растим талантливого рассказчика
методическая разработка на тему

Наталья Геннадьевна Ларина

как вырастить из ребенка талантливого рассказчика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastim_talantlivogo_rasskazchika.docx41.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Растим  талантливого рассказчика

Мало кто из дошкольников приходя в школу, умеет «красиво говорить». «Красиво говорить» — это умение не только понятно и связно выражать смысл произносимого, но и вызывать интерес к сказанному, т.е. передавать содержание выразительно, ярко, эмоционально. Такой талант рассказчика не дается в наследство — это кропотливый труд взрослых по развитию у детей «чувства языка». Специалисты определяют умение ребенка составлять связный рассказ как задачу развития связной монологической речи. Есть две основные формы связной речи — диалог и монолог. Диалог — первичная форма языкового общения, представляющая собой чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывании, поэтому речь в нем бывает неполной, сокращенной, обрывистой. Более того, существенную помощь при ведении диалога оказывают мимика и жесты. Монологическая речь более сложная, поскольку это связное логически последовательное высказывание, выражающее мысль одного человека, неизвестную слушателям. В монологе необходимы внутренняя подготовка, предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Как и в диалоге, существенную помощь оказывают невербальные средства (жесты, мимика), .

Многие отечественные психологи подчеркивают тесную взаимосвязь между развитием связной речи и интеллектом ребенка. Последний учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить (Ф.А. Сохин). Следовательно, монолог — более сложный вид речи и поэтому требует специального речевого воспитания. Диалог и монолог тесно взаимосвязаны: часто монолог вплетается в диалог и наоборот. Обучая детей связной речи, я учитываю, что навыки и умения диалогической речи — основа овладения монологом. Поэтому, развивая в детях «талант рассказчика», необходимо начинать с правильного ведения диалога. Ребенок, вступающий в диалог, уже, как правило, имеет развитый словарь, относительно грамотную речь и может произносить ее так, чтобы она была понятна сверстнику или взрослому.

А чтобы ориентироваться, в какой из возрастных этапов начинать обучение ребенка связной монологической речи, необходимо знать особенности развития связной речи в период дошкольного детства (от рождения до 7 лет).

Начиная с дошкольного возраста (с 3 лет), возникает планирующая функция речи: ребенок инструктирует участников ролевой игры, рассказывает взрослому о своих впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Именно в это время речь приобретает форму монологической, контекстной. Появление контекстной речи (к 4—5 годам) определяется усложнением познавательной деятельности ребенка, новым отношением со взрослым, когда требуется более развернутое высказывание, обеспечивающее полноту и ясность речи. Специалисты доказали, что уровень речевого развития зависит от уровня развития общения у детей. Так, общаясь со сверстниками, дети используют контекстную речь, а в общении со взрослыми ограничиваются ситуативной (взрослые поймут). Дети 4—5 лет активно вступают в беседу, поддерживают разговор, пересказывают сказки и рассказы, самостоятельно составляют рассказ по игрушкам и картинкам. Но несмотря на это их связная речь еще далека от совершенства. Дети без целенаправленной работы взрослого не умеют правильно формулировать вопросы, их самостоятельный рассказ, в основном — копирование образца взрослых с нарушенной логикой в изложении, очень частым повторением слов «потом», «еще»

Начиная с 4 лет, необходимо обучать детей разным типам передачи информации (описанию, повествованию, рассуждению): описание — детей учат описывать игрушки, предметы или сюжетные картинки, собственные рисунки;

повествование — детей учат передавать развитие действия или состояние предмета, включающее следующие друг за другом события, сценки, картины;

рассуждение — детей учат доказывать одно или несколько положений, чтобы сделать обобщенный вывод.

Таким образом, развитие связной речи в основном приходится на дошкольный возраст. Поэтому если ребенок не говорит правильно (грамматически неверно), плохо произносит слова, у него бедный словарный запас, родителям стоит задуматься о том, чтобы целенаправленно, систематически заниматься развитием его речи (вначале обогащая словарь, затем привлекая к рассказыванию, описанию, рассуждению и т.д.). Помогут развитию умения «красиво» говорить следующие игры и упражнения.

Упражнения и игры для развития монологической речи детей дошкольного возраста

Пересказ литературных произведений

Я обучаю ребенка умению пересказывать какую-либо знакомую сказку. Используя фигурки настольного театра, взрослый начинает: «Жили- были...». Ребенок заканчивает фразу: «Дед и баба». По ходу изложения взрослый ставит фигурки на стол. На следующий день он только показывает сюжетные картинки к этой сказке и задает вопросы, а ребенок начинает рассказывать. После, через некоторое время возвращаясь к ней, ребенок пытается сам пересказать ее содержание, опираясь лишь на редкие подсказки взрослого.

Описание картинки

При рассматривании картинок ребенок сначала отвечает на вопросы по их содержанию, затем его внимание обращается на персонажей картинки, их действия. Постепенно ребенка подводят к составлению короткого рассказа вначале вместе со взрослым, а затем и самостоятельно. Например, рассматривание картинки «Катаемся на санках» ставит задачу — подвести ребенка к совместному рассказыванию, развивая умение включать в рассказ отмеченные признаки и действия, названные при ответе взрослому.

Воспитатель. Посмотри внимательно на картинку и скажи, когда это было?

Ребенок. Зимой.

Воспитатель. Почему ты думаешь, что это зима?

Ребенок. Потому что уже снег выпал.

Воспитатель. Летом тепло, а зимой...?

Ребенок. Холодно.

Воспитатель. Кто везет санки?

Ребенок. Большой мальчик.

Воспитатель. Как его зовут?

Ребенок. Дима.

Воспитатель. Один мальчик большой, а другой?.. Как зовут младшего брата Димы?

Ребенок. Сережа.

Воспитатель. А сестренку как зовут?

Ребенок. Алена.

Воспитатель. Как одеты дети?

Ребенок. В шубе, шапке, куртке синей. (Взрослый поправляет: куртка не синяя, а голубая с белым.)

Воспитатель. Что случилось с Сережей?

Ребенок. Упал.

Затем я начинаю рассказывать: «Мама и дети гуляли. Старший брат Дима посадил сестру Алену на санки. Он...». Предлагает ребенку продолжить рассказ. Смысл этого продолжения в том, чтобы ребенок почувствовал структурную соотнесенность предложений и смог составить новое предложение, соединив его с предыдущим смысловой и грамматической связью. Взрослый

продолжает: «Дима посадил еще и Сережу и...» Далее он составляет рассказ по картинке, ребенок только отвечает на вопросы. Затем взрослый усложняет задание, просит ребенка придумать, что же было после того как дети с мамой вернулись домой.

Беседа

Связная речь формируется прежде всего в повседневном общении с ребенком, в реальных жизненных ситуациях. Например, по возвращении его с прогулки воспитатель может спросить: «Кого (или что) ты видел на улице?», «С кем играл?», «Какие игрушки были у Миши?», «Что ты лепил из снега?» Взрослый должен добиваться того, чтобы ребенок давал полные ответы, рассказывал не только о том, с кем играл, но и о том, какая была игрушка у друга, мог кратко описать ее. Темы для беседы могут быть самыми разными: посещение магазина игрушек, поликлиники, прогулки в парк, лес и т.д.

Воспитатель должен добиваться того, чтобы ребенок мог самостоятельно описывать предметы. Сначала покажите, как это делается. Например, поставив перед ребенком чашку, предложите ему внимательно рассмотреть ее, а затем задайте примерно такие вопросы: «Что это?», «Какого цвета?», «Что на ней нарисовано?», «Что это у чашки?», «Зачем нужна ручка?», «Зачем нужна чашка?» и т.д. После этого можно описывать игрушки,

предметы, сравнивать и сопоставлять их, находить общие и отличительные признаки.

Игра-упражнение на развитие связности речи «Разложи картинки»

Воспитатель показывает ребенку две картинки, изображающие два последовательных действия (мальчик спит — делает зарядку; девочка обедает — моет посуду; мама стирает — вешает белье и т.д.). Ребенок должен назвать действия персонажей и составить короткий рассказ, в котором четко должны быть определены начало и конец действия.

Игра-упражнение «Закончи предложение»

Цель: учить использовать в предложении глагол противоположного значения.

Воспитатель предлагает ребенку закончить начатые им предложения: «Мальчик сначала подошел к дому, а потом от него (отошел). Утром ребята пошли в гости, а вечером (ушли). Мальчик вошел в комнату, вскоре он (вышел). Ребята бежали по правой стороне улицы, затем они (перебежали) на левую».

Затем взрослый предлагает ребенку придумать предложения со словами: шел, перешел, пошел, подошел, вошел, вышел, отошел.

Игра-упражнение «Учимся рассуждать»

Цель: учить рассуждать.

Взрослый предлагает ребенку посмотреть картинки-небылицы (летом мальчик катается на лыжах в зимнем костюме, зимой собирают грибы). Он просит ребенка доказать, что в этих картинках нарисовано неправильно. Что надо изменить? Просит ребенка использовать в своей речи слова «во-первых», «во-вторых», чтобы была понятна последовательность рассуждения.

Упражнение «Составление творческого рассказа по серии сюжетных картинок»

Цель: учить составлять по картинкам небольшие рассказы, сказки.

Взрослый показывает несколько сюжетных картинок к какой-либо сказке и просит ребенка составить по ним творческий рассказ. В следующий раз задание усложняется: взрослый убирает картинку, знаменующую начало (середину или конец) сказки. Ребенок самостоятельно творчески составляет начало, середину или конец рассказа.

Очень полезным упражнением служит передача содержания какой-либо сказки или рассказа с использованием моделирования. Воспитатель помогает ребенку изобразить персонажей; сказки с помощью любых моделей (медведя с помощью большого кружка, девочку в виде небольшой черточки и т.д.) и самому составить по этим моделям связный творческий рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе Талантливый воспитатель – талантливый ребенок

эссе воспитателя отражающее работу с детьми...

Действующие лица: Медведь Лиса Рассказчик Рассказчик Жили в чаще по соседству И знакомы были с детства Бурый мишка и лиса, Леса местного краса. Одному жить не годится, И Медведь решил жениться. Посоветовали все Свататься идти к лисе. Медведь Тук-тук-

Куклы: Каспер, Принцесса, ведьма Клаппербен, Крокодил. Ре к в и з и т: маленькая книжка, кусок сосиски, будильник. Раздаются три звонка. Каспер (выглядывает из-за сцены). Прив...

«Талантливые дети - талантливых родителей»

Публикация в сборнике статей Всероссийской научно-практической конференции на тему: "Детская одареность. Раскрыть, понять, поддержать."...

Растим талантливых детей

Значение дидактических игр в обучение математике детей дошкольного возраста....

Родительское собрание "Талантливые дети - талантливая Россия"

Родительское собрание по теме "Талантоивые дети - талантливая Россия"...

«Растим талантливых детей: дидактические игры в образовании дошкольного возраста».

Большие дарования  – это не толькоПрекрасные, но и часто весьма опасные плодыНа чреве человечества. Они зреют на обычных ветках,Которые так легко обламываются…  ...