Детское конструирование и формы его организации
статья (подготовительная группа) по теме

Под детским конструирова­нием подразумевается создание раз­ных конструкций и моделей из стро­ительного материала, деталей кон­структоров, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природ­ного и бросового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_konstruirovanie_i_formy_ego_organizacii.docx222.33 КБ

Предварительный просмотр:

Детское конструирование     и формы его организации

          Конструирование — продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель — получение определенного продукта. Под детским конструированием подразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала, деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала. Выделяют два вида конструирования — техническое (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления; крупногабаритных модульных блоков) и художественное (из бумаги и природного материала). Первый вид — технический. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Второй вид художественный. Дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают свое отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит либо сам ребенок, либо взрослый перед ним.

Конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их по ходу игры). Однако эти два вида деятельности имеют свои особенности. Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное же конструирование, в ходе которого используются игрушки, элементы игры, влияет прежде всего на сам процесс. Представим, как старшие   дошкольники   по   ходу  ролевой игры в «путешественников» сооружают судно из крупных модулей. Как правило, их постройка имеет чисто символическое значение, отличается некоторой упрощенностью (передается в основном только внешнее сходство). Процесс создания не основная цель, и по времени он непродолжителен. Более значимо разыгрывание сюжета игры, выполнение взятой на себя роли — капитана, штурмана, врача. Постройка же, наряду с предметами-заместителями и другими игрушками,— лишь одно из средств реализации игрового замысла.

Это одна ситуация, другая — пример иного характера взаимоотношения игры и конструирования. Мальчики шести лет сооружают на столе гараж — отбирают кирпичики и малые пластины, строят заднюю стенку из пластин, боковые — из кирпичиков. Один предлагает вставить в боковые стенки окна, чтобы в гараже было светло, другой — «вырыть котлован» для фундамента и «яму» для починки машин. Дети разбирают стенки, сооружают фундамент и стенки, чередуя кирпичики с кубиками так, что в них образуются окна. Далее пробуют провезти грузовую машинку, ставят переднюю стенку из кирпичиков, оставляя отверстие — дверь; сверху кладут перекрытия и крышу из больших призм. Но тут один из мальчиков замечает: «В гаражах крыши бывают более плоскими». Дети снимают призмы, ставят пластины; в дверные проемы укладывают две длинные пластины — спуск для машин. Разыгрывается игра в «гараж»: жужжа моторами, снуют легковые машины, слышится команда «Выгружай!», ремонтируют сломанные дверцы. Создание постройки достаточно сложной конструкции, в соответствии с практическим назначением, занимает в данном примере значительную часть времени (32—35 мин.). Заметьте: материал отбирается, обдумываются способы конструирования, планируется и своевременно контролируется деятельность, которой присущи все черты конструирования.

В связи с этим скажем о выявленной нами динамике взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем — игра уже побудитель к конструированию. К старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры и, более того, приобретает сюжетный характер — дети создают несколько конструкций, объединенных одним сюжетом. Какова же задача педагога? Он должен учитывать особенности игры и конструирования, их взаимосвязь при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Так, его требования будут неоправданны, если он предъявляет их к качеству конструкций, возводимых даже старшими дошкольниками в процессе ролевой игры. Ведь тем самым взрослый разрушает саму игру. В то же время он не может довольствоваться примитивными конструкциями построек и поделок (что говорит о низком уровне конструирования как деятельности).

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование и формы его организации в рамках освоения образовательной области Художественное творчество

Опыт работы дошкольного учреждения по развитию творческих способностей дошкольников средствами художественного конструирования...

Учебно-методическая разработка для педагогов ДОУ "Виды детского труда и формы его организации"

В УМР представлены материалы, которые способствуют повышению педагогической компетенции в вопросах трудового воспитания детей разных возрастных групп....

Методическая разработка для воспитателей детского сада на тему: «Общие методические основы организации детского конструирования»

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...

Детское конструирование и формы его организации.

Детское конструирование и формы его организации.Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированиемподразумева...

Общие методические основы организации детского конструирования.

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...