"О чем ты плачешь, малыш"
статья на тему

Гарибова Надежда Пантелеевна

Это просто размышления о непростых составляющих нашей не такой простой, как хотелось бы, жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_chem_ty_plachesh_malysh.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

О чем ты плачешь, малыш?

Сентиментальные размышления по поводу.

Уютное детсадовское утро в самом разгаре. Мои ноги мягко ступают по ковровым дорожкам коридора. Пахнет слегка подгоревшим молоком и этот запах, смешиваясь с другими, неясными, запахами, создает ни с чем не сравнимый специфический запах детского сада. Тихо.

...И только где-то в глубине далеким эхом отдается одинокий плач. Я узнаю его, этот каждодневный утренний горький плач. Это плачет малыш в адаптационной группе. О чем ты плачешь, малыш?

Мы, умные взрослые, позаботились о том, чтобы тебе было хорошо. Мы назвали твою горькую скорбь адаптацией, и нами отработан и проверен каждый наш шаг в работе с тобой. Мы заботливо обложили тебя эмоционально положительными «подушками», чтобы максимально обезопасить от стресса твою легкоранимую психику. Тобой озабочен сейчас десяток профессионально образованных взрослых, тебя здесь ждали и рады твоему приходу. Для тебя выработан индивидуальный щадящий график посещений ДОУ, который предусматривает парциальное общение с незнакомыми взрослыми. Изучены твои возрастные особенности, и заботящиеся о тебе взрослые знают специфику твоей социальной ситуации развития и своеобразие функционирования твоих психических процессов. Так о чем же ты плачешь, малыш?

Умные взрослые, включая твоих родителей, решили, что тебе, рано или поздно, все равно нужно осваивать социальные контакты, учиться взаимодействовать с другими людьми. И что лучше это сделать сейчас, когда тебе только-только исполнился год. Твоя молодая образованная мама соскучилась по работе. Ее легко понять: жизнь несется с бешеной скоростью, бурлит и меняется без нее. А она год жила только тобой — твоими болезнями, кашами, пеленками. «Пусть привыкает», — говорит она, с болью «отдирая» тебя от себя (в том числе и по утрам в детском саду). «Ничего, — вторит ей энергичная бабушка, — привыкнет. Мы своих детей с трех месяцев в детский сад отдавали. И ничего, выросли». «Да-да, — поддерживают их воспитатели-оптимисты, — такие маленькие легче привыкают».

Ты действительно, в конце концов, перестанешь плакать, и даже возможно, что эти слезы никак не отразятся на твоей судьбе. Хотя у меня на этот счет большие сомнения.

И не только у меня. «У только что родившегося младенца контакт с внешним миром существует благодаря органам чувств матери, с которой у него в первые годы жизни существует тесная симбиотическая связь. Любые отрицательные эмоции, потрясения, переживаемые матерью, воспринимаются ребенком как ее частью» (Д.Н.Исаев. Психопатология детского возраста. — С.-П., 2001).

«..К трем годам ребенок завершает первый цикл знакомства с человеческим миром, фиксируя свое новое социальное положение, выделяя свое Я, осознавая на соответствующем уровне свою «самость», ставя себя в позицию субъекта» (Д.И.Фельдштейн. Стадиальные характеристики социализации-индивидуализации и уровни становления личности. — М., 1998).

Это о том, что ты был и сейчас еще остаешься частью своей мамы. Сепарация - отделение тебя от мамы — начнется в районе трех лет, и важно, чтобы эмоциональное отделение предшествовало физическому, чтобы к моменту расставания с мамой ты завершил «первый цикл знакомства с человеческим миром». В три года малыш тоже плачет, потому что скучает по маме. Но он может понять, где она и когда придет, что так надо, что сегодня его заберут пораньше, а завтра будут выходные. У трехлетнего малыша существует элементарное представление о сложном многообразии этого мира.

А для тебя существует только пестрый и шумный хаос, полный непонятного и пугающего. И была в этом хаосе мама — твое главное средство общения с миром, гарант твоей безопасности и спокойствия. А теперь ее не стало. «Де мама?» — это все, что занимает тебя сейчас. Это лейтмотив твоих слез и коротких передышек между ними. И как бы ни старались чужие взрослые, они не в силах заменить тебе ее. Они чужие, поэтому им никогда не попасть в такт твоего сердцебиения, общего только с мамой.

Известнейший специалист в области детских неврозов, кандидат медицинских и доктор психологических наук А.И.Захаров, проанализировав большое количество случаев заболеваний неврозами у детей, пришел к выводу, что их формирование начинается очень рано, и один из важных факторов в этом процессе — раннее отделение ребенка от матери.

«В первые годы жизни дети испытывали недостаток материнского влияния. Оно вызвано частым пребыванием их в больнице, ранним помещением в ясли, воспитанием нянями, родственниками и т.д. Происходила замена матери «группой воспитывающих лиц», стремившихся в ускоренный срок развить детей» (А.И.Захаров. Неврозы у детей и психотерапия. — С.-П., 2000). Потом у этих детей обнаруживался невроз, а вначале было «индивидуально значимое психотравмирующее жизненное обстоятельство» — преждевременное расставание с мамой. Карен Хорни, известный психолог и просто умная женщина, в своих многочисленных публикациях говорит о том, что если ребенок не получил достаточно материнской любви в раннем детстве, то стойкое стремление дополучить ее во что бы то ни стало,  сохраняется у человека на всю жизнь и проявляется в форме невротической потребности в любви. «Если для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам или от которых он зависит, то невротическая потребность в любви является навязчивой и неразборчивой», — пишет она в одной из своих самых известных работ.

Эти навязчивость и неразборчивость происходят оттого, что человек все время подсознательно боится быть брошенным, нелюбимым, одиноким. Как это похоже на то, что ты испытываешь сейчас, малыш! Иди ко мне, посмотри, какую красивую игрушку я тебе принесла. Эта собачка умеет лаять, садиться на задние лапы и кувыркаться через голову. Смотри. Не хочешь? Я знаю, о чем ты плачешь, малыш. Сегодня я поговорю об этом с твоей мамой.

Как ты думаешь, она захочет мне поверить?..

Надежда Гарибова, психолог детского сада №79 «Садко»  E-mail: mamik86@yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....