взаимодействие с родителями
методическая разработка (младшая группа) на тему

взаимодействие с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursovoy_proekt.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по теме

«Взаимодействие с родителями»

Выполнен слушателем курсов воспитателей

Детских садов общеразвивающего вида

Дергуновой Натальей Юрьевной

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………    3
  1. АНАЛИЗ ВНЕШНИЙ СИТУАЦИИ………………………   4
  2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННИЙ СИТУАЦИИ………………….    8

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………………………    9

2.1. КОНЦЕПЦИЯ…………………………………………………  9

2.2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ…………………………………………  10

2.3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ………………………………   11

2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА…………………………………    12

2.4.1. Этапы работы над проектом……………………………..    12

2.4.2. План действий (см. Приложение 1)……………………..     33

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………   14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………..   15

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………..   17

Приложение 2. Социологическая анкета семьи……………..   17

Приложение 3. Ваши пожелания и ожидания

(опрос родителей)……………………………………………..   18

Приложение 4. Уважаемые родители (анкета)………………  19

Приложение 5. Темы, предлагаемые родителям…………….  21

Приложение 6. Календарь «Новый календарь»……………..   22

Приложение 7. Конспект «Ответы на вопросы, которые задают родители»……………………………………………………………  24

Приложение 8. Схема настроения……………………………   38

Приложение 1. План образовательных мероприятий работы с родителями………………………………………………………….   33

I. ВВЕДЕНИЕ

Вы должны всегда верить в лучшее,

 что есть в вашем ребенке.

 В лучшее, что в нем еще будет.

 Быть уверенным в том, что рано или поздно

 это лучшее непременно проявится,

и сохранить оптимизм

во всех педагогических невзгодах.  

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

1.1. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ

Анализ психолого-педагогической литературы и массовой практики показывает, что проблема взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет, так как эта проблема включает в себя несколько аспектов. Остановимся на некоторых из них:

Во-первых, это приоритетность общественного и семейного воспитания;

Во-вторых, взаимоотношения родителей и детей дошкольного возраста;

В-третьих, взаимоотношения воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей - дошкольников.

Со второй половины 19 века, с открытия первых детских садов в России появляется проблема приоритетности общественного и семейного воспитания.

После 1917 года приоритет отдается общественному воспитанию, призванному обеспечить подрастающему поколению с ранних лет всестороннее развитие и освободить женщину для трудовой, политической и культурной жизни (Н.К. Крупская). Эти взгляды поддерживали А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие. При этом они подчеркивали, что общественное воспитание должно соединиться с семьей.

Повторно проблема приоритетности рассматривается после утверждения Концепции дошкольного воспитания в 1989 году. Происходит переоценка ценностей, взглядов, и на первое место выходит семья, которая является необходимой и первостепенной в воспитании личности ребенка. Это доказывают исследования, проведенные Т.А. Антоновой, Е.П. Арнаутовой, В.П. Дубровой, О.Л. Зверевой и другими.

Опираясь на результаты исследований, наблюдения массовой практики, можно говорить об актуальности проблемы взаимоотношений в социально-психологической подсистеме "родители - ребенок".

Актуальность обуславливается следующим:

Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат.

Г.Н. Гришина, рассматривая структуру психологического климата семьи, в качестве базового компонента выделяет эмоциональные отношения ее членов. Наряду с эмоциональным выделяет нравственный компонент, выраженный в системе нравственных ценностей, принимаемых всеми членами семьи, а также интеллектуальный компонент. Последний реализуется, проявляется и развивается в процессе информационного, познавательного взаимодействия детей с близкими взрослыми и представляет собой комплекс интеллектуальных контактов. Все представленные компоненты взаимосвязаны, однако их специфика и потенциальные возможности для воспитания ребенка различны. И от того, в какой психологический климат семьи попадает ребенок, зависит его социально-психическое, интеллектуальное развитие.

Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния.

В силу возрастных психологических особенностей (образность мышления, внушаемость, эмоциональность, непосредственность и т.д.) дошкольник "открыт" для воздействия взрослого, который особенно значим, притягаем для ребенка, к которому он испытывает доверие (мама, папа и другие).

Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры (Г.И. Батурина, Г.Ф. Кузина). Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка.

В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа (В.П. Дуброва).

В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.

Таким образом, семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника.

В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей (А.А. Лысаков). Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии (М.И. Буянов, Л. Анзоре, А.И. Захаров).

В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.

Анализ внешней ситуации

Положительные факторы

Отрицательные факторы

  • Тесное взаимоотношение воспитателей и родителей в процессе воспитания и обучения детей – дошкольников (так как развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат);
  • Каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния, которое способствует социально – нравственному развитию.
  • Взаимодействие членов родительской семьи, модели поведения влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, что проецируется в их будущей жизни и в семье.

Неблагоприятный психологический климат семьи:

  • проявление жестокости к детям со стороны родителей;
  •  пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания;
  • пьянство родителей, конфликты родителей с детьми.

Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии.

1.2. АНАЛИЗ ВНУТРЕННИЙ СИТУАЦИИ

Положительные факторы

Отрицательные факторы

  • Непрерывное обучение для сохранения уровня компетентности педагога;
  • Возможность родителям самостоятельно решать жизненные задачи;
  • Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира;
  • Преемственность работы ДОУ и воспитание в семье;
  • Работа с родителями в ДОУ позволяет улучшить воспитание на всех этапах становления материнства;
  • По результатам социологического опроса МО 62% родителей хотели бы видеть к себе отношение уважительное, доброжелательное. «как к коллегам».
  • К педагогам приходят семьи с запущенными ситуациями, накапливая проблемы («так жили родители и прародители, и ничего, выжили»);
  • Обучать взрослых (родителей) порой гораздо сложнее, нежели детей, поэтому степень компетентности педагога должна быть на должном уровне;  
  • Современная необходимость людей в заработке денежных ресурсов приводит к выплескиванию своих внутренних эмоций на семье (чаще всего на детях), таким образом, ребенок попадает в ситуацию зависимости от настроения своего родителя, что сказывается на его психическом развитии;
  • Возможность столкнуться с низкой  компетентностью родительского (материнского, в частности) поведения;
  • Между ребенком складываются непродуктивные типы привязанностей (сверхзавышинные отношения, эмоционально отвергающие, жесткоагрессивные и др. ;
  • Новый подход на принципах андрогогики (наука об образовании взрослых) является для коллектива стрессовым фактором, так как на это требуется время для перестройки и адаптации.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1. КОНЦЕПЦИЯ

Данный проект предполагает систематическую, разнообразную работу с целью изучения семьи, выявления образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Реализация и цели и задач проекта предполагает поэтапную работу по двум направлениям: с родителями, с педагогами.

В данном проекте проблему взаимодействия детского сада и семьи мы рассматриваем как процесс двусторонний: с одной стороны - это "Детский сад - семье" - процесс направлен на то, чтобы оптимизировать влияние семьи на ребенка через повышение педагогической культуры родителей, оказание им помощи. Для реализации этого процесса в детском саду организуются такие формы работы, как родительские собрания, школы для родителей, консультации и т.д.; с другой стороны - это "Семья - детскому саду" - процесс характеризуется включением родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Это налаживание работы кружков, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения.

2.2. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

2.2.1. Цель проекта:

Повышение уровня педагогической культуры родителей (Вернуть родителей собственным семьям. Научить их быть родителями).

2.2.2. Задачи:

  1. Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьей.
  2. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  3. Работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
  4. Способствовать активному включению родителей в воспитательно – образовательный процесс детского сада.
  5. Популяризировать деятельность ДОУ.

2.2.3. Участники проекта:

- родители

- педагоги

- дети младшего дошкольного возраста

2.2.4. Срок реализации проекта:

Сентябрь 2010 года – ноябрь 2010 года

2.3. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1. Участие родителей в воспитательно – образовательном процессе детского сада.

2. Повышение педагогической культуры родителей.

3. Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах адаптации детей к условиям детского сада.

4. Сокращение сроков адаптации детей раннего возраста и создание условий для психофизического благополучия детей в ДОУ.

2.4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА

2.4.1. Этапы работы над проектом

№ этапа

Задачи

Мероприятия

Сроки исполнения

Подготовительный

  1. Ознакомить родителей с работой ДОУ;
  2. Подготовить родителей к поступлению в детский сад их ребенка;

- посещение родителями детского сада (группы, которую будет посещать ребенок);

- беседа с родителями.

Конец августа 2010 –

1 недели сентября 2010

Диагностический

  1. Социально-педагогическая диагностика семьи;
  2. Выявление педагогами зон особого внимания (общих и частных проблем семьи), совместное с родителями осмысление результатов исследования;

Методы:

-анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- род.собрания;

- беседы.

1-2 недели сентября 2010

Проектировочный

  1. Совместное создание проекта и плана действий с прогнозируемыми результатами для ребенка, педагога и родителя. Для каждого семьи определяются конкретные и реальные цели;
  2. Внедрение новые способы и методы работы с родителями.

2-3 неделя сентября 2010

Основной

  1. Выполнение плана действий;
  2. Наблюдения за детско-родительскими отношениями.

См. приложение 1

 Сентябрь 2010 – ноябрь 2010

Заключительный

  1.  Подведение итогов:

- оценка проведенной работы родителями и педагогом;

- соотнесение ожидаемых результатов по проекту и действительных результатов (продолжение или закрытие проекта).

 4 неделя ноября 2010

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья принимает участие в развитии всех сторон личности ребенка дошкольника. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется негативному влиянию семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста, в частности неблагоприятному психологическому климату семьи (проявление жестокости к детям со стороны родителей: пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания; пьянство родителей, конфликты родителей с детьми) и, как следствию, потере авторитета родителей (А.А. Лысаков). Все это приводит к репрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту положительных эмоций, психическим заболеваниям, отставанию в умственном, физическом и эмоциональном развитии (М.И. Буянов, Л. Анзоре, А.И. Захаров).

Таким образом, данный проект направлен на один из основных вопросов обучения и воспитании детей. Тем самым, вопрос остается открытым и нуждающимся в дальнейшем изучении. По итогам реализации проекта мы сможем говорить о результатах и сделать последующие выводы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи.М.,1988.

2. Бакашвили В.Г. Влияние семьи на физическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях Грузинской ССР. Автореф…дисс…канд…пед…наук.М.,1990

3. Гришина Г.Н. Народная игра как средство развития взаимоотношений между родителями и детьми в семье. Автореф… дисс… канд… пед… наук. - М., 1990.

4. Зверева О.Л. Работа с молодой семьей.М.,1991

5. Взаимосвязь детского сада и семьи на современном этапе:методические рекомендации к спецкурсу/ Сост. И.В. Корниенко Комсомольск - на -Амуре,1996

  1. Акулова О.В., Заир-Бек Е.С., Илюшин Л.С. Компетентный подход в современном образовании: Материалы проекта НФНК. – СПб., 2002.
  2. Акулова В.О. Ключевые компетенции как цель и результат современного образования // Модернизация педагогического образования в Сибири: проблемы и перспективы: сб. науч. статей – Ч. 1. – Омск: издательство ОмГПУ, 2002. – С. 190-195.
  3. Андреева Г.М., Богомолова Я.Я., Петровская Л.А. Современная социальная психология XX столетия. Теоретические подходы. – М.: МГУ, 2002. – 270 с.
  4. Аникеев А.С. Гражданское образование в современной школе сущность, содержание, модели. – Калуга, 2001. – С. 89.
  5. Байков Ю.Н., Егоров Д.Е. Диагностика социальной компетентности. Результаты апробации диагностического комплекса // Журнал прикладной психологии. – 2002. – № 6. – С. 12-24.
  6. Битинас Б.П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Советская педагогика. – 1993. – №12. – С.3-13.
  7. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1982.– 200 с.
  8. Бодалев А.А., Караковский В.А.,Новикова Л.И. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях // Педагогика. – 1991. – №5. – С. 14.
  9. Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – М.: БРЭ, 1997. – 1434 с.
  10. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2000. – 304 с.
  11. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. – Киев: Изд-во «Наукова думка», 1981. – 115 с.
  12.  Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под ред. Т.В. Антоновой. – М., 1995.
  13. Крысько В.Г. Социальная психология: Схемы и комментарии.  – М.: Владос-Пресс, 2001. – 208 с.
  14. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 160 с.
  15. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. Учебное пособие. – М., Изд. центр «Академия», 1997.

Приложение 2

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА СЕМЬИ

  1. Фамилия, имя ребенка, поступающего в детский сад  ___________________________________________________, его возраст _____________
  2. Возраст мамы __________ , папы ,______________
  3. Образование мамы ___________, папы ____________
  4. Место работы и должность мамы _____________________________________, папы ________________________________
  5. Кто входит в состав вашей семьи _______________________________________________________________________
  6. Сколько в семье детей? __________________________
  7. Какого возраста? _______________________________
  8. Имеет ли семья отдельное жилье? Да, нет (проживаем у родителей мужа, жены, на подселении  другое) ______________________________________________________(нужное подчеркните, впишите).
  9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое ____________________________________________
  10. Занимается ли ваш ребенок  где-нибудь, кроме детского сада. Где и чем ______________________________________________
  11. Что еще вы считаете нужным  сообщить  о своей семье  и ребенке? ___________________________________________________             

Приложение 3

ВАШИ ПОЖЕЛАНИЯ И ОЖИДАНИЯ

(ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ)

  1. Каким бы вы хотели видеть к себе  отношение сотрудников как родителю?
  2. С вашей точки зрения:

а) насколько (или чем) персонал осложняет вашу жизнь?

б) как он мог бы облегчить вашу жизнь?

  1. Чему персонал может научиться у родителей?
  2. А чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?
  3. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе  учреждения?
  4. Что понравилось бы (или нравиться) вам как родителю, участвующему в работе детского сада?  
  5. Что необходимо для эффективной работы?
  6. Что вы думаете о качестве работы д/с с родителями на сегодняшний день?

Приложение 4

Уважаемые родители!

Сотрудникам д/с для дальнейшего планирования работы важно узнать ваше мнение и пожелания относительно работы детского сада с семьей  в целом  и ребенком в частности .Ваши ответы могут быть анонимными, по вашему желанию.

Заранее  благодарим за участие.

С уважением, администрация.

1. Кем вы приходитесь ребенку (нужное подчеркнуть или напишите): мама, папа, бабушка, дедушка ______________________________

2.Что вас больше всего привлекает в детском саду? (выберите 3-4 пункта)

  • Хорошая организация питания.
  • Хорошая организация режима
  • Работа по укреплению здоровья детей.
  • Хорошее состояние территории для прогулок.
  • Хорошее отношение ребенка к воспитателю.
  • Высокий уровень материально-технического оснащения.
  • Хорошее отношение между детьми в группе.
  • Высокий профессиональный уровень сотрудников.
  • Детский сад неподалеку от дома(работы).
  • Результативная работа  по коррекции речи детей.
  • Подготовка к школе.
  • Психолого-педагогические консультации для родителей.
  • Другое __________________________________________.

  3.На каких тематических вечерах для родителей Вам удалось побывать? Постарайтесь вспомнить их название._______________________________________________________________________________________________4. Какие причины не позволили вам побывать на всех тематических вечерах для родителей? (пожалуйста отвечайте откровенно, как есть).

5. Что вам нравится больше всего в таких тематических вечерах?

6. Что следует добавить к таким встречам, чтобы их эффективность была еще выше?

7. Какие темы вы обязательно бы пришли обсудить,

8. На шкале  от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, удовлетворение от общения  с персоналом

  1. ________________________________________________________________________________________________10

 9. С кем из специалистов вы хотели  бы встретиться? (Поставьте «галочки».)

Логопед

Психолог

Психоневролог

Воспитатель

Психиатр

Ни с кем

Со всеми

Другое __________________________________________________________________

Приложение  5

Темы, предлагаемые родителям

  • Общение с детьми в семье.
  • Привитие любви и уважения к старшим.
  • Что должен знать ребенок этого возраста.
  • Как заниматься дома логопедией?
  • Изобразительная деятельность и работа детей с различными материалами дома.
  • Творческие игры, обучение общению.
  • Ревность детей.
  • Отец и ребенок.
  • О развитии ребенка, о его  интересах.
  • Развитие речи у детей 3 лет.
  • О положительных и отрицательных эмоциях, об упрямстве, общении с посторонними людьми, внутреннем мире  ребенка.
  • О нравственном воспитании ребенка к самостоятельности.

 

Приложение 6

Календарь «Новый календарь»

ПН - «День бумажного желтого листочка»

ВТ - «День улыбок»

СР - «День разноцветных букетов»

ЧТ - «День осенних пирогов»

ПТ - «День разговора о детях »

ПН - «День смеющихся ангелов»

ВТ - «День любимой игрушки»

СР - «День разноцветных зонтов»

ЧТ - «День радуги»

ПН - День вкусного компота»

ПН - «День радости»

ВТ - «День золотой луковицы»

СР - «День красного шнурка»

Чт - «День мордашки»

ПТ - «День радости»

ПН - « День ожидания чуда»

ВТ - «День синего облака»

СР - «День улыбок»

Чт - «День волшебной кисточки»

ПТ - «День мягких подушек»

ПН -  В«День теплой шапочки»

ВТ- «День последних цветочков»

СР - «День голубого неба»

ЧТ - «День чеснока»

ПТ - «День воздушного шарика»  

ПН - «День конфетки»

ВТ - «День вежливых слов»

СР - «День дождя»

ЧТ - «День красоты»

ПТ - «День золотой рыбки»

ПН - «День любимой песенки»

ВТ- «День прогулок»

СР - «День  рисования на асфальте»

ЧТ - «День вежливых слов»

ПТ - «День зеленой варежки»

ПН - «День отдых»

ВТ - «День потешки»

СР - «День солнечных зайчиков»

ЧТ - «День цветных ладошек»

ПТ - «»День ласковых слов»

Пн - «День добрых дел»

ВТ - «День любимой бабушки»

СТ - «День красивого платочка»

ЧТ - «День улыбок»

ПТ - «»День красной кофточки»

ПН - «День пускания мыльных пузырей»

ВТ- «День солнечных зайчиков»

СР - «День подарков»

ЧТ - «День поворачивания налево»

ПТ - «День сказки»

ПН - «День теплого молока»

ВТ- «День расставания с птичками»

СР - «День танцев »

ЧТ - «День загадывания желаний »

ПТ - «День улыбок»

Приложение 7

Конспект «Ответы на вопросы, которые задают родители»

Адаптация

Период адаптации к детскому саду длится в среднем три-четыре недели. Считается, что за этот срок ребенок должен привыкнуть к новому образу жизни. Если же этого не происходит, говорят, что ребенок трудно адаптируется к детскому саду.

На деле лишь каждый второй ребенок укладывается в отведенные сроки; остальные адаптируются к садику намного дольше. И это еще не дает основания относить половину всех детишек к «несадиковым». Просто они требуют более внимательного, индивидуального подхода.

Причины затрудненной адаптации к садику скрываются, как правило, не в самом детском саду, а в семье. Конечно, детский сад нужно выбирать, иначе малыш может оказаться в таком садике, к которому и действительно не стоит адаптироваться. Но все-таки проблемы адаптации чаще всего объясняются тем, что ребенок еще слишком мал, психологически не готов к посещению детского сада (см. Психологическая готовность). Еще одна частая причина — высокая тревожность мамы, ее негативное отношение к детскому саду.

Аппетит

Проблема плохого аппетита в садике нередко становится центральной. Почему-то именно этот вопрос вызывает бурные переживания и у воспитателей, и у родителей, а вследствие этого — и у детей. Спросите своих друзей и знакомых, что первым делом приходит им на ум, когда они слышат слова «детский сад». Большинство ответит тут же: «Детский сад я не любил, потому что там заставляли есть!» И это на самом деле может быть единственной причиной, по которой ребенок никак не может адаптироваться к детскому саду.

Решается эта проблема удивительно просто: если ребенок не хочет есть — пусть не ест. Многим заботливым мамам (не говоря уж о воспитателях в детском саду!) такой подход может показаться, на первый взгляд, диким, однако на самом деле ничего ужасного в этом совете нет. Вообще, на почве кормления детей баталии часто начинают разыгрываться уже в первые месяцы его жизни. Слишком часто родителям кажется, что ребенок слишком мало ест. А между тем надежные и тщательно продуманные эксперименты показали: если предоставить малышу свободу выбора и не кормить его насильно, лишь предлагая ему полноценный набор продуктов, он сам составляет себе вполне сбалансированное меню. Может быть, на протяжении одного дня он действительно съедает не все, что нужно, но за несколько дней «набирает» все необходимое — и по количеству, и по качеству. Так что проблема плохого детского аппетита при тщательном и спокойном рассмотрении во многом оказывается надуманной.

Вы можете убедиться в этом сами, но вам еще предстоит достичь согласия в этом вопросе с воспитателями в детском саду. Они, как правило, чрезмерно много внимания уделяют тому, чтобы дети непременно съедали все, что им предлагают. Самый простой случай — это если воспитательница просто стремится порадовать вас, считая, что для вас хороший аппетит ребенка — главный показатель его благополучия в детском саду. Тогда вы просто объясняете ей, что отказ малыша от «садиковой» еды вас нисколько не тревожит, и она оставляет его в покое. Во-первых, он съест дома все, чего недополучил в садике; во-вторых, со временем, привыкнув к но вой обстановке, начнет есть и в саду — хотя бы понемножку, за компанию с другими.

Сложнее, если у воспитательницы есть педагогические принципы: все дети в детском саду должны есть все, что им дают. Очень часто эта установка объясняется так: «Ваш ребенок будет отказываться, а из-за него и остальные дети есть не станут!» На самом деле такое может произойти, если «отказнику» будет уделяться слишком много внимания: его начнут уговаривать, настаивать, заставлять, а он будет громко оповещать всю группу о своем нежелании есть... Объясните воспитателям, что вашего ребенка ни в коем случае нельзя заставлять есть, а самому малышу разъясните: если он не хочет кушать, нельзя кричать об этом на всю группу. Нужно спокойно сидеть за столом; можно, например, съесть кусок хлеба, пока другие справляются с супом, а потом вместе со всеми выпить компот. Попросите посадить вашего «нехочуху» где-нибудь с краешку, поближе к воспитательнице, чтобы своими отказами от еды он действительно не будоражил всю группу.

Так, работая в двух направлениях сразу — и с воспитателями, и с ребенком, — вы снизите накал страстей вокруг тарелки, которая вечно остается полной. Избавившись от негативных эмоций, связанных с приемом пищи в садике, ребенок непременно начнет хотя бы пробовать ту или иную еду. Наверное, он никогда не сможет претендовать на членство в «Обществе чистых тарелок», но и голодать в садике точно не станет.

Болезни

Каждый четвертый ребенок реагирует на посещение детского сада частыми простудными заболеваниями. В детском саду дети «обмениваются» инфекциями, но основная причина частых болезней кроется в другом. Резкая смена привычного образа жизни, привычной обстановки ослабляют иммунитет малыша, из-за чего он и подхватывает болезнь с такой легкостью. Далее, ребенок бессознательно усваивает: когда болеешь — в садик не водят, оставляют дома и мама сидит рядом и заботится, как раньше, до садика. Значит, болеть лучше, чем быть здоровым.

Поймите правильно: ребенок не «симулирует» болезнь - он болеет по-настоящему. Но его бессознательное «запоминает» механизм: болезнь помогает избавиться от стресса, связанного с посещением детского сада.

Значит, решать проблему частых болезней нужно комплексно. Во-первых, конечно, укреплять физическое здоровье малыша; причем желательно позаботиться об этом прежде, чем ребенок пойдет в детский сад. Собственно, ничего сверхъестественного от вас не требуется: закаляйте ребенка, следите, чтобы он полноценно питался, побольше гулял и хорошо спал.

Во-вторых, необходимо помочь малышу справляться со стрессом как-то иначе, чем посредством болезни. И прежде всего, конечно, постараться уменьшить сам стресс. Если ребенку плохо в детском саду, потому что у него не складываются отношения с воспитателями, нужно стараться наладить эти отношения — или искать другой садик. Может быть, стоит еще какое-то время оставлять его в саду только на полдня, устраивать ему дополнительный выходной посередине недели. Если вы чувствуете, что он еще психологически не готов к посещению детского сада, приложите все усилия к тому, чтобы оставить его дома еще на полгода или год — ведь здоровье малыша дороже, чем ваш немедленный выход на работу.

Если ваши старания не приносят результата, не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам — детским психологам. Игровая или сказка-терапия поможет ребенку обрести новые, более здоровые и адаптивные средства выражения и переживания своих эмоций.

Второй ребенок в семье

Часто родители отправляют ребенка в детский сад потому, что в семье появился второй малыш. Понятно, что хлопоты, связанные с появлением новорожденного, отбирают у мамы почти все силы. На старшего ребенка не хватает ни времени, ни энергии, и кажется, что детский сад решит эту проблему. К сожалению, это большая ошибка. Адаптация к детскому саду — стресс. Рождение младшего братика или сестрички - стресс ничуть не меньший. Сон едините их вместе, и вы получите совсем не радостную картину. Ребенок, который вдруг из единственного и самого любимого превратился в «старшего», переживает из-за того, что его положение в семье изменилось. Он боится потерять мамину любовь, ему не хватает маминого внимания, и если именно в это, трудное для него время, ребенка окончательно «отдалят» от семьи, поместив в детский сад, он просто утвердится в том, что сбылись все его худшие опасения. Ни о какой благополучной адаптации к садику в этом случае не может быть и речи.

Управиться сразу с двумя малышами действительно трудновато. Но если уж вы решили отдать старшего в детский сад, сделайте это либо за полгода (не меньше!) до рождения второго ребенка, либо хотя бы полгода спустя.

Не забывайте: в первое время после рождения малыша ваш первенец нуждается в вашем внимании не меньше, чем новорожденный. И при разумном, спокойном восприятии ситуации уделить ему внимание не так уж трудно. Младенцы в первый месяц жизни спят все-таки достаточно, чтобы у мамы оставалось какое-то свободное время. А домашние дела можно переложить на кого - то из близких. Но даже если такой возможности нет — занимайтесь ими вместе со старшим ребенком. Хотя бы в каких-то мелочах он наверняка сможет вам помочь, причем ему это доставит удовольствие. Вы можете читать ему или рассказывать сказки, пока кормите младенца. Одним словом, у вас есть возможности убедить старшего ребенка в том, что ваша любовь к нему ничуть не ослабела с появлением маленького «конкурента».

И вот тогда, когда вы убедитесь в том, что ваш первенец более или менее спокойно стал принимать новое положение дел в семье, можно начинать готовить его к поступлению в детский сад. Скорее всего, за несколько месяцев ребенок успокоится, поверит в то, что новый малыш не угрожает его собственному благополучию. А играть со сверстниками все-таки интереснее, чем возиться с младенцем. Поэтому теперь можно рассчитывать на то, что его адаптация к детскому саду пройдет благополучно.

Вредные привычки

К таковым детсадовские воспитатели относят, прежде всего, привычку грызть ногти или сосать палец. Кроме того, бывает, что дети выдергивают волосы или ресницы, кусают губы.

Прежде всего, нужно осознать, что само понятие «вредные привычки» к таким явлениям не очень-то подходит: оно подразумевает какую-то оценку. Мы привыкли вкладывать в это определение негативный смысл. Когда речь идет о детях, их «вредные привычки» часто воспринимаются взрослыми как плохое поведение или проявление упрямства.

На самом деле подобные действия — это признак сильной тревожности или даже зарождающегося невроза. Поэтому на такие привычки обязательно нужно обращать внимание — но только не внимание ребенка! Ни в коем случае нельзя одергивать малыша, делать ему замечания, а тем более наказывать.

Дело в том, что он и так уже наказывает себя. Обкусывание ногтей или выдергивание волос — это проявления так называемой аутоагрессии, то есть агрессии, направленной на себя. Сосание пальца — несколько иная история: это следы не до конца удовлетворенного сосательного инстинкта, стремление утешить и успокоить себя.

Все в поведении ребенка имеет свое значение, свой смысл. Если адаптация к детскому саду проходит трудно, ребенка обуревают негативные эмоции. Он может бессознательно гневаться на мать, оставившую его одного; может испытывать сильные негативные чувства к воспитателям, вдруг занявшим место любимой мамы. Отношения с другими детьми в группе тоже не всегда протекают гладко. Одним словом, у ребенка может найтись немало причин для пробуждения гнева и агрессивных устремлений.

Но выражение таких чувств находится под строгим запретом. Детей с первых лет и даже месяцев жизни приучают к тому, что гнев и агрессию нельзя проявлять открыто. Поэтому перед ребенком, охваченным такими эмоциями, возникают сразу две мучительных проблемы. Во-первых, он не знает, что ему делать с собственным гневом, как избавляться от излишков этой негативной психической энергии. Во-вторых, он чувствует себя виноватым из-за того, что вообще испытывает такое «нехорошее» чувство, как гнев. И в результате вся разрушительная сила этих трудных переживаний обращается на него самого. Именно таков (в самых общих чертах, конечно) механизм формирования "дурных привычек".

Вот почему вам прежде всего нужно обратить внимание на собственный стиль общения с ребенком и на поведение воспитателей в детском саду. Не слишком ли жесткую позицию по отношению к ребенку вы занимаете? Нет ли в детском саду реальных факторов, провоцирующих в ребенке гнев, агрессию или страх? Появление навязчивых привычек — серьезный сигнал тревоги, которым нельзя пренебрегать.

Ребенок с навязчивыми привычками нуждается в очень спокойной обстановке. Возможно, на какое-то время придется сократить продолжительность его пребывания в детском саду. Если фактором, провоцирующим возникновение навязчивостей, оказывается обстановка в группе или поведение воспитателя — с этим детским садом лучше распрощаться. И в любом случае, малышу необходимо предоставить возможность выражать свои трудные чувства. Учите его выражать эмоции словами, а также отреагировать их в игре, рисовании, лепке, физической активности.

Обращайте внимание ребенка на его собственное состояние, чтобы постепенно он учился контролировать себя без страха и тревоги. Дайте ему понять, что, если он чего-то боится, он всегда может дать вам знать, и вы придете ему на помощь: не будете ни ругать, ни стыдить его, но поддержите, приободрите и защитите.

О том, как научить ребенка безопасным образом справляться с гневом, вы можете узнать из популярной психологической литературы. Если же самостоятельно решить проблему вам не удается, не стесняйтесь обращаться к психологам.

Ложь

До определенного возраста дети не врут вообще — не умеют и даже не знают, что это возможно. К сожалению, потребность во лжи пробуждаем в своих детях именно мы, родители. Ребенок начинает врать, когда обнаруживает, что правду говорить опасно: накажут, засмеют или не поверят. Нельзя никогда не наказывать ребенка, но наказание должно быть таким, чтобы малыш понимал: плох был не он сам, а какой-то конкретный его поступок, и виноват он именно в том, что совершил его, а не в том, что об этом узнала мама. Лучше всего, если «меры пресечения» логично вытекают из самого проступка, а роль взрослого, который наказывает, сводится к минимуму.

Конечно, маленькие дети могут сообщать вам недостоверную информацию не потому, что они врут, а потому, что просто не помнят, как было дело на самом деле, — или помнят как-то не так,

При внимательном отношении к своему ребенку вы без труда отличите такие случаи «вранья» от всех прочих. Разумеется, в такой ситуации никак нельзя упрекать ребенка, доказывать ему, что он «соврал».

Еще дети могут говорить неправду (или, что чаще, не говорить правды) от того, что им надоели ваши настойчивые расспросы.

Родителям всегда советуют подробно расспрашивать детей о каждом дне, проведенном в детском саду: что ели, как спали, чем занимались и с кем играли.

Сам по себе совет совершенно верный, но если ребенок не очень общительный и разговорчивый, а родители слишком настойчивы и даже тревожны, малыш может просто устать. Ему легче промолчать или отделаться какой-нибудь дежурной фразой, вроде «ничего не было, все нормально», чем отчитываться в каждом своем шаге.

Так что, проявляя внимание к ребенку, все-таки соблюдайте известную умеренность. Если вы чувствуете, что ребенок сопротивляется обсуждению какой-то темы, оставьте его в покое и попробуйте вернуться к разговору чуть позже. Может быть, сейчас он действительно просто устал и не склонен к долгим беседам. А может быть, за его нежеланием говорить скрывается настоящее эмоциональное напряжение: в этом случае вопрос нельзя закрыть совсем, но нужно постараться прояснить ситуацию мягко, возможно, какими-то косвенными путями — в игре, придуманной сказке, рисунках.

Новичок в группе

В принципе проблема новичков в детском саду редко «звучит» в полную силу, как это бывает в школе: маленькие дети еще, не образуют такой сплоченной группы, в которой каждый вновь поступивший будет восприниматься как-то особенно. Но все-таки, когда ребенок приходит в группу, где все уже неплохо знакомы друг с другом и воспитателями, он на первых порах может испытывать некоторые затруднения.

Вы можете помочь ему быстрее «влиться в коллектив», используя все те же прекрасные средства — ролевую игру, придумывание историй. Вместе с ребенком придумывайте и разыгрывайте дома разные способы знакомства.

Познакомьтесь с кем - нибудь из родителей, чтобы можно было гулять вместе с детьми по выходным или приглашать их в гости. Достаточно, чтобы в группе у новичка появился один-два приятеля, и проблему адаптации можно будет считать в целом решенной.

Не стоит только пытаться «задобрить» всю группу, давая ребенку в садик мешок конфет или подталкивая его к раздариванию новым «друзьям» своих игрушек. Во-первых, дети никогда не «покупаются» на конфеты: для них факт угощения вовсе не означает, что нужно немедленно начать хорошо относиться к дарителю. Вашему же ребенку будет обидно: конфеты раздал, все их радостно слопали, а дружить все равно не стали. Во-вторых, конфетам в садике вообще не место — не всем детям они разрешены, да и воспитатели вряд ли будут в восторге.

Так что, помогая своему «новичку» наладить отношения с детьми в группе, действуйте более «бескорыстными» и косвенными методами, укрепляя и развивая в первую очередь коммуникативные способности своего ребенка, а не воздействуя на мнение других детей.

Родители

Как правило, в жизни детского сада родители играют крайне ограниченную роль: привели детей, забрали, сдали деньги, поприсутствовали на утреннике. Вопрос на первом родительском собрании: «Кто желает вступить в родительский комитет?»

повергает присутствующих в унылое молчание — все прячут глаза, делая вид, что их тут и вовсе нет. Наконец, согласие выражают одна-две наиболее совестливых (реже — действительно активных) мамы, функции которых в дальнейшем сводятся все к тому же сбору денег — на нужды группы или подарок воспитателям к Восьмому марта.

Наверное, если бы родители вели себя хоть немножко по-другому, детские сады стали бы намного краше. Ругать детский сад легко, и всегда найдется, за что: деньги тянут, а толку никакого, воспитатели занимаются не тем и не так, и вообще — не садик, а тоска зеленая...

Но, в конце концов, от кого, как не от вас, зависит обстановка в детском саду? Вы думаете, от заведующей и от воспитателей? Но ведь их во много раз меньше, чем вас, родителей! И жаловаться, что от вас «ничего не зависит», можно лишь в том случае, если вы на самом деле не пытаетесь повлиять на ситуацию.

Дело вовсе не в том, что родителям не позволяют участвовать в жизни детского сада. Просто слишком часто родители воспринимают садик как своего рода «камеру хранения» для детей. Кроме того, многие руководствуются установкой: мы платим, значит, они должны обеспечивать все условия. Ну, о том, сколько родители платят за обычный государственный детский сад — даже с учетом последних повышений этой платы! — говорить как-то неловко. Что же касается неофициальных «поборов» — вы имеете полное право требовать детального отчета: на что уходят ваши деньги. Никто не может заставить вас отдавать их просто так. Более того, всегда можно договориться с другими роди

телями, создать общий (а не в каждой группе) родительский комитет и самим решать, на что должны тратиться собранные суммы. Поверьте, это не выдуманная идиллия: так поступают во всех детских садах, где родители действительно заинтересованы в качестве садиковой жизни своих детей.

Точно так же вы можете влиять и на другие, помимо финансовой, стороны жизни детского сада. Фактически родители могут управлять садиком наравне с заведующей — если они действительно хотят этого и готовы заниматься этим постоянно и последовательно, а не просто «выступать» от случая к случаю. Что можете сделать вы сами для того, чтобы детям в саду жилось интереснее? Организовывать экскурсии или походы в театр, вести какие-то дополнительные занятия — все это в вашей власти.

Конечно, все равно всегда найдутся родители, которым не хочется (или реально нет никакой возможности) активно участвовать в жизни детского сада. Но таковые, как показывает опыт, обычно составляют меньшинство! По большей же части, вполне заботливые и заинтересованные мамы и папы остаются в тени просто потому, что никому не хочется выступить первым и остаться в одиночестве. Начните вы! Поговорите с другими родителями, поделитесь с ними своими идеями, и вы будете приятно удивлены тем, что вокруг вас, оказывается, много единомышленников. Помните, вместе вы — очень большая и позитивная сила

Сон

Есть родители, которым повезло: их дети и дома, и в саду с одинаковым послушанием ложатся в кроватки, как только их туда отправляют, и засыпают сном ангелов. А потом в положенное время эти чудо-дети просыпаются, бодрые, веселые и довольные жизнью.

А бывают детишки, которых никак не удается уложить спать спокойно и с первой попытки — ни днем, ни ночью, ни в саду, ни дома. Уставая, они возбуждаются и становятся еще более активными, чем в обычном состоянии; они желают спать только рядом с мамой — или не спать вообще никогда. Но, как это ни парадоксально, в детском саду у детей возникает гораздо меньше проблем с дневным сном, чем дома. Во-первых, в садике ребенок сильно устает — по крайней мере, в первое время, с непривычки. Да и потом, уже вполне адаптировавшись к новой обстановке, он все равно расходует достаточное количество энергии, чтобы к середине «рабочего» дня его потянуло отдохнуть. Во-вторых, конечно, срабатывает инстинкт подражания: все ложатся спать — значит, и я тоже лягу. Вообще, известно, что с воспитателями в детском саду дети спорят на порядок меньше, чем с родителями. И дело тут не в том, что воспитатели авторитарны и подавляют детей: просто ребенок интуитивно улавливает, что здесь отношения со взрослым предполагают иную дистанцию и иные правила, чем дома.

Мы с вами уже знаем, что «переводить» малыша на садиковый режим и учить его соблюдать правила «тихого часа» нужно заранее. Если ваш ребенок уже достаточно большой и, с вашей точки зрения, не нуждается в обязательном дневном сне, — договорите с воспитателями. Вариантов может быть несколько: возможно, ребенок готов проводить весь тихий час в постели, но не хочет спать. Попросите воспитателей давать ему в постель несколько книжек с картинками (конечно, дождавшись, пока остальные дети заснут, чтобы не создавать лишних сложностей).

Если же ребенок не только не спит днем, но и мешает спать другим — разговаривает, встает и ходит по спальне, — договоритесь с воспитателями, чтобы они вообще не укладывали его, оставляли в группе. Вам могут возразить, что такое отдельное отношение к вашему ребенку нарушит порядок во всей группе — другие дети тоже станут отказываться спать. Как и в случае с отказом от еды, все зависит от того, насколько заметным будет «исключение из правила». Если ребенка заставляют спать, а он отказывается — это действительно может переполошить всю группу. Если же просто в тот момент, когда все дружно пойдут спать, он тихонечко отстанет — скорее всего, этот факт не привлечет к себе никакого внимания.

Сложнее решать проблему отказа от дневного сна в тех случаях, когда в детском саду нет отдельной спальни и дети спят на раскладушках прямо в игровой комнате — тогда неспящему просто некуда деваться. К сожалению, тут приходится выбирать. Если уж совершенно очевидно, что спать днем в садике ребенок не станет ни при каких условиях, — ищите такой детский сад, в котором он может этого не делать, не мешая при этом всем окружающим. Справедливости ради стоит заметить, что садик, в котором нет детской спальни и правильных детских кроватей, скорее всего далек от идеала и по многим другим параметрам.

пользоваться горшком. Случайные «огрехи» вполне допустимы; тем более что в новой обстановке, в море новых впечатлений ребенок может не уследить за собой, не заметить сигналов собственного тела, просто потому, что он очень увлечен игрой.

Выбирая садик, обязательно поинтересуйтесь и этой стороной жизни детей: совершите экскурсию в туалет, расспросите воспитателя о принятых в труппе правилах. Хорошенько задумайтесь, подходит ли вам группа, в которой детишек высаживают на горшки «централизованно», по команде воспитателя. Спору нет, персоналу такой подход может казаться очень удобным, но отправление .естественных надобностей — не та сфера, в которой интересы воспитателей могут преобладать над интересами самого ребенка.

Нередки случаи, когда малышам запрещают вставать в туалет во время тихого часа. К сожалению, заранее вы об этом можете и не узнать, но имеет смысл специально задать этот вопрос — другим родителям или хотя бы собственному ребенку, когда он уже начнет ходить в садик. Разумеется, если подобные факт обнаруживается, его нельзя оставлять без внимания.


Приложение 1

План образовательных мероприятий работы с родителями

Месяцы

Недели

Беседы, собрания, дискуссии, занятия, консультации

Тренинги, деловые игры

Выставки

Дни

«Новый календарь»

Творческая мастерская,

семейные  конкурсы

Сентябрь

I

Общее род.собрание (знакомств, традиции д/с)

Выставка педагогической литературы

ПН- «День бумажного желтого листочка»

ВТ- «День улыбок»

СР- «День разноцветных букетов»

ЧТ- «День осенних пирогов»

ПТ- «День разговора о детях »

II

Беседа с родителями на тему «Чистота – залог здоровья»

Тренинг на знакомства

Выставка работ воспитателей

«Осень»

Выпуск газеты для родителей.

ПН- «День смеющихся ангелов»

ВТ- «День любимой игрушки»

СР- «День разноцветных зонтов»

ЧТ- «День радуги»

ПН- День вкусного компота»

Конкурс среди семей «Собери вкусную корзинку»

III

Педагогическая гостиная «Детская агрессия»

Творческая мастерская «Как можно сделать что-то

из ничего?»

Выпуск газеты для родителей.

ПН-«День радости»

ВТ-«День золотой луковицы»

СР-«День красного шнурка»

Чт- «День мордашки»

ПТ- «День радости»

Конкурс поделок родителей (присуждаются призы, раздаются награды)

IV

Дискуссионный клуб «Досуг в семье: как его проводить»

Выпуск газеты для родителей.

ПН-« День ожидания чуда»

ВТ-«День синего облака»

СР- «День улыбок»

Чт- «День волшебной кисточки»

ПТ- «День мягких подушек»

.Октябрь

I

Беседа психоневролога с родителями

Прогулка с родителями в лес за грибами

Выставка работ родителей из природного материала

Выпуск газеты для родителей.

ПН- В«День теплой шапочки»

ВТ- «День последних цветочков»

СР- «День голубого неба»

ЧТ- «День чеснока»

ПТ- «День воздушного шарика»  

II

Выпуск газеты для родителей.

Семейный конкурс блюд

«Вкусняшка для малыша»

III

Консультация с родителями на тему: «Хвалите малыша»

Выставка коллажей на тему « Моя семья»

Выпуск газеты для родителей.

ПН- «День конфетки»

ВТ- «День вежливых слов»

СР- «День дождя»

ЧТ- «День красоты»

ПТ- «День золотой рыбки»

IV

Тренинг «Арбузник»

ПН- «День любимой песенки»

ВТ- «День прогулок»

СР- «День  рисования на асфальте»

ЧТ- «День вежливых слов»

ПТ- «День зеленой варежки»

Ноябрь

I

Групповое родительское собрание «Детский сад и семья - лучшие друзья»

 

Деловая игра  «День самоуправления» (родители воспитывают, обучают педагогов)

Выпуск газеты для родителей.

ПН- «День отдых»

ВТ- «День потешки»

СР- «День солнечных зайчиков»

ЧТ- «День цветных ладошек»

ПТ- «»День ласковых слов»

II

Деловая игра на родительском собрании на тему: «Семья моей мечты»

Выпуск газеты для родителей

Пн- «День добрых дел»

ВТ- «День любимой бабушки»

СТ- «День красивого платочка»

ЧТ- «День улыбок»

ПТ- «»День красной кофточки»

Вечер «Посвящение в КАПИТОШЕК»

III

Тренинг на понимание

Выпуск газеты для родителей.

ПН- «День пускания мыльных пузырей»

ВТ- «День солнечных зайчиков»

СР- «День подарков»

ЧТ- «День поворачивания налево»

ПТ- «День сказки»

Вечер разгаданных и неразгаданных таин (ответы воспитателей на вопросы родителей)

IV

Беседа преподавателя изостудии «Развитие мелкой моторики на занятии лепки и рисования»

Выпуск газеты для родителей.

ПН- «День теплого молока»

ВТ- «День расставания с птичками»

СР- «День танцев »

ЧТ- «День загадывания желаний »

ПТ- «День улыбок»

«Музыкальный базар» (конкурс семейных концертных номеров)

Приложение 8

Схема настроения

ФИО ребенка

Настроение ребенка/

родителя

Процедура раздевания

Реплики

по ходу

Прощание

Веселое

Пасмурное

Равнодушное

Что-то еще

Сам

Родитель

Вместе

Одобрение

Критика

Беседа

Что-то еще

С уговорами

Быстрое

Ласковое

С раздражением

С напутствием

Другое

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Информационная газета как средство взаимодействия с родителями» Взаимодействие с родителями по профилактике детского дорожного травматизма.

Данная работа посвящена важной и актуальной теме – безопасности ребенка.Донести до родителей важность данной работы помогают не только консультации, родительские собрания и прочие формы непосредственн...

Буклет" Эффективные формы взаимодействия с родителям: форма сетевого взаимодействия в социальных сетях"

Всем известно, что взаимодействие педагогов детского сада с родителями – достаточно сложный процесс, и семья должна быть равноправной его стороной. Основную роль в работе с родителями практически во в...

выступление на педсовете : "Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"

quot;Формы взаимодействия ДОУ и семьи, изменение форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС"...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЕРАМИ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ.

Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребёнка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспит...

Организация работы по взаимодействию между группой кратковременного пребывания и 1 младшей группой. Взаимодействие с родителями

   Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обс...