"О социализации детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)

Кальницкая Елена Николаевна

 Консультация для родителей.

В данной статье раскрывается опыт работы  по социализации детей младшего дошкольного возраста к внешним условиям, факторы, необходимые для ее успешного протекания. Заострено внимание на решение этого вопроса в свете реализации программы «Детство».

Скачать:


Предварительный просмотр:

   О социализации детей младшего дошкольного

                                возраста      

        Процесс социализации личности ребенка начинается в семье. В       своей           книге

« Семейная академия»  Р.В. Овчарова рассматривает семью, как дифференцированную  социальную группу,  в которой представлены различные возрастные, половые, профессиональные подсистемы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои интеллектуальные и эмоциональные возможности и быстрее их реализовать. «Представляя собой малую группу социальной структуры общества, - указывает автор – семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта».

          Современная педагогическая наука утверждает: для ребенка наиболее благодатным может стать интегрированный тип воспитания, органично сочетающий семейную и общественную форму.  В семье ребенок приобретает  опыт родственных отношений внутри группы близких ему людей;  можно сказать, что в семье он учится быть семьянином. Общаясь со сверстниками  и более широким кругом людей в детском саду, малыш приобретает социальный опыт общения в окружающем его мире.

         При решении проблем социализации личности ребенка разумно вводить в практику деятельности дошкольного учреждения   элементы семейного воспитания:  возможность делать то, что хочется, большую  степень свободы и самостоятельности, больший объем общения, его эмоциональную окрашенность, ласку, взаимоотдачу.  В первую очередь это необходимо детям младшего дошкольного возраста. Но одного этого недостаточно, для успешного  социального  развития ребенка,  требуется еще и  создание специфической среды, соответствующей условиям микросоциума, где существуют определенные ролевые отношения,  и есть возможности для упражнения в правилосообразном  поведении, а также  в установлении контактов с другими детьми и взрослыми.

           Именно на достижение таких целей направлено решение задач программы развития и воспитания детей в детском саду «Детство»:

   во- первых, на развитие доброжелательных отношений детей к близким людям: любовь к родителям, привязанность и доверие к воспитателю, симпатию к сверстникам;

   во- вторых, на пробуждение эмоциональной отзывчивости на состояние близких людей, сверстников  и желание помочь им;

   в третьих, на освоение детьми разных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками а игре, в повседневном общении и бытовой деятельности;

   в четвертых, на постепенное приучение детей к выполнению элементарных правил культуры поведения;

   в пятых, на развитие умений передавать разные эмоциональные состояния в имитационно-образных играх, сопереживание настроению сверстников в общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках;

  в  шестых, на обогащение представлений  детей о людях.

      Реализация программных задач осуществляется через систему взаимоотношений взрослых и ребенка, различные виды игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных, игр-драматизаций.  Одним из аспектов социализации ребенка  является расширение его кругозора. Успешно эта задача решается как в повседневной деятельности: прогулки, режимные моменты, различные игры, совместная деятельность, индивидуальная работа, так и на занятиях.

      Более  продуктивно задача социализации ребенка решается  при привлечении специалистов к воспитанию и обучению детей, их тесном взаимодействии между собой. В  нашем детском саду музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, психолог, логопед, педагог дополнительного образования работают в тесной связи с детьми и воспитателями.  Чем чаще и продолжительнее происходит контакт детей с  различными людьми, тем полноценнее и богаче будет их социальный опыт.

      Помимо усилий всех взрослых в детском саду необходимо, чтобы в группе была создана развивающая социальная среда, способствующая, в первую очередь, установлению личностно-ориентированных, продуктивных и комфортных отношений, активизации предметной деятельности детей, проявлению физической активности, поддержанию имеющихся умений в самообслуживании, побуждению к приобретению новых.

         Пространство, которое мы организовали в группе, зрительно привлекательно для ребенка. Яркие, необычные игрушки и пособия, их многообразие и доступность для детей, мобильность – все это, несомненно, облегчает  вхождение детей в незнакомую среду.  

         Мебель в группе подобрана с учетом возрастных особенностей детей, их антропометрических данных.

        Наибольшей популярностью, особенно в самые  трудные первые дни адаптации, пользуются игрушки-забавы. Это всевозможные механические игрушки, самодельные

«шумелки» (баночки с различной мелочью), булькающие игрушки (баночки, бутылочки с водой, в которых плавают различные игрушки), книжки-сюрпризы. К детям приходят различные гости – театральные персонажи  или переодетые взрослые.

       Максимально приблизить ребенка к миру взрослых позволяет организация различных игровых уголков, в которых дети воспроизводят игровые действия, подражая взрослым. «Ведущим», на основе которого разворачиваются различные сюжеты ролевых игр,  является уголок «Семья», где дети, стараясь походить на  своих мам и пап, учатся кормить и одевать куклу, укладывать ее спать, гулять с ней. Развернуть и усложнить простую игру позволяет создание проблемной  ситуации: кукла заболела. И уже дети знакомятся с другим игровым уголком –  «Больница», осваивают новые социальные роли и стереотипы поведения. На первых порах дети просто наблюдают за игрой  воспитателя, но постепенно и с большим удовольствием  принимают на себя роль взрослого, и самостоятельно повторяют игровые действия с куклой.

         Позднее, когда кругозор детей расширяется путем бесед, рассматривания картинок, рассказов воспитателя, наблюдений, дети узнают, что кукла может ходить в магазин и делать покупки. Как раз  в этой игре дети приобретают первые навыки  поведения в обществе. Придя в магазин  нужно поздороваться с продавцом, вежливо попросить продать ему ту или иную вещь, поблагодарить за покупку.  Не менее  ценен социальный опыт детей, который они приобретают в  сюжетно-ролевой игре «Парикмахерская». Именно в этой игре мы уделяем большое значение дружелюбному отношению детей друг к другу, воспитываем умение меняться ролями.

         Ничто так не радует детей, как возможность двигаться, быть всегда в действии. Двигательное пространство у нас в группе организовано таким образом, что детям достаточно места для подвижных игр и свободного передвижения. Для стимулирования двигательной активности детей мы создали спортивный уголок, в котором в полной мере представлены различные виды спортивного оборудования . Это и традиционные мячи, флажки, веревки, маленькие обручи, скакалки, погремушки, лесенка, так и нетрадиционное оборудование, изготовленное своими руками. Разнообразные мешочки с песком, мягкие мячи большие и маленькие, платочки,   многофункциональный канат

« Змейка», состоящий из нескольких маленьких канатиков, скрепленных между собой при помощи пуговиц, дорожки для закаливания и профилактики плоскостопия ( «Улитка»,

 «Тропинка», «Полянка»), ориентир « Гусеница» и многое другое.  Все оборудование эстетически оформлено, яркое, практичное и естественным образом  вызывает желание детей играть с ним и выполнять различные виды движений. Половины всего этого не было бы, если бы  не заинтересованность и ответственность родителей, которые с пониманием относятся к просьбам воспитателей. Значит, такие родители неравнодушны, прежде всего, к своим детям. А для нас, педагогов, это качество  самое ценное.

      Развитию социализации детей и их двигательной активности способствует ролевая   игра  «Водители». В этой игре ребенок так же осваивает новые социальные роли, стереотипы поведения, навыки культурного общения, дружелюбное отношение к сверстникам.

       Все ролевые игры развивают воображение детей. Каждая игра может включать в себя  очень много вариантов, различных ситуаций, решая которые, ребенок познает мир взрослых, мир отношений. Играя, он учится подражать взрослым, тем самым, готовясь постепенно к жизни в обществе. И чем успешнее ребенок  осваивает в игре стереотипы поведения, чем больше из игр узнает о мире в целом, тем легче он вольется в любой коллектив, будь-то  школа, секция, трудовой коллектив. Поэтому на нас  совместно с родителями лежит огромная ответственность за успешную социализацию детей к окружающему миру. Ребенок смотрит на мир глазами взрослого, в наших силах научить ребенка доброжелательному отношению  к родным, близким, сверстникам, научить быть терпимыми и отзывчивыми к другим людям.

        Одним из первых шагов  на пути к большому  миру для ребенка  является его поступление в детский сад. Это еще один из самых ответственных шагов, как для ребенка, так и для нас взрослых. Первые впечатления самые незабываемые. Именно от взрослых зависит,   станут ли эти впечатления яркими, красочными, радостными для ребенка, либо навсегда оставят неизгладимый отрицательный след в детской душе.

       Именно поэтому мы постарались организовать такую жизнь ребенка в ДОУ, которая приводит к наиболее адекватному, практически безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к детскому саду, развивать навыки общения, прежде всего со сверстниками.

      В самые первые дни адаптации и на всем ее протяжении, я считаю, наиболее значимо как для ребенка, так и для взрослого, установление эмоционально-положительного контакта, доброжелательное, заботливое отношение к ребенку. На период адаптации у нас в группе устанавливается график вновь  поступающих детей ( не более двух детей в неделю, один в начале недели, другой в конце ). Это позволяет максимально приблизить обстановку в эмоциональном плане к домашней. Всегда есть возможность уделить внимание каждому ребенку (погладить, приласкать, утешить). На период адаптации для детей устанавливается щадяжий режим, т.е. никаких болезненных, неприятных для детей процедур. Родителям мы советуем  придерживаться такого же режима дома.  Только положительные эмоции должны присутствовать при выполнении всех режимных моментов. Потешки, короткие стишки, песенки выручают нас практически во всех режимных моментах.

     Отвлекают детей от отрицательных эмоций различные игрушки-забавы, пение песенок, рассказывание стихов, потешек, сказок. Положительные эмоции у детей вызывают различные виды театра, сюрпризные моменты, веселые подвижные игры, а самое главное, на мой взгляд, заинтересованность взрослого каждым ребенком, простой разговор с ним.  

Практика показала, что если плачущему ребенку задавать подряд любые вопросы, не дожидаясь ответа, то ребенок , выделяя из вопросов знакомые слова, вскоре успокаивается и подключается к беседе. Ребенок восприимчив на эмоциональном уровне, поэтому иногда достаточно бывает одного ласкового взгляда, прикосновения.

      Дети все разные, соответственно и подход к ним должен быть индивидуальным. Есть дети, которые любят, когда их жалеют, обращают внимание, а есть такие, которых лучше оставить на некоторое время вне контакта, таким детям целесообразнее предложить какие-либо игрушки. Успокаивает детей пересыпание предметов из баночки и обратно, нанизывание бусинок на шнурок, мелкий конструктор.

      Детям особенно нравятся необычные игрушки. В  нашей группе  есть кукла-марионетка в рост взрослого человека – кот  Котофей. Интересно наблюдать, как дети сначала воспринимают его с настороженностью, а потом относятся к нему, как к живому –гладят его, обнимают. В адаптационный период он просто приходит к детям в гости, а когда дети привыкнут, то Котофей приходит только на занятия по сенсорному развитию.   Дети знают, если в гости пришел Котофей, то они обязательно будут играть в различные дидактические игры: помогать Котофею раскладывать различные фигуры по своим домикам, прятать грибочки и т.п.

      Замечательно успокаивают детей  различные шнуровки, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний. Чтобы заинтересовать детей этими процессами, мы изготовили нетрадиционные пособия : «Волшебную юбку»  и панно  « Под грибом». Любому малышу захочется пристегнуть крылышки яркой бабочке, зашнуровать жилет лягушонку. Одновременно развивается мелкая моторика пальцев рук, практические навыки в самообслуживании.

       А в уголке ряженья дети  чувствуют себя, как артисты в костюмерной. Примеряя различные шляпки, юбки, накидки дети представляют себя в разных ролях. Чем больше будет перед ребенком образцов, даваемых взрослыми, тем богаче будет его фантазия.

      Периодически в группе звучит негромкая спокойная музыка, на фоне которой происходит деятельность детей. По совету музыкального руководителя, подобрали произведения, способствующие снятию нервного напряжения, например,  «Король гномов»  Шуберта, «Пятый ноктюрн»  Шопена, «Утро» Грига и т.п. Музыкальное сопровождение жизнедеятельности  малышей  должно быть строго дозированным.

      Продумывая  пространственное содержание нашей группы, мы не упустили из виду ни одной детали, и  конечно предусмотрели наличие живого уголка. Восторг у малышей вызывает аквариум с золотыми рыбками. В живом уголке детского сада есть кролик, хомячок, попугаи. Поход к ним в гости для малышей целое событие, почти как для взрослых поездка в другую страну. Радуют детей экскурсии в другие группы. Такие путешествия тоже способствуют адаптации и социализации детей. Ребенок обогащается новыми впечатлениями, знаниями, он растет. Все эти «путешествия» планируются заранее, готовятся и хозяева и гости.

      Лучшее лекарство от стресса - это смех. Периодически, создавая такие ситуации в группе, мы вызываем у детей положительные эмоции, смех. Очень радует детей и вызывает неподдельный смех игры в прятки, догонялки, обыгрывание различных игрушек.  Ребенок, который улыбается, легче идет на контакт, быстрее привыкает к новой обстановке.

       Знание особенностей периода адаптации, факторов, влияющих на нее, совместные усилия родителей и сотрудников ДОУ могут существенно помочь ребенку относительно быстро и безболезненно привыкнуть к детскому саду, как к первой ступеньке социализации  ребенка.

         Список используемой литературы:

1.Алямовская В.Г.  «Ясли – это серьезно», 1999г.

2. Григорьева Г.Г.   «Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет». 2001г.

3.Овчарова Р.В.   «Семейная академия».

4.  «Первые шаги». Материалы московского городского конкурса «Первые шаги»

( Модель воспитания детей раннего возраста). 2002г.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: