Программа сотрудничества детского сада и семьи «Вместе с ребёнком»
методическая разработка по теме

Романова Ольга Геннадьевна

В современной педагогике накоплен большой практический опыт взаимодействия с семьёй: методики изучения семей, технологии организации родительских собраний, проведения дней «открытых дверей» и досугово-развлекательных мероприятий.

Однако, зачастую, даже опытному педагогу, с большим трудом удаётся рационально составить планирование работы с семьями, разработать и реализовать интересные, содержательные мероприятия для детей и родителей,  наладить контакт с семьями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Программа сотрудничества детского сада и семьи

«Вместе с ребёнком»

Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников в рамках дошкольного образовательного учреждения всегда было и остаётся актуальным, так как на развитие ребёнка оказывают влияние оба социальных института – семья и образовательное учреждение, которое посещает ребёнок.

В действующих, на сегодняшний день, нормативных документах Министерства образования и науки  мы чётко видим одно из поставленных перед нами направлений в педагогической деятельности, это - более полное использование потенциала семьи в воспитании детей.

В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.[1,с.38]

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, наладить сотрудничество для обеспечения единых подходов в воспитании ребенка. Но так ли легко наладить это взаимодействие с современной семьей, привлечь к участию в мероприятиях?

 Теоретики и практики дошкольного воспитания выявили специфику работы с родителями и её задачи. И обратили внимание педагогов на организующую роль  детского сада по отношению к семье. Они отметили, что, взаимодействие воспитателей и родителей главным образом должно быть направлено на решение задачи объединения усилий семьи и детского сада для воспитания и развития ребёнка. Педагоги, со своей стороны, должны планомерно и активно распространять педагогические знания среди родителей, оказывать практическую помощь в воспитании детей и способствовать вовлечению родителей в педагогическую деятельность…[2, с.5]

В современной педагогике накоплен большой практический опыт взаимодействия с семьёй: методики изучения семей, технологии организации родительских собраний, проведения дней «открытых дверей» и досугово-развлекательных мероприятий.

Однако, зачастую, даже опытному педагогу, с большим трудом удаётся рационально составить планирование работы с семьями, разработать и реализовать интересные, содержательные мероприятия для детей и родителей,  наладить контакт с семьями.

Основные направления и задачи сотрудничества

Целью программы является - объединение усилий семьи и детского сада для воспитания и развития дошкольника.

Задачи:

  1. распространить педагогические знания среди родителей;
  2. оказать практическую помощь в воспитании детей;
  3. способствовать активному участию родителей в жизнедеятельности ребёнка в детском саду;
  4. привлечь родителей к пропаганде положительного опыта семейного воспитания.

Основными исполнителями реализации программы являются воспитатели группы ДОУ. Так же её участниками являются администрация ДОУ и специалисты ДОУ.

Так как ребёнок посещает детский сад 5 лет, то программа рассчитана на пять лет – пять возрастных групп. Условно в течение пяти лет взаимодействие проходит 3 ступени:

1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться»;

2 ступень - « Давайте дружить и помогать друг другу»;

3 ступень - «Детский сад и семья – единое пространство детства».

Содержание программы представлено двумя блоками:

1. «Педагогическое просвещение родителей». Воспитатели группы, заведующая, педагог-психолог и учитель-логопед изучают специфику семейного воспитания, уровень педагогической культуры родителей, составляют социально-демографический паспорт семей, анализируют полученные данные, а затем организуют  общесадовские  и групповые родительские собрания, устные и письменные консультации в родительском уголке, мастер-классы.

2. «Включение родителей в деятельность группы и ДОУ». Воспитатели группы совместно с музыкальным работником и спортинструктором организуют и проводят: проекты, практические занятия, работу творческих групп по интересам, конкурсы, совместные развлечения,  творческие домашние задания и др.

Основные принципы, определяющие концептуальные положения взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка

  1. Принцип преемственности, согласованных действий.
  2. Принцип организующей роли педагогов.
  3. Принцип гуманного подхода к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
  4. Принцип открытости.
  5. Принцип индивидуального подхода к каждой семье.
  6. Принцип эффективности форм взаимодействия семьи и ДОУ.
  7. Принцип обратной связи.

           Этапы (ступени) и способы реализации концептуальных положений

1 ступень - адаптационная «Предлагаем познакомиться».

Задача данной ступени: сформировать такие стереотипы поведения ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни, т.е. в условия детского сада. Первая ступень включает в себя консультацию родителей, о том, как нужно осторожно, постепенно вводить ребенка в новые условия. Их организует и заведующая ДОУ и медсестра, к которым, как правило, приходят родители впервые с путёвкой в детский сад. По проблеме адаптации ребенка к условиям ДОУ организуется общее собрание для родителей готовящихся в ближайшие месяцы привести ребёнка в детский сад. Когда ребёнок начал посещать детский сад, воспитатели создают благоприятную атмосферу для жизнедеятельности детей, постоянно поддерживают личный контакт с родителями, обмениваются информацией.

Результатом 1 ступени является доверительное отношение родителей к воспитателям группы: родители не скрывают своих волнений по поводу адаптации ребёнка к новым условиям, адекватно реагируют на рекомендации воспитателей группы, прилагают усилия для налаживания партнёрских отношений с воспитателями по решению задач воспитания ребёнка. Продолжается работа по  формированию навыков самостоятельности ребенка в самообслуживании. Для реализации 1 ступени отводится до 3 месяцев.

2 ступень взаимодействия « Давайте дружить и помогать друг другу»

Задача этой ступени: объединить усилия семьи и детского сада в совместных действиях по воспитанию, обучению, коррекции уровня развития; раскрыть возможности совместной работы. Опорой во взаимодействии семьи и воспитателя на данном этапе является дифференцированный подход к каждой семье.

В установлении контактов важно исследовать психолого-педагогическую грамотность родителей; отношение родителей к источникам информации; динамику в детско-родительских отношениях; а также выявить семейные ценности; знать, чего хотят родители от детского сада для себя и своего ребенка, какие формы сотрудничества предпочитают. Помощь в установлении контактов оказывает, в том числе и анкетирование.

Тщательное, вдумчивое изучение запросов родителей дает возможность целенаправленно взаимодействовать, выбирать оптимальные варианты сотрудничества.

На первый план содержательной части второй ступени взаимодействия выступает консультационная помощь семье: «Добрые советы воспитателя», «Советы психолога и логопеда», «Школа Айболита» и родительские собрания, которые носят просветительскую направленность. Письменные консультации размещаются в приёмной группы в привлекательно оформленном «Родительском уголке». Их рекомендуется оформлять крупным шрифтом (18), для удобного прочтения родителями и сменять их не реже 1 раза в месяц.

Для родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии предпочтительнее индивидуальные  консультации.

Для родителей, озабоченных одной и той же проблемой воспитания малыша эффективнее подгрупповая консультация, которая наряду с советами специалиста, дает возможность поделиться опытом семейного воспитания, подружиться родителям, семьям.

Положительно воспринимаются родителями практические семинары, позволяющие родителям научиться решать самостоятельно проблемные ситуации, возникающие в общении с ребенком, поделиться опытом, научиться практическим умениям и навыкам лепки, конструирования, организации игр, интересных сюрпризов. А это дает возможность в домашней обстановке интересно проводить досуг со своим ребенком, примером тому служит семинар – практикум «День рождения – праздник детства!»

 Родительские собрания нужно организовывать в форме «Круглого стола», на котором, во время диалога будет происходить передача опыта от родителя родителям, например, в родительское собрание - «Здоровье дошкольника» включить слайд- презентацию с фотографиями из семейного архива ребёнка, чья семья уделяют значительное внимание занятию ребёнка спортом и ребёнок редко болеет, предоставив возможность рассказать о семейном опыте маму и ответить ей на возникшие вопросы собравшихся родителей группы.

В развитии детско-родительских отношений играет роль и совместное участие детей и взрослых в создании мини-музея в групповой комнате, экспозициями которого являются семейные коллекции; трудовой десант, например «Постройка снежного городка», в котором принимают участие и дети, и взрослые. В детском саду организуются фотовыставки, конкурсы совместного родителей с ребёнком творчества. Родители всегда желанные гости на детских утренниках. Воспитатели мастерят с детьми подарки для родных и близких к праздникам: «День пожилых людей», «День матери», «23 февраля», «8 марта» и проводят беседы с детьми о ценностном отношении к семейной жизни, о роли матери и отца в семье, об уважительных, тёплых отношениях всех членов семьи друг к другу, о мудрости и опыте старшего поколения, о том, что когда дети вырастут, то создадут свою семью.

           Совместные спортивные праздники детей и взрослых вызывают азарт, соперничество, радость победы, горечь поражений; пережитые совместно с детьми, вызывают у родителей теплые чувства к ребенку, желание помочь, поддержать. Чай, принесённый родителями в термосах, поможет снять усталость в заключении «Зимней спартакиады».                                          

3 ступень «Детский сад и семья – единое пространство детства»

Эта ступень заключительная, она определяет, сложилось ли родительско - педагогическое сообщество, которое направляет свою деятельность на развитие ребенка. Форма взаимодействия семьи и детского сада наполняется новым содержанием, а именно: родители становятся участниками педагогического процесса, они «введены» во внутрь этого процесса.                    

Для проведения занятий в кружках, привлекаются бабушки  воспитанников детского сада (художественное творчество), мамы и папы воспитанников детского сада рассказывают о своих профессиях, а именно, работу по ознакомлению с профессиями ведёт воспитатель, помогают и продолжают - родители.  

НОД или досуг для группы детей, на котором заранее приглашённый, родитель вступает во взаимодействие с детьми, например: «Как служили в армии наши папы», «Как родители учились в школе» или «Культура и традиции народов разных национальностей» и т.п. В данном случае воспитатели продумывают план занятия, вопросы от лица всей группы детей к приглашённому гостю; консультируют детей о правилах культуры встречи и общения с гостем, консультируют  приглашённого родителя  о том,  как интереснее рассказывать дошкольникам о своей  работе или национальных обычаях. Основным транслятором новой для детей информации выступает родитель. Такая, непривычная для группы детей, обстановка поможет детям быть более сосредоточенными и лучше усвоить новые знания.

Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса. Прежде всего - дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое - они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно рассказывают, у которых такие золотые руки. Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться.

Именно чувство общности порождает новые формы общения взрослых и детей: по предложению родителей могут родиться новые интересные формы взаимодействия: «Именинная гостиная», в которой день рождения ребенка приходит отмечать вся семья, «Клуб любителей воскресных лыжных прогулок», «Театральная мастерская», где родители готовят детские спектакли и изготавливают костюмы с декорациями, «Объединение любителей кошек» и др.

Поле взаимодействия семьи и детского сада постоянно увеличивается за счет вовлечения в это поле окружения музеев, выставочных залов, театра, детской библиотеки, и др.

Результаты

     Программа прошла апробацию на базе Лангепасского городского муниципального автономного дошкольного образовательного  учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Брусничка» в течение пяти лет (с 2006г. по 2011г.). Положительные итоги реализации данной программы носили комплексный характер.

     Семьи имели возможность получать квалифицированную консультативную помощь педагогов в области дошкольного воспитания и образования. Родители проявляли себя сторонниками создания и поддержания единых требований с дошкольным учреждением к воспитанию и образованию дошкольников.

    Положительно эмоционально окрашенное общение воспитателей и родителей в присутствии детей, обеспечивало лёгкое расставание с мамой утром в период адаптации и комфортное пребывание каждого воспитанника в детском саду.

    Наблюдалось укрепление родственных отношения внутри семей. Это проявлялось в том, что уже на втором году посещения ребёнком детского сада, в организуемых воспитателями группы мероприятиях участвовали бабушки и дедушки и старшие сёстры с братьями, а в своих творческих рассказах о семье дети упоминали  всех её членов.

    По итогам анкетирования, бесед и наблюдений, было выявлено постепенное повышение педагогической компетентности родителей и ответственное отношение к воспитанию ребёнку.

    По итогам педагогического обследования, у воспитанников сформировались чёткие представления о социальной роли матери, отца; сформировалось стойкое трепетное любящее отношение к своим родителям, братьям и сёстрам к семье в целом. Уровень готовности к школьному обучению воспитанников и успешная адаптация детей в начальной школе свидетельствует о высоких результатах совместной работы педагогов и родителей в течение всего периода пребывания детей в ДОУ.

Молодые специалисты, использующие в работе методические наработки автора программы, имели возможность более эффективно наладить контакт с родителями воспитанников, а воспитатели со стажем обновляли свои подходы в работе с семьёй новыми идеями, более рационально распределяя свои усилия в организации тех или иных мероприятий. Программа вдохновляет педагогов на разработку и внедрение новых идей по налаживанию контакта с семьями для обеспечения полноценного развития дошкольников.

Не менее важно и то, что для реализации программы не было необходимости привлекать дополнительные кадровые и материально-технические ресурсы.

Одним из положительных моментов отмечена технологичность программы, возможность реализовывать ее в любом дошкольном образовательном учреждении. Кроме этого, программа открыта к дополнениям и изменениям.

К программе имеются приложения: «конспекты проектов, мастер-классов и развлечений», «тематическое планирование информационно-консультативных стендов в первой младшей, второй младшей, средней, старшей и подготовительной группах», «тематическое планирование, на все возрастные группы, мероприятий, с участием родителей, в совместной деятельности  с ДОУ».

 

Воспитатель высшей квалификационной категории

 ЛГ МАДОУ ДСОВ №2 «Брусничка» г. Лангепас ХМАО-Югра,

 Почётный работник общего образования РФ

Романова Ольга Геннадьевна

Используемая литература:

  1. Давыдова, О.И., Богословец, Л.Г., Майер, А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. [Текст] / О.И. Давыдова, Л.Г. Богословец, А.А. Майер. - М.:ТЦ Сфера, 2005. – 144с.
  2. Солодянкина, О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй. [Текст] / О.В.Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2004. - 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация Тематическая акция - как одна из форм сотрудничества детского сада и семьи Балахонкина Наталья Илларионовна Воспитатель СП ГБОУ гимназии «ОЦ «Гармония» г.о.Отрадный Самарской области «Детский сад №13»

Тематические акции – это одна из интерактивных форм работы с родителями. Акции направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей, повышения роли и ответственности род...

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.

: Способствовать  формированию  у педагогов  потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...

ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.

Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...

Консультация "Сотрудничество детского сада и семьи по сохранению физического здоровья ребёнка с семьёй"

Формирование у детей базы знаний ЗОЖ, осознанная потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом....

Сотрудничество детского сада и семьи в вопросах художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка-дошкольника.

В статье раскрываются  важные вопросы о сотрудничестве детского сада и семьи в контексте музыкального воспитания и развития ребёнка....

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЕЙ ВОСПИТАННИКОВ

Аннотация. В статье предлагается описание опыта организации детско-родительских праздников как интерактивной формы взаимодействия педагогов и родителей в разностороннем развитии и воспитании дошкольни...