Готовность детей к обучению в школе
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_detey_k_shkole.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Готовность детей к

обучению в школе»

                                 Педагог-психолог: Мамченко Н.В.

Готовность к школе проявляется не в формальном овладении навыкам счета, письма, чтения — готовность к школе есть результат общего психического развития ребенка, комплексный показатель психической зрелости, умственного, эмоционального и социального развития ребенка.

Психофизиологическая готовность к школе включает:

1. Уровень развития внимания.

2. Уровень работоспособности детей,

3. Соответствие физического развития возрастным нормам,

4. Учет типа нервной системы и темперамента детей.

Внимание — сосредоточение деятельности индивида в данный момент времени на предмете, объекте, событии, образе и т.д.

Благодаря устойчивому вниманию повышается результативность практической деятельности человека. И у дошкольников, и у младших школьников внимание неустойчиво, непроизвольно. Важно учитывать это и не перегружать детей. Особенности внимания зависят от индивидуально-типологических черт человека, от типа нервной системы .

Тип НС — совокупность свойств нервной системы, составляющих основу индивидуального своеобразия деятельности человека. На их основе различают 4 типа темперамента.

Темперамент — индивидуальная характеристика человека, основывающаяся на интенсивности, скорости, темпе и ритме психических состояний. Темперамент не определяет непосредственную характеристику личности, но он влияет на возможность и скорость формирования тех или иных черт характера.

Выделяют сильный тип НС, где возбуждение преобладает над торможением, и слабый тип НС, где торможение преобладает над возбуждением.

К сильному типу НС относятся: холерик, сангвиник, флегматик.

К слабому типу НС относится: меланхолик.

Работоспособность — потенциальная возможность индивида выполнить целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Темперамент зависит от типа НС ребенка.

Таким образом, тип НС темперамент внимание работоспособность находятся в непосредственной и прямой взаимосвязи. Они являются той основой, на которой должна строиться вся работа с ребенком.

Социально-психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом классном коллективе с учителем. Ребенок приходит в класс, в котором дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать гибкими способностями установления взаимоотношений с другими детьми.

Таким образом, готовность детей к школе в сфере общения включает:

1. Развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми.

2. Умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов.

3. Развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности.

1. Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям.

2. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы

такие качества:

* доброжелательность;

* уважение к товарищам;

* общительность;

* готовность проявить сочувствие.

Наличие этих черт способствует созданию эмоционально-положительного тона в общении.

3.Психологические предпосылки включения в классный коллектив складываются у

дошкольников в процессе их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе:

* умение согласовывать действия с другими;

* способность осознавать собственные успехи и неудачи в отношении общей цели совместной деятельности.

В понятие «социальная готовность» входит умение вести себя в школе адекватно. Это означает:

1. Способность адаптироваться в коллективе и общаться с одноклассниками.

2. Умение адекватно реагировать на замечания учителей.

3. Умение быть внимательным и сосредоточенным на уроках.

Важно, чтобы ребенок был самостоятельным: умел одеваться, завязывать шнурки на ботинках, не терял и не забывал одежду в гардеробе, аккуратно складывал школьные принадлежности в портфель и т.д.

Эмоционально-волевая готовность к школьному обучению к 6-ти годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

• поставить цель;

• принять решение;

• наметить план действий;

исполнить намеченный план;

• проявить усилие в случае возникновения препятствий;

• оценить результат своего действия.

Главный акцент в развитии эмоционально-волевой готовности к школе педагоги должны делать на воспитании мотивов достижения цели:

• не бояться трудностей;

• стремление преодолевать их;

• не отказываться от намеченной цели.

В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.

Основным показателем развития самостоятельности как проявления волевых усилий ребенка является ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.

Как развивать волевую готовность?

1. Повышать самостоятельность и ответственность ребенка:

— закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;

-учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.

2. Развивать самоконтроль:

- использовать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите...»

3.Чаще использовать игровую мотивацию и оценку со стороны сверстников.

4. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.

5. Соблюдать постепенность в высказывании требований, так как произвольность поведения только закладывается в этом возрасте.

6. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуации успеха.

Развитие эмоциональной готовности к школе необходимо потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, умение проявлять эмоциональную устойчивость. Необходимым условием успешного обучения в школе является умение ребенка откликаться на прекрасное, проявлять эмпатию. В этой сфере педагог в ДОУ работает на перспективу, так как эмоциональная сфера личности дошкольника обладает:

— интенсивностью проявления эмоций;

- непосредственностью в проявлении эмоций;

- быстрой переключаемостью, сменой настроений;

- поверхностью эмоций.

Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личностной сферы в области эмоций:

• устойчивости чувств;

глубины чувств и эмоций;

• осознания причин появления тех или иных эмоций;

• проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных;

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование примеров из сказок, рассказов (чтение художественной литературы, постановка сказок детского театра, рассматривание картин, слушание музыки).

Мотивационная готовность детей к школе

Формирование мотивов, побуждающих к учению,- одна из линий подготовки детей к обучению в школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний. Это и отношение к обучению как к необходимому и важному делу, и интерес к учебным занятиям.

Мотив — побудитель деятельности, складывающийся под влиянием условий жизни человека и определяющий направленность его активности.

В роли побудителей могут выступать:

• потребности;

• интересы;

• влечения;

• эмоции;

• установки;

• идеалы.

Наиболее адекватными для учебной деятельности являются учебно-познавательные мотивы, которые формируются в ходе осуществления самой учебной деятельности и специально

организованных мероприятий.

Несформированность внутренней позиции школьника является одной из причин школьной дезадаптации на этапе младшего школьного возраста. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:

• положительных представлений о школе;

• желания учиться в школе, чтобы узнать и уметь много нового;

• сформированной позиции школьника.

Для формирования мотивационной готовности к школе необходимо:

1. Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах;

2. Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни;

3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады;

4. Использовать загадки на школьную тему;

5. Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи по порядку», «Что лишнего?».

Таким образом, основная задача взрослого — показать ребенку, что много неизвестного и интересного он может узнать в школе.

Психологическая подготовка призвана выработать у ребенка желание играть новую роль — роль ученика. Здесь важно создать мотивацию к обучению, развить умение концентрировать внимание и управлять эмоциями. Школьник — более высокая социальная ступень по сравнению с детсадовцем. Если ребенок осознанно подходит к поступлению в школу и готов принять все правила, которые диктует ему новое положение в обществе, то можно

говорить о высоком уровне психологической подготовки.

В школе у ребенка появится новое окружение — одноклассники и учителя. В сознании ребенка многое изменится — школьная жизнь накладывает на него определенную ответственность. Если ребенок чувствует ответственность и готов к ней, значит, он психологически созрел для поступления в школу. Такой ребенок будет правильно воспринимать требования учителя, адекватно реагировать на замечания, сумеет установить контакты со сверстниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии коммуникативной готовности детей к обучению в школе (консультация для родителей)

Готовность ребенка к школе- это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства. Во все времена большое значение уделялось готовности ребенка к школе. Особенно актуальн...

Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе

Работа с родителямиГотовность ребенка к обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошк...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера

Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...

Психологические аспекты готовности детей к обучению в школе

В последнее время задача подготовки дошкольников к обучению в школе занимает одно из наиболее важных мест в развитии психологии как  науки. Успешное решение задач развития личности ребенка,...

«Развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, как важный составляющий компонент готовности детей к обучению в школе через использование метода игротерапии ».

Одной из важнейших задач дошкольного образования является подготовка ребенка к следующему образовательному этапу, к включению в новую – школьную -  жизнь. При выборе критериев результативности до...

Открытое интегрированное мероприятие в рамках семинара «Формирование мотивационной готовности детей к обучению в школе» «Познавательному развитие» «Формирование элементарных математических представлений» «Скоро в школу мы пойдём»

Программное содержание:Закреплять и учить в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 10.Закреплять знания, что число не зависит от того как оно расположено в пространстве;Закреплять знания о много...