Современные формы и методы работы с родителями.
статья по теме

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabotadokument_microsoft_office_word_2.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями в современном ДОУ.

 Федеральный закон «Об утверждении федеральной программы развития образования»(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг («Концепция модернизации российского образования на период до 2010года»).                                                                                                        Появившийся в 1995 году закон РФ «Об образовании» обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса.                                                                         В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.                                                                             В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».                                                                                                                       Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.                                                                                                                Как сложно бывает достучаться до пап и мам!                                                     Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.                                                                                                                     Как изменить такое положение?                                                                           Как заинтересовать родителей в совместной работе?                                         Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?                        

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по четырем направлениям.                                                                             Информационно – аналитическое направление.                                                         С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка проводится анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных,  анализируются особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика своего общения с каждым родителем. Это помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учитываются её индивидуальные особенности. На основе проведённого анализа разработан критерий: «включенность» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках,  посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.                                                                          Качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.                                                                                Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.

  1. Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.
  2. Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
  3. Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».                                                                                            В данных условиях появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.                           Познавательное направление                                                                               Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа (воспитатель, музыкальный руководитель) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.                             Цели:

  1. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
  2. Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
  3. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи:

  1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
  2. Работать в тесном контакте с семьями воспитанников.

 С этой целью я использовались активные формы и методы работы с родителями:

  1. посещение семей воспитанников на дому;
  2. общие и групповые родительские собрания;
  3. консультации;
  4. занятия с участием родителей;
  5. выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;
  6. совместные экскурсии;
  7. Дни открытых дверей;
  8. участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
  9. совместное создание предметно – развивающей среды;
  10. работа с родительским комитетом;
  11. беседы с детьми и родителями;
  12. тренинги;
  13. семинар – практикум;
  14. родительские гостиные;

 В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.                                                                                                                 Часто мы готовим выставки детских работ или фотостенд, где используем фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На родительских собраниях выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности.

 Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.                                                                                                                     Большая работа с родителями проводится при подготовке детей к школе.                           Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «Путешествие в страну Королевы Книги»; проведены практикумы, «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Ребёнок на пороге школы», «Портрет будущего школьника», «Подготовка к школе через игру».                                                                                                    В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.                                                                            На собрания  приглашались специалисты: учителя школы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувство неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.                                        Проведенная работа способствовала повышению внимания родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.                                                                                                Наглядно – информационное направление                                             Наглядно – информационное направление включает в себя:

  1. родительские уголки;
  2. папки - передвижки «Правовое воспитание», «Где живёт витамин»и т.д.;
  3. семейный и групповые альбомы «Я и вся моя семья», «День рожденье моей семьи», «Широкая масленица»;
  4. фотовыставки  «Супер бабушка-2012 », «Папа, мама, я – спортивная семья», «Конкурс семейных талантов».

 Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей  используются рубрики: «Спрашивали – отвечаем», «Наши добрые дела», «Чем мы сегодня занимались», «В помощь родителям», в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания                                                                                                         Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

 Досуговое направление                                                                     Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.                                         

     Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть терпеливыми и деликатными и тогда все получится.                                                                                                                         Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание ребёнка: современные формы и методы работы с родителями.

Формы и методы работы воспитателя с родителями в современном мире....

Современные формы и методы работы с родителями

Доклад  на тему " Взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее приобщению к истокам и традициям русского народного творчества". Обобщение опыта работы семейного...

Современные формы и методы работы с родителями. Подготовила: воспитатель Куликова Н.В.

Работа с родителями одно из самых сложных направлений в работе воспитателя. Правильно выбранная методика помогает педагогу рационально вести работу с семьями воспитанников.Хочу поделится некоторыми на...

Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ

Современные формы и методы работы сродителями в условиях ДОУ...

Статья "Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ"

Важной социальной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, в том числе и учреждениями дошкольного образования, является оказание помощи семье в воспитании и развитии ребенка, повышение ур...

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожале...

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожалению, н...