Главные вкладки

    Цикл консультаций для родителей
    статья на тему

    Дарванкулова Маргарита Сергеевна

    Все консультации имеют в приложении практический материал.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ – ПРАКТИКУМ

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «УЧИМСЯ ДЫШАТЬ ПО МЕТОДИКЕ

    А. Н. СТРЕЛЬНИКОВОЙ»

    Цель:

    Актуализация проблемы развития певческого дыхания с опорой на диаграмму у детей дошкольного возраста.

    Задачи:

     

    1. Привлечение внимания родителей к потребностям детей.

    1. Разучивание комплекса упрощенной дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    Пение - основной вид музыкальной деятельности детей. Огромную роль в обучении пению играют навыки певческого дыхания. Сложная проблема дыхания во время пения до сих пор в вокальной педагогике вызывает много споров. Дискутируется вопрос о «типах» дыхания, об «опоре», «атаке» звука, о роли тех или иных мышц в процессе певческого дыхания, резонаторах, «направлении» звука, тембра. Педагог вокала А. В. Нежданова всегда считала, что дыхание способствует раскрытию художественных задач, что в основе пения лежит ровное, плавное, певучее звукообразование. Нельзя давать дыханию работать учащенно, надо воспитывать чувство меры. Она возражала против пения, носящего «истерический» характер. Все высказанное тесно связано с вопросом о «типах» дыхания, применяемом в пении. А.В. Нежданова наблюдала, что вдох сильным толчком брюшного пресса приводит к форсировке звука и влечет потерю высоких нот и подвижности голоса. Такое дыхание в естественных условиях не встречается, оно требует затраты большой энергии, наступает быстрое утомление (М.В. Сергиевский). Специальными физиологическими экспериментами доказано, что наиболее полезно, естественно и выгодно для пения  грудобрюшное смешанное дыхание. Профессор Самарского медицинского института М. В. Сергиевский  подчеркивает, что при смешанном дыхании осуществляется максимальная вентиляция легких (верхушек и основания) и их жизнедеятельность. На основании данных пневмографии в пении у детей всех возрастов смешанное дыхание было замечено В. А. Багадуровым. Он считал, что смешанное дыхание развивается быстрее при использовании нижнереберно - диафрагматического, когда включаются в работу все нужные мышцы. К такому же выводу пришел С. М. Сонки, П. З. Андреев и М. Успенский – педагоги, и в своё время М. И. Глинка Это подтверждается и новыми исследованиями. На качество дыхательных движений во время пения влияет тренировка. Еще в начале 90-х годов педагогом- вокалистом  Стрельниковой А. Н.  была разработана уникальная  методика дыхательных упражнений, так называемая «актерская» дыхательная гимнастика, которой с успехом пользовались такие известные певцы, как А. Пугачева, А. Миронов. С.Ротару, Л. Вайкуле.

    Эта гимнастика не только восстанавливает певцам дыхание и голос, но и благоприятно воздействует на весь организм в целом.

    1. Восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
    2. Улучшает дренажную функцию легких.
    3. Устраняет некоторые морфологические изменения в бронхолегочной системе.
    4. Способствует рассасыванию воспалительных образований, расправлению сморщенных участков легочной ткани, устранении местных застойных явлений.
    5. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани.
    6. Налаживает нарушенные функции сердечно- сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровоснабжения.
    7. Исправляет развившиеся в процессе заболевания различные деформации грудной клетки и позвоночника.
    8. Способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы.
    9. Повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, улучшает нервно- психическое состояние.

    В стрельниковской дыхательной гимнастике, так называемые динамические дыхательные упражнения сопровождаются движениями рук, туловища и ног. Эти движения всегда соответствуют фазам дыхания ( вдохи часто делаются при движениях, сжимающих грудную клетку) , и вскоре они сами по себе становятся тем условным раздражителем, который и вызывает соответствующие изменения в характере дыхания.

    Но при этом нужно придерживаться следующих ограничений:

    1. На одно занятие должно уходить не более 30 минут.
    2. Делайте от одной до трех восьмерок каждого упражнения. Отдыхайте от 3 до 10 секунд после каждого упражнения.
    3. Делайте на каждом занятии весь комплекс, а не несколько восьмёрок каждого упражнения.
    4. Занимайтесь 2 раза в день – утром и вечером.
    5. Дыхательной гимнастикой можно заниматься детям с 3 – 4 лет и людям преклонного возраста. Её можно делать стоя, сидя, а в тяжёлом состоянии даже лёжа.
    6. В среднем нужен месяц ежедневных занятий по 2 раза в день, чтобы почувствовать лечебный эффект при любом заболевании.
    7. Никогда не бросайте эту гимнастику. Занимайтесь всю жизнь хотя бы 1 раз в день и вам не понадобятся лекарства.

    Эту гимнастику можно выполнять как с лечебной целью, так и для профилактики заболевания.

    Заикание  входит в число  тех заболеваний, при которых помогает дыхательная гимнастика. Что же нужно делать родителям, заметившим, что в речи их ребенка появились запинки. Самое главное – научить его правильно дышать. Все заикающиеся дети говорят на поверхностном ключичном дыхании. Они делают вдох, при котором поднимают вверх плечи и напрягают мышцы лица и шеи. Говорят на  выдохе, короткими  фразами. Диафрагма - самая сильная из мышц, участвующих в дыхании и голосообразовании. При ключичном типе дыхания она пассивна и не принимает участия в фонации. Объем воздуха в легких ничтожно мал, воздуха не хватает на длинную фразу. Также нельзя забывать, что в звукообразовании участвуют 3 системы:

    1. дыхательная;
    2. нервная;
    3. половая.

     Дети, занимающиеся вокалом и хоровым пением, находятся под постоянным наблюдением специалистов: педагогов и медицинских работников. В обучение вокалу и хоровому пению обязательно входят и дыхательные упражнения и упражнения по исправлению осанки, артикуляции и звукообразования.

    Если в младшем хоре поют мальчики и девочки, то в старшем детском хоре в основном девочки. И если в период мутации мальчик еще поет, то у него поздняя мутация, которая  является следствием нарушений в половой и эндокринной системах. У девочек мутация проходит более сглажено, но если голос садится, становится тусклым, то таких детей и мальчиков и девочек педагог отправляет на консультацию к врачу. Занимаясь с детьми ежедневно, педагог первым замечает  те незаметные для других оттенки изменения голоса и часто болезнь удаётся излечить быстрее.

    При лечении заикания, помимо дыхательной гимнастики, нужно выполнять ещё и звуковые упражнения для постановки голоса.

    Их делают после выполнения дыхательных упражнений «насос» и «обними плечи», которые готовят лёгкие, мышцы гортани, голосовые связки, диафрагму к дальнейшей работе. Пение – один из способов общения и самовыражения человека, доступный почти каждому. Оно удовлетворяет не только эстетическую и эмоциональную, но и физическую потребность человека потребность человека, о чём  необходимо знать педагогам и родителям, рекомендуя детям заниматься вокальным и здоровым пением, заботясь об их здоровье.

                                                          ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

    Основной комплекс дыхательных упражнений.

    1. Упражнение «Ладошки» (разминочные)

    Исходное положение: встать прямо, показать ладошки «Зрителю», при  этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.

    Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

    Сразу после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

    Важно научиться не думать о выдохе! Активен только вдох, выдох пассивен. Не задерживайте воздух в груди и не выталкивайте его. Не мешайте организму выталкивать «отработанный» воздух. Выполняйте при разучивании без музыки, затем под музыку, форма- квадрат.

    1. Упражнение «Погончики»

    Исходное положение: Встаньте прямо, сжатые в кулачки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулачки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что- то. При этом во время толчка кулачки разжимаются. Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.

    На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулачки - выдох ушел самостоятельно через нос или рот. Упражнение можно делать сидя  или лежа. Ритм армейского марша.

    1. Упражнение « Насос» (накачивание шины)

    Исходное положение: Встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу, спина круглая, а не прямая, голова опущена,  смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать , руки опущены вниз. Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона (« понюхайте пол»)

    Слегка поднимитесь, но не напрягайтесь, но не выпрямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

    Ритм армейского марша.

    1. Упражнение « Кошка» (Приседания с поворотом)

    Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Делаем легкие, пружинистые танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При повороте вправо м влево одновременно с коротким шумным вдохом делаем руками легкое «сбрасывающее» движение. Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас не «заносило»  на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени слегка гнутся и выпрямляются, приседание легкое, пружинистое. Спина все время прямая, ни в коем случае не сутультесь!

    Итак, повернулись вправо, слегка присели – вдох, колени выпрямились - выдох пассивно уходит при их выпрямлении. Повернулись влево - слегка присели, кистями рук сделали легкое сбрасывающее движение- вдох. Сразу же после этого колени выпрямились, воздух ушел абсолютно пассивно при их выпрямлении. Вдох справа - вдох слева. Упражнение можно делать и сидя.

    1.    Упражнение «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки)

    Исходное положение: встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровне плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно, а не крест- накрест. При этом одна рука окажется над другой, при чем какая над какой- вес равно, главное помнить, что в течении всего упражнения положения рук менять не следует. Сразу же после короткого вдоха руки слегка расходятся в стороны, но не до исходного положения. В момент вдоха локти сошлись на уровне груди,  образовался как бы треугольник, затем руки слегка расходятся, получился квадрат. В этот момент на выдохе абсолютно спокойно уходит воздух.

    Итак - руки сходятся в треугольнике - вдох, затем слегка разводятся в стороны - образовался квадрат - выдох ушел незаметно через нос или рот. Помните, вы должны бросать руки навстречу друг другу параллельно, а не крест- накрест.

    Руки в упражнении не следует напрягать, не следует широко разводить в стороны и не следует менять местами.

    Упражнение можно делать сидя и лежа. Ритм армейского марша.

    1. Упражнение «Большой маятник» («Насос» и «Обними за плечи»)

    Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу, (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже их) – вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад, чуть прогнувшись в пояснице, обнимая себя за плечи - тоже вдох. Выдох уходит пассивно между двумя вдохами - движениями.

    Итак: поклон к полу, руки к коленям - вдох, затем легкий прогиб в пояснице- встречное движение рук со слегка откинутой назад головой - тоже вдох. Тик- так, вдох с пола, вдох с потолка. Это упражнение напоминает маятник, оно комплексное - состоит из двух простых: «насоса» и «обними за плечи».Сильно в поясните не прогибайтесь. когда откидываетесь назад и не напрягайтесь. Все делается легко и просто без лишних усилий.

    О выдохе не думайте, он абсолютно пассивен и уходит после каждого вдоха самостоятельно, без вашей помощи. Не задерживайте и не выталкивайте воздух, он уходит в промежутке между вдохом с пола и вдохом с потолка.

    1. Упражнение « Повороты головы»

    Исходное положение: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева. Справа- вдох, слева - вдох. Выдох уходит в промежутке между вдохами, посередине (но голова при этом не останавливается). Шею ни в коем случае не напрягайте. Туловище не подвижно, плечи не поворачиваются вслед за головой.

                 

    1. Упражнение « Ушки» («Ай - Ай» или « Китайский болванчик» )

    Исходное положение: встаньте прямо. Смотрите прямо перед собой. Слегка наклоните голову вправо, правое ухо идет к  правому плечу- короткий шумный вдох носом. Затем слегка наклоните голову влево, левое ухо идет к левому плечу - тоже вдох. Стоя ровно и смотря прямо перед собой, как бы мысленно кому-то говорите «Ай - Ай»). Плечи при  этом не дергаются, попытайтесь их удержать в абсолютно неподвижном состоянии. Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом посередине не  останавливается.

    1. Упражнение «Маятник головой» или «Малый маятник»

    Исходное положение: встаньте прямо, ноги чуть уже ширины плеч. Опустите голову вниз, посмотрите на пол - вдох. Откиньте голову вверх - посмотрите на потолок - тоже вдох. Вдох снизу, с пола – вдох сверху, с потолка. Выдох уходит пассивно в промежутке между вдохами, но голова при этом посередине не останавливается. Шею ни в коем случае не напрягайте.

    10. Упражнение «Перекаты» (Вперед – назад)

    Исходное положение: правая нога впереди, левая на расстоянии одного шага сзади. Тяжесть тела на обеих ногах. Переносим тяжесть тела на стоящую впереди правую ногу ( левая нога сзади на носочке. согнута в колене - на нее не опираться). Стоим на правой ноге, как цапля посреди болота, вся тяжесть тела на ней, левая сзади на носочке только для поддержания равновесия. Слегка присели на правой ноге - вдох, затем правое колено выпрямляем и только после этого переносим тяжесть тела на стоящую сзади левую ногу. Теперь она прямая, вся тяжесть тела на ней, а правая нога  спереди на носочке для поддержания равновесия. Присели на  левой ноге и одновременно сделали короткий шумный вдох носом (приседания короткие, пружинистые, низко ни в коем случае не приседайте). После короткого вдоха, сделанного одновременно с  приседанием на левой ноге, левая нога обязательно выпрямляется, и тяжесть тела переносится на стоящую впереди правую ногу. Теперь она снова прямая, вся тяжесть тела на ней. Делаем такое же танцующее легкое приседание  с одновременным, коротким шумным вдохом через нос. После вдоха правая нога в колене выпрямляется, и мы переносим тяжесть тела с нее на стоящую сзади на носочке левую ногу, она прямая, а стоящая впереди правая нога- на носочке для поддержания равновесия.

    Итак: вперед – назад, вдох на правой ноге, вдох на левой ноге. Колено в момент приседания с вздохом слегка сгибается, а затем выпрямляется, одновременно выдох уходит пассивно после каждого вдоха.

    1. Упражнение  «Шаги» (Передний и задний шаг), «Передний шаг» (Рок-н-ролл)

    Исходное положение: встать прямо, руки опущены вдоль тела. Поднимаем вверх до уровня живота согнутую в колене правую ногу, на левой ноге в этот момент слегка приседаем, делаем вдох. После этого поднятая вверх правая нога опускается на пол, а левая нога выпрямляется в колене. При  этом абсолютно пассивно через нос или рот уходит выдох. Обе ноги на какое-то мгновение занимают прямое положение. Затем поднимаем вверх согнутую в колене левую ногу, а на правой, в этот момент слегка приседаем - вдох. После этого обе ноги на какое-то мгновение выпрямляются - выдох уходит. Правое колено вверх - вдох, левое колено вверх – вдох, выдох свободно уходит после каждого  вдоха. В этом упражнении нужно не просто маршировать на прямых ногах, как на плацу, а слегка приседать, как бы танцуя рок-н-ролл. Руки при этом либо висят вдоль туловища, либо делают легкое встречное движение на уровне пояса. Спина в этом упражнении должна быть абсолютно прямой. Следите за этим, и не сутультесь.  

    1. Упражнение «Задний шаг»

    Исходное положение: встаньте прямо, отведите согнутую ногу в колене назад, как бы ударяя себя пяткой по ягодице. На другой ноге (левой)  в этот момент делаем легкое танцующее приседание. Затем ноги на какое-то время выпрямляются - выдох ушел. Левой пяткой пытаемся ударить себя по ягодице, слегка приседая при этом на правой  ноге и одновременно вдыхая шумно носом. Ноги выпрямляются, выдох уходит сразу же после каждого вдоха. Руки либо висят вдоль туловища, либо кисти рук делают легкое встречное движение на уровне пояса.

          (См. приложения 1 – 12)          

                        КАК НУЖНО ОСВАИВАТЬ ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ

    1. Если вы решили освоить комплекс упражнений дыхательной гимнастики начните с первых трех упражнений.

    1. Все упражнения выполняются в ритме армейского строевого шага.

    1. Вдох должен быть предельно активным, выдох абсолютно пассивным. Просто шумно на всю квартиру как бы нюхайте воздух. Думайте только о вдохе, а то собьётесь.

    1. Шумный короткий вдох носом в нашей гимнастике делается при слегка сомкнутых губах. Помогать вдоху мышцами лица (гримасничать) категорически запрещается.

    1. Нельзя также в момент вдоха поднимать небную занавеску, посылать воздух в глубь тела, выпячивая при этом  живот. Плечи в акте дыхания не участвуют и не поднимаются.

    1. Занятия вы должны проводить 2 раза в день: утром и вечером, каждый последующий день, осваивая по одному новому упражнению.

                               

     

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. М. Щетинин « Дыхательная гимнастика» А. Н. Стрельниковой
    2. В. Н. Шацкая « Детский голос» педагогические исследования.
    3. Н. А. Метлов « Музыка детям»



    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

     «РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ДЕТСКИЕ ПЕСНИ И СКАЗКИ

    С НАПЕВАМИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ

    ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ И РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»

    ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    До сих пор в некоторых деревнях и селах непременной принадлежностью избы, где есть малыш, является старинная крестьянская колыбель. Сидя около нее мать легонько подталкивает ее и в ритме размеренного покачивания негромко , вполголоса поет:

    -А баю, баю, баю,

     Сидит котик на краю,

     Моет мордочку свою…

    Ребенок еще не говорит, не знает родного языка, еще никогда не  слышал музыкальных звуков. Он только родился и уже слушает родную мелодию, впитывает ее вместе с молоком матери.  Тех звуков, что ребенок  слушает и запоминает из окружающего мира - будь то речь, музыка , шум улицы, пение птиц – еще недостаточно. И здесь ему на помощь приходят многочисленные произведения детского музыкального фольклора, которые специально созданы взрослыми для маленьких детей. Целый мир разнообразных образов и персонажей окружает маленьких детей в пестушках, заговорах, потешках, прибаутках, сказках. Через них они познают окружающий мир, осваивают родные напевы и язык, начинают понимать, что такое добро и зло, оплакивать несчастье героев и радоваться их счастью.

    КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ.

    Главное назначение этих песен – влиять на психологическое состояние, поведение и настрой ребёнка в момент его засыпания. Размеренный мотив в ритме покачивающийся люльки, текст, построенный на образах, знакомых ребёнку, успокаивают его, действуют на него усыпляюще. Нередко приходится наблюдать, что грудные дети прекрасно узнают мотив колыбельный, для них эта мелодия является сигналом ко сну.

    Колыбельные песни исполняются детям уже в первые дни после появления их на свет. Эти произведения – первая для них музыкальная и поэтическая информация. А так как слышат они песни перед сном, во время засыпания, то память наиболее цепко схватывает и запоминает интонационные обороты, мотив, слова, звучащие в песнях. поэтому пение их ребёнку имеет большое значение в его эстетическом и музыкальном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики.

    ПЕСТУШКИ ЗАГОВОРЫ.

    Термин «пестушка» произошёл от слова «пестовать» , т. е. нянчить, воспитывать, растить. Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребёнка, цель их – забавлять, потешать, успокаивать, отвлекать, ласкать ребёнка, а нередко просто комментировать его движения и действия – агуканье и гуленье, потягивание, первые шаги и т. д.

    Для того чтобы вызвать у ребёнка радость, улыбку, двигательное возбуждение, весёлый лепет, необходима зрительная и слуховая стимуляция, она – то и достигается пением пестушек. Исполняя их, мать излучает на своего ребёнка нежность заботу, любовь, теплоту, которые она переживает сама, тем самым формируя у ребёнка опыт положительных эмоций, а также регулирует его настроение и эмоционально – психическое состояние.

    Некоторые пестушки – это трансформированные и творчески переосмысленные заговоры, приспособленные для воспитательных целей, для игры и развлечения детей. Таковы песенки «С гуся вода», «Мышка, мышка, возьми мой зубишко», «У волка боли, у зайца боли». Встречаются и традиционные заговоры, имеющие магические функции, которые исполняются детям от грыжи, золотухи, сглаза, ячменя, ушиба… Текста таких заговоров отличаются необычайной оригинальностью и поэтичностью.

                            

    ПОТЕШКИ.

    Это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. В потешках проявляется опыт традиционной народной практики телесного и психического воздействия на ребенка. Так, например, при исполнении потешки «Сорока» водят круговыми движениями пальцев по ладошке ребенка, такое щекотание воздействует на периферийные окончания, что благоприятно для развития его слуха и речи. Легкие поглаживания  животика, спинки, пяточек в потешке «Ласочка» – один из старых способов гипнотического воздействия, вероятным результатом которого является психическая и физическая релаксация. Разминание ножек, движение ручек, головки, приседания, наклоны усиливают кровоток в мышечных тканях.

               Ценность потешек еще и в том, что они практически и психологически подготавливают  детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, что является новым этапом в их творческом развитии.             Колыбельные песни, потешки, прибаутки очень часто включаются в репертуар  детских вокальных групп и хоров, как  наиболее результативные певческие упражнения по развитию звуковысотного слуха, интонации, дикции и артикуляции.

                                                      ПРИБАУТКИ                                    

               Основное назначение прибауток – развеселить, рассмешить детей. Разнообразна художественная структура прибауток – от коротеньких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Оригинальны песни, состоящие из вопросов и ответов, причем ответ, оканчивающий строку, дает повод к новому вопросу в следующей строке, образуя таким образом непрерывную цепь. Такие песни созданы как бы специально для исполнения детям, которые задают родителям бесконечные вопросы.  

    Прибаутки важны  для воспитания в детях музыкальных, творческих навыков, необходимых для жизненно важных функций организма – становления речи, тренировка памяти, информативного запаса.

                                                                       

    СКАЗКИ

    Единственные произведения детского фольклора, в которых переплетаются прозаический текст с песенными вставками, где соседствуют речь и пение. Почти во всех сказках о животных есть песни.

    Интонирование песенных вставок необычайно разнообразно и выразительно. Используя интонационную палитру, динамические оттенки, тембровые краски, исполнитель голосом всесторонне передает образ и характер персонажа сказки и его действия. Чтобы передать песню лисы, выманивающей из дома петуха, исполнитель изменяет естественный тембр голоса, делает его льстивым и хитрым, интонирует в более высоком регистре. А передавая песню медведя идущего на липовой ноге, тембр голоса наоборот утолщает, поет нарочито грубо и замедленно, интонирует в более низком регистре. Такое исполнение можно определить как драматическое, свойственно оно только этому жанру.  

    В репертуар детских вокально-хоровых коллективов часто входят  праздничные обрядовые песни. На проводах зимы, встречах весны, летних праздниках дети знакомятся с обычаями народа  и  поют  народные песни, потешки , прибаутки., участвуют в драматизациях сказок, напевы из которых отличаются простотой и ясностью.  

     ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ.

    Люли, люли , люленьки

    Люли, люли, люленьки

    Летят гули вон, вон,

    Несут Ване сон, сон.

    Будут гули ворковать,

    Будет Ваня крепко спать.

    Будут гули говорить,

    Чем Ванюшу накормить.

    Полетят они в лесок        

    И найдут там колосок,

    Ай, люли, люли, люли,        

    Станут кашу варить.

    Станут Ваню кормить.

    Белой кашей с молочком

    И румяным пирожком.        

                                              «Баю, баю, люли»

    Баю, баю, люли,        

    Прилетели гули

    Сели гуленьки в кружок

    Дали Коле пирожок.

    У нас Коля маленький,        

    Пирожочку раденький.

                                              «Баю, баюшки, баю»

    Баю, баюшки, баю,

    Баю крошечку мою,

    Баю зореньку мою.

    Ты, соловушка,

    Сизая головушка,

    Прилетай к нам в садок,

    Под высокий теремок,

    На сиреневый кусток-

    По кусточку попорхать,

    Спелых ягод поклевать,

    Будешь песни свистать,

    Будет моя крошка спать.

                                    «Ай, люли, люли, люли»        

    Прилетели журавли.                

    Они сели на ворота,                

    У них красные боты.

    А ворота скрип, скрип,

    Моя Таня лежит, спит.

    Вы, ворота, не скрипите,

    Таню в люльке не будите.

                               

                            *  *  *

    Пойди, котик, на сарай,                                                *  *  *  

    Коням сено подавай.                                        Котя, котенька – коток,

    Кони сено не едят,                                        Котик – серенький хвостик.

    Все на Катеньку глядят.                                Приди, котик, начевать,

    Котька, брысь, котька, брысь,                        У нас мальчика качать.

    На кроватку спать ложись,                                Тебе, серому коту,

    Одеяльцем завернись,                                        За работу заплачу.

    Никому не покажись.                                        За работу заплачу-

    Пришла ко кровати,                                        Кунью шубочку сошью.

    Стала котика ругати.                                        Кунью шубочку сошью

    Котька выскочил,                                        И сапожки закажу.

    По сарайчику бегом.                                        Закажу коту сапожки

    Весь сарайчик разломился,                                 По котиной по ножке.

    У коровы рог сломился,

    Всех теляток задавил,

                                                            


                                                ПЕСТУШКИ ,  ЗАГОВОРЫ

    «Потягушки»

    Потягушечки  

    Да растушечки

    Да побегушечки ,

    Растянитесь ножки,

    Вырастайте ножки.      

    Не кривы, а прямы!

    «Ой, ты мое солнышко»

    Ой, ты мое солнышко,

    Пшеничное зернышко,

    Милая родная,

    Рыбка золотая.

    «Я качу, качу, качу»

    Я качу, качу, качу,

    Я из города качу.

    Везу крупки мешок

    Везу  маленький горшок

    Кашку варить,

    Доченьку кормить.

    Ешь доченька кашку

    Из красненькой чашки.

    «Ой, ты мой сыночек»

    Ой, ты мой сыночек,          

    Пшеничный колосочек,    

    Лазоревый цветочек,              

    Сиреневый кусточек.

    «По ровной дорожке»

    По ровной дорожке                    

    Шагают наши ножки.                  

    По камушкам, по камушкам                                                            

    Шагает детка к матушке

    И на дорожку хлоп!                                                                                                                                

    «Ласочка»

    Ласочка - порасочка,

    Где была?

    У Боженьки

    Что делала?

    Кросны ткала.

    Что заткала?

    Кусочек сала.

    Куда поклала?

    Под лавочку.

    Чем накрыла?

    Корявочкой.

    «Ай дуду, дуду, дуду»

    Ай дуду, дуду, дуду,  

    Сидит ворон на дубу.

    На Ваню смотрит во трубу

    Если будешь плакать

    Тебя ворон схватит    

    За кудрявенький чубок

    И потащит во лесок.

    «Ой, мой маленький»                                                       

    Ой мой маленький                      

    Ненаглядненький,                        

    Мой хорошенький,                      

    Мой пригоженький1

    «Тихо, тихо, не плачь»

    Тихо, тихо, не плачь,

    Я куплю тебе калач,

    Расти-ка большой

    Не будь лапшой.

                                             «Васенька-василек»                                                                                                             

    Васенька- Василек,                            

    В головку добрый разумок.                          

    А в роток говорунок                          

    А в ножки- ходушечки,                                          

    А в ручки- хватушечки!                                                                      

     

    ПОТЕШКИ

    «Ладушки, ладушки»

    Ладушки, ладушки  

    Где были?

    У бабушки.

    Что ели?

    Кашку.

    Что пили?

    Бражку.

    Кашка сладенька

    Бабушка добренька

    Баньку топила.

    Катеньку мыла.

    Щелочок, щелочок,

    Кате под бочок.

    «Шла коза рогатая»

                                 

    Шла коза рогатая

    Шла коза бодатая.

    Ножками-

    Топ, топ, топ.

    Глазками-

    Хлоп, хлоп, хлоп,

    Кто молока не пьет

    Кто кашку не жует,

    Того съем, укушу,

    На рога посажу

    Забодаю, забодаю.

    «Кузнец молодец»

    Кузнец – молодец,

    Расковался жеребец.

    Ты подкуй его опять.

    Да чего ж не подковать?

    Вот гвоздь, вот подкова,

    Раз, два и готово.                                                                                  

    «Сорока»

                                                                         

    Сорока- ворона        

    Кашу варила  

    Гостей ворожила

    На порог скакала      

    Гостей угощала.

    Не идут ли гости?

    Не съедят ли кашки?

    Этому дала в ложку,  

    Этому в поварешку,

    Этому в горшок,  

    Этому в масленичок.

    А ты, пень коротень

    Дровки коли

    Воду носи

    Баню топи    

    Деток полощи.  

    « Раз, два три, четыре, пять»

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Буду пальчики считать.

    Разрешите поскакать.

    Я скакала, я скакала,

    Себе ногу изломала.

    «Пальчик – мальчик»

    Пальчик-мальчик, где ты был?

    С этим братцем в лес ходил.

    С этим братцем щи варил.

    С этим братцем кашу ел.

    С этим братцем песни




    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ – ПРАКТИКУМ

    Для родителей

    «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

    ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЫШЦ

    ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА»

    Цель: привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребенка в      развитии творческого вокального исполнения средствами выразительных пластических движений.

    Пение – основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песню, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Существует традиционная методика обучения детей пению. В процессе обучения пению дети овладевают навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации), развивается диапазон голоса, его полётность и подвижность. Обучение пению это первый этап, второй можно считать вокальное исполнительство, то есть окончательный результат, где дети показывают свои достижения, выступая на концертах, утренниках. И вот именно на этом этапе многие педагоги, родители сталкиваются с проблемой. Репетиции прошли успешно, ребёнок чисто интонирует, правильно берёт дыхание, знает текст песни и четко проговаривает слова. Однако, когда он выходит на сцену и начинает петь, видно, что мышцы  его ли ца ,  зажаты, напряжёны. В результате дыхание сбивается, окончания фраз обрываются, снижается чистота интонирования. Ребёнок, обладающий, музыкальным слухом, конечно, чувствует, что поёт фальшиво, но сделать ничего не может, только ещё больше напрягается. В результате слёзы, нежелание петь, а в дальнейшем развивается комплекс. Всё это может негативно сказаться при обучении в школе, когда ребёнку перед всем классом придётся отвечать у доски. Наблюдения показывают, что дошкольники, которых обучают пению по традиционной методике, несмотря на средний уровень развитии у них музыкальностей и вокальных навыков тем не менее, в подавляющем большинстве случае оказывается неспособными к творческой исполнительской деятельности. Они  либо отказываются выходить на сцену, либо не выражают своих переживаний и чувств к песне. В таких случаях их вокальное исполнение бедно и однообразно. Движения, жесты, мимика, сопровождающие пение зажаты, стереотипны и неоригинальны, похожи на механические, словно навязаны ребёнку. Сами дошкольники кажутся мало эмоциональными, они будто боятся отступать от невыученных образов и не могут применить свои жесты, мимику, движения. Голосовой аппарат можно сравнить с музыкальным инструментом, на котором можно научиться играть, но если мышцы напряжены и нет навыка управления ими, - исполнить профессионально и выразительно музыкальное произведение невозможно. Скованность лицевых мышц, влияющих негативно на вокальное исполнительство, безусловно, связана с напряжение мышц всего опорно-двигательного аппарата. Следовательно, прежде чем начинать обучение пению, нужно научить ребёнка владеть своим телом. Не может быть свободного полётного пения при напряжении мышц. Исходя, из сказанного можно предположить, что одним из главных условий развития у дошкольников творческого, выразительного вокального исполнительства является осознанное отношение детей к средствам исполнительской выразительности, к овладению языком пантомимических выразительно-пластических движений. Следовательно, требуется целенаправленное обучение их этому языку, в процессе которого дети должны усвоить связь языка речи с языком музыки и пластики, соотнести пластические средства выразительности с вокальными средствами. Большую помощь в работе с детьми могут оказать  упражнения по ритмике и пластике по   методике И. Э. Бриске «Мир танца для детей», в котором автор предлагает ряд упражнений с музыкальным сопровождением. Их значение заключается в том, что они:

    1 помогают принимать правильное исходное положение, необходимое для певческой установки,

    2 способствуют осознанию работы двигательного аппарата, необходимого для выразительного и неоригинального вокального исполнения.

    Упражнения и этюды на развитие мышечного чувства, такие, как «Ёлочка», Воздушный шар-«Пробуждение» «Солнышко поднимается на небо» «Дети умываются» развивают мышцы плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. Дети учатся регулировать, изменять степень напряжения мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажатости, уметь их снять. А этюды «Тик-так», «Солнышко и тучка», «Паровозик», «Птичка», «Зайчики», «Из зёрнышка прорастает цветок». Кроме развития активности плечевого и локтевого суставов, мышц ног, упражнения и пластические  этюды развивают эмоциональную выразительность. Снимают утомляемость, замкнутость, обучают элементам техники выразительных движений, воспитывают эмоции и высшие чувства, обучают навыкам расслабления, так необходимых в вокальном исполнительстве. Все эти этюды и упражнения помогут сохранению психического здоровья детей и предупреждают эмоциональное расстройство.

                                                              ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «Что нужно знать, разучивая с детьми упражнения по ритмопластике»

    1.Родителям всегда нужно помнить, что самым любимым видом деятельности у детей является игра. Вот игрой то и можно воспользоваться в целях достижения развития мышц опорно-двигательного аппарата.

    2.Поставьте перед детьми перспективы интересной, увлекательной деятельности. Не говорите им о том, что вы будете заниматься, а предложите им поиграть вместе с вами.

    3.Расскажите им интересную историю, предшествующую упражнению или этюду. Например, о елочке, которая живет в зимнем лесу или пришла к нам на праздник и стоит в украшенном зале. Покажите им картинку или иллюстрацию.

    4.Пофантазируйте вместе с детьми, что делает елочка ночью, когда солнышко спит, в лесу темно. Она тоже спит. Макушка опущена, веточки висят вдоль ствола. А как? Покажите. Но вот солнышко проснулось и стало светло и празднично. Елочка проснулась. Что же она сделала? Подняла макушку, выпрямилась, расправила веточки и закружилась, показывая всем свои яркие новогодние игрушки. Но вот солнышко ушло спать. Наступила ночь. Что же сделала елочка? Она опустила веточки, макушку, расслабилась и тоже заснула.

    5.Способствуйте проявлению фантазии ребенка в придумывании своих образных движений. Совсем необязательно заучивать те, что вам предлагаются. Важно, чтобы они соответствовали цели раскрепощения; учили детей  чувствовать напряжение и расслабление мышц шеи, плечевого пояса, рук, ног и характеру музыки.

    6.Не забывайте контролировать тактильно расслабление и напряжение мышц опорно-двигательного аппарата у детей.

    7.В конце не забудьте похвалить ребенка за замечательное исполнение этюда, рассказа без слов с помощью пластических движений.

    ЖЕЛАЕМ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

    Поскольку в основном используется материал без словесного сопровождения, родителям очень важно уметь правильно продемонстрировать эти движения своим детям. Поэтому мы с вами переходим к практическим занятиям.

    УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ

    Для развития мышц опорно-двигательного аппарата.

    «ЕЛОЧКА» (4-5 лет)

    Представим, что мы елочки: у нас ровный прямой ствол, корешки крепко вросли в землю, веточки стремятся вниз-вдаль, а макушка тянется вверх. Музыкальным оформлением может быть любая мелодия в спокойном темпе. При изучении этого упражнения хорошо использовать  прием контраста. Например, ночью елочка спит (расслабленное состояние опорно-двигательного аппарата)- голова и плечи опущены, руки висят свободно вдоль туловища; и елочка утром просыпается (подтянутое состояние)-ступни плотно прилегают к полу, колени вытянуты, корпус прямой, плечи расправлены, голова держится прямо, руки вытянуты вниз и в стороны. По мере разучивания упражнения можно ввести подъем на полупальцы - елочка растет ввысь; кружение на полупальцах- елочка хочет показать свои красивые игрушки.

    «ПРИНЦ И ПРИНЦЕССА» (5-6лет)

    В упражнении важно научиться напрягать и расслаблять мышцы лица и шеи, красиво держать голову. Представим, что мы принц и принцесса. На голове у нас красивые короны и надо постараться держать голову так, чтобы корона не упала. Из описания образа следует: корпус прямой, плечи опущены вниз, голова прямо, тянемся макушкой вверх. Следует учитывать, что дети часто допускают ошибку и запрокидывают голову назад, что затрудняет дыхание при пении. Это упражнение исполняется на месте, а затем используется в продвижении по кругу, линиями соло и в паре. Важно следить за мимикой лица, она не должна быть напряженной. После выполнения мышцы расслабляются.

    «ПОДСОЛНУХИ» (4-5 лет)

    Вспомните, какой восторг вызывают поля подсолнухов, каждый из которых напоминает маленькое солнышко. Сам подсолнух всегда тянется к солнцу и своей верхушкой поворачивается, сопровождая движение солнца на небосклоне. Мелодия для сопровождения спокойная, светлая, легкая, напоминающая солнечное утро. Подсолнухи спят, голова опущена вниз, мышцы шеи расслаблены. Но вот солнышко вышло, и подсолнухи проснулись. Дети поднимают голову вверх,  мышцы шеи напряжены. Но солнце очень яркое, и подсолнухи снова опускают головки, мышцы шеи расслабляются. Снова поднимаем голову и оставляем ее в положении прямо, в таком положении солнце не ослепит. Сохраняя положение корпуса, поднимаемся на полупальцы, затем опускаемся, напрягая и расслабляя мышцы ног (подсолнухи растут навстречу солнышку).  Наклоняем голову к правому, затем к левому плечу, подставляя солнышку  щечки. Возвращаем голову в положение прямо. Затем, расслабляя мышцы, опускаем голову. После этого можно выполнить круговые движения головой вправо и влево. При выполнении упражнения дети должны улыбаться, показывая радость от общения с солнышком.

    «ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК» (4-5лет)

    Представим, что  мы держим в руках красивый круглый воздушный шарик, который, подняв над головой, отпускаем, и вновь берем новый. Исходное положение- округлые руки, опущенные вниз впереди корпуса (подготовительное положение). Поднимаем руки, сохраняя их округлость, до уровня талии. Затем поднимаем руки вверх так, чтобы не заводить их за голову и, подняв глаза (не голову), увидеть воображаемый шарик. Вытянув руки вверх (как будто выпускаем шарик), раскрываем из в стороны, описываем большой круг и возвращаемся в исходное положение. Момент  вытягивания рук можно подчеркнуть словом : «Лети!», как бы прощаясь с шариком. Важно следить, чтобы лицо было подвижным и живо отображало характер музыки, эмоциональный образ. Движения из этого упражнения можно применить при исполнении песен.

    «БУРАТИНО» (5-6 лет)

    Буратино-игрушка деревянная, движения у него резкие, четкие. А еще он очень любопытный. У Буратино бывает разное настроение: он может сердиться, может быть веселым. Для упражнения берем музыку с умеренным темпом и четким характером звучания. Буратино просыпается, поднимает голову и удивленно смотрит на мир (мимика), затем резко поворачивает голову влево-прямо и вправо-прямо. Затем сгибает руки в локте то левую, то правую. Все упражнение повторяется два раза, где Буратино сначала сердитый, потом веселый.

    ЭТЮДЫ

    Для развития мышц  опорно-двигательного аппарата.

    «ТИК-ТАК» (4 года)

    Этюд построен на последовательности движений головой, плечами, руками, ногами. Между ними исполняется движение, имитирующее тиканье часов (короткие полуприседания) со словами «тик-так». Ноги вместе, корпус подтянут, руки опущены вдоль корпуса и вытянуты как «стрелочки». Поворот головы вправо-прямо, влево-прямо, затем выполнить два полуприседания со словами «тик-так». Резко поднять и опустить плечи и снова выполнить два полуприседания со словами «тик-так». Согнуть правую и левую руки попеременно, затем снова выполнить полуприседания со словами «тик-так» Теперь ноги резко ноги сгибаем в колене и поднимаем поочередно, затем снова выполняем два полуприседания «тик-так». Упражнение повторяется два раза.

    «Паровозик» (5лет)

    Этюд направлен на развитие активности плечевого и локтевого сустав и эмоциональную выразительность. Основные движения: круговые движения руками, согнутыми в локте, повороты и наклоны головы, вытягивание и сгибание рук в локтях. Исходное положение: ноги вместе, корпус подтянут, руки согнуты в локтях сбоку от корпуса, кисти собраны в кулачки. Паровозик готовится в путь.

    Выполняют -2 раза круговое движение правой сбоку, имитируя движение поршня, приводящего в действие колесо, аналогично левой рукой. Паровозик удивлен и растерян, что никто с ним не едет. Дети выполняют повороты головы вправо и влево, затем поднимают и опускают плечи, одновременно приподнимая брови, как бы удивляясь. Вытягивают правую, а затем левую руки, два раза  сгибают кисти рук, как бы приглашая. Затем паровозик отправляется в путь топающим шагом на всей стопе, этюд можно использовать на утреннике.

    «СОЛНЫШКО И ТУЧКА» (4-5 лет)

    Этюд построен на контрастных образах: веселое солнышко и хмурая тучка, а также контрастных движениях: подъем на полупальцы и опускание в полуприседание. Большое значение здесь играет владение лицевыми мышцами лица: его выражение, эмоциональная окраска. Солнышко лукавое, веселое, а тучка хмурая, недовольная. Образа характеризуются разными движениями рук: у тучки руки раскрыты в стороны, она как бы закрывает солнышко; солнышко вытягивает руки вверх, пальчики растопырены, как лучики. Дети стоят парами, сначала друг перед другом, затем чтобы солнышко было за тучкой. Ноги вместе, руки на поясе. Исходное положение для тучки может быть с раскрытыми руками в стороны.

    Тучка выполняет полуприседание, наклоняя корпус и голову вниз, руки на поясе; солнышко поднимается на полупальцы, вытягивая руки вверх, взгляд ан «пальчики-лучики». Тучка поднимается из полуприседания, выпрямляя корпус и поднимая голову прямо; солнышко опускается с полупальцев и закрывает руки на пояс, т. е. исполнители возвращаются в исходное положение. Теперь тучка поднимается на полупальцы, раскрывая руки в стороны, ладони направлены вперед, а солнышко опускается в полуприседание, прячется за тучку. Исполнители возвращаются в исходное положение.

    Солнышко, наклоняясь вправо, выглядывает из-под правой руки тучки, можно исполнить одновременно полуприседание, а тучка, повернув голову вправо, смотрит на солнышко сверху вниз, можно одновременно исполнить подъем на полупальцы. Исполнители возвращаются в исходное положение. Солнышко, нырнув под левую руку тучки, исполнив 4 шага вперед, оказывается перед ней. Солнышко, поднявшись на полупальцы, кружится перед тучкой, поднимая и опуская раскрытые в стороны руки, то вверх, то вниз. Солнышко ныряет под правую руку тучки, исполняя 4 шага, возвращается на свое место за тучку. Тучка закрывает руки на пояс, довольная, что победила солнышко. Солнышко, находясь сзади тучки, вытягивает «руки-лучики» в «дырочки», образованные согнутыми руками тучки, и шевелит «пальчиками-лучиками», лукаво заглядывая на тучку. А у тучки удивленный вид.

    «ПТИЧКА» (5-6 лет)

    Этюд построен  на основе движений головы и рук так, что ассоциируется с действиями птички, которая собирается в дорогу. Она зовет своих подруг, пьет водичку, чистит, расправляет крылья и улетает. Основные движения: повороты и наклоны головы, подъем вытянутых рук вверх, сгибание их в локтях, сбрасывающие движения кистями.

    Исходное положение: ноги вместе,  руки опущены вдоль корпуса и слегка отведены назад, как крылья у птички; корпус прямой, голова держится прямо.

    Птичка сидит на веточке и смотрит по сторонам. Дети выполняют движения головой вправо-прямо и влево-прямо. Птичка клюет зернышко и пьет водичку. Дети наклоняют голову к правому плечу, затем поднимают голову. Наклоняют голову прямо, поднимают голову. Наклоняют голову к левому плечу, поднимают голову. Затем поднимают голову, откинув ее назад, как будто проглатываем водичку. Птичка расправляет крылья.  Правую руку поднимает в сторону и вверх, затем возвращается в исходное положение. Затем аналогично, но левой рукой. Птичка чистит перышки. Левая рука поднимается к правому плечу и как бы делает чистящие движения. Затем те же движения выполняет правая рука. Птичка расправляет крылья и улетает. Обе руки  поднять в стороны вверх. Выполнить 4 сбрасывающих движения кистями обеих рук.  Затем можно освоить и добавить легкий мелкий бег, легкие прыжки на месте. Упражнение можно исполнять отдельно и в парном варианте.

    «ПРОБУЖДЕНИЕ» (5-6 лет)

    Этюд направлен на постановку корпуса, головы, воспитания чувства ощущения мышц, чувства красоты и доброты, развитие выразительности движений рук. Музыкальное сопровождение - нежная, неторопливая музыка, напоминающая рассвет. Ассоциативные образы: солнышко, дети, солнышко на небо поднимается, дети умываются, цветы распускаются.

    Исходное положение- приняв положение сидя на коленях, наклонить корпус к ногам, так, чтобы голову положить на колени, руками обхватить колени- состояние расслабленное.

    Начинается этюд с пробуждения. Педагог подходит к каждому ребенку и соответственно музыке гладит его по спине (от плеч вниз)- как бы будит его, а движением руки дает «сигнал» мышцам спины и позвоночнику, чтобы они подтянулись и помогли держать корпус прямо и красиво. После прикосновения рукой педагога ребенок, оставаясь в положении сидя на коленях, должен поднять корпус в прямое положение, расправить плечи, подтянуть низ живота, руки опустить вдоль корпуса, голову держать прямо.

    «СОЛНЫШКО ПОДНИМАЕТСЯ НА НЕБО» (5-6 лет)

    В положении сидя на коленях, округлив руки в локтях, поднимаем их вперед до уровня пояса. Сохраняя положение рук, поднимаемся до положения, стоя на коленях. Сохраняя уровень рук и стоя на коленях, вытягиваем руки вперед – «лучики солнышка». Вновь округляя руки в локтях,  принимаем первую позицию. Стоя на коленях  сохраняя округлость рук, поднимаем их над головой. Сохраняя положение рук – встаём с колен в полный рост (ноги вместе) – поднялось солнышко на небо. Вытягиваем руки вверх, (лучики распрямляем) с одновременным подъёмом на полупальцы. Опускаясь с полупальцев на всю ступню, раскрываем руки в стороны, а затем опускаем их вниз.

    «ДЕТИ УМЫВАЮТСЯ» (5-6 ЛЕТ)

     

    Опустившись в полное приседание, делаем кистями, как будто набираем в ладони воду. Бережно держа воду в ладонях,  поднимается в полный рост. Поднимаемся на полупальцы, а руки поднимаем вперёд – вверх (просим солнышко погреть водичку). Опускаемся с полупальцев и спускаем руки так, чтобы ладони оказались перед лицом. Наклоняем голову налево, как будто умываем левую щёчку и возвращаем голову в прежнее положение. Аналогично 5 такту, только умываем правую щёчку. Стряхиваем оставшуюся водичку, как бы поливаем землю.

    «ИЗ ЗЁРНЫШКА ПРОРАСТАЕТ ЦВЕТОК» (5-6 лет)

    Опустившись в полное приседание, соединяем кисти, повернув ладони, друг к другу так, чтобы это положение напомнило  зёрнышко. Медленно поднимаемся в полный рост, собранные кисти (пальцы направлены вверх) поднимаются вверх – это тянется бутон цветка. Поднимаясь на полупальцы полностью, вытягиваем руки верх, кисти ещё соединены в бутон. Сохраняя полупальцы – руки округляются в локтях – бутон готов раскрыться. Руки (начиная от кончиков пальцев) широким движением медленно раскрываются в стороны (ладони вверх), опускаемся с полупальцев.

    «ЛЕПЕСТКИ ЦВЕТКА РАЗГОВАРИВАЮТ ДРУГ С ДРУГОМ» (5-6 ЛЕТ)

    Правая рука широким движением ведётся над головой к левой, рука (как будто говорит ей: «здравствуй») голова поворачивается влево, можно одновременно исполнять и приседание. Правая рука вновь раскрывается в сторону, голова прямо, колени вытягиваются. Аналогично 1-2 тактам, но движение исполняется левой рукой. Руки собираются так, что ладони правой руки обхватывают сбоку левое плечо, а левая рука обхватывает правое плечо-лепестки нежно, обнимаются. Руки вновь раскрываются в стороны. Медленно опускаются в исходное положение. Всё погрузилось в сон.    

    Литература:

    1. Дубровская Е. Л. Ступеньки музыкального развития; пособие для музыкальных руководителей, просвещение 2003.

    2. Бриске И. Э. Мир танца для детей методическое пособие Челябинск 2005.

    3. Метлов Н. А. музыка-детям пособие для  воспитателя музыкального руководителя просвещение 1985.

    4. Радынова О. П. музыкальное воспитание дошкольников просвещение 1994.

    5. Горшкова Е. В. От жеста к танцу Гном и Д 2002.



    Предварительный просмотр:

                          МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

     

    Кто музыки не носит в своем сердце

                                                                       Кто холоден к гармони прелестной,

    Тот может быть предателем, лжецом…

    В. Шекспир.

    Во все мире признано, что  лучшие условия для развития воспитания ребенка, в том числе и музыкального, создаются в семье. И как бы хорошо не было поставлено обучение детей музыке в детском саду, музыкальное воспитание не будет успешным без участия семьи.

    Семья является первой и наиболее важной ступенькой  вхождения маленького человека в мир музыки. Именно родители закладывают основы его мировоззрения, морали, эстетических вкусов. Естественность и непринужденность обстановки, совместное слушание музыки, та особая атмосфера, которая создается во время занятий с любимым человеком- все это определяет большие возможности для приобщения ребенка к музыке.

    Первые и очень важные музыкальные впечатления ребенка связаны с пением матери. Веками матери у колыбели пели самые нежные и задушевные песни. И первые музыкальные впечатления у многих детей связаны с ощущением счастья, любви и нежности.

    Сегодня песня все больше уходит из семьи. Матери стали петь реже. А жаль. Некоторые стесняются своего голоса. Другие считают, что это ни к чему, когда есть магнитофон и что петь у колыбели несовременно. Но если вы хотите, чтобы ребенок полюбил музыку, чаще пойте ему. Надо сделать так, чтобы с самого раннего детства ребенок реагировал на музыку, как на что-то приятное и радостное, чем раньше войдет музыка в жизнь ребенка, тем глубже и прочнее она займет место в его душе.

    Начинать надо с самого простого: чаще привлекать внимание детей к популярной музыке, песням, обмениваться впечатлениями о прослушанной музыке, ходить на концерты, рассказывать им о музыкантах и композиторах. Ведь музыкальный слух, каким бы плохим он не был, поддается развитию. Можно сказать без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Нет ребенка, который не любил бы слушать музыку хотя бы из мультфильмов, не узнавал бы знакомый мотив.

    Музыкальность- это целый комплекс способностей, какие-то из них обязательно присутствуют у ребенка. Немузыкальные взрослые- это как раз те дети, способности которых  вовремя не выявили и потом загубили. Как правило, в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании.

    Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Правильно ответить на этот вопрос важно, так как музыкальный вкус малыша еще только формируется, и он не способен отличить хорошую музыку от второстепенной Можно сказать, что нарождающийся музыкальный вкус детей зависит от музыкального вкуса родителей. Прежде

    всего это должна быть высокохудожественная музыка, лучшие произведения музыкальной культуры, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это могут быть небольшие произведения с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонией, оркестровкой.  Ребенок уже с двух лет может и должен слушать П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, В. А. Моцарта и других классиков. Надо, чтобы с детства его слух был воспитан на классике, приучен к настоящей музыке. Чаще слушайте с детьми народную музыку, которая тесно связана с языком, традициями и обычаями народной культуры.

    Более свободная форма слушания музыки- это совмещение слушания с другой деятельностью ( тихими играми, рисованием) Такое восприятие также полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта.

       Другими доступными видами музыкальной деятельности детей является пение и танец. Малыши просто обожают петь. Пение занимает важное место в жизни ребенка: совершенствуется голосовой аппарат, артикуляция. Развивается чувства, вкус. Очень хорошо, когда в семье есть традиция совместного пения.

       Также как петь, дошкольники любят танцевать. Движения под музыку вызывают у детей радость, желание танцевать еще и еще.  Танец улучшает осанку, развивает ловкость, умение держаться, полнее и глубже воспринимать музыку. Очень полезно делать гимнастику с детьми под музыку, в сопровождении изображения на экране.

       Когда ребенок поет и пляшет, он вообще не думает об искусстве. Он развивает себя, радуется, самовыражается и делится этой радостью с другими. Он просто играет. Это очень полезно, потому что дарит чувство свободы, Служит проверкой разнообразных возможностей человека. Наблюдая, как дети поют и танцуют, вы узнаете о них много нового, чего не знали раньше. Потому, что в песне и танце внутренний мир ребенка раскрывается наиболее глубоко и полно.

       Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности.

       « Хорошие родители важнее хороших педагогов»- именно так выразился пианист и педагог Генрих Нейгауз, имея ввиду, что самые лучшие педагоги будут бессильны, если родители к музыке равнодушны. Здесь закон строгий и почти на знающий исключений.



    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «ДЛЯ ТЕХ, КТО ХОЧЕТ НАУЧИТЬСЯ ПЕТЬ»

     «Для  тех, кто хочет научиться петь»

    Каждый человек, родившись, получает от матушки природы драгоценный и великий дар – особого качества музыкальный инструмент – голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно, владеть этим инструментом. Обучая ребенка пению, лучше используя свой голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.

    При обучении пению всегда идите от простого к более   сложному, словно постепенно поднимаясь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства. Познакомьтесь с некоторыми советами, которые могут оказать помощь вам и вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения. Прежде, чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже, если песня очень нравится вам и вашему ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям  возраста. При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:

    1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.
    2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы. Их в дальнейшем обязательно нужно разъяснить ребенку.
    3. В мелодии найдите сложные по ритмическому рисунку такты. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии. Сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии.
    4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха.
    5. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка. У детей  3-4 лет это всего 4-5 звуков, у детей 6-7-летнего возраста он расширяется до октавы-8 звуков.

    В пределах возрастного диапазона голос ребенка звучит естественно, ненапряженно, без перегрузки. Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение  должно быть ярким, выразительным.

    Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.  Разучивая песню с детьми, помните:

    1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой- нибудь слог, например «ля», в таком случае внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии.
    2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо и правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
    3. Сложные по ритмическому рисунку и  мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда движется мелодия и куда направить голос пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно прохлопать и пропеть на какой-нибудь слог.
    4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
    5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно , поиграв например со свечой ( дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону), или с белыми пушинками-  парашютиками знакомого вам одуванчика.
    6. Перед пением голос должен быть разогрет. Для этого используются небольшие, для 3-5 звуков распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно  пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки, например «Птица и птенчик» и другие.
    7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо без напряжения, расправив плечи. Руки спокойно положить  на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат настроены на процесс пения.

    Полезно ребенку слушать песни в хорошем исполнении взрослых. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения (А -капелла).

    Желательно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение в пении ребенка.

    В занятии с ребенком необходимо проявлять большую выдержку и терпение.

                             



    Предварительный просмотр:

    КОНСУЛЬТАЦИЯ-ПРАКТИКУМ 

    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «ДОМАЩНИЙ ТЕАТР. ВОЗРОЖДЕНИЕ ТРАДИЦИЙ»

    «РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ И АРТИКУЛЯЦИИ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

    Цель: актуализация потребности возрождения традиций.

    Задачи: 

    1. Привлечение внимания родителей к интересам и потребностям ребёнка.

    2. Сплочение группы родителей детского сада в группу по интересам.

    3. Обогащение родительско - детских отношений опытом эмоционального – насыщенного обогащения.

    Участники семинара:

    - Родители группы детского сада.

    - Их дети (5-6 лет)

    - Администрация ДОУ

    - Воспитатели

    - Психолог.

    Материалы:

    - Круглый стол.

    - Листы бумаги на коже ученика

    - Ручки

    Продолжительность: 40мин – 1,5 часа

                                                                                           Теоретическая часть.

    С конца 18 века и на протяжения 19 и начала 20 столетия к каждой интелегентной семье были домашние театры, где члены семьи и их друзья ставили спектакли, А молодые люди в своём кругу делали пробные шаги в выражении своего я. При поддержки родных и близких. Привычку к выразительной публичной речи воспитывали в человеке путём привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией, сначала только в семейном кругу, затем приглашая друзей семьи. Очень важно ребёнка приучать к публичной речи ещё в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают, публичных выступлений теряются, в присутствии незнакомых ему. Нас уже коснулась данная проблема. Дети, которые на занятиях и репетициях поют, при выходе на сцену на утренниках, концертах теряются, замыкаются, отказываются петь. Многие дети страдают неразборчивостью речи. А пение недаром называют, вокальной речью слово в пение играет ничуть не меньшую роль, чем в обычной речи. Слово несёт слушатель. Содержание того, о чём поётся. Если у певца прекрасный голос, но плохая дикция, то художественные достоинства его пения для слушателя наполовину теряются. В детском саду на занятиях с детьми пением с помощью специальных  упражнений стараются исправлять дикцию детей. Иногда доходит до анекдотических ситуаций. Разучили с ребёнком песню, обработали дикцию. Отрепетировали, все прошло нормально. Решили пригласить детей из группы в качестве слушателей, чтобы они оценили пение. Ребёнок – певец увидел публику, растеряются, к концу песни текст уже было невозможно разобрать. Когда слушателей спросили, о чём пел певец, они сказали, что он пел на другом языке. Дети вместе с воспитателями ставят спектакли. Но этих занятий явно недостаточно. Конечно, родители не смогут заниматься с детьми специальными упражнениями. Это трудно, непонятно. Но все вы, мамы и папы, знаете детские сказки, читаете или рассказываете их детям – все сами и сами. А вы попробуйте рассказывать сказку вместе с ребёнком, а затем показать её папе, бабушке. Может или понравится. В  сказку всегда можно внести свою интерпретацию, избавить или добавить героев, изменить конец, придумать песенку. Исполнение народных песег, колыбельных, попевок в домашних спектаклях позволяет создать условия, в которых ребёнок может выразить свои эмоции, чувства не только в публичной речи, но и в пении перед аудиторией. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяет развивать исполнительское творчество детей, способность детей к свободе и раскрепощению при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, пений, речи, развивал дикцию и артикуляцию. Пример родители помогает преодолевать ребёнку рабость, неуверенность в себе, застенчивость. «Если мама или папа не стесняются, играют роль, поют песню, то это совсем не странно и я так смогу» - подумает ваш ребёнок. Начиная ставить сказку, вспоминайте её содержание. Распределите роли. Пусть ребёнок выберет, себе роль саль. Постарайтесь отрицательные персонажи сыграть сами, позаботьтесь, чтобы внешность отрицательного персонажа выглядела отталкивающей, чтобы ребёнок с мог осудить их отрицательные качества. Посоветуйтесь с ребёнком, как вам сыграть свою роль, если захочет – обсудите вместе его роль. Внимательно выслушайте его советы и предложения, пусть учится высказывать своё мнение. Обязательно включите песню для себя  и несложную песенку для ребёнка, лучше народную репетицию, приглашение частям. Эстетическое влияние вашего спектакля усиливается. Хорошо подобранным музыкальным оформлением. Для этого лучше использовать народные песни, потешки, музыку. Они, как и отражают обычаи и быт, и, культуру народа.

                                                                                       Практическая часть

    Постановка музыкального спектакля по

    Русской народной сказке «Репка».

    1. Вспомните содержание сказки или снова прочитайте её.

    2. Распределите роли по количеству гостей или членов семьи (можете убрать количество персонажей или добавить по своему усмотрению). В вашей сказке может быть 2 мышки, 2 кошки и т.д., чем больше, тем лучше.

    3. Продумайте музыкальное сопровождение. Используйте для вступления широкую, раздольную русскую народную песню. Например «Вдоль по матушке по Волге», «Вдоль по Питерской» в оркестровой обработке.

    4. Для сольных выступлений выберите характерные песни и измените слова в песне и слова ведущего сказочника. Например: «Позвала Жучка Кошку, а кошка сидит на окошке и песенку поет».

    Ваш ребенок  может спеть любую песенку от имени кошки. Для хорового пения можно взять близкую по смыслу песню «Дубинушка».  Исполняйте ее каждый раз, когда будете тянуть репку.

    В конце можно всем героям исполнить хором веселую плясовую народную песню и весело поплясать, выражая радость от собранного богатого урожая. Например можно исполнить русскую народную песню «Сени» или «Как у наших у ворот»

    5. Начинайте репетировать. Не спешите. Разделите работу на несколько репетиций, чтобы ваш ребенок не устал. Во время разучивания вокальных партий следите за дикцией и артикуляцией. Нужно четко проговаривать слова. Не учите роли наизусть. Пусть ваш ребенок рассказывает сам, своими словами  передавая образ героя. Пусть учится излагать свои мысли самостоятельно.

    6. Провести игру –имитацию «Изобрази героев», сопровождая ее собственно сочиненной песней:

    В сказке Репка дедка есть,

    Бабушка и внучка,

    Вместе с ними жили кошка,

    Мышка, песик Жучка.

    Дедка репку посадил.

    Долго он ее растил.

    Выросла какая?

    Большая-пребольшая.

    Все участники передают выразительные движения и жесты каждого героя, показывая в конце, какая выросла репка.

    7. Предоставьте всем выбрать роли по своему желанию, так как  все подсознательно учтут свои дарования и возможности.

    8. Все вместе должны решить, где расположить декорации, огород, где будет жить семья деда, Жучка, Мышка.

    7. Музыкальные номера репетируйте отдельно. Пойте, стараясь соблюдать чистоту                                                                            интонации, хорошо проговаривая слова. Когда номер уже готов, можете     разнообразить его игрой на музыкальных инструментах: ложках, тарелках (Крышки от кастрюль), бубнах, погремушках. Играйте на музыкальных инструментах только на вступление, проигрыш и окончание, чтобы испугать и не сбить вокалиста.

    9. Позаботьтесь о декорациях и сценических костюмах. Готовьте их вместе с детьми.

    10. Проведите генеральную репетицию и смело приглашайте гостей.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Цикл консультаций для родителей по физкультуре

    Физическое воспитание детей в семье  Начальное ознакомление детей со спортом Совместные занятия спортом детей и родителей Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий ...

    Цикл консультаций для родителей по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

    Является ли чистота залогом здоровья? Большинство из нас ответят "да" и будут правы. "…Чистота приближает человека к божеству", – заметил один европейский социолог.  Само слово "гигиена" произошл...

    Цикл консультаций для родителей "Будь здоровым - малыш!"

    Уважаемые взрослые вашему вниманию я представляю цикл консультаций "Будь здоровым - малыш!"...

    Цикл консультаций для родителей по формированию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

    Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей. Благодаря общению ребенок не только познает другого человека, но и самого себя. В социальном развитии ребенка-дошкольни...

    Цикл консультаций для родителей

    Цикл консультаций для родителей. Беседы психолога о возрастных особенностях детей. Консультация 1. Как помогать детям в преодолении кризиса 3 летЦикл консультаций для родителей. Здоровье и ...

    Цикл консультаций для родителей

    Задача педагога-психолога ДОУ  в работе с родителями воспитанников  сводитя к тому, чтобы помочь родителям из всего огромного объёма информации (Интернет, телевидение, книги,  советы по...

    Цикл консультаций для родителей "Родители - главные воспитатели"

    В данный цикл вошли консультации, которые были подготовлены по вопросам интересующим родителей в акции "Обратная связь"....