Русская народная культура для дошкольников
статья по теме

Щукина Оксана Леонидовна

 

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа.

Печально, но наша молодёжь в большинстве своём, очень поверхностно знакома, например, с народной культурой, с тем, как жили русские люди, как работали и как отдыхали, что их радовало, а что тревожило, какие они соблюдали обычаи, чем украшали свой быт, о чем мечтали?

Открыть хотя бы маленькую дверь в прошлое и отыскать для себя ответы на эти вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Нам необходимо «опереться» на мощные корни своего народа, «подпитаться» от них и  благодаря энергии прошлого, мудрости, накопленной веками, стать умнее и лучше,  добрее и чище, душевнее  и более трепетно относиться друг к другу и ко всему живому вокруг.

Так, еще 14 лет назад, педагоги нашего детского сада посчитали необходимым донести до сознания своих воспитанни­ков, что они являются носителями русской народной культуры, воспитать малышей в национальных традициях.

 Для этого мы обра­тились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.

Большое внимание нами было уделено организации  соответствующей предметно – развивающей среды в МДОУ, в частности созданию атмосферы национального быта.

Так как, окружающие предметы ока­зывают большое влияние на формирование душевных качеств ре­бенка — развивают любознательность, воспитывают чувство пре­красного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта, что позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Поэтому, поставив задачу познакомить своих воспитанников с устным народным творчеством и некоторыми видами народного искусства, мы понимали, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа и  решили собрать предметы старинного русского быта и воссоздать обстановку избы.

Освободив в детском саду помещение, соорудили в нем мини – музей

« Русская горница». Здесь, расположили «Русскую печь», сделали деревянные лавки и стол, постелили самотканые половики, стену украсил ковёр из лоскутков. Для окна са­ми сшили занавески и украсили их вышивкой в народном стиле. В «избе» теперь есть чугунки, самовар, деревянные ложки, предметы кухонной утвари, расшитые полотенца, прялка, зыбка с малышом, ступа для изготовления муки, самодельных кукол из соломы украшают костюмы в народном стиле.Раньше эти вещи бережно хранились у местных жителей, которые с удовольствие их преподнесли в дар малышам, для их музея.

Уже первые шаги в данном направлении показали, насколько велик к этому интерес детей. Кроме того, им интересно было увидеть в действии   прялку,  покачать  в  зыбке  куклу, самим  растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить детям эту радость, мы  решиливсе занятия по ознакомлению с народным творчеством проходить в «избе». И от каждой новой встречи дети получали радость и удовольствие. А специально для изучения народного искусства нами были приобретены, а такжеизготовлены руками педагогов  предметы - образцы городецкой, хохломской, дымковской, жостовской росписи, народные игрушки, разные виды народной вышивки. Благодаря им, мы получили возможность организовывать в музыкальном зале, перед входом в

«избу», для занятий с детьмикомнату – «Светелку-рукодель­ницу».

В «светелке»дети не только знакомятся с разнооб­разием народного искусства, но и получают специальные навыки и умения: расписывают игрушки по типу дымковской, лепят по­суду, украшают ее орнаментом, шьют рукавички. Работами детей  и педагогов оформлено помещение детского сада.

 

Традицией в нашем детском саду стало проведение  в «избе» осенних посиделок, отмечаются именины детей, разнообразные народные праздники, обрядовые  праздники, которые  тесно связаны с трудом  и различнымисторонами общественной жизни человека.

В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насеко­мых, растений. На них приглашаются родители.  На сто­ле — самовар, воздаются почести праздничному караваю. Ребята уже знают, как его резать, кому отдавать «зачин». Обязательнок малышам приходят любимые герои русских народ­ных сказок, проводятся веселые народные подвижные игры,  русские пляски и хо­роводы. Детей подводят к пониманию того, что русский празд­ник — это всегда хлебосольный стол. Все с интересом узнают порядок размещения за столом, назначение кухонной утвари. На примере всем показывают, что такое «братчина». Но самое глав­ное — ребята усваивают правила гостеприимства, которыми сла­вен русский народ: «Не красна изба углами — красна пирогами», «Чем богаты — тем и рады», «Какова хозяйка — таков и стол».

 Таким образом, широко используется  фольклор-  (сказки, песни, частушки, пословицы,  поговорки и т.п.), который является богатейшим ис­точником познавательного  и нравственного развития детей, проходит знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками.
Мы считаем, что эта народная мудрость, сохра­ненная в веках, должна быть передана детям.

Мы стараемся соблюдать русские народные традиции и вповсе­дневной жизни детей всех возрастов. Подбираем  потешки, пестушки, прибаутки для работы с детьми в группах младшего воз­раста. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых стишках неж­ности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.

Младших детей, приучая их ухо к интонационному строю родной речи, знакомим и с колыбельными песнями. Малыши не только слушают песенки, но и сами поют куклам.

Очень интересно ребятам знакомиться с ма­лыми жанрами русского фольклора — пословицами, поговорками, загадками, которые значительно шире, нежели любой другой жанр, охватывают разнообразные стороны действительности. Пе­дагоги детского сада разработали серию занятий с использова­нием пословиц и поговорок, в содержании которых есть назва­ния предметов русского быта; объясняют детям происхождение пословиц и поговорок, подчеркивая такие их особенности, как иносказательность, выразительность, совмещение в них общего и конкретного.

Ребят старшего возраста знакомим с русской народной лири­ческой песней, демонстрируя, как в этом виде словесно-музы­кального искусства отразилась жизнь человека, его горести и ра­дости.

Ни один обрядовый праздник не обходится, конечно же, без игры на русских народных музыкальных инструментах. Знакомить с ними детей начинаем еще в младшей группе: показываем свис­тульку, колокольчик, деревянные ложки, играем на этих инстру­ментах.

В русском фольклоре к драматическим действам относятся не только обряды, игры, хороводы, но также сценки и кукольный театр. Основным отличием народных драматических действ является соединение   слова,   напева,   исполнения,   которое   сопровождается

соответствующими жестами и мимикой. Следует обратить внимание и на костюмировку, и на пользование декорациями. Чтобы знако­мить детей с русским народным театром, « Русская горница» трансформируется в «комнату сказок» ,

 мы собрали все необходимое для драматизации русских народных сказок и кукольного театра. Боль­шая часть реквизита и декораций была создана рукамисотрудников детского сада. Какую радость доставляет ребятам изображать пер­сонажей сказок, «варить кашу в чугунке», «печь пироги в печи», «сидеть за прялкой», «выковывать гвозди», выбирать «жениха» или «невесту», да еще сообща  «свадьбу» играть!

 В постановках прини­мают участие и сотрудники детского сада.

Большую работу в данном направлении проводит педагог Чубко Валентина Владимировна, которая обобщила опыт работы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора», она принимала участие в конкурсе « Воспитатель года – 2007» и её работа получила высокую оценку многих членов жюри и родителей

Мы считаем, чтонами была проделана огромная работа по изучению русского фольклора, народного искусства, со­ставлению конспектов занятий и сценариев обрядовых праздни­ков — всего того, что постепенно складывается в систему и помогает ребятам лучше узнать прошлое своего народа, а значит уже в дошкольном возрасте «прирасти» к тем самым

« родным корням» и вырастая, «расцвести» полноценной культурно- развитой личностью, настоящими патриотами своей Родины.

.

                                                                                   Старший воспитатель

                                                                                    Щукина О.Л.

                                                                             МДОУ Комаричский детский сад

                                                                                 № 3 « Солнышко.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русская народная культура и дошкольники

Материал в консультатиыный уголок для родителей...

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

Проект Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.

quot;Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок". И потому, каждая сказка несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело боро...

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.»

Консультация «Русская народная сказка – как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры.» была подготовлена к проекту " Русская народная сказка – как средство приобщения дошко...