Оздоровительная функция музыки для детей с ОВЗ
статья (старшая группа) по теме

      Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников с ОВЗ расширяются в соответствии с проблемами и тенденциями развития современного общества. Сложившаяся система музыкального воспитания дошкольников была направлена в первую очередь на эстетическое развитие детей. Но в современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка с ограниченными возможностями развития. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Оздоровительная функция музыки для детей  с ОВЗ

                                                                  Т.Р.Сабылина

музыкальный руководитель

структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»

ГБОУ ООШ № 19  г. Новокуйбышевска 

      Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников с ОВЗ расширяются в соответствии с проблемами и тенденциями развития современного общества. Сложившаяся система музыкального воспитания дошкольников была направлена в первую очередь на эстетическое развитие детей. Но в современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка с ограниченными возможностями развития.

     Мой подход к музыкальному воспитанию отличается от традиционного. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

              Полифункциональный подход к музыкальному воспитанию я рассматриваю  как создание инновационного пространства музыкальной среды, обеспечивающей гармоничное, целостное развитие ребенка: эмоциональное, физическое и нравственно-эстетическое. Инновационное пространство должно обеспечить формирование ребенка, особенно с ОВЗ, который легко адаптируется  к изменяющимся условиям.         

        В нашем дошкольном учреждении   есть дети с общим недоразвитием речи и , данная ограниченность их здоровья , сказывается на развитии, поэтому я стараюсь создать условия для развития творческих способностей у данной категории детей. Интеграция детей с ОВЗ эффективно происходит   с помощью  применения оздоровительной функции музыки в разных режимных моментах.

    Я предложила педагогам нашего детского сада использовать музыкальные произведения  в совместной деятельности с детьми. Представив следующую схему:

Режимный момент

Результат воздействия музыки

Содержание произведений

Примеры

Утро, прием детей

Создание положительного эмоционального фона

Классические произведения, детские песни

«Детский альбом» П.Чайковского-детские песенки из мультфильмов

Утренняя гимнастика

Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день

Современная ритмическая музыка, детские песни

Современные ритмические песни из мультфильмов; «Виноватая тучка», «Воробьиная дискотека»; Ветров «Хула-хуп»; Савельев «Чимби-римби»; народная музыка

Занятия по физической культуре

Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день

Современная ритмическая музыка, детские песни

Занятия по изобразительной деятельности

Развитие творческой инициативы, фантазии и воображения

Классические произведения,

современная инструментальная музыка, народная музыка (при создании образов декоративного творчества)

П.Чайковский «времена года», Моцарт «Концерт для фоно с оркестром», Шопен «Ноктюрн №2».

Физкультминутки, динамические паузы

Положительный эмоциональный заряд

Современная ритмическая музыка, детские песни, классические произведения

Лист «Грезы любви»; Бетховен «К Элизе»

Дневной сон

Эмоциональное расслабление

Классические произведения,

современная инструментальная музыка

Бетховен «Лунная соната»; релаксирующее звучание природы (птицы,вода)

Релаксация

Снятие психического напряжения

Классические произведения,

современная инструментальная музыка

   По отзывам наших педагогов,  музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетативной сфере, дети становились более спокойными, шли доброжелательно на контакт, выражая свои чувства.

    Я обратила внимание, что музыкальная стимуляция уменьшала время двигательной реакции, повысила лабильность зрительного анализатора, у детей улучшилась память (они легко вспоминали произведения, высказывали  свои чувства, что для детей с ОНР очень важно , стараясь правильно проговаривать слова).

    Оздоровительную функцию музыки я также использую во всех видах музыкальной деятельности детей:

  • в восприятии:

Например, при восприятии таких музыкальных произведений , как песня «Жаворонка» П.Чайковского я заметила, что у Светы П, Егора П, Димы К. оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает их успокоить, а произведение «Новая кукла «П.Чайковского», наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.

  • в пении:

Оздоровительный эффект пения, например в песне «Все мы –моряки» Лядовой  проявлялся в улучшении психоэмоционального состояния Коли Т, (мальчик замкнутый, плохо идет на контакт, плохо разговаривает), а в пении он активно проявлял себя, не стеснялся детей, старался правильно пропевать слова, фразы.  

  •  в движениях:

          Дети чувствуют двухчастную форму, четко реагируют на смену характера  

         музыки.

  • в игре на музыкальных инструментах:

         

      Во время игры на музыкальных инструментах в кружке «Веселые нотки», которым я руковожу в детском саду, есть и дети с ОВЗ. Если в начале работы такие дети были замкнуты , нерешительны, то сейчас я хочу отметить , что Настя Ч., Егор П. стали более коммуникативны, заинтересованы (расспрашивают о произведениях, которые будем играть, высказывают свое отношение, свободно, не стесняясь разговаривают.

      На музыкальных занятиях  я использую звукотерапию (пропевание звуков) по методу Б.М.Лессер - Лазарко.

Знаменитый австралийский ученый , профессор Б.М. Лессер - Лазарко практиковал оздоровление посредством звуковой терапии. Его метод состоит  в использовании  энергии полного дыхания. Эту энергию приобретает вдох, который надо задержать,  а на выдох - начинать петь.  Пропевать необходимо в течение 3-5минут .

Каждый звук воздействует на определенный орган человека. Некоторые гласные влияют на эмоциональное и психическое состояние. 

« А» - воздействует на систему трех обогревателей сердце, печень, толстый кишечник.

«О» - печень.

«У»- на психику, помогает стабилизировать эмоции при бессоннице.

«Е»- показана при любых процессах, для стимуляции регенерации клеток, воздействует на уровень клеток.

«Э» - на область психики, различного комплекса неполноценности.

«И»- улучшает работу головного мозга.

«Я»- на иммунную систему.

«Ю»- почки, кожа

«Ы»- воздействует на линию судьбы. 

Перед занятием мы с детьми распеваем , пропевая каждый звук по-очереди на одном дыхании (а-о-у-э-е-и-я-ю-ы-  показ ) или пропеваем на каждый звук отдельно трезвучием (ааа-ааа-  показ ) или звукорядом (ааааа- показ).

Наиболее важны звуки «А» и «О». Эти звуки альфа и омега терапевтического пения. Это доноры, они дают организму энергию.

     Результат моей работы:

-  замкнутые, скованные дети становятся более раскрепощенными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;

-  улучшается речевая и сенсомоторная функция;

- музыкотерапия в коррекции нарушений общения помогает установлению эмоционального диалога , часто даже в тех случаях, когда все способы исчерпаны;

-  ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования; развиваются его интересы.

    Все вышесказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки,  как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.

Используемые ресурсы:

Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста/Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюникова -М.: ООО «Фирма издательства АСТ»,2001г.

Э.П.Костина. Камертон: программа музыкального образования детей дошкольного возраста. -М.: Линка-Пресс,2008г.

Оздоровительная функция музыки для детей  с ОВЗ

(выступление  на  городской  научно-практической  конференции

«Проблемы инклюзивного обучения через призму художественно-эстетического воспитания», проходящей в рамках фестиваля «На крыльях надежды»)

                                                                  Т.Р.Сабылина

музыкальный руководитель

структурное подразделение «Детский сад «Золотой ключик»

ГБОУ ООШ № 19  г. Новокуйбышевска 

      Цели, задачи и содержание музыкального образования дошкольников с ОВЗ расширяются в соответствии с проблемами и тенденциями развития современного общества. Сложившаяся система музыкального воспитания дошкольников была направлена в первую очередь на эстетическое развитие детей. Но в современных условиях появилась острая необходимость в использовании всех педагогических резервов для физического и духовного становления личности. И музыка в этом процессе может сыграть не последнюю роль, так как обладает огромным оздоровительным потенциалом и возможностью воздействия на духовное развитие ребенка с ограниченными возможностями развития.

     Мой подход к музыкальному воспитанию отличается от традиционного. Учитывая возрастные психофизиологические особенности дошкольников и состояние современного социума, я считаю, что ведущими должны стать развивающая и оздоровительная функции музыки, которые реализуются при полифункциональном подходе к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста.

              Полифункциональный подход к музыкальному воспитанию я рассматриваю  как создание инновационного пространства музыкальной среды, обеспечивающей гармоничное, целостное развитие ребенка: эмоциональное, физическое и нравственно-эстетическое. Инновационное пространство должно обеспечить формирование ребенка, особенно с ОВЗ, который легко адаптируется  к изменяющимся условиям.         

        В нашем дошкольном учреждении   есть дети с общим недоразвитием речи и , данная ограниченность их здоровья , сказывается на развитии, поэтому я стараюсь создать условия для развития творческих способностей у данной категории детей. Интеграция детей с ОВЗ эффективно происходит   с помощью  применения оздоровительной функции музыки в разных режимных моментах.

    Я предложила педагогам нашего детского сада использовать музыкальные произведения  в совместной деятельности с детьми. Представив следующую схему:

Режимный момент

Результат воздействия музыки

Содержание произведений

Примеры

Утро, прием детей

Создание положительного эмоционального фона

Классические произведения, детские песни

«Детский альбом» П.Чайковского-детские песенки из мультфильмов

Утренняя гимнастика

Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день

Современная ритмическая музыка, детские песни

Современные ритмические песни из мультфильмов; «Виноватая тучка», «Воробьиная дискотека»; Ветров «Хула-хуп»; Савельев «Чимби-римби»; народная музыка

Занятия по физической культуре

Заряд бодрости и хорошего настроения на весь день

Современная ритмическая музыка, детские песни

Занятия по изобразительной деятельности

Развитие творческой инициативы, фантазии и воображения

Классические произведения,

современная инструментальная музыка, народная музыка (при создании образов декоративного творчества)

П.Чайковский «времена года», Моцарт «Концерт для фоно с оркестром», Шопен «Ноктюрн №2».

Физкультминутки, динамические паузы

Положительный эмоциональный заряд

Современная ритмическая музыка, детские песни, классические произведения

Лист «Грезы любви»; Бетховен «К Элизе»

Дневной сон

Эмоциональное расслабление

Классические произведения,

современная инструментальная музыка

Бетховен «Лунная соната»; релаксирующее звучание природы (птицы,вода)

Релаксация

Снятие психического напряжения

Классические произведения,

современная инструментальная музыка

   По отзывам наших педагогов,  музыка, как ритмический раздражитель, стимулирует физиологические процессы, протекающие ритмично в двигательной и в вегетативной сфере, дети становились более спокойными, шли доброжелательно на контакт, выражая свои чувства.

    Я обратила внимание, что музыкальная стимуляция уменьшала время двигательной реакции, повысила лабильность зрительного анализатора, у детей улучшилась память (они легко вспоминали произведения, высказывали  свои чувства, что для детей с ОНР очень важно , стараясь правильно проговаривать слова).

    Оздоровительную функцию музыки я также использую во всех видах музыкальной деятельности детей:

  • в восприятии:

Например, при восприятии таких музыкальных произведений , как песня «Жаворонка» П.Чайковского я заметила, что у Светы П, Егора П, Димы К. оптимизируется эмоциональное состояние, музыка помогает их успокоить, а произведение «Новая кукла «П.Чайковского», наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать.

  • в пении:

Оздоровительный эффект пения, например в песне «Все мы –моряки» Лядовой  проявлялся в улучшении психоэмоционального состояния Коли Т, (мальчик замкнутый, плохо идет на контакт, плохо разговаривает), а в пении он активно проявлял себя, не стеснялся детей, старался правильно пропевать слова, фразы.  

  •  в движениях:

          Дети чувствуют двухчастную форму, четко реагируют на смену характера  

         музыки.

  • в игре на музыкальных инструментах:

         

      Во время игры на музыкальных инструментах в кружке «Веселые нотки», которым я руковожу в детском саду, есть и дети с ОВЗ. Если в начале работы такие дети были замкнуты , нерешительны, то сейчас я хочу отметить , что Настя Ч., Егор П. стали более коммуникативны, заинтересованы (расспрашивают о произведениях, которые будем играть, высказывают свое отношение, свободно, не стесняясь разговаривают.

      На музыкальных занятиях  я использую звукотерапию (пропевание звуков) по методу Б.М.Лессер - Лазарко.

Знаменитый австралийский ученый , профессор Б.М. Лессер - Лазарко практиковал оздоровление посредством звуковой терапии. Его метод состоит  в использовании  энергии полного дыхания. Эту энергию приобретает вдох, который надо задержать,  а на выдох - начинать петь.  Пропевать необходимо в течение 3-5минут .

Каждый звук воздействует на определенный орган человека. Некоторые гласные влияют на эмоциональное и психическое состояние. 

« А» - воздействует на систему трех обогревателей сердце, печень, толстый кишечник.

«О» - печень.

«У»- на психику, помогает стабилизировать эмоции при бессоннице.

«Е»- показана при любых процессах, для стимуляции регенерации клеток, воздействует на уровень клеток.

«Э» - на область психики, различного комплекса неполноценности.

«И»- улучшает работу головного мозга.

«Я»- на иммунную систему.

«Ю»- почки, кожа

«Ы»- воздействует на линию судьбы. 

Перед занятием мы с детьми распеваем , пропевая каждый звук по-очереди на одном дыхании (а-о-у-э-е-и-я-ю-ы-  показ ) или пропеваем на каждый звук отдельно трезвучием (ааа-ааа-  показ ) или звукорядом (ааааа- показ).

Наиболее важны звуки «А» и «О». Эти звуки альфа и омега терапевтического пения. Это доноры, они дают организму энергию.

     Результат моей работы:

-  замкнутые, скованные дети становятся более раскрепощенными, у них развиваются навыки взаимодействия с другими людьми;

-  улучшается речевая и сенсомоторная функция;

- музыкотерапия в коррекции нарушений общения помогает установлению эмоционального диалога , часто даже в тех случаях, когда все способы исчерпаны;

-  ребенок испытывает положительное переживание достигнутого успеха при освоении различных способов музицирования; развиваются его интересы.

    Все вышесказанное позволяет рассматривать оздоровительную функцию музыки,  как очень важную в работе с дошкольниками. Музыка позволяет оптимизировать эмоциональное состояние, развивает коммуникативные и творческие возможности ребенка, повышает самооценку на основе самоактуализации, способствует открытому выражению эмоций, развивает эмпатические чувства.

Используемые ресурсы:

Музыка: Учебно-наглядные материалы для детей старшего дошкольного возраста/Л.Н.Алексеева, Т.Э.Тютюникова -М.: ООО «Фирма издательства АСТ»,2001г.

Э.П.Костина. Камертон: программа музыкального образования детей дошкольного возраста. -М.: Линка-Пресс,2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительная функция музыки

Музыка как универсальное средство совершенствования жизнедеятельности ребенка во всех видах деятельности дошкольников....

"Оздоровительная функция музыки как соответствующая система музыкального воспитания дошкольников"

Для современного этапа развития нашего общества характерен процесс пересмотра ценностных оснований социального существования человека. Оптимизация общественной жизни России невозможна без граждан, кот...

Семинар для воспитателей и музыкальных руководителей «Оздоровительная функция музыки как составляющая часть системы воспитания дошкольников»

Семинар предназначен для работников дошкольного образования. Содержание материала семинара: информация об общем оздоровливающем действии музыки на человека и описание  конкретных методик - вокало...

Консультация "Оздоровительная функция музыки"

"Оздоровительная функция музыки"«Погрузите вашего ребёнка в колыбель музыки, звуки разбудят каждую клеточку его организма, откроют гармонию мира»...

«Оздоровительные функции музыки»

Консультация для педагогов...

Консультация для воспитателей «Оздоровительная функция музыки»

Русское слово «музыка» - греческого происхождения. Музыка из всех видов искусств наиболее непосредственно воздействует на восприятие человека, «заражает эмоциями». Терапия – в переводе с греческого «л...