Основное назначение подвижных игр, используемых в дифференцированной работе с гиперактивными детьми
статья (старшая группа) по теме

Закирова Рамзия Салиховна

Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя так называемые шустрики - гиперактивные дети, отличающиеся сверстников тем, что они двигательно расторможенные, всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе. Слишком шумные , беспокойный, эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности, предлагаемой взрослым, а "заразившись " ею, быстро остывают и вновь начинают проявлять двигательное беспокойство.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shustriki.docx21.53 КБ
Файл shustriki.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя  так называемые шустрики – гиперактивные  дети , отличающиеся  от остальных сверстников тем, что они  двигательно  расторможенные , всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе .   Слишком шумные , беспокойные , эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности , предлагаемой взрослым , а « заразившись » ею , быстро остывают и вновь начинают   проявлять двигательное  беспокойство.

Нередко в  категорию «шустриков» попадают и  дети с преобладающим холерическим типом темперамента .Однако следует учитывать : холерики , сбросив двигательное  напряжение в предложенных  взрослым видах игровой деятельности , способны упорядоченно , длительно , самостоятельно  заниматься деятельностью  спокойного характера , в то время как гиперактивные   воспитанники нуждаются  в постоянном контроле со стороны  взрослого , цель которого – переключать их на спокойные виды игр.

Основное назначение подвижных игр , используемых  в  дифференцирован-ной работе с « шустриками», - создание условия для чередования подвижной  деятельности  с  менее  интенсивной  и отдыхом , предупреждение  и снятие  двигательного беспокойства , формирование умения  точно    выполнять задания взрослого , развитие слухового (зрительного ) внимания. С такими детьми  целесообразно организовывать  подвижные  игры  и упражнения, требующие соблюдения  игрового правила  с  отсрочкой двигательной реакции  на сигнал  например « Найди и промолчи», « Тише едешь – дальше будешь» , « Со вьюном я хожу»,  а также индивидуальные  коррекционные  игры и упражнения  ,способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга ( успокаивающие  и расслабляющие игры типа « Шалтай- балтай» , « На морском берегу», « Волшебный цветок», «Разговор рку», « Раскопай ладошку».)

Особое место могут занять игры ,  которые развивают координацию  движений ,  чувство равновесия , тонкую моторику рук  (например, « Веревочные  игры », « Пройди по лабиринту , не задень колокольчики !», « Кто быстрее заберется по лесенке – трапу и позвонит в бубенчик?»,  « Дракон кусает свой хвост», « Закати шарик в лунку ! » с использованием ножного балансира)

Организуя коллективные игры со всей группой   на роль водящих  сначала  выбирают детей  уравновешенных , умеющих удерживать и выполнять договорное  правило , а затем главные роли доверяют « шустрикам», так как они не боятся  новых двигательных  заданий  и с удовольствием  участвуют  в играх на развитие быстроты  и ловкости . В  свою подборку мы постарались включить игры  с изменением характера двигательной  деятельности  отдельных  игроков : например, в игре « Стань первым !» все участники идут по кругу  в колонне по одному , а « шустрик » по команде взрослого должен обогнать «бегом» всю  колонну и возглавить  движение  остальных игроков.

Другая группа « особых»  воспитанников более  удобна для педагогов и родителей. Это так называемые  мямлики – тревожные , легкоранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной  двигательной  активностью, чаще остаются  в тени  даже обладая прекрасными  изобразительными  или исполнительскими  способностями , предпочитая одиночные игры  с игрушками  или наблюдение со стороны  за дея-тельностью  других , более раскрепощенных сверстников .

В  условиях пребывания в дошкольном учреждении медлительные дети зачастую  не успевают уложиться во временные рамки , отведенные для выполнения  той или иной деятельности ( доесть обед, одеться на прогулку, нарисовать что-нибудь, победить в эстафете), другие дети постоянно вынуждены  их ждать, что нередко провоцирует возникновение конфликтов в детском коллективе. Взрослые , у которых  они вызывают раздражение , то и дело бранят и наказывают их  , а сверстники  не очень охотно принимают таких детей  в игре . Вместе с тем именно  эти дети гораздо чаще нуждаются  в поддержке и  опережающей похвале взрослого стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность , в демонстрации вариантов  организации игр вместе  с другими  детьми.

Для «мямликов »будут весьма полезны  релаксационные  упражнения : они не только способствуют снятию мышечных зажимов , но  и позволяют  установить  эмоционально положительные  , доверительные  отношения  со взрослым и детьми ( « Сосулька», « Заводные игрушки », « Цветик – семицветик», « Морская волна»)

С этими детьми целесообразно организовывать  специальные корригирующие игры и упражнения, направленные  на развитие  ловкости  и быстроты движений ( « Поймай комара  !», « Удочка», « Выше ножки от земли !», « До-гони мяч!», « Поймай солнечный зайчик !» и др )

При взаимодействии с «мямликами »  очень важно оказывать эмоциональную  поддержку их  инициативности в отборе подвижных  игр ; педагогу  желательно время от времени  подключаться  к самостоятельной  деятельности детей с целью  инициирования  динамичных  видов  активности , периодически  вносить спортивные игровые атрибуты  и спортивный инвентарь, позволяющий поддерживать интерес  к самостоятельной двигательной деятельности.  ( клюшки, мячи, вертушки, ловушки ветра , воздушные шары, лыжи, обручи, скутеры, велосипеды и др )

Педагог – исследователь М.А. Рунова , уделяющая  изучению  этой проблемы немало  внимания  , отмечает , что при  организации игр и упражнений с использованием полосы препятствий  также весьма важно учитывать уровень двигательной активности дошкольников . Гиперподвижным детям М .А. Рунова рекомендует давать более высокую  физическую нагрузку  чем малоподвижным . Эти дети могут преодолевать полосу препятствий ( общий длительностью 10-12 минут при 5-8  повторениях)  в теплое  время года  в прямом  и обратном направлении.  Малоподвижные дети в начале учебного года преодолевают полосу  препятствий лишь в одном направлении ( 1-2 раза туда и обратно).  Продолжительность  упражнений полосе  препятствии для этих детей  может  составлять не более 10 минут.

Проведенное практическое исследование подтвердило: подвижные игры с различным двигательным содержанием  позволяют педагогам регулировать активность детей, удовлетворяя их  генетически  обусловленную потребность  в движении . Мы  полагаем, что подвижные игры  с разным двигательным  содержанием удобно  использовать  в  совместной  деятельности  педагога  с детьми  в утренний  отрезок времени ( до завтрака , вечером, после полдника и на прогулке).  Здесь удобно объединять  детей  в  группе по преобладающим  типам высшей  нервной деятельности и предлагать  им  определенные  игровые задания. Подобранные нами игры можно также  использовать и со всей  группой детей  , регулируя общий эмоциональный  фон  группы : повышая его за счет использования игр  с высокой  двигательной активностью  или понижая успокаивая детей.  Количество  повторов одной игры  и ее длительность  зависят  от интереса к ней детей,  но существует  негласное правила : лучше закончить игру немного раньше , чем позже . На практике это правило действует  следующем образом : педагог заканчивает игру тогда когда  она еще интересна  большинству  участников , не дожидаясь,  пока половина  игроков  разбежится . В ходе наблюдений мы выделили систему педагогических  мер , способствующих удовлетворению потребности  в движении детей  с различными исходными  уровнями  двигательной активности.

             

   

     



Предварительный просмотр:

Чаще всего вызывают беспокойство воспитателя  так называемые шустрики – гиперактивные  дети , отличающиеся  от остальных сверстников тем, что они  двигательно  расторможенные , всем остальным видам деятельности предпочитают бесцельную беготню по группе .   Слишком шумные , беспокойные , эти дети трудно сосредотачивают внимание на познавательной или игровой деятельности , предлагаемой взрослым , а « заразившись » ею , быстро остывают и вновь начинают   проявлять двигательное  беспокойство.

Нередко в  категорию «шустриков» попадают и  дети с преобладающим холерическим типом темперамента .Однако следует учитывать : холерики , сбросив двигательное  напряжение в предложенных  взрослым видах игровой деятельности , способны упорядоченно , длительно , самостоятельно  заниматься деятельностью  спокойного характера , в то время как гиперактивные   воспитанники нуждаются  в постоянном контроле со стороны  взрослого , цель которого – переключать их на спокойные виды игр.

Основное назначение подвижных игр , используемых  в  дифференцирован-ной работе с « шустриками», - создание условия для чередования подвижной  деятельности  с  менее  интенсивной  и отдыхом , предупреждение  и снятие  двигательного беспокойства , формирование умения  точно    выполнять задания взрослого , развитие слухового (зрительного ) внимания. С такими детьми  целесообразно организовывать  подвижные  игры  и упражнения, требующие соблюдения  игрового правила  с  отсрочкой двигательной реакции  на сигнал  например « Найди и промолчи», « Тише едешь – дальше будешь» , « Со вьюном я хожу»,  а также индивидуальные  коррекционные  игры и упражнения  ,способствующие регуляции процессов возбуждения в коре головного мозга ( успокаивающие  и расслабляющие игры типа « Шалтай- балтай» , « На морском берегу», « Волшебный цветок», «Разговор рку», « Раскопай ладошку».)

Особое место могут занять игры ,  которые развивают координацию  движений ,  чувство равновесия , тонкую моторику рук  (например, « Веревочные  игры », « Пройди по лабиринту , не задень колокольчики !», « Кто быстрее заберется по лесенке – трапу и позвонит в бубенчик?»,  « Дракон кусает свой хвост», « Закати шарик в лунку ! » с использованием ножного балансира)

Организуя коллективные игры со всей группой   на роль водящих  сначала  выбирают детей  уравновешенных , умеющих удерживать и выполнять договорное  правило , а затем главные роли доверяют « шустрикам», так как они не боятся  новых двигательных  заданий  и с удовольствием  участвуют  в играх на развитие быстроты  и ловкости . В  свою подборку мы постарались включить игры  с изменением характера двигательной  деятельности  отдельных  игроков : например, в игре « Стань первым !» все участники идут по кругу  в колонне по одному , а « шустрик » по команде взрослого должен обогнать «бегом» всю  колонну и возглавить  движение  остальных игроков.

Другая группа « особых»  воспитанников более  удобна для педагогов и родителей. Это так называемые  мямлики – тревожные , легкоранимые дети, они редко привлекают к себе внимание громким криком или чрезмерной  двигательной  активностью, чаще остаются  в тени  даже обладая прекрасными  изобразительными  или исполнительскими  способностями , предпочитая одиночные игры  с игрушками  или наблюдение со стороны  за дея-тельностью  других , более раскрепощенных сверстников .

В  условиях пребывания в дошкольном учреждении медлительные дети зачастую  не успевают уложиться во временные рамки , отведенные для выполнения  той или иной деятельности ( доесть обед, одеться на прогулку, нарисовать что-нибудь, победить в эстафете), другие дети постоянно вынуждены  их ждать, что нередко провоцирует возникновение конфликтов в детском коллективе. Взрослые , у которых  они вызывают раздражение , то и дело бранят и наказывают их  , а сверстники  не очень охотно принимают таких детей  в игре . Вместе с тем именно  эти дети гораздо чаще нуждаются  в поддержке и  опережающей похвале взрослого стимулирующей их самостоятельную двигательную деятельность , в демонстрации вариантов  организации игр вместе  с другими  детьми.

Для «мямликов »будут весьма полезны  релаксационные  упражнения : они не только способствуют снятию мышечных зажимов , но  и позволяют  установить  эмоционально положительные  , доверительные  отношения  со взрослым и детьми ( « Сосулька», « Заводные игрушки », « Цветик – семицветик», « Морская волна»)

С этими детьми целесообразно организовывать  специальные корригирующие игры и упражнения, направленные  на развитие  ловкости  и быстроты движений ( « Поймай комара  !», « Удочка», « Выше ножки от земли !», « До-гони мяч!», « Поймай солнечный зайчик !» и др )

При взаимодействии с «мямликами »  очень важно оказывать эмоциональную  поддержку их  инициативности в отборе подвижных  игр ; педагогу  желательно время от времени  подключаться  к самостоятельной  деятельности детей с целью  инициирования  динамичных  видов  активности , периодически  вносить спортивные игровые атрибуты  и спортивный инвентарь, позволяющий поддерживать интерес  к самостоятельной двигательной деятельности.  ( клюшки, мячи, вертушки, ловушки ветра , воздушные шары, лыжи, обручи, скутеры, велосипеды и др )

Педагог – исследователь М.А. Рунова , уделяющая  изучению  этой проблемы немало  внимания  , отмечает , что при  организации игр и упражнений с использованием полосы препятствий  также весьма важно учитывать уровень двигательной активности дошкольников . Гиперподвижным детям М .А. Рунова рекомендует давать более высокую  физическую нагрузку  чем малоподвижным . Эти дети могут преодолевать полосу препятствий ( общий длительностью 10-12 минут при 5-8  повторениях)  в теплое  время года  в прямом  и обратном направлении.  Малоподвижные дети в начале учебного года преодолевают полосу  препятствий лишь в одном направлении ( 1-2 раза туда и обратно).  Продолжительность  упражнений полосе  препятствии для этих детей  может  составлять не более 10 минут.

Проведенное практическое исследование подтвердило: подвижные игры с различным двигательным содержанием  позволяют педагогам регулировать активность детей, удовлетворяя их  генетически  обусловленную потребность  в движении . Мы  полагаем, что подвижные игры  с разным двигательным  содержанием удобно  использовать  в  совместной  деятельности  педагога  с детьми  в утренний  отрезок времени ( до завтрака , вечером, после полдника и на прогулке).  Здесь удобно объединять  детей  в  группе по преобладающим  типам высшей  нервной деятельности и предлагать  им  определенные  игровые задания. Подобранные нами игры можно также  использовать и со всей  группой детей  , регулируя общий эмоциональный  фон  группы : повышая его за счет использования игр  с высокой  двигательной активностью  или понижая успокаивая детей.  Количество  повторов одной игры  и ее длительность  зависят  от интереса к ней детей,  но существует  негласное правила : лучше закончить игру немного раньше , чем позже . На практике это правило действует  следующем образом : педагог заканчивает игру тогда когда  она еще интересна  большинству  участников , не дожидаясь,  пока половина  игроков  разбежится . В ходе наблюдений мы выделили систему педагогических  мер , способствующих удовлетворению потребности  в движении детей  с различными исходными  уровнями  двигательной активности.

             

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для работы с гиперактивными детьми. Памятка для педагогов

Представлены упражнения для развития самоконтроля и произвольности у детей. Информация очень полезна для педагогов....

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

Уважаемые коллеги! Ознакомьтесь, пожалуйста, с данным материалом. Эти рекомендации появились в результате изучения литературы по работе с гиперактивными детьми. Надеюсь, они будут для вас полезны!...

Гиперактивные дети (Шпаргалка для взрослых или Правила работы с гиперактивными детьми) Консультация для воспитателей и родителей

Гиперактивные дети(Шпаргалка для взрослыхили Правила работы с гиперактивными детьми)          Консультация для воспитателей и родителей...

План работы с гиперактивными детьми и детьми, со сниженной активностью.

Поквартальный план составлен с учетом поведенческого и эмоционального поведения детей. Музыкальный репертуар представлен разнообразными народными играми....

Особенности психологической коррекции гиперактивности дошкольников. Картотека игр для работы с гиперактивными детьми

Методика - тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.)Цель проведения – диагностика уровня агрессивности и импульсивности по специфическим графическим деталям изображения и описа...

Методы и приемы психолого-педагогической работы с гиперактивными детьми дошкольного возраста в рамках структурной модели работы с педагогами ДОУ

Большинство педагогов ДОУ испытывают трудности в работе с гиперактивными детьми. Поэтому педагогам необходимо не только знать физиологические и психологические особенности гиперактвного ребенка, но и ...

Коррекционная работа с гиперактивными детьми. Основные принципы и подходы

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как выработка единой системы требований в ДОУ и ...