Детское конструирование и формы его организации.
картотека (младшая группа)

Детское конструирование и формы его организации.
Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированиемподразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала.
Выделяют два вида конструирования - ТЕХНИЧЕСКОГО (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала)
Первый вид - ТЕХНИЧЕСКИЙ. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Второй вид - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.
Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. К старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры и, более того, приобретает сюжетный характер дети создают несколько конструкций, объединённых одним сюжетом. Как известно, источник замысла это окружающая жизнь, её богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего мира у большинства детей с задержкой психического развития, поверхностное: схватываются в основном внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводятся в практической деятельности. Именно поэтому задача педагога не только наполнять жизнь детей впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, формироватьумение видеть характерные особенности предметов, явлений, их взаимосвязи, и по своему передавать в конструкциях, поделках. Моделирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных объектах, предметах. Вот что становится основой детского замысла. Какова же задача педагога? Он должен учитывать особенности игры и конструирования, их взаимосвязь при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Итак, конструирование — это деятельность, в процессе которой развивается и сам ребёнок. Вот почему учёные- исследователи предлагают различные формы её организации. Наиболее известные, такие, как:
1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ. Разработано Ф. Фреблем. Его суть: постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. Правильно организованное обучение с помощью образцов - это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщённым способом анализа учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая. В последнем случае дети создают новую постройку путём изменения предыдущей.
Таким образом, очевидно: конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап. Решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.
2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ. Разработано А. Н. Миреновой. Его суть: в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала.
Это достаточно эффективное средство активизаций мышления, так как у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы с тем, чтобы воспроизвести её в своей конструкции. Чтобы дети имели возможность более эффективно использовать в конструировании модели, лучше предложить им сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта. Обобщённые представления об объекте, сформированные на основе анализа, несомненно, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления детей и конструирования как деятельности. Значит, конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ, предложенное Н. Н. Поддьяковым, носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их. Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определённый опыт умеют обобщённо представлять конструируемые объекты, анализировать сходные по структуре: Опыт этого формируется прежде всего на занятиях по образцам, традиционно относимых к конструированию из строительного материала, и в процессе экспериментирования с различными материалами.
4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ. Разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Моделирующий характер самой деятельности наиболее успешно реализуется. Earn детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять внешние модели простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов.
5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника. Возникает вопрос: что может сделать воспитатель, чтобы деятельность эта протекала в русле поиска и творчества? Ответ один, формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструированияпо образцу и по условиям. Т. е. педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные ранее. Заметим: степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений (уметь воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок).
6. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ. Его суть: на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструированияпо заданной теме - закреплять знания и умения детей.
7. КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ. Выделено Н. Н. Поддьяковым. Его суть: первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали. Однако, каркасное конструирование требует разработки специального материала. Только в этом случае дети смогут достраивать конструкции, соответствующие их замыслам, чтобы создавать целостные объекты.
Автор реализовал продуктивную идею каркасного конструирования в экспериментальном обучении строительству домиков разной формы, путём соответствующего пространственного расположения кубиков, образующих конфигурации оснований. В результате дети не только правильно воссоздают конструкцию целиком, но и учатся путём предварительного построения основы практически планировать конфигурацию будущей конструкции. Задачи такого типа, как доказывает автор, играют положительную роль в развитии у детей образного мышления. И это важно. Однако, на наш взгляд, они недостаточно отражают сущность каркасного конструирования, не реализуют в полной мере богатые возможности этой формы организации обучения.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. «Строительный материал радует, развлекает, развивает. В последние годы, попадая в игрушечный магазин, Вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру купить чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребёнка?
Я предлагаю остановить своё внимание на деревянном строительном наборе! Удивились! Да, многие считают, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и даёт развитию вашего ребёнка то, что не может дать ни одна другая игра. КОНСТРУИРОВАНИЕ из деревянного строителя -
- это вид деятельности, в котором дошкольнику гарантирован успех; он даёт возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро;
- формирует умение предвидеть будущий результат;
- воспитывает самостоятельность, творческое развитие;
- развивает пространственное мышление;
- даёт толчок обогащению речи.
Все эти задачи должны содействовать тому, что ребёнок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек.
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ АРХИТЕКТУРЫ ПОЛЕЗНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА.
Как сохранить интерес к конструированию из кубиков? Предлагайте усложнять задачи: увеличить или уменьшить размер постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни (гараж для двух машин, дом с чердаком, мост для пешеходов)
- изменить пространственные условия (построй так, чтобы окна выходили на эту дорожку)
- выполнить постройку на основе чертежа схемы или по фотографии и по представлению
- поощрять творчество, индивидуальный стиль.
Постепенно ребёнок научится ставить перед собой конструктивные задачи, а Нам нужно будет знакомить его с архитектурными шедеврами и сохранять устойчивый интерес к его деятельности. Ребёнок будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы и появится общая тема для обсуждения, а так же понимания друг друга.
 
6. Плоскостное конструирование (мягкий конструктор), несмотря на свою простоту, помогает педагогу решать ряд задач, направленных на всестороннее развитие дошкольников, все это определяет ценность и важность конструктивной деятельности.
3. В работе с детьми мы используем следующие формы:
НОД: комбинированная, комплексная, интегрированная
экспериментальная деятельность
составление описательных рассказов по готовой конструкции
чтение художественной и специальной литературы
рассматривание картин, схем, чертежей
дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры
кружковая работа
развлечения, досуги познавательного характера.
 
8. Можно выделить следующие задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей: 1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования. 2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которым они работают. 3. Научить работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
4. Воспитывать детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. 5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем. 
9. Основными приемами обучения являются следующие:
1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.
Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.
Образец или картинка с изображением предмета могут быть Использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.
2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.
3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.
   4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.
10. Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста
1. Информационно – аналитический блок
Анкетирование родителей
Анкета для родителей на тему: «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»
2. Досуговый блок
Выставка-ярмарка родителей и детей «Дары природы» (поделки из природного материала)
Создание «игротеки» (приобретение родителями наборов конструктивного материала)
3. Познавательный блок
Консультации
2 младшая группа
1.«Виды детского конструирования в младшем дошкольном возрасте»
2.«Программные задачи по конструированию в младшем дошкольном возрасте»
3.«Методика обучения конструированию в младшем дошкольном возрасте»
Средняя группа
1.«Виды детского конструирования в среднем дошкольном возрасте»
2.«Программные задачи по конструированию в среднем дошкольном возрасте»
3.«Методика обучения конструированию в среднем дошкольном возрасте»
Старшая группа
1.«Виды детского конструирования в старшем дошкольном возрасте»
2.«Программные задачи по конструированию в старшем дошкольном возрасте»
3.«Методика обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте»
4.«Формы организации обучения детскому конструированию»
Подготовительная группа
1.«Роль конструирования в развитии познавательной активности детей» 2.«Программные задачи по конструированию в подготовительной группе
3.«Методика обучения конструированию в подготовительной группе»
Для многодетных семей
1.«Конструируем в дружной семье»
2.«Обучение детскому конструированию старшими детьми»
Для неполных семей
«Создание условий для конструктивной деятельности в домашних условиях»
Для малообеспеченных семей
«Конструирование из бросового и природного материала»
Вечер вопросов и ответов по организации конструктивной деятельности детей
Семинар-практикум
1. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в младшем дошкольном возрасте»
2. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в среднем дошкольном возрасте»
3. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте»
4. «Руководство конструированием детей в игре»
5. «Значение игр и занятий со строительным материалом»
Проведение круглого стола с целью распространения семейного опыта по организации конструктивной деятельности
4. Наглядно – информационный блок
Папки – передвижки
«Совместная работа по конструктивной деятельности в детском саду и семье».
Для многодетных семей
«Методика организации конструктивной деятельности для детей разного возраста в домашних условиях»
Для неполных семей
«Организация конструктивной деятельности в домашних условиях»
Для малообеспеченных семей
«Организация конструирования из бросового и природного материала»
День открытых дверей (посещение родителями занятий по конструктивной деятельности)
Устный журнал
1.«Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста».
2.«Условия, необходимые для игр и занятий со строительным материалом»
3.«Обучение конструированию»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_konstruirovanie_i_formy_ego_organizatsii.docx30.7 КБ

Предварительный просмотр:

Детское конструирование и формы его организации.

Конструирование - продуктивный вид деятельности, поскольку основная его цель - получение определённого продукта. Под детским конструированиемподразумевается создание разных конструкций и моделей из строительного материала деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного бросового материала.

Выделяют два вида конструирования - ТЕХНИЧЕСКОГО (из строительного материала, деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления ; крупногабаритных модульных блоков) и ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (из бумаги и природного материала)

Первый вид - ТЕХНИЧЕСКИЙ. Дети в основном отображают реальные объекты, придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом моделируются структурные и функциональные признаки. Конструирование тесно связано с игровой деятельностью (дети сооружают постройки, неоднократно перестраивают их во время игры). Второй вид - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ. Дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают своё отношение, передают характер, пользуясь цветом, фактурой, формой.

Ролевые игры, в которые включаются элементы конструирования, способствуют развитию сюжета. Полноценное конструирование влияет на сам процесс (отбирается материал, обдумываются способы, планируется и контролируется деятельность.) В раннем возрасте конструирование слито с игрой; в младшем игра уже побудитель к конструированию. К старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное умение конструировать стимулирует развитие сюжетной линии игры и, более того, приобретает сюжетный характер дети создают несколько конструкций, объединённых одним сюжетом. Как известно, источник замысла это окружающая жизнь, её богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего мира у большинства детей с задержкой психического развития, поверхностное: схватываются в основном внешние стороны предметов, явлений, которые затем и воспроизводятся в практической деятельности. Именно поэтому задача педагога не только наполнять жизнь детей впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого усвоения окружающего, формироватьумение видеть характерные особенности предметов, явлений, их взаимосвязи, и по своему передавать в конструкциях, поделках. Моделирование в этом случае опирается на образные представления о реально существующих или кем-то придуманных объектах, предметах. Вот что становится основой детского замысла. Какова же задача педагога? Он должен учитывать особенности игры и конструирования, их взаимосвязь при определении форм и методов организации этих разных видов детской деятельности. Итак, конструирование — это деятельность, в процессе которой развивается и сам ребёнок. Вот почему учёные- исследователи предлагают различные формы её организации. Наиболее известные, такие, как:

1. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ОБРАЗЦУ. Разработано Ф. Фреблем. Его суть: постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. Правильно организованное обучение с помощью образцов - это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщённым способом анализа учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. В качестве образца могут служить рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, определённая конструкция, при воспроизведении которой требуется заменить отдельные детали или преобразовать её так, чтобы получилась новая. В последнем случае дети создают новую постройку путём изменения предыдущей.

Таким образом, очевидно: конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап. Решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.

2. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО МОДЕЛИ. Разработано А. Н. Миреновой. Его суть: в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие её элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ её решения. В качестве модели можно использовать конструкцию, обклеенную плотной белой бумагой. Дети воспроизводят её из имеющегося строительного материала.

Это достаточно эффективное средство активизаций мышления, так как у детей формируется умение мысленно разбирать модель на составляющие её элементы с тем, чтобы воспроизвести её в своей конструкции. Чтобы дети имели возможность более эффективно использовать в конструировании модели, лучше предложить им сначала освоить различные конструкции одного и того же объекта. Обобщённые представления об объекте, сформированные на основе анализа, несомненно, окажут положительное влияние на развитие аналитического и образного мышления детей и конструирования как деятельности. Значит, конструирование по модели усложненная разновидность конструирования по образцу.

3. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО УСЛОВИЯМ, предложенное Н. Н. Поддьяковым, носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие её практическое назначение. Иными словами, основные задачи должны выражаться через условия и носить проблемный характер, поскольку не даются способы решения. Тем самым у детей формируется умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры. Дети легко и прочно усваивают общую зависимость структуры конструкции от её практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определяют конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывают интересные замыслы и воплощают их. Такая форма обучения в наибольшей степени развивает творческое конструирование, но при условии, если дети имеют определённый опыт умеют обобщённо представлять конструируемые объекты, анализировать сходные по структуре: Опыт этого формируется прежде всего на занятиях по образцам, традиционно относимых к конструированию из строительного материала, и в процессе экспериментирования с различными материалами.

4. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ПРОСТЕЙШИМ ЧЕРТЕЖАМ И НАГЛЯДНЫМ СХЕМАМ. Разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Моделирующий характер самой деятельности наиболее успешно реализуется. Earn детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам. Но дошкольники, как правило, не владеют умением выделять плоскостные проекции объёмных геометрических тел. В этом случае можно использовать специально разработанные шаблоны, развивающие образное мышление, познавательные способности. С их помощью дети имеют возможность применять внешние модели простейшие чертежи как средство самостоятельного познания новых объектов.

5. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ЗАМЫСЛУ в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность. Однако педагог должен помнить: замысел конструкции, его воплощение достаточно трудная задача для дошкольника. Возникает вопрос: что может сделать воспитатель, чтобы деятельность эта протекала в русле поиска и творчества? Ответ один, формировать у детей обобщённые представления о конструируемых объектах, умение владеть обобщёнными способами конструирования, искать новые способы в процессе других форм конструированияпо образцу и по условиям. Т. е. педагог подводит детей к возможности самостоятельно и творчески использовать навыки, полученные ранее. Заметим: степень самостоятельности и творчества зависит от уровня знаний и умений (уметь воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок).

6. КОНСТРУИРОВАНИЕ ПО ТЕМЕ. Его суть: на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения. Эта форма конструирования близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замысел исполнителя ограничивается определённой темой. Основная цель конструированияпо заданной теме - закреплять знания и умения детей.

7. КАРКАСНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ. Выделено Н. Н. Поддьяковым. Его суть: первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети легко усваивают общий принцип строения каркаса, учатся выделять особенности конструкции, исходя из заданного образца. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, домысливает, как бы дорисовывает его, добавляя дополнительные детали. Однако, каркасное конструирование требует разработки специального материала. Только в этом случае дети смогут достраивать конструкции, соответствующие их замыслам, чтобы создавать целостные объекты.

Автор реализовал продуктивную идею каркасного конструирования в экспериментальном обучении строительству домиков разной формы, путём соответствующего пространственного расположения кубиков, образующих конфигурации оснований. В результате дети не только правильно воссоздают конструкцию целиком, но и учатся путём предварительного построения основы практически планировать конфигурацию будущей конструкции. Задачи такого типа, как доказывает автор, играют положительную роль в развитии у детей образного мышления. И это важно. Однако, на наш взгляд, они недостаточно отражают сущность каркасного конструирования, не реализуют в полной мере богатые возможности этой формы организации обучения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. «Строительный материал радует, развлекает, развивает. В последние годы, попадая в игрушечный магазин, Вы оказываетесь перед очень трудным выбором: какую игру купить чтобы она не просто радовала и развлекала, но и развивала ребёнка?

Я предлагаю остановить своё внимание на деревянном строительном наборе! Удивились! Да, многие считают, что этот, на первый взгляд, простой игровой материал таит в себе огромные возможности и даёт развитию вашего ребёнка то, что не может дать ни одна другая игра. КОНСТРУИРОВАНИЕ из деревянного строителя -

- это вид деятельности, в котором дошкольнику гарантирован успех; он даёт возможность для творчества; постройка может быть создана, исправлена, дополнена и даже восстановлена очень быстро;

- формирует умение предвидеть будущий результат;

- воспитывает самостоятельность, творческое развитие;

- развивает пространственное мышление;

- даёт толчок обогащению речи.

Все эти задачи должны содействовать тому, что ребёнок, открыв законы красоты, прочности, устойчивости, замещения и сочетания форм между собой, сумел играть без вашего участия, решая творческие задачи конструирования и обыгрывания построек.

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ АРХИТЕКТУРЫ ПОЛЕЗНОСТЬ, ПРОЧНОСТЬ, КРАСОТА.

Как сохранить интерес к конструированию из кубиков? Предлагайте усложнять задачи: увеличить или уменьшить размер постройки в соответствии с размерами персонажа или условиями его жизни (гараж для двух машин, дом с чердаком, мост для пешеходов)

- изменить пространственные условия (построй так, чтобы окна выходили на эту дорожку)

- выполнить постройку на основе чертежа схемы или по фотографии и по представлению

- поощрять творчество, индивидуальный стиль.

Постепенно ребёнок научится ставить перед собой конструктивные задачи, а Нам нужно будет знакомить его с архитектурными шедеврами и сохранять устойчивый интерес к его деятельности. Ребёнок будет доказывать, рассуждать, задавать вопросы и появится общая тема для обсуждения, а так же понимания друг друга.

6. Плоскостное конструирование (мягкий конструктор), несмотря на свою простоту, помогает педагогу решать ряд задач, направленных на всестороннее развитие дошкольников, все это определяет ценность и важность конструктивной деятельности.

3. В работе с детьми мы используем следующие формы:

  • НОД: комбинированная, комплексная, интегрированная
  • экспериментальная деятельность
  • составление описательных рассказов по готовой конструкции
  • чтение художественной и специальной литературы
  • рассматривание картин, схем, чертежей
  • дидактические, развивающие, сюжетно-ролевые игры
  • кружковая работа
  • развлечения, досуги познавательного характера.

8. Можно выделить следующие задачи в обучении и руководстве конструктивной деятельностью детей: 1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования. 2. Дать детям знания о предметах, отображаемых в конструктивной деятельности, об их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах, с которым они работают. 3. Научить работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.

4. Воспитывать детей самостоятельность в работе, творческую инициативу. 5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения задачи, предложенной воспитателем.

9. Основными приемами обучения являются следующие:

1. Показ воспитателем приемов изготовления конструкции или игрушки. Пояснения помогают детям усвоить не только действия, необходимые для выполнения конструкции, но и построение занятия, общий порядок работы.

Прежде чем приступить к практическому выполнению задания, необходимо рассмотреть предмет или образец, выделить основную и дополнительные части, затем продумать процесс изготовления, отобрать нужный материал, подготовить его (например, сделать выкройку из бумаги, подобрать и наклеить отдельные элементы оформления и т. д.) и только затем сложить и склеить игрушку. При этом определяют, из какого материала нужно выполнить конструкцию, в какой последовательности.

Образец или картинка с изображением предмета могут быть Использованы на занятиях, на которых дается лишь объяснение, или когда возникает необходимость помочь детям проконтролировать свою работу, уточнить представление о предмете, или в конце занятия в качестве модели наиболее удачного и правильного решения конструктивной задачи для сравнения с работами детей.

2. Объяснение задачи с определением условий, которые дети должны выполнить без показа приемов работы.

3. Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их при создании построек, конструкций, поделок. Например, в постройке - как сделать перекрытие на высоких устоях, как добиться устойчивой конструкции; в бумажном конструировании - как склеивать стороны закрытого куба или бруска; в работе с конструктором - как крепить колеса на осях с помощью гайки; в работе с природным материалом - из какого материала лучше сделать отдельные части, в каких случаях лучше применить для скрепления пластилин, клей, как пользоваться шилом и т. д.

4. Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции также являются приемами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно еще овладеть.

10. Эффективные формы работы с родителями по ознакомлению их с условиями развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста

1. Информационно – аналитический блок

Анкетирование родителей

Анкета для родителей на тему: «Значение конструирования в полноценном развитии ребенка»

2. Досуговый блок

Выставка-ярмарка родителей и детей «Дары природы» (поделки из природного материала)

Создание «игротеки» (приобретение родителями наборов конструктивного материала)

3. Познавательный блок

Консультации

2 младшая группа

;Виды детского конструирования в младшем дошкольном возрасте»

;Программные задачи по конструированию в младшем дошкольном возрасте»

;Методика обучения конструированию в младшем дошкольном возрасте»

Средняя группа

;Виды детского конструирования в среднем дошкольном возрасте»

;Программные задачи по конструированию в среднем дошкольном возрасте»

;Методика обучения конструированию в среднем дошкольном возрасте»

Старшая группа

;Виды детского конструирования в старшем дошкольном возрасте»

;Программные задачи по конструированию в старшем дошкольном возрасте»

;Методика обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте»

;Формы организации обучения детскому конструированию»

Подготовительная группа

;Роль конструирования в развитии познавательной активности детей» ;Программные задачи по конструированию в подготовительной группе

;Методика обучения конструированию в подготовительной группе»

Для многодетных семей

1.«Конструируем в дружной семье»

2.«Обучение детскому конструированию старшими детьми»

Для неполных семей

«Создание условий для конструктивной деятельности в домашних условиях»

Для малообеспеченных семей

«Конструирование из бросового и природного материала»

Вечер вопросов и ответов по организации конструктивной деятельности детей

Семинар-практикум

1. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в младшем дошкольном возрасте»

2. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в среднем дошкольном возрасте»

3. «Задачи и основные приемы обучения конструированию в старшем дошкольном возрасте»

4. «Руководство конструированием детей в игре»

5. «Значение игр и занятий со строительным материалом»

Проведение круглого стола с целью распространения семейного опыта по организации конструктивной деятельности

4. Наглядно – информационный блок

Папки – передвижки

«Совместная работа по конструктивной деятельности в детском саду и семье».

Для многодетных семей

«Методика организации конструктивной деятельности для детей разного возраста в домашних условиях»

Для неполных семей

«Организация конструктивной деятельности в домашних условиях»

Для малообеспеченных семей

«Организация конструирования из бросового и природного материала»

День открытых дверей (посещение родителями занятий по конструктивной деятельности)

Устный журнал

;Конструктивная деятельность детей дошкольного возраста».

;Условия, необходимые для игр и занятий со строительным материалом»

3.«Обучение конструированию»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественное конструирование и формы его организации в рамках освоения образовательной области Художественное творчество

Опыт работы дошкольного учреждения по развитию творческих способностей дошкольников средствами художественного конструирования...

Детское конструирование и формы его организации

Под детским конструирова­нием подразумевается создание раз­ных конструкций и моделей из стро­ительного материала, деталей кон­структоров, изготовление поделок из бумаги, картона, разли...

Учебно-методическая разработка для педагогов ДОУ "Виды детского труда и формы его организации"

В УМР представлены материалы, которые способствуют повышению педагогической компетенции в вопросах трудового воспитания детей разных возрастных групп....

Методическая разработка для воспитателей детского сада на тему: «Общие методические основы организации детского конструирования»

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...

Общие методические основы организации детского конструирования.

Актуальность проблемы организации конструктивной деятельности в дошкольных учреждениях состоит в том, что на данном этапе развития общества, конструированию уделяется недостаточно внимания и времени. ...