Воспитание ребёнка: современные формы и методы работы с родителями.
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Ольга Сергеевна Кузьмина

Формы и методы работы воспитателя с родителями в современном мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание ребёнка:

современные формы и методы работы с родителями

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В узком педагогическом смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя, обучающихся и родителей, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.

Особой проблемой является выбор форм и методов воспитания. Не бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта условий, в которых они применяются.

При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:

• особенности обучающихся, их подготовленности к восприятию воспитательных влияний;

• особенности содержания воспитания;

• сравнительную характеристику используемых форм и методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;

• особенности ситуации;

• взаимосвязь форм и методов воспитания.

• морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия.

Учитывая такой выбор форм и методов воспитательной работы, позволяет выбрать цель и содержание воспитательной работы с обучающимися. Целью и содержанием воспитательной работы является соответствие содержания, уровня и качества воспитания, обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов.

Сотрудничество воспитателя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с обучающимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Такая форма общения представляет направить деятельность воспитателя на:

• изучение семей обучающихся;

• педагогическое просвещение родителей;

• индивидуальную работу с родителями;

• информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся.

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьей

Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса:

  • родительские собрания;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • оформление информационных стендов;
  • организация выставок детского творчества;
  • совместные с родителями мастер-классы;
  • приглашение родителей на детские праздники;
  • экскурсии в детскую библиотеку ЦГДБ им. А.С.Пушкина;
  • экскурсии в музеи Санкт-Петербурга;
  • создание памяток;
  • переписка по электронной почте.

Образование родителей: организация «образовательной школы для родителей», ежедневная информация в родительских уголках (тема пройденного материала, что повторить дома с детьми), проведение семинаров, круглых столов, индивидуальных консультаций.

Совместная деятельность:  привлечение родителей к организации детских праздников, помощь родителей в создании костюмов для игр театрализации, тематических вечеров, гостиных, конкурсов, организацию маршрутов  (в парк, музей, библиотеку и пр.), прогулок, экскурсий, привлечение родителей к  участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Изучение семей обучающихся позволяет лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семей, ознакомиться с домашними условиями развития личности обучающегося.

Педагогическое просвещение родителей планируется в соответствии с конкретными проблемами, возникающими в ходе педагогической работы с детьми. Индивидуальная работа с родителями позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи обучающегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность обучающегося. Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития обучающихся осуществляется как на родительских собраниях, так и в индивидуальном порядке.

Совместная деятельность с родителями создает возможность естественного вхождения в процесс обучения и воспитания ребёнка:

  • позволяет увидеть проблему,  и решить её в игровом образе
  • помочь найти решения в ситуациях нравственного содержания
  • позволяют одновременно активизировать  активное самовыражение ребенка
  • «проживанию» и приобретению им определенного опыта
  • созданию ценностных отношений в процессе взаимодействия
  • позволяет оценить ситуацию, встать на иной путь воспитания и исправить ошибки

Большое распространение получили разнообразные формы беседно-дискуссионной деятельности. В воспитательской работе очень важно, что процесс бесед, обсуждений и диспутов осуществляется своего рода нравственное взаимопросвещение.

Основная работа - это наладить контакты воспитателя с обучающимися и их родителей, в ходе которой,  производится разбор конкретных жизненных ситуаций. Такие дискуссии как: «Можно ли быть свободным без ответственности», «Товарищества твердые законы» это помогают помочь обучающимся осознать нравственные нормы и правила. Формировать у обучающихся нравственное отношение к окружающим людям, осознания ценности человеческой жизни, а также развивать волевые качества обучающихся, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон. Каждая такая встреча помогает ближе узнать внутренний мир ребёнка, его отношение к реальной действительности. Такие контакты позволяют воспитанникам раскрыть себя.

Организация деятельности обучающихся является ведущим методом воспитания. Группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование применяется как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов и традиций, и представляет собой совокупность норм общественного поведения. По форме требования бывают прямые и косвенные. Как правило в  воспитательной работе предпочтительны косвенные требования. Например: прошу нарисовать стенгазету или помочь оформить красный уголок для мероприятия.

Общественное мнение - это выражение группового требования. Его использую в коллективе при обсуждении поступков, проведения мероприятий. В решении обсуждения принимают общественное мнение, стимулируют выступления обучающихся с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. В воспитательной работе применяют приучение, как организацию регулярного выполнения обучающимися действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Например, если каждый раз детям напоминать, что:

• в здании нужно головной убор снимать;

• входящий должен здороваться с людьми, находящими в здании;

• в групповой комнате должен быть ежедневный порядок.

Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать.

Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Такие ситуации применяются в мероприятиях. Например: «Можно ли быть свободным без ответственности», где с обучающимися обсуждают значение слова «свобода», и значение слова «ответственность», а также показывают значимость этих понятий в жизни человека. Создаются условия для сознательной активной деятельности, в которой формируются новые нормы поведения и ценности.

Методы стимулирования поведения и деятельности, в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка обучающегося, осмысление поступка, вызванные, оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения обучающихся с помощью самооценки.

Метод поощрения  позволяет одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать обучающихся ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется обучающимся с девиантным поведением и неуверенным в себе обучающимся.

Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Воспитатель делает замечание, предупреждение, проводит беседу. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись.

Эти системы форм и методов включает в себя: воздействие словом и другими средствами, обращенными к разуму и чувству с целью формирования этических представлений, организация деятельности и взаимодействию обучающихся и взрослых с целью развития навыков поведения, усвоения опыта и способов деятельности.

Задача воспитателя, по меньшей мере, не мешать проявлениям самостоятельности обучающимся, а по большему счету - предоставить им как можно больше возможностей для саморазвития, оказывая поддержку в этом трудном деле, помогая преодолевать трудности и опасности этого пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные формы и методы работы с родителями

Доклад  на тему " Взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее приобщению к истокам и традициям русского народного творчества". Обобщение опыта работы семейного...

Современные формы и методы работы с родителями. Подготовила: воспитатель Куликова Н.В.

Работа с родителями одно из самых сложных направлений в работе воспитателя. Правильно выбранная методика помогает педагогу рационально вести работу с семьями воспитанников.Хочу поделится некоторыми на...

Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ

Современные формы и методы работы сродителями в условиях ДОУ...

Статья "Современные формы и методы работы с родителями в условиях ДОУ"

Важной социальной задачей, стоящей перед образовательными учреждениями, в том числе и учреждениями дошкольного образования, является оказание помощи семье в воспитании и развитии ребенка, повышение ур...

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожале...

Этапы взаимодействия, современные формы и методы работы с родителями в процессе художественного -эстетического развития дошкольников .

Художественно-эстетическое воспитание дошкольника – одно из важных направлений развития личности. Оно предполагает введение его в мир искусства, воспитание средствами прекрасного. К сожалению, н...