ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА
статья на тему
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое проявление своего Я, это его попытка самостоятельно отделиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без отделения от родителей ребёнку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emoc.blagopoluchie_i_krizis_3_let.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Страничка психолога
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА
И КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ.
Привыкание к детскому саду совпадает с кризисным моментом в психическом развитии ребёнка. К трём годам родители начинают замечать серьёзные изменения в своём ребёнке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Многие не знают, что в это время происходит очень важный для ребёнка психический процесс: это первое яркое проявление своего Я, это его попытка самостоятельно отделиться от матери, удлинить психологическую «пуповину», научиться многое делать самому и как-то решать свои проблемы. Без отделения от родителей ребёнку сложно будет найти себя в этой жизни, выработать механизмы психологической адаптации и гибкого поведения в различных ситуациях.
Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не только в детстве (1год, 3 года, 7 лет, 13 лет), так как личность человека развивается непрерывно. При этом всегда происходит смена периодов: относительно длительных и спокойных – стабильных и более коротких, бурных – критических, т.е. кризисы – это переходы между стабильными периодами.
Современные семьи малочисленны, дети находятся в одновозрастных детских коллективах. Находясь среди сверстников, ребёнок не чувствует и не видит, что с ним происходит, не может оценить своё поведение, регулировать свои поступки и выражение эмоций.
Родители не должны пугаться остроты кризиса, это вовсе не отрицательный показатель. Напротив, яркое проявление ребёнка в самоутверждении в новом возрастном качестве говорит о том, что в его психике сложились все возрастные новообразования для дальнейшего развития его личности и адаптивных способностей.
И наоборот, внешняя «бескризисность», создающая иллюзию благополучия, может быть обманчивой, свидетельствовать о том, что в развитии ребёнка не произошло соответствующих возрастных изменений.
Таким образом, не надо пугаться кризисных проявлений, опасны проблемы непонимания, возникающие в этот момент у родителей и педагогов.
Можно ли, действуя грамотно, смягчить проявления кризиса?
Как помочь ребёнку выйти из него, не неся в душе негативных качеств? Ведь упрямство – это крайняя степень проявления воли, необходимого качества для ребёнка; капризность – демонстрация собственной значимости для других, ощущения своего Я; эгоизм – в здоровом виде чувство «самости», собственное достоинство; агрессивность- крайняя форма самозащиты; замкнутость – неадекватная форма проявления здоровой осторожности, т.е. необходимых для выживания в обществе качеств. Ребёнок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств, главная задача родителей и педагогов – не допустить закреплений их крайних проявлений.
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
О ДЕТСКОМ УПРЯМСТВЕ И КАПРИЗНОСТИ?
- Как правило, кризис заканчивается к 3,5-4 годам.
- Пик упрямства приходится на 2,5-3,5 года жизни.
- Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
- Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
- В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз!
- Если дети по достижении 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризности, то вероятнее всего речь идёт о «фиксированном» упрямстве, истеричности как удобных способах манипулирования своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Страничка психолога
ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ
О ДЕТСКОМ УПРЯМСТВЕ И КАПРИЗНОСТИ?
ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?
- Не придавайте большого значения упрямству и капризности ребёнка. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
- Не пытайтесь в это время что-нибудь внушить ребёнку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его взбудоражат.
- Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его на руки и унести.
- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка!». Ребёнку только этого и нужно.
- Постарайтесь схитрить: «Ой, какая у меня интересная игрушка, книжка..!», «А что это там за окном сверкает, шумит..?» – подобные отвлекающие маневры могут заинтересовать капризулю и он успокоится.
Искусству ладить с ребёнком необходимо учиться, здесь вам помогут фантазия и юмор и игры понятные и интересные детям.
Составитель: Фролова И.В.
психолог МАДОУ № 358
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.
работа с родителями...
Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.
работа с родителями...
Проект"Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка"
проект, презентация, работа с родителями...
Консультация для родителей: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"
" Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду" - консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор...
Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка
Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб...
Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...
Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"
Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....