Родительское собрание "Через красивое - к человечному..."
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Афанасьева Алевтина Львовна

«Через красивое – к человечному…»

 

         Цели: расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического воспитания дошкольников; повышение педагогической культуры родителей; приобщение к здоровому образу жизни, к физической культуре и спорту.

         Задачи: познакомить родителей с опытом работы педагогов детского сада по теме собрания; содействовать обмену опытом семейного воспитания; укреплять внутрисемейные отношения посредством физкультурного досуга.

   Форма проведения: семинар.

   План проведения:       1. Вступительная часть.

                                      2. Игра «Что для вас красота?».

3. Педагогический всеобуч «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному».

                                      4. Практическая часть.

                                      5. Заключительная часть.

 

Ход мероприятия

 

Подготовка необходимого оборудования для семинара (волшебный сундучок, серебряный клубок, подготовка материалов информационной выставки – цитаты, стенд с фотографиями природы, подбор материалов для «полочки красоты»); проведение конкурса «Создаём красоту своими руками»; анкетирование родителей «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному».

1. Вступительная часть.

         Воспитатель. «Держа в руках скрипку, карандаш, кисть, человек не способен совершить плохого», - гласит украинская народная пословица, и это понятно. Зло и подлинная красота несовместимы. А значит, наша с вами задача – как можно раньше приобщить ребенка к красоте, ибо, как считал великий российский педагог В.А.Сухомлинский, «через красивое – к человечному – такова закономерность воспитания». Итак, мы начинаем наше родительское собрание «Через красивое к человечному».

 - В чём же мы видим красоту? Где её находим? (Высказывания родителей.)

                            Вот волшебный сундучок,

                            В нём серебряный клубок.

                            По дорожке красоты

                            Побежим  и я, и ты.

         Воспитатель открывает сундучок (звучит волшебная музыка музыкальной открытки), достаёт клубок.

2. Игра «Что для вас красота?»

         Воспитатель. Пусть клубок, словно в сказке, поведёт нас по дороге красоты. А мы ему поможем. Каждый, кто держит клубок в руках, скажет, что красивого он видел в жизни, а потом передаст клубок другому.

                            Ниточка, тянись, тянись,

                            Красотою поделись! (Родители играют.)

         Воспитатель. Красоту мы находим прежде всего в природе, искусстве, самом человеке, его духовном мире, мыслях и поступках. Значит, стремясь напитать детей красотой, мы должны открыть перед ними красоту природы, мир высокого искусства и рассказать о людях, чья жизнь стала образцом, эталоном красоты души и человечности для многих поколений.

         Конечно, серебряный клубок появился у нас неспроста. Вся жизнь в детском саду – это сказка, а в сказке всё можно.

                   В нашей сказке всё возможно: здесь то тихо, то тревожно,

                   То таинственно, то важно, то волшебно, то отважно.

                   В спальне сон на мягких лапах, в кухне здесь волшебный запах,

                   Птицы, дети и цветы, дружат с феей красоты.

Входит фея красоты.   Всем добрый день! Я рада всех вас видеть.

                                      Ведь невниманием нас так легко обидеть!

                                      Должна быть красота повсюду рядом –

                                      И в мыслях, и в словах, открыта нашим взглядам.

                                      В закатах и рассветах, в лугах, туманами одетых,

                                      В звёзде, манящей, как мечта, -

                                      Повсюду быть должна лишь красота!

                                      И с детства по дороге красоты

                                      Знакомить с миром мы детей должны.

                                      Пусть вновь поможет вам клубочек мой –

                                      Секреты красоты ты все открой!

                                      (Прикасается к клубку волшебной палочкой.)

                                      А мне пора: заботы и дела!

                                      Везде успеть сегодня я должна.

                                      Чтоб мир красивым стал, трудиться надо вечно –

                                      И лишь тогда всё буде безупречно! (Уходит.)

         Воспитатель. Давайте доверимся волшебному клубку. К тому, кто разговор о красоте продолжит, Клубочек, прыгни прямо на ладошку. (Клубочек оказывается в руках у воспитателя.)

3. Педагогический всеобуч «Воспитание у детей эмоциональной отзывчивости к прекрасному».

         Воспитатель. «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа. Душа ребёнка. Прекрасное не терпит лжи. Если душа осквернена ложью, глаза не видят прекрасного. Ложь уничтожает красоту, а красота – ложь.» (Э. Межелайтис)

         Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.

         Каждый год в детский сад приходят разные дети: сообразительные, смышлёные и не очень, контактные и замкнутые… Педагогов настораживают тот факт, что они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, их интересы однообразны: куклы Барби, модели машинок, компьютеры… А ведь наше общество как никогда нуждается в активных и творческих людях. Как же разбудить в детях интерес эмоциональную отзывчивость к прекрасному и к самим себе?

         «Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается», - говорили древние греки. Поэтому мы должны окружать ребёнка красотой, прекрасным! Природа, произведения искусства, литература – всё это может дать нам всё необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, звуков, превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудесных подвигов в легендах и былинах о народных героях!

         Очень важно понять, что невоспринятая красота не действует, она как бы не существует. Но она есть, её гораздо больше, чем мы слышим, чем мы видим. Всё дело в нашем умении замечать, чувствовать, понимать красоту. Можно сколько угодно стоять перед прекрасной картиной или находиться среди красот природы и при этом не почувствовать красоту, не восхититься ею.

         В деле воспитания красотой на первом месте должно оказаться восприятие красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Направить взгляд ребёнка, произнести призывное «Смотри!» - одна из важных задач воспитателя. Без внимания восприятие невозможно.

         Развивать внимание можно на самых обычных предметах и самыми простыми способами:

  • поставить знакомый предмет на новое место и посмотреть, заметил ли это ребёнок;
  • предложить ребёнку, слушая музыкальное произведение, выбрать и проследить звучание одного какого-нибудь инструмента;
  • каждый день наблюдать на прогулке, как меняется небо, как ведут себя животные и растения в разное время дня и т. д.

Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведёт к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости.

         Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой-либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятие можно назвать вдохом, то выражение воспринятых образов, красок, звуков в той или иной форме – выдохом. Мы помогаем ребёнку выразиться в рисунке, в поделке, игре или слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно, свободно – выразить то, что он хочет и как он хочет.

         Говоря о воспитании красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать в нас и в наших детях при встрече с красотой, в процессе свободного и творческого самовыражения. Эмоциональный подъём, позитивные чувства, возникающие от увиденной или услышанной красоты, от творчества, наверняка благотворно влияют на здоровье.

         Задача взрослого – создать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места, где они испытали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом – это проверено жизнью.

         Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших доступных музеев, выставок, концертов, книг – всего, что несёт в себе красоту, тем легче будет воспитывать детей, тем полноценнее будут их развитие и образование.

Условия для воспитания у растущего человека

эмоциональной отзывчивости к прекрасному

  1. Внутреннее убранство помещений детского сада и  детской комнаты дома, где живёт и воспитывается ребёнок, окраска всех поверхностей (стен, потолков, пола) должны быть спокойных тонов, нежелателен диссонанс общего фона с мебелью, игрушками, произведениями искусства, детского творчества.
  2. Все книги, игрушки, предметы и материалы для разных игр должны соответствовать возрастным, психофизиологическим особенностям детей, быть доступны детям и радовать их не только своей сутью, но и внешним видом.
  3. Очень продуманно в детские помещения надо подбирать произведения живописи, графики, народного искусства, ведь они важнейший фактор в воспитании эмоциональной отзывчивости к прекрасному.
  4. В детском саду и дома должны быть красивые комнатные растения, аквариум с рыбками; на участке детского сада должны расти деревья, кусты, трава, цветы.
  5. Одежда воспитателей, родителей и детей должна быть эстетичной, чистой.

Таким образом, умело созданные условия для воспитания эмоциональной отзывчивости ребёнка к прекрасному не только в детском саду, но и дома помогут детям развивать художественно-эстетические чувства и способности, а также будут развивать у ребёнка интеллект и творчество.

4. Практическая часть.

         Воспитатель. Обратите внимание (перекидывает клубок из руки в руку), наш клубок очень странно себя ведёт.

                            Он прыгает, играет, на танец словно приглашает.

                            Аплодисментами детишек позовём

                            И любоваться танцем мы начнём.

В зал входят воспитанники группы, исполняется танец.

         Воспитатель. Клубок нам говорит, что красота ещё живёт в природе (обращает внимание на стенд с фотографиями природы).

                            Учитесь видеть красоту  природы –

                            Старайтесь все детали подмечать.

                            Природа – дар бесценный нам от Бога!

                            Она научит жить, любить, мечтать!

         Демонстрируются слайды «Как прекрасен этот мир!».

5. Заключительная часть.

         Воспитатель. Спасибо тебе, клубочек, мы тебя благодарим

                               И «до встречи» говорим.

                               Наш серебряный клубок, возвращайся в сундучок.

         Наше родительское собрание подходит к концу. Мы будем рады, если рекомендации помогут Вам проложить тропинку к детским сердцам восхищением и изумлением красотой и созданием красоты своими руками.

         Хорошо, если дети будут ходить с вами в музеи и на выставки, рисовать карандашами и красками всё, что им захочется. Пусть видят красоту мира и замрут перед нею в восхищении…

         Наши дети растут быстро. Не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. Какими они станут? Что доброго вынесут из своего детства и сохранят в себе? Быстро летит время. Поэтому медлить нельзя! Успехов вам и добра вашим детям!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Через красивое - к человечному..."

«Через красивое – к человечному…»            Цели: расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического воспитания дошкольников; повыш...

Родительское собрание на тему "Через красивое - к человечному"

Актуальность темы. Значение красоты в развитии духовного мира дошкольника. Что дает красота природы ребенку. Эстетическое воспитание в дошкольном возрасте. Высказывания, мудрости....

Родительское собрание "Через красивое - к человечному..."

Региональный компонент в детском саду....

Родительское собрание для родителей средней группы " Через красивое -к человечному".

Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно-творческом развитии детей....

Родительское собрание на тему "Через красивое к человечному...

Хорошо, если дети будут ходить с вами в музеи и на выставки, рисовать карандашами и красками все, что им захочется. Пусть увидят красоту мира и замрут перед нею в восхищении&helli...

Родительское собрание на тему: «Через красивое - к человечному…»

Цели: расширение представлений родителей по вопросу нравственно-эстетического воспитания дошкольников; повышение педагогической культуры родителей; приобщение к здоровому образу жизни, к физической ку...