Главные вкладки

    Тактильные ощущения в развитии ребенка.
    статья (младшая группа) по теме

    Ситкина Любовь Михайловна
    С самого рождения ребенка важно обеспечить ему тактильное общение с предметами для быстрейшего познания мира.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon dokument20microsoft20word1.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тактильные ощущения в развитии ребенка.



     Тактильные ощущения имеют огромное значение для развития мышления и речи ребенка. Пальчики малыша – важный орган начиная с самого раннего детства , который отвечает за развитие всей жизнедеятельности  ребенка.

    Ребенок прикоснулся к шершавой ракушке и гладкому камню. И это не просто прикосновения. В этот момент он мысленно сравнивает различные поверхности. И вы можете сто раз говорить малышу о том, что бывает вода горячая и холодная. Это лишь звук для ребенка. Пока он не попробовал, он не понял. Чем тоньше тактильные ощущения малыша, тем точнее он может сравнить, объединить или различить окружающие его предметы и явления, то есть наиболее успешно упорядочить мышление. Вот в какие игры, развивающие тактильные ощущения, можно поиграть дома.

     Походите с малышом по дому и исследуйте разнообразные предметы. Расскажите и покажите ребенку, что предметы могут быть гладкие, шероховатые, твердые, мягкие, пушистые. Предложите крохе с закрытыми глазками дотрагиваться до предметов, пусть он запомнит  эти ощущения. Теперь дотрагивайтесь не только пальчиками, а и плечом, ножками, щекой.

     Покажите ребенку предметы, которые имеют две различные по ощущениям стороны. Например, атласная ленточка, обложка книжки и странички, кусочки кожи. Походите и поищите в доме еще такие же предметы.

     Хорошая игра – ткани на ощупь. Сделайте с ребенком книжку-игрушку «Ткани». Разложите разные кусочки ткани, пусть ребенок трогает их. Отдельно положите второй комплект таких же тканей, предложите малышу найти пары к каждому кусочку.

     Возьмите небольшой красивый мешочек. Показывайте ребенку предметы и складывайте их в мешочек. Это могут быть пуговицы, деревянные геометрические фигурки, пластмассовые колечки от пирамиды и т.д. Возьмите пуговицу, покажите ребенку. Скажите: «Смотри, какая красивая пуговица, подержи ее». После бросьте ее в мешочек со словами: «Смотри, она прыгнула, давай ее найдем». Пусть ребенок ищет предмет, запустив ручку в мешочек и опираясь только на ощущения. Если найдет, пусть расскажет о его свойствах – гладкий, твердый и т.д.

     Поиграйте в игру «Магазин тканей». Возьмите заготовки различных кусочков ткани. Разложите их на прилавке. Пусть к вам приходят в магазин различные зверушки, куклы и покупают ткань для одежды. Например, пришел зайчик, ему нужна тонкая, нежная ткань для кофточки. Мишке нужна ткань потеплее для свитера. Кукле Маше – для шубы. Предложите малышу разделить ткань на две кучки: ткань для зимы и для лета. Поговорите о том, чем они отличаются.

     Игры в ванной. Намочите разные куски ткани в воде. Посмотрите, какая ткань намокнет быстрее, какая медленнее. Намокли? Теперь предложите ребенку выкрутить ткань. Очень полезное упражнение. Еще одна игра: налейте в стаканчики различные вещества – сироп, мед, варенье, растительное масло, гель, шампунь, молоко. Не наливайте большое количество. Будет достаточно и трех капель. Предложите ребенку окунать по очереди пальчик в каждый стакан и называть свойства: липкое, вязкое, жидкое, жирное и т.д. Этими же веществами можно порисовать на ванной. Смотрите, что быстро стекает, а что медленно.

    Игры с крупами. Насыпьте разные крупы в тарелочки. Пусть ребенок их трогает, перебирает пальчиками, смотрит, чем они отличаются. Спрячьте в крупу небольшую игрушку. Предложите ребенку найти ее. На крупе можно и порисовать пальчиком. Игры с крупами развивают мелкую моторику рук малыша.

    Можно сшить ребенку тактильный коврик. Для этого сшейте небольшие мешочки и набейте их разными наполнителями: крупой, макаронами, бумагой, целлофаном. Пусть ребенок походит по нему ножками.

    Исследуем чувствительность на теле. Прикасайтесь к разным частям тела ребенка карандашом или перышком. Пусть ребенок угадает, одним или двумя карандашами вы прикасаетесь к нему. Поиграйте в игру «Что я рисую?» Рисуйте на теле малыша несложные картины: геометрические фигуры, буквы. Пусть он угадывает, что вы нарисовали. Еще один вариант игры «Чем я дотрагиваюсь?» Прикасайтесь к ребенку расческой, мочалкой, платочком, мягкой игрушкой.Сделайте аппликации с крупой. Для этого вам понадобятся готовые шаблоны картинок. Намажьте их клеем, и пусть ребенок посыпает в середину картинки крупу.

    Можно сделать тактильные аппликации. Для этого возьмите разный материал: кусочки кожи, бумагу, палочки, спички, скорлупки, листья и т.д. Предложите ребенку намазать лист клеем и выкладывать эти кусочки в хаотичном порядке. Не ограничивайте малыша ни в чем, пусть творит так, как ему хочется. Успеха в познании и открытиях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей. Влияние тактильных ощущений на развитие речи.

    Консультация предназначена для родителей и воспитателей...

    «Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью»

    "Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью"Консультация для педагогов, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возмо...

    Мастер-класс «Дидактическая игра как средство развития тактильных ощущений для познавательного развития ребенка дошкольного возраста»

    Цель мастер-класса: познакомить воспитателей с методикой развития тактильных ощущений посредством дидактических игр; закрепить полученные знания на практике. Задачи: познакомить с дидактическими играм...

    План «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

    Совершенствовать все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт с помощью Д/И...

    Инновационный проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»

    Инновационный  проект «Роль тактильных ощущений в развитии сенсорных способностей у дошкольников»...

    Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

    В статье представлены игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребенка дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью...

    Развивающая доска «Бизиборд» как средство развития тактильных ощущений ребенка

    Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ...