Обучение детей монологической речи.
классный час (подготовительная группа) на тему

как обучить детей монологической речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_detey_monologicheskoy_rechi.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей монологической речи (рассказыванию)

1. Задачи и содержание работы по обучению монологической речи.

2. Виды занятий по обучению детей рассказыванию:

- составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин;

- составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек;

- пересказ народных сказок или рассказов;

- составление рассказа из личного опыта (по памяти);

- составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».

3. Накопление опыта, как условие, обучение детей рассказыванию. Условия: большой словарный запас, объем знаний.

4. Приемы обучения детей рассказыванию:

- образец речи (рассказа) педагога;

- план рассказа;

- коллективное составление рассказа;

- составление рассказа по частям;

- вопросы, элементарные указания, упражнения;

- демонстрация наглядного материала;

- оценка рассказа детей.

Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельство событий, достичь понимания ими рассказа.

Монолог требует более лучшей памяти, напряжения внимания к содержанию и речи. Монологическая речь сложнее в лингвистическом плане.

Рассказ – связанное развернутое изложение какого-либо факта.

Для рассказа ребенок самостоятельно выбирает тему. В рассказе больше отражение – личный опыт, эмоции.

Пересказ – связанное изложение прослушанного текста.

По содержанию рассказы можно условно разделить:

1. Фактические – составляя фактический рассказ, ребенок опирается на свои восприятие и память.

2. Творческие – здесь творческое воображение.

По форме:

1. Описательные, реально существующие. Это изложение характерных признаков какого-либо предмета или события.

2. Сюжетные: передача каких-либо событий, сменяющихся во временной последовательности, обязательны действующие лица, их диалог.

Приемы обучения детей рассказыванию:

Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или события, доступное для восприятия по содержанию и форме.

Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность. Это живые, коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без ненужного украшательства.

Дети 2-3 лет – 5 предложений;

Дети 3-5 лет – 6-7 предложений;

Дети 5-7 лет – 12 предложений.

План рассказа – 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность изложения. Например, день рождение Лисы:

- о том, как звери собираются в гости;

- как договариваются о подарке;

- как справляли, поздравляли.

Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, который используют в основном на самых первых ступенях обучения рассказыванию.

Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит придумать рассказ.

Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи.

Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т.к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить.

Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка.

Оценка – смысл в том, чтобы дети подражали такому качеству рассказа, которое похвалил педагог и избегал того, что он осудил.

 

 Обучение детей рассказыванию по картине

1.Значение картин в обучении детей рассказыванию.

2. Типы, серии картин, требования к ним.

3. Виды рассказывания по картинам в разном возрасте.

4. Требования к рассказыванию детей разных возрастов.

5. Структура занятия по картине.

6. Особенности проведения занятий по обучению рассказыванию по картине в разном возрасте.

Картина как демонстрационный, так и раздаточный материал.

1.                Общее знакомство – рассматривание.

2.                Самостоятельное рассматривание.

3.                Составление рассказа.

Структура занятий:

1.                Вводная часть – 3-5 мин. (загадка, предложение и др.).

2. Показ картины, вспоминаем ее, рассказывая, задаем вопросы с целью напомнить содержание картины (4-5 вопросов).

3. Указания педагога, например, слушайте, ты это говорил, скажи новое.

4. Составление рассказа детьми (образец рассказа или план дать детям или вместе составить, повторение плана детьми).

5. Оценка детских рассказов педагогом или детьми вопросами: понятен ли рассказ? О чем узнали? Что поняли?

Особенности проведения занятий по обучению рассказыванию по картине в разном возрасте:

Дети 5-7 лет широко используют серию сюжетных картин для составления рассказов с завязкой, кульминацией, развязкой. Например, «Как еж спас ежонка», «Медвежонок на прогулке».

Дети 2-3,5 лет:

Задача: составление описательного рассказа по предметной картине. Приемы:

- образец рассказа педагога;

- оценка детских рассказов педагогом (всегда положительная).

Дети 3,5-5 лет:

Задачи: первая повторяется; новые:

2.                Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине (простой сюжет – 1-2 предмета).

3.                Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

Приемы:

- план, предложенный педагогом;

- оценка детских рассказов педагогом.

Дети 5-6 лет:

Задачи: 1, 2, 3 повторяются; новые:

4.                Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине усложненного варианта.

5.                Составление рассказов по последовательной серии сюжетной картины.

Приемы:

- план, составленный детьми;

- оценка детьми рассказа ребенка и педагога.

Дети 6-7 лет:

Задачи: 1, 2, 3, 4, 5 повторяются; новые:

6. Составление описательного рассказа по пейзажной картине.

7. Составление описательного рассказа по натюрморту.

Важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и воображать предшествующие и последующие события. Педагог ставит ряд вопросов, которые намечают сюжетную линию, выходящую за пределы содержания картины. Придумывая начало или конец к изображенному, ребенок приобретает умения, необходимые для повествования.

Составление коллективного рассказывания:

первый ребенок придумывает, что было раньше;

второй ребенок описывает события, которые изображены на картине;

третий ребенок – последующие действия, поступки героев и чем закончились их приключения. Учат детей следить за речью друг друга.

 Одну и ту же картину можно рассматривать по нескольку раз, но разные задачи, усложняя вопросами. Когда у детей есть навык, им можно предложить две и более картин (знакомых и незнакомых, по выбору самих детей из предложенных).

Детей учат замечать в картине детали: фон, пейзаж, состояние погоды, включать в свой рассказ описание природы + художественное слово (стихотворение, отрывок из прозы, загадка, скороговорка). Развитие связной речи + обогащение и активизация словаря + формирование грамматического строя речи, грамматические и лексические упражнения. Рассказать о содержании картины ребенок может лишь в том случае, если он ее понял.

При выборе картины для занятия, педагог должен учитывать, что дети знают:

1.                О персонажах картины (девочка, мальчик, колобок);

2.                Их действиях (гуляют, играют, едят);

3.                О месте действия (Где? В лесу, дома);

4.                О времени действия (Когда?).

Перед занятием «обучение рассказыванию» нужна обязательно предшествующая работа, например, кошка с котятами.

1. Понаблюдать за живой кошкой с котятами;

2. Предложить каждому ребенку угостить животных тем, что они любят;

3. Расширить знания об особенностях, внешнем виде, повадках разных животных (через иллюстрации, чтение художественной литературы);

4. Поиграть в настольно-печатные игры, например, «большие-маленькие»;

5. Предложить каждому ребенку сравнить две игрушки.

Итак, подготовительная работа помогает воспроизвести в реальной жизни ребенка те связи и зависимости, которые он должен будет установить в картине и объяснить в монологической речи.

Организация гуманно-личностного отношения с детьми, в процессе которого чередуются индивидуальные высказывания с одновременными репликами нескольких детей, дает возможность педагогу сделать активными всех желающих и сохранить положительный эмоциональный настрой. С помощью игрушечного персонажа педагог дирижирует и познавательной и речевой активностью детей, ведь они стараются так ответить, чтобы Мишка их увидел и старался ответить, нацеливает детей, приучает слушать речь другого. Ребенку очень нужна улыбка и одобрение жестом, но не словом, он всегда наблюдает за лицом педагога.

Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» из серии домашние животные.

Цель: закрепить умение составлять рассказ по картине, отражая увиденное на картине и используя личный опыт; учить соотносить название животных и их детенышей, закреплять слова, обозначающие действие; воспитывать интерес к животным, желание ухаживать за ними, рассказывать о них.

Словарная работа – белолапый, рыжий, серый.

Ход работы:

1. Показ картины, вспоминаем название, придумываем новое.

2. Вопросы к детям: Кто нарисован на картине? Что делают котята? Что делает рыжий котенок? Какого еще котенка вы видите? Что можно про него сказать? Что делает третий котенок? Какая кошка - мама? Как она смотрит на котят?

3. Образец рассказа педагога.

4. Составление рассказов детьми.

5. Оценка детских рассказов педагогом и детьми.

6. Игра: педагог – кошка - мама, дети – котята, дети исполняют команды (физминутка).

7. Педагог предлагает послушать историю, сопровождая показом игрушек, иллюстраций.

8. Анализ занятия (вопросы к детям: Что узнали? Что поняли?)

Вопросы к детям – это развитие логически построенной грамматической речи. Например, вопросы по картине Левитана «Золотая осень» для детей 5-7 лет:

- Вам нравится картина? Что нравится? Картина красивая? Что в ней красивого?

- Почему осень называется золотой? Объясните выражение: «в багрец и золото одетые леса»

- Когда лес бывает золотым? Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите, какие деревья зеленые, и покажите их на картине?

- Сравните ближние березки с березкой, которая стоит у поворота реки, почему их окраска разная?

- Почему вода речки у левого берега темная, а дальше светло-голубая? Что видно на высоком берегу вдали? Чем осенью может быть засеяно поле?

   

Обучение детей рассказыванию по игрушкам

1. Подбор игрушек.

2. Усложнение требований к рассказыванию детей в разном возрасте.

3. Виды занятий.

4. Структура занятий.

5. Особенности проведения занятий в разном возрасте.

Виды занятий:

Дети 1-3 лет:

- Составление описательного рассказа по одной игрушке. В конце года другая игрушка, но есть те же части или особенности (например, щенок, котенок). Приемы те же, как по картине.

Дети 1-4 лет:

- Составление описательного рассказа по набору игрушек.

- Составление сюжетного рассказа по набору игрушек. Приемы те же, как по картине.

Дети 1-4 + дети 4-6 лет:

- Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет).

- Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.

Дети 5-6-7 лет:

Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».

Структура занятия:

1. Вводная.

2. Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).

3. Вопросы к детям.

4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.

5. Указания детям.

6. Составление рассказов детьми.

7. Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или родитель.

8. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность?

9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке).

Например, образец рассказа педагога через вопросы (для детей 2,5-5 лет).

Составление описательного рассказа по игрушкам кошка, собачка.

Цель: учить детей описывать игрушку, называя ее характерные признаки. Учить четко и внятно произносить отдельные слова, выразительно повторять загадки (громко, тихо, шепотом). Обогащать словарь детей простыми названиями окружающих игрушек. Учить описывать их внешний вид (цвет, форму), подбирать определение. Воспитывать интерес к игрушкам.

Словарная работа: серая, ласковая, пушистая, лакать.

Ход занятия:

- Загадывание загадки ребенком или воспитателем.

- Показ игрушки, рассматривание ее.

- Вопросы к детям: Кто это? Какие у кошки по цвету глаза? (зеленые), какая шерстка на ощупь? (мягкая, серая), какими словами можно сказать какая кошка? (пушистая, ловкая), как зовут детенышей кошки? Кошка большая, а котенок? Придумайте кошке кличку. Что она умеет делать. После вопросов:

- Образец педагога: «Это кошка. Ее зовут Мурка. У кошки усатая мордочка, зеленые глаза, мягкая шерстка. Мурка ловкая, ласковая, она любит молоко. У кошки есть маленькие котята, они любят играть».

- Составление рассказов детьми.

- Оценка.

- Показ игрушки «собачка».

- Вопросы (образца нет)

- Составление рассказов детьми.

- Оценка детьми.

- Загадывание загадок.

Например,

Он с бубенчиком в руке

В сине-красном колпаке

Он веселая игрушка

И зовут его … петрушка 

 

Обучение детей рассказыванию из личного опыта (по памяти)

1. Значение.

2. Требования к рассказыванию детей.

3. Условия: накопление ребенком личного опыта, связь педагога с семьей.

4. Тематика из личного опыта.

5. Методические приемы:

- вопросы на данную тему, предваряющие рассказ;

- вопросы в виде плана;

- выяснение знаний;

- образец рассказа педагога.

- указания.

6. Обучение детей составлению писем.

Значение:

Рассказывание по памяти более сложное для ребенка, чем по восприятию. Память, как и восприятие, представляет собой процесс-отражение действительности, но память отражает то, что пережито ранее. В психологии эмоциональная память классифицируется как самый сильный вид памяти, этим объясняется методическое правило: предлагать для рассказывания яркие эпизоды из жизни, где были задеты чувства детей, т.е. связанность и последовательности зависят от ясности и четкости представлений.

Этот вид рассказывания имеет большое значение в развитии связной речи. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.

Требования:

Дети 5-6 лет учатся рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях, связанных живо, не отклоняясь от заданной темы, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, указывать время и место событий; пользоваться точными названиями качеств и действий.

У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Условия:

1. Основа развития этого вида рассказывания – содержательная жизнь детей дома и в детском саду.

2. Словарная работа, которую проводит педагог.

От качества словарной работы зависят:

- стройность речи;

- ее живость;

- отсутствие излишних пауз и заминок.

Ребенок из личного опыта самостоятельно учится отбирать словарный материал. Он, по словам Тихеевой «вынужден брать и комбинировать слова и выражения самостоятельно, а не выбирать их из готового рассказа.

Тематика

1.                Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии.

2.                Из коллективного и индивидуального опыта.

3.                Коллективно-индивидуальный.

Темы намечаются педагогом на основе знания того, чем и какими интересами живут дети дома и в детском саду.

Тематика для детей 5-6 лет:

1. Моя любимая игрушка.

2. Как я помогаю дома.

3. Наши зимние забавы.

4. Про котенка.

Тематика для детей 6-7 лет:

5.                Елка для дошкольников.

6.                Как заботимся о малышах.

7.                Как проводим время дома.

Одни темы требуют работы педагога в групповой форме, т.к. сравнительно легки для детей: впечатления прочны, и для педагогов, которые хорошо знают содержание предстоящих рассказов и умеют ими хорошо руководить.

Другая категория – из индивидуального опыта. Они сложнее для детей, так как детям нужно самостоятельно отобрать из своего опыта узкое содержание из своего рассказа. Ребенок должен рассказывать наиболее полно и понятно, так как описуемый предмет слушатели не видели. Эти занятия трудны и для педагога, потому что он, не зная конкретного содержания детских рассказов, не всегда может вовремя поправить или добавить. Но в другом – эти рассказы являются показателем развития речи и интересов, суждений детей.

Методические приемы:

1. Вопросы на данную тему, предваряющие рассказ.

2. Образец рассказа педагога:

- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту;

- четкость построения, отсутствие лишней детализации;

- динамичность действий, яркие описания;

- язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости). Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении.

3. Вопросы в виде плана: 2-4 вопроса. У ребенка, отвечая на них, получается рассказ.

4. Выясняющие вопросы к рассказчику. В конце беседы педагог с помощью вопросов выясняет, как дети усвоили данную тему, и после этого предлагает обдумать это с начала и до конца. Выясняющие вопросы предлагаются робким, застенчивым детям, помогая им начать или предлагать свой вариант рассказа.

5. Указания могут быть тоже в виде вопросов, по установлению последовательности, по четкости повествования.

Обучение детей творческому рассказыванию (по воображению)

1. Своеобразие творческих, придуманных рассказов детей.

2. Высокий уровень мыслительной и речевой подготовки. Богатый опыт, разнообразие жизненных впечатлений, основные условия проведения этого вида рассказывания.

3. Требования к рассказываниям детей.

4. Виды рассказывания: реалистический, фантастический (сказки, небылицы).

5. Тематика рассказов: нравственные темы, о детях, о природе.

6. Проведение занятий по обучению детей творческому рассказыванию на разных этапах обучения.

7. Методические приемы:

- предварительная беседа на тему рассказа;

- план рассказа, составленный педагогом с детьми;

- рассказ педагога (начало рассказа, образец для рассказа по аналогии);

- указания к составлению и анализу рассказа;

- наводящие вопросы и предложения, направленные на развитие сюжета.

Творческое рассказывание – это вид творческой художественной деятельности, требующей запаса представлений, знаний и достаточной речевой культуры.

Характерная его особенность – построение на материале воображения, требующего творческого преобразования полученного опыта. Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Нужно учитывать:

Теоретики: докапываются до явления и тяготение у них к логическому рассуждению. Например, «Почему небо разное?»

Мечтатели: восхищаются, это «поэты». Например, «Ах, какая гроза!»

Требования к рассказыванию детей:

1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.

2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.

3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.

4. Показатель устной речи детей 5-6 лет – это умение придумывать несколько вариантов своего собственного рассказа или по аналогии с прочитанным.

Проведение занятий по обучению детей творческому рассказыванию

Э. П. Коробкова выделяет 7 видов занятия:

1. Придумывания продолжения и завершения рассказа, предложенного педагогом.

2. Придумывание рассказа или сказки по плану педагога, составленные детьми.

3. Придумывание рассказа или сказки по теме, предложенной педагогом, без плана.

4. Придумывание рассказа или сказки на самостоятельно выбранную тему.

5. Описательные рассказы о природе, например, «Мое любимое время года», «Зимой и летом в лесу», «Весенняя встреча».

6. Придумывание детьми рассказов, аналогичных прочитанному в двух вариантах: заменить героев, сохраняя сюжет, или заменить сюжет, заменяя героев.

7. Придумывание небылиц.

Л. Ворошнина выделяет три вида занятия для детей 6-7 лет:

1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида – самостоятельный выбор темы.

2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.

3. Составление рассказа по пейзажной картине.

Также Ворошнина предлагает проводить занятия и с младшими детьми. 

 

Речевые и воспитательные задачи по обучению детей рассказыванию

Речевые задачи:

1. Учить детей самостоятельно, целенаправленно составлять рассказ, соблюдая его композиционную целостность и художественную выразительность.

2. Развивать творческую продуктивность.

3. Учить совершенствовать новый вариант рассказа.

4. Формировать интерес к творческому рассказыванию в игровой деятельности.

5. Развивать оценочное суждение о качестве рассказывания как своих, так и товарищей.

Воспитательные задачи:

Воспитывать положительное отношение к рассказам товарищей, умение выслушивать их внимательно, обращая внимание на построение сочинения, исполнения выразительных средств языка.

Придумывание сказки «Колобка лиса не съела»

Цель: формировать умение придумывать сказку на предложенную тему, передавая специфику жанра.

Задачи по звуковой культуре речи: упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений, учить употреблять существительные, прилагательные женского и мужского рода, упражнять детей в словообразовании, учить с помощью интонации передавать различные чувства (радость, огорчение).

Воспитательные задачи:

1. Исходя из темы;

2. Исходя из методов обучения (умение придумывать свои сказки).

Ход занятия: 1? 2? 3?

Составление рассказа из личного опыта «Моя любимая игрушка»

Речевые задачи: учить составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты для описания игрушки и действия с ней. Рассказывать последовательно и выразительно. Учить подбирать слова для описания предмета с целью выделить определенные качества. Закреплять правильное произношение звуков «в», «ф». Умение дифференцировать их на слух, подбирать слова с этими звуками.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережное отношение к игрушке (не перебивать других – один говорит, а все слушают).

Составление рассказа:

1. Какая она? (игрушка).

2. Дать описание.

3. Случай, который произошел с игрушкой.

4. Дать образец из своего личного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку

Обучение дошкольников монологической речи на занятиях по английскому языку...

Презентация "Обучение дошкольников монологической речи"

Презентация может быть использована для работы с педагогами в виде дополнения к консультации по развитию речи дошкольников....

"Обучение дошкольников монологической речи"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12366376","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","width":"480"}}]]...

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников»

Консультация для родителей «Обучение связанной монологической речи старших дошкольников» Каждый родитель будущего первоклассника задается вопросом: готов ли мой ребенок к школе? Легко ли ему будет у...

Школа молодого воспитателя: "Обучение детей монологической речи"

Консультация полезна начинающим воспитателям, а также старшим воспитателям для работы с молодыми педагогами....

Семинар для педагогов"Обучение дошкольников монологической речи"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ « ДЕТСКИЙ САД № 21 «Радуга» Обучение дошкольников монологической речи Старший воспитатель:...

Обучение детей монологической речи.

Монологическая речь – более сложный вид связной речи. Монологическая речь по данным психологов начинает формироваться у дошкольников в 5-летнем возрасте. Именно с этого момента необходимо п...