Главные вкладки

    взаимодействие ДОУ исемьи в условиях реализации федеральных государственных требований
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Демина Галина Павловна

    для того чтобы  спланировать работу сродителями, надо хооршо знать родителей своих воспитанников. ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди  родителецй воспитанников на тему " Социальный портрет семьи" Анализ рисунков воспитанников на тему " Моя семья", "Мой дом" также помогает понять , как относяться к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ.

     Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

      Изменившаяся современная семья  заставляет искать новые формы взаимодействия с ней, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником, то есть выполнить свой главный гражданский долг – воспитать достойного гражданина своей страны.

     В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.

    Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:

    -  работа  с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

    -  повышение педагогической культуры родителей;         

    -  вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.                                                                  

    Основные задачи своей работы мы видим в следующем:

    -установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанни

    - создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

    -  активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

    - объединить усилия для развития и воспитания детей.

    Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников.

    Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников на тему «Социальный портрет семьи». Анализ рисунков воспитанников на тему «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.

    Родителей детей, посещающих сегодня дошкольное образовательное учреждение,  мы условно разделили на три группы.

    Первая группа – это  родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

    Вторая группа  – это  родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов — не допустить, чтобы эта родительская группа оставалась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

    Третья группа – это  семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя – выделить  из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей.

    Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы. Главное – донести  до родителей знания.

    В работе со всеми родительскими группами мы активно используем разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации,  совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, защита семейных проектов, выставках детско-родительских работ. Уже не первый год работает клуб для родителей «Мамина академия» с целью психолого-педагогического консультирования родителей вновь сформированных групп.  В детском саду с 2011 года начал свою работу  родительский клуб «Откровение», для родителей из неблагополучных семей на занятиях которого используются тренинговые упражнения по коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, ролевое проигрывание семейных ситуаций и решение проблемных задач семейного воспитания, проводятся индивидуальные встречи.  

     Высокую результативность показала такая форма работы как клуб общения и взаимодействия «Растишка», деятельность которого направлена на адаптацию детей раннего возраста к условиям детского сада. Период работы клуба с июня по октябрь каждого года.  По результатам анкетирования 100% опрошенных родителей отметили эффективность и необходимость этой формы работы.

    Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание. В течение нескольких последних лет педагоги разрабатывали проекты собраний в форме дискуссий «Я в системе «семья – род  – народ – Родина», «Готов ли ребенок к школе?», КВН, диспутов, решения кроссвордов, которые теперь широко используют на практике.  Одной из них является ежегодное проведение конкурса «Семья года».  Это очень яркое и зрелищное мероприятие, на котором раскрываются творческие таланты детей и взрослых. Родители  вместе с детьми участвуют  во всех этапах конкурса: оформление газеты «Генеалогическое древо семьи»; «Таланты семьи», где были представлены танцевальный, вокальный жанры, прикладное искусство; конкурс «Папа, мама, я –спортивная семья».

    Сближению детей, родителей и воспитателей способствует и использование такой формы работы как создание роли для родителя. Для введения родителей в  образовательный процесс приглашается «гость группы» (родители беседуют с детьми о профессиях, правилах дорожного движения, здоровом образе жизни, службе в армии), для помощи в организации и проведении мероприятий, обустройстве групп.  «Копилка добрых дел родителей» постоянно пополняется.

    Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Уже который год выпускается внутренняя газета детского сада «Семицветик». Традиционно оформляются папки-передвижки. Постоянно обновляется информация на сайте детского сада.  

         В учреждении проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за «круглым столом», деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность.

    Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития  их собственного ребенка.

    Литература

    1.Закон РФ «Об образовании». - http://www.consultant.ru/popular/edu/.

    2. Концепция дошкольного воспитания. - http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-gosudarstvo/z3k.htm.

    3. Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с.

    4.  Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 80 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольном учреждении в условиях реализации Федеральных государственных требований».

    Методические  рекомендации   на тему:       «Организация воспитательно - образовательного процесса   в  дошкольном учреждении  в условиях ре...

    ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

     В данной статье представлен опыт работы  дошкольного учреждения с семьей в условиях реализации ФГТ....

    Организация воспитательно - образовательного процесса в дошкольных учреждениях в условиях реализации Федеральных государственных требований.

    Методические рекомендации по организации воспитательно - образовательного процесса в подготовительной группе детского сада....

    Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

    Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...

    «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ МБДОУ Д/С №2 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

    Меня давно интересовал вопрос здоровья дошкольников.Решила изучать эту тему и применять полученный опыт на практике,чтобы мои дошколята были сильными и здоровыми....

    Повышение квалификации педагогов, в условиях реализации федеральных государственных требований.

    Описан опыт работы старшего воспитателя по повышению квалификации педагогов  в условиях  реализации ФГТ....

    Консультация для воспитателей МБДОУ №34 г. Балаково на тему: «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ»

    Консультация для воспитателей МБДОУ №34 г. Балаковона тему:«ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ» Концепция дошкольного образования положи...