Тренинговое занятие для родителей "Я сам или Мой ребёнок - УЖЕ САМ"
материал (младшая группа) на тему

Тренинговое занятие для родителей на тему самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_roditeli_mladshaya_gruppa.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинговое занятие для родителей

«Я сам или Мой ребёнок – уже сам?»

Педагог-психолог Плешакова Римма Рафкатовна

СОДЕРЖАНИЕ ТРЕНИНГА

Знакомство.

УПРАЖНЕНИЕ «Паутина»

  1. «Назови своё имя, расскажи о себе».

У каждого из вас сейчас есть возможность назвать своё имя, чья вы мама (папа), и что-нибудь рассказать о себе, например, чем вы любите заниматься.  После этого вы зажимаете нить в руке и кидаете клубок тому, кто сидит напротив вас.

Как вы думаете, почему мы составили  такую паутину?

  1. «Что нас объединяет?»

Каждый участник говорит, что, по его мнению, объединяет нашу группу. (Или: на что похожа наша группа?)

После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернётся к психологу. В процессе распутывания  нить может запутаться. Такую ситуацию можно  прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже тесно связаны между собой.

ИГРА «Уронили мишку на пол».

Цель: Развитие внимания в слуховой модальности, отработка умения быстро принимать решения в нестандартной ситуации.

Содержание: До начала упражнения участники вспоминают различные четверостишия детских писателей. Затем психолог раздаёт карточки, на каждой из которых напечатана только одна строчка из стихотворения. По сигналу все участники встают, закрывают глаза и начинают двигаться по комнате, непрерывно произнося вслух напечатанный отрывок. Задача участников – объединиться в подгруппы, после чего тренер даёт команду открыть глаза и произнести хором четверостишие.

Обсуждение в кругу: Обсуждение данного упражнения целесообразно проводить в кругу. Тренер может предложить участникам в свободной форме ответить на следующие вопросы: с какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания? Легко ли было отыскать участников своей команды? Какие чувства возникали у вас на различных этапах выполнения упражнения? Какие личностные качества помогали и мешали вам выполнить задание успешно? Хотите ли вы сейчас что-нибудь сказать участникам своей команды?

(Родители остаются в группах на которые разделились для выполнения следующего задания)

ИГРА «Рамки и вкладыши»

Цель:  Упражнение направлено на умение организовать процесс взаимодействия в экстремальной ситуации, способствует сплочению группы. Кроме того, это упражнение может быть использовано в тренингах детско-родительских отношений (в этом случае работа ведётся в диадах «родитель-ребёнок»).

Содержание: Каждой команде выдаётся набор рамок с вкладышами. По сигналу психолога один участник из каждой подгруппы с завязанными глазами начинает вкладывать фигурки в рамки. Остальные участники каждой подгруппы, стараясь облегчить ему работу, дают советы (только в вербальной форме). Работа может проводиться во всех подгруппах. Через 2-3 минуты психолог даёт команду «стоп». Побеждает та команда, которая правильно заполнила наибольшее количество рамок.

Обсуждение в кругу:  Участники по кругу (или в любом порядке по желанию) отвечают на следующие вопросы:

  1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении задания?
  2. Какой опыт получили члены команд в процессе наблюдений за действиями того, кто выполнял задание? Что хотелось сделать, как помочь?
  3. Какой опыт, и какие ощущения получили те, кто выполнял задание? В чём были сложности, и что помогало?

Сказка «Счастье».

УПРАЖНЕНИЕ И БЕСЕДА «Что мы можем и чего не можем дать своему ребёнку?»

 Каждое высказывание записывается на ватмане в два столбца.

УПРАЖНЕНИЕ «Паровозики»

Упражнение выполняется в тройках. Каждая тройка представляет собой поезд. «Паровоз» - идёт первым с вытянутыми вперёд руками, «вагон» - передаёт управление, «машинист» - управляет всем поездом. При этом у «вагона» и «паровоза» завязаны глаза.

При обсуждении акцент ставится на том, насколько было спокойно в роли паровоза, который идёт первым, но не знает в какую сторону (у него завязаны глаза как и у вагона), насколько можешь доверять машинисту и «вагону». Как это было – быть в роли паровоза, вагона, машиниста?

УПРАЖНЕНИЕ «Покричим и помолчим»

Участникам предлагается как можно громче вместе покричать, пошуметь. Сколько можно. А теперь послушаем себя: шум – это приятно? Это весело? Страшно?

( Информация для родителей. Реакции на проявления шума у детей бывают самые разные: для одних это разрешение на уже известный и запрещённый опыт проявления себя, у других ассоциировалось с «плохим поведением». В отдельных случаях мы имеем дело с тем, что ребёнок воспринимает шум как опасность, и шумное поведение товарищей заставляет его тело сжиматься. Исходя из открытий, сделанных  французскими специалистами в области детского психоанализа ещё в двадцатых годах (Долто Ф., 1992), для ребёнка шум – это важный сигнал о том, что мир живой, что Я есть. Позволить ребёнку в безопасной ситуации иметь возможность шуметь – значит помочь ему снизить уровень его тревоги.

УПРАЖНЕНИЕ «Диалектика»

Выбирается какая-либо социальная роль, например, родитель, воспитатель, ребёнок. Каждый участник по кругу высказывается. Первый начинает со слов: «Родителями быть хорошо, потому что…», второй – «Родителями быть плохо (трудно) потому что…» и т.д., чередуя хорошо-плохо по кругу. После упражнения группа обменивается впечатлениями, было ли  что-то, что позволило взглянуть по-другому на заданную роль, было ли что-то для кого-то неожиданным, было ли кому-то трудно найти хорошее-плохое. Обычно тем, у кого отрицательный прошлый опыт, трудно найти положительное.

УПРАЖНЕНИЕ «Детский сад будущего»

Цель: Сплочение группы, установление положительной эмоциональной атмосферы в коллективе.

Содержание: Упражнение выполняется в 3-4 подгруппах. Каждой подгруппе выдаётся по большому листу ватмана. По команде ведущего все начинают рисовать детский сад будущего. Через определённое время (5-7 минут) тренер просит участников поменяться листами ватмана и продолжить работу над созданием теперь уже нового образа. Затем снова происходит обмен листами. Работа продолжается до тех пор, пока к каждой подгруппе не вернётся их «картина». По окончании проводится обсуждение.

Прощание

Упражнение «Комплименты»

Выполняется по кругу. Начинается со слов: «Мне нравится, что вы…» . Второй отвечает ему:  «Да, я - …, и ещё я - …» Важно, чтобы участники говорили искренне.

Обсуждение: Какие чувства испытывали, что было трудным? Трудно или легко отвечать на него? Что больше понравилось – делать комплимент или принимать его? Какие комплименты показались необычными?

Обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговое занятие с педагогическим коллективом

Занятие на развитие коммуникативных навыков педагогов...

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников.

Определение причин неконструктивного поведения детей, обучение педагогов и родителей взаимодействию с дошкольниками, имеющими нарушения в поведении....

Совместное тренинговое занятие педагогов и родителей

Тема: Мотивы неконструктивного поведения дошкольников. Причины неконструктивного поведения ребёнка имеют первичную обусловленность, то есть, определяются особенностями нейродинамических свойств р...

Тренинговое занятие для детей подготовительной группы на тему: «Представляю, думаю, фантазирую, изобретаю…»

Развитие творческих способностей детей с помощью активизации фантазии....

Тренинговое занятие для родителей "Умеете ли Вы общаться с вашим ребёнком?"

Тренинговое занятие для родителей «Умеете ли вы общаться с вашим ребёнком?»  Цель: дать родителям возможность поделиться друг с другом опытом воспитания своих детей.Задачи игры: устано...