одонья,

На высокие скирды.

Кашку на ложки,

Мальчику на ножки!

Первого угощает отца: «Солона кашка, а еще солоней отцу с матерью достаются детки!»

За отцом и кумовья угощаются: «Кушайте, куманьки дорогие! С крестником вас! Как вы видели его под крестом, так бы видеть вам его и под венцом!»

Ну, тут уж деньги на тарелку – бабке. Деньги на пирог – мамке.

А младенцу – доброго здоровья и многие лета!

Именины – праздник каждый год

Теперь, после крещения, младенец, подрастая, каждый год будет отмечать день памяти святого, в честь которого он получил своё имя. Это и есть день ангела, или именины. И когда-то крещеные люди отмечали не день своего появления на свет, а день именин.

 Что значит имя, которое он носит, интересует каждого человека. Очень интересны и судьба святого, и жизнь великих людей, которые носят одно с тобой имя, являются твоими тезками.

В больших и дружных семьях бывают целые именинные времена года. Когда наступает такая именинная пора, праздник идет за праздником. А вот один осенний день, 30 сентября, в народе зовется всесветными именинами. Это день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В этот день в семье может быть сразу четыре именинницы, которые своими именами напоминают нам о самом важном в любой человеческой жизни – о любви, о вере, о надежде. А имя София значит мудрость - тоже очень важное качество, которое необходимо человеку.

Именины – праздник и для носителя имени, и для его родных и близких. Загодя в семье всегда заботливо обсуждают подарки и сюрпризы, пишут стихи, рисуют, вышивают для именинника… В музыкальных семьях готовят музыкальные приношения. Духовно готовится ко дню Ангела и сам именинник. С каждым годом он все больше понимает, что значит его имя и чему надо учиться, чтобы достойно его носить.

В старину именинник отвозил пироги крестным отцу и матери. А потом и сам получал именинный пирог в подарок.

Из всего выше сказанного следует, что роль обрядовой культуры значима, она решает свою позитивную задачу в нравственно-патриотическом воспитании детей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 11 «Росинка»

Роль обрядовой культуры в воспитании детей-дошкольников

Консультация для слушателей ГМО

                                                          Подготовила              

                                                                   Мещерякова Л.В.

                                                                           воспитатель  1 кв. кат.

               

      Саяногорск 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в нравственном воспитании детей-дошкольников

  Оченьинтересная подборка материала для проведения досуга "Сердце семьи", помогает  оспитывать любовь к родному дому, семье; уважительное отношение друг к другу, умение слушать...

Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников.

подвижные игры являются методом всестороннего развития....

Консультации для родителей Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление...

Статья "Роль физической культуры в воспитании детей логопедических групп с общим недоразвитием речи"

Работая с детьми с общим недоразвитием речи, я выявила, что воспитанники с трудом могут сосредоточиться на выполнении задания, не запоминают и не понимают правила игры, быстро утомляются, кроме того ч...

Воспитание звуковой культуры речи у детей-дошкольников.

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.Целью работы педагога-воспитателя по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной комму...


 

Комментарии

Рыженко Светлана Ивановна

Интересен материал об обрядах - следует их показывать детям и молодым родителям в детских садах. Мы показывали обряд "Укладывание в колыбель", "Перерезание пут" при первом шаге дитяти.Жаль, что этнокультурному воспитанию уделяют так мало места на государственном уровне: к религии обратились, а о народности забыли. Жаль...Да и нам не надо в стороне стоять, ведь лишь в корнях здоровой народности - целительная сила русского духа.
Гигирева Елена Васильевна

материал действително очень нужный. я несколько лет занимаюсь этой темой, но про некоторые обычаи читаю впервые. спасибо.