Оздоровительная функция музыки
статья по теме

Баринова Татьяна Евгеньевна

Музыка как универсальное средство совершенствования жизнедеятельности ребенка во всех видах деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ozdorovitelinai_funkzia.doc35 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оздоровительная функция музыки

Музыка как универсальное средство совершенствования жизнедеятельности ребенка во всех видах деятельности дошкольников.

Новые научные знания о воздействии музыки на физическое и психическое здоровье, на интеллект и эмоции человека позволяют рассматривать музыку как универсальное средство совершенствования его жизнедеятельности.

Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показал, что за последние 10 лет число детей с хронической патологией увеличилось в 2 раза, а детей, имеющих отклонения в развитии в 2,6 раза.

По данным Всемирной организации здравоохранения, только 30% детей можно признать здоровыми, а остальные имеют отклонения в той или иной степени.

Социальная ситуация нестабильности, быстрый темп жизни и другие факторы заставляют ребенка реагировать на реальность тревогой и переживаниями, а нарушения в поведении у детей наблюдаются уже в дошкольном возрасте.

В эмоционально-эстетической сфере современных дошкольников отмечается: снижение эмоционального тона, усиление негативных проявлений, спад в развитии эстетических эмоций и чувств.

Возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является музыкотерапия как средство гармонизации и развития психики, оздоровления личности ребенка.

Крупнейшие древнегреческие философы Пифагор, Платон, Аристотель указывали на лечебные свойства музыки, ее способность устанавливать гармонию в состоянии человека от травмирующих психику переживаний. Музыкотерапия широко применялась в Древнем Китае в соответствии с правилами традиционной китайской медицины. В Древней Индии музыкотерапия основывалась на идее единства Вселенной и законах ритма, воздействующих на духовную сущность человека.

Развитие науки привело к постепенному накоплению фактов, подтверждающих убеждения древних в том, что музыка – это мощный источник энергий, распространяющих свое влияние на физическую, духовную и интеллектуальную сферы человека.

В настоящее время в России музыкотерапия разрабатывается и используется в лечебных и коррекционных целях, в различных направлениях медицины, психологии и педагогики.

Механизм влияния музыки на человека сводится к следующему. Музыкальный звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру. Воздействуя на клетки живого организма, он изменяет его активность.

Звук влияет на электромагнитную проводимость клеточных структур, а также на их электрохимическую активность.

Восприятие музыки осуществляется через слух, который служит ориентирующим инструментом, эмоционально настраивает человека по отношению к внешним воздействиям

Музыкальное искусство служит средством общения, служит инструментом диалога между индивидом и социумом

Эффективность музыкального воздействия обусловлена не только эмоциональным воздействием на человека, но и обуславливает связь звуков с вибрациями отдельных органов и систем организма.

Мелодичная музыка при ее прослушивании создает седативный эффект, музыка ритмичная, энергичная, с умеренным темпом и динамикой является тонизирующей при восстановительной сосудистой терапии, в том числе при нарушении мозгового кровообращения. В.П. Морозов, Н.В. Гребенникова, А.Г. Васильева установили зависимость состояния человека от жанра, прослушанного музыкального произведения.

При прослушивании рок-музыки преобладают активно агрессивные компоненты, а при прослушивании классической музыки – чувство психологического благополучия и рефлексивных переживаний. Работы Н.Н, Захаровой и А.М. Авдеева подтвердили влияние положительных эмоций музыкальных произведений на активность коры головного мозга, учащение сердечных сокращений и дыхания.

Музыка влияет и на сенсорные и когнитивные процессы: внимание, память, восприятие

Интерес к оздоровительным свойствам музыки в настоящее время продолжает расти. Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников расширяются в соответствии с проблемами и тенденциями развития современного общества.

Появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе играет не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка.

Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки. Возникает необходимость в создании инновационного пространства музыкальной среды, обеспечивающей гармоничное, целостное развитие ребенка: эмоциональное, физическое и нравственно-эстетическое. Инновационное пространство должно обеспечить формирование ребенка, здорового физически и психически, легко адаптирующегося к изменяющимся условиям. При восприятии музыки оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать. Оздоровительный эффект пения проявляется в улучшении психоэмоционального состояния и адаптивных реакций детей, гармоничном развитии физических и эстетических качеств.

Танец, мимика и жест – один из способов выражения чувств и переживаний. Как указывал И.М. Сеченов, любое переживание заканчивается напряжением какой-либо группы мышц. Это утверждение стало основой биоэнергетической теории телесной терапии Р. Райха и А. Лоуэна. По их мнению, психические травмы находятся в мышечном панцире, препятствующем свободному выражению эмоций. Массируя, упражняя эти зажатые мышцы, можно ослабить мышечную «броню панциря», и зажатые в нем эмоции получат возможность свободного выхода. Гибкое тело способно к проявлению различных чувств, отражающихся в движении, мимике.

Музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетативной сфере. Музыкальная стимуляция уменьшает время двигательной реакции, повышает лабильность зрительного анализатора, улучшает память и чувство времени, оживляет условные рефлексы. Все выше сказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки как очень важную в работе с дошкольниками.

Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства. Музыка оказывает успокаивающее действие на гиперактивных детей; улучшаются речевая и сенсомоторная функции организма; развиваются познавательные интересы ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Оздоровительная функция музыки как соответствующая система музыкального воспитания дошкольников"

Для современного этапа развития нашего общества характерен процесс пересмотра ценностных оснований социального существования человека. Оптимизация общественной жизни России невозможна без граждан, кот...

Оздоровительная функция музыки для детей с ОВЗ

    Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников с ОВЗ расширяются в соответствии с проблемами и тенденциями развития современного общества. Сложившаяся система муз...

Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»

Семинар предназначен для работников дошкольного образования. Содержание материала семинара: информация об общем оздоровливающем действии музыки на человека и описание  конкретных методик - вокало...

Консультация "Оздоровительная функция музыки"

"Оздоровительная функция музыки"«Погрузите вашего ребёнка в колыбель музыки, звуки разбудят каждую клеточку его организма, откроют гармонию мира»...

«Оздоровительные функции музыки»

Консультация для педагогов...

Консультация для воспитателей «Оздоровительная функция музыки»

Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Терапия – в переводе с греческого «л...