Готовность детей к обучению в школе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Готовность детей к
обучению в школе»
Педагог-психолог: Мамченко Н.В.
Готовность к школе проявляется не в формальном овладении навыкам счета, письма, чтения — готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.
Психофизиологическая готовность к школе включает:
1. Уровень развития внимания.
2. Уровень работоспособности детей,
3. Соответствие физического развития возрастным нормам,
4. Учет типа нервной системы и темперамента детей.
Внимание — сосредоточение деятельности индивида в данный момент времени на предмете, объекте, событии, образе и т.д.
Благодаря устойчивому вниманию повышается результативность практической деятельности человека. И у дошкольников, и у младших школьников внимание неустойчиво, непроизвольно. Важно учитывать это и не перегружать детей. Особенности внимания зависят от индивидуально-типологических черт человека, от типа нервной системы .
Тип НС — совокупность свойств нервной системы, составляющих основу индивидуального своеобразия деятельности человека. На их основе различают 4 типа темперамента.
Темперамент — индивидуальная характеристика человека, основывающаяся на интенсивности, скорости, темпе и ритме психических состояний. Темперамент не определяет непосредственную характеристику личности, но он влияет на возможность и скорость формирования тех или иных черт характера.
Выделяют сильный тип НС, где возбуждение преобладает над торможением, и слабый тип НС, где торможение преобладает над возбуждением.
К сильному типу НС относятся: холерик, сангвиник, флегматик.
К слабому типу НС относится: меланхолик.
Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнить целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.
Темперамент зависит от типа НС ребенка.
Таким образом, тип НС темперамент внимание работоспособность находятся в непосредственной и прямой взаимосвязи. Они являются той основой, на которой должна строиться вся работа с ребенком.
Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способностями установления взаимоотношений с другими детьми.
Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:
1. Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми.
2. Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.
3. Развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.
1. Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.
2. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы
такие качества:
* доброжелательность;
* уважение к товарищам;
* общительность;
* готовность проявить сочувствие.
Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.
3.Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у
дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:
* умение согласовывать действия с другими;
* способность осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.
В понятие «социальная готовность» входит умение вести себя в школе адекватно. Это означает:
1. Способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками.
2. Умение адекватно реагировать на замечания учителей.
3. Умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.
Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал школьные принадлежности в портфель и т.д.
Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению к 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:
• поставить цель;
• принять решение;
• наметить план действий;
исполнить намеченный план;
• проявить усилие в случае возникновения препятствий;
• оценить результат своего действия.
Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:
• не бояться трудностей;
• стремление преодолевать их;
• не отказываться от намеченной цели.
В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.
Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Как развивать волевую готовность?
1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:
— закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
-учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
2. Развивать самоконтроль:
- использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите...»
3.Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.
4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.
6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации успеха.
Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, умение проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника обладает:
— интенсивностью проявления эмоций;
- непосредственностью в проявлении эмоций;
- быстрой переключаемостью, сменой настроений;
- поверхностью эмоций.
Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:
• устойчивости чувств;
глубины чувств и эмоций;
• осознания причин появления тех или иных эмоций;
• проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;
В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).
Мотивационная готовность детей к школе
Формирование мотивов, побуждающих к учению,- одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.
Мотив — побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.
В роли побудителей могут выступать:
• потребности;
• интересы;
• влечения;
• эмоции;
• установки;
• идеалы.
Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально
организованных мероприятий.
Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
• положительных представлений о школе;
• желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;
• сформированной позиции школьника.
Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:
1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах;
2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни;
3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады;
4. Использовать загадки на школьную тему;
5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнего?».
Таким образом, основная задача взрослого — показать ребенку, что много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую роль — роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник — более высокая социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое положение в обществе, то можно
говорить о высоком уровне психологической подготовки.
В школе у ребенка появится новое окружение — одноклассники и учителя. В сознании ребенка многое изменится — школьная жизнь накладывает на него определенную ответственность. Если ребенок чувствует ответственность и готов к ней, значит, он психологически созрел для поступления в школу. Такой ребенок будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на замечания, сумеет установить контакты со сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)
Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...
Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе
Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/10/picture-46456.jpg)
Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера
Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...
Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе
В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...
Педагогические условия развития личностной готовности детей к обучению в школе и коррекции ее недостатков
Консультация для воспитателей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-440763-1398236889.jpg)
«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».
Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную - жизнь. При выборе критериев результативности до...
Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»
Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...