Роль дидактических игр в формировании у дошкольников сенсорных эталонов.
статья (младшая группа) по теме

Дидактические игры  - незаменимое средство:  для обучения детей, формирования психических качеств, развития художественного воспитания, совершенствования движений, выразительности речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль дидактических игр в формировании у дошкольников  сенсорных эталонов.

Основная особенность дидактических игр определена их
названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется че рез игровую задачу, игровые действия, правила.

Как отмечал А.Н.Леонтьев, дидактические игры отно сятся к «рубежным играм», представляя собой переход ную форму к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию по знавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидакти ческих игр характерно наличие задачи учебного харак тера - обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают ее в занимательную для детей форму. Приведем приме ры обучающих задач: научить детей различать и правиль но называть цвета («Салют», «Цветные коврики») или геометрические фигуры («Ледоход»), уточнить представ ления о столовой посуде («Кукла Катя обедает») или одежде («Кукла Катя идет на прогулку»), формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, рас положению в пространстве («Что изменилось», парные картинки), развивать глазомер и координацию мелких движений («Поймай рыбку», «Летающие колпачки»). Обучающая задача воплощается создателями игры в со ответствующем содержании, реализуется с помощью иг ровых действий, которые выполняют дети.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, кото рая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиг рать. Однако,  если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые дей ствия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.

Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок ов ладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучаю щей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непред намеренное обучение получило название автодидактизма.

Возможность обучать маленьких детей посредством актив ной интересной для них деятельности - отличительная особен ность дидактических игр. Однако следует отметить, что зна ния и умения, приобретаемые играющими, являются для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный ин терес представляет не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и млад шего дошкольного возраста, и решение игровой задачи, вы игрыш - для детей старшего дошкольного возраста.

 В педагогике система дидактических игр была создана в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л.А.Венгер, А.П.Усова, В.Н.Аванесова и др. В последнее время поиски ученых (З.М.Богуславская, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Е.О.Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного разви тия детского интеллекта, которые характеризуются гибкос тью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержа ние. В таких играх часто нет фиксированных правил, напро тив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют предлагаемые игры развивающими, а не традиционно - дидактическими.

В дошкольной педагогике сложилось традиционное де ление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: рас ширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобще ние, классификация), совершенствовать речь (умения на зывать предметы, действия с ними, их качества, назначе ние; описывать предметы, составлять и отгадывать загад ки о них; правильно произносить звуки речи), воспиты вать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образователь ные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся на зывать предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста - определять предмет на ощупь, старшие дош кольники - составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержа нию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточняться расширять представления детей об окружаю щем мире, систематизировать знания, развивать мысли тельные процессы. Среди дидактических игр для дошколь ников преобладают игры, в основе которых лежит пар ность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в которых требуется подобрать из мно жества картинок пары совершенно одинаковых (две вареж ки, два румяных яблока). Далее задача усложняется: кар тинки надо объединить по смыслу (найти две машины, из которых одна легковая, другая грузовая). Наконец, стар шим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга про странственным расположением, формой, особенностями окраски.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких кар точках. Тематика-лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через под бор карточек при очередности хода. Тематика домино ох ватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфиль мов» и др.;      

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возра ста. Среди этих игр много народных, связанных с потеш ками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речево го оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуют ся мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.        

Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты.

Обучающая (дидактическая) задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные.

Для детей обучающая задача формулируется как игровая.

Игровые действия - это способы проявления активнос ти ребенка в игровых целях: опустить руку в «чудесный мешочек», нащупать игрушку, описать ее; увидеть и на звать изменения, которые произошли с игрушками, рас ставленными на столе; подобрать кукле наряды и предме ты быта, украшенные геометрическим (растительным) узо ром и др. Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия про сты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отга дать по звукоподражанию, кто кричит (кошка, собачка, петушок, корова); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и др.

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов.

Итак, в зависимости от возраста и уровня развития де тей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог (как и родители) должен всегда следовать при организа ции дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если пе дагог, проводя дидактическую игру, действует сам (рас ставляет предметы, меняет их местами; называет, что де лают игрушки и т. п.), а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее воспитательно-образовательная ценность" пропадает.

Правила обеспечивают реализацию игрового содержа ния. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются. Одни направляют поведение и по знавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют от ношения между играющими. Другие правила ограничива ют меру двигательной активности ребенка, пускают ее по иному руслу, усложняя тем самым решение обучающей задачи.

Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача опре деляет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.

Подлинная игра основана на самостоятельности и са моорганизации детей. Наличие готового содержания и фиксированных правил облегчает объединение в игре. Этому же служат и считалки, с помощью которых дети на страиваются на игру, выбирают водящего, учатся быть справедливыми.

Heoобходимо создавать условия для игр: подбирать соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, игры. Продумывать как разместить дидактичес кий материал и игрушки, чтобы дети могли свободно ими пользоваться; обеспечить место для игр. Следует подобрать игры и игрушки, которые в теплое время года можно выно сить на прогулку. Учить детей бережно обращаться с ди дактическими игрушками, играми, аккуратно складывать их по окончании деятельности. Особого внимания педаго га требуют настольно-печатные игры, из которых легко те ряются фишки, кубики, карточки и другие атрибуты.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрово го опыта детей. Для этого целесообразно проводить обуче ние игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, научи Алешу скла дывать домик!»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, вклю чение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий).

В поле зрения педагога всегда должны быть задачи раз вития у детей самостоятельности, навыков самоорганиза ции, творческого отношения к игре. Следует поддержи вать интерес ребенка к игре, одобряя удачные, умелые иг ровые действия, выразительность исполнения роли, проявления взаимопомощи и взаимовыручки. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предлагать одному из них напомнить остальным игровую задачу, правила.

Учитывая своеобразие дидактической игры как пере ходной формы к неигровой, учебной деятельности, следу ет избегать прямого обучения.

В опыте сенсорного воспитания детей используются следующие виды дидактических игр:

  1. Игры - поручения, основанные на интересе детей к действиям с
    игрушками   и   предметами   (подбирать,   складывать   и   раскладывать,
    вставлять, нанизывать и т.д.).
  2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к
    неожиданному   появлению   и  исчезновению  предметов,   их  поиску  и
    нахождению.

3.        Игры   с  загадыванием  и  отгадыванием,   привлекающие  детей
неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь», «Что изменилось».

4.        Сюжетно - ролевые игры, игровое действие которых заключается
в изображении различных жизненных ситуаций.

5.        Игры  -  соревнования:   «Кто  быстрее»,   «Кто  первый»,   «Кто
больше».

6.        Игры в фанты или в запретный «штрафной» предмет (картинку)
или его
 свойства (цвет).

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности.

Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.

Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учиться быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.

Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.

Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию, совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.

Дидактические игры - незаменимое средство для обучения детей к преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра неразрывно связана с сенсорным воспитанием. Игра помогает лучше усвоить задачи, поставленные перед педагогом и детьми.

Включение дидактических игр значительно расширяет возможности сенсорного воспитания.

Использование дидактических игр важно потому, что организация сенсорного опыта воспитания детей является хотя и существенной, но лишь одной из многих учебных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дидактической игры в формировании сенсорных эталонов (эталонов цвета) у детей младшего дошкольного возраста

Одна из задач дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление умственному развитию ребенка. В основе развития познавательных процессов лежит сенсорное развитие. Этот вопр...

Роль дидактических игр в формировании у дошкольников сенсорных эталонов

В данном материалы описано значение фу детей сенсорных этолонов. Даны примеры дидактических игр для развития сенсорного восприятия детей....

Конспект открытого занятия "Роль дидактических игр в формировании знаний дошкольника о безопасности"

Конспект открытого занятия "Роль дидактических игр  в формировании знаний дошкольника о безопасности. Один дома"...

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

Перспективный план по использованию дидактических игр на формирование у детей сенсорных эталонов.

Перспективный план по использованию дидактических игр на формирование у детей сенсорных эталонов....

Картотека дидактических игр. Игры по формированию представлений о сенсорных эталонах, игры по формированию математических представлений.

Картотека дидактических игрИгры по формированию представлений о сенсорных эталонах: цвет, форма, величина. Игра «Раскрась домики»Цель: содействовать формированию представлений об осно...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ

Ценность дидактических игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, квалификацию, ус...