Учимся жить среди людей
материал по теме

Куликова (Кремнева) Елена Валерьевна

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умение общаться со сверстниками и взрослыми.                                                             

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_zhit_sredi_lyudey.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Учимся жить среди людей.

Счастье – это когда тебя понимают! Можно переформулировать фразу: счастье - когда ты умеешь быть понятным – и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в общении – с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства - зависит очень многое. Если мы умеем объясняться доходчиво,  это позволяет нам быть эффективными и успешными в обществе. А кому этого не хочется – в том числе и для своих детей? Секрет успешного общения в развитии коммуникативных навыках – навыках общения.

…Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.                                                             Общается ребенок с окружающими людьми с младенчества, но это общение с близкими взрослыми. К сожалению, сегодня редко встретишь многодетную семью. А так как много семей имеют по одному ребенку, то зачастую, ребенок общается только со взрослыми. И только приходя в дошкольное образовательное учреждение, ребенок сталкивается со сверстниками и чужими взрослыми. В основном, это происходит в 3 года. Находясь в семье, ребенок обычно получает щадящее общение. Чаще ребенку уступают, и во многих случаях, это правильно, ведь ребенок еще совсем мал. Но, попадая в другое социальное пространство, он сталкивается с совершенно другими отношениями, где ему не уступают, где порой с ним бывают несправедливы, а может даже агрессивны. Малышу приходится сталкиваться с различными ситуациями. При этом он не знает, как надо реагировать: драться или уступить, обидеться или рассмеяться, пожалеть или отойти в сторону. Малыш вынужден сталкиваться с множеством непонятных моментов, с которыми он еще не сталкивался. Безусловно, ему помогают взрослые, находящиеся рядом. Они помогают разрешить многие проблемы. Волей-неволей ребенок приобретает необходимые навыки общения. Коммуникативные навыки необходимы и на развивающих занятиях по подготовке к школе. Ведь любое занятие строится на общение взрослого с ребенком или ребенка с ребенком. И для эффективного получения новых знаний и умений, ребенку также необходимо прежде приобрести элементарные навыки общения.

Родители и педагоги нередко сталкиваются с такими проявлениями в поведении  детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, утомляемость. Дети грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, много и бесцельно двигаются. Дети мало общаються со взрослыми и сверстниками, замыкаясь на телевизоре, компьютере; а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние и настроение другого человека, реагировать на них. Не находя контактов со сверстниками или взрослыми, ребенок теряет темпы развития интеллектуальной сферы. Например, излишне упрямясь, или чрезмерно тревожась. На современном этапе, своевременная поддержка взрослого, вмешательство психолога необходима почти каждому малышу, поступающего в дошкольное образовательное учреждение.                                                                                          Поэтому, первая задача воспитателей, педагогов и специалистов – помочь ребенку адаптироваться в социуме, т.е. научиться жить среди людей.                                                                                        

 В нашем дошкольном учреждении проводятся специальные занятия, направленные на адаптацию детей, в том числе и на развитие коммуникативных навыков.    

Проведя обследование  в старшей и подготовительной группах нашего детского сада, я решила обратить на эту проблему особое внимание и выбрала тему по развитию эмоционально – коммуникативной сферы детей дошкольного возраста.    

Цели нашего открытого занятия: преодолеть застенчивость, замкнутость, скованность, нерешительность, двигательно раскрепостить понять, что кроме речевых, существуют  и другие средства общения; познакомиться с эмоциями человека, осознать собственные эмоции, научиться распознавать эмоциональные реакции других людей; развивать навыки совместной деятельности, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу .

  Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция “на равных” может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Дети, враждебно относящиеся к окружающим, не умеющие спокойно общаться, — это дети, которым плохо. Они живут в своем мире, чувствуют себя не любимыми и не заслуживающими любви. Их отношение к людям вызывает ответную реакцию, от которой они сами же часто страдают. Такие дети часто имеют низкий уровень развития самоконтроля. Они могут подчиняться контролю извне (со стороны взрослых), но сами не умеют контролировать свое поведение, речь. Нужно научить детей владеть собой, уметь анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

Причин возникновения проблем в общении у детей дошкольного возраста может быть несколько. Это и высокая тревожность, слабая социальная рефлексия, неудовлетворённая потребность в общении, низкий социальный статус ребёнка, недостаточное развитие эмоциональной сферы, различные формы детской нервозности (невропатии, страхи).

Для педагогов и родителей является естественным желание видеть своих детей любознательными, сообразительными, умелыми. Однако нередки случаи, когда у ребенка в процессе воспитания и обучения возникают различные трудности, «проблемы». Одни проблемы сглаживаются с возрастом, другие же имеют стойкий характер и преодолеваются благодаря значительным усилиям со стороны взрослых.

Специалисты всё чаще выражают озабоченность увеличением числа дошкольников с трудностями в обучении, отмечают  низкий уровень их коммуникативного и познавательного развития, недостаточную произвольность поведения, эмоциональную неуравновешенность, сложности в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитую речь и т.д.. При этом имеются в виду дети с сохранным интеллектом, нормальными потенциальными возможностями, но по разным причинам отстающие в развитии от сверстников.

Именно они вызывают особую тревогу у работников образования и внимательных родителей. И это правильно, потому что такие препятствия дети сами, без специального психолого-педагогического сопровождения, преодолеть не в состоянии. Им надо помогать.

Необходимость налаживания психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям послужила основанием для развертывания нового, коррекционного, направления в дошкольном образовании, одной из приоритетных задач которого является целенаправленная разработка форм, содержания и методов выявления детей группы риска  в раннем и дошкольном детстве, а также способов и приемов обучения, применение которых позволило бы своевременно и эффективно преодолевать проблемы в развития ребенка.

В последние годы, несмотря на увеличение информационного потока, на достижения науки и техники, стало распространенным явление, известное под названием «педагогическая запущенность». Причем педагогически запущенные дети часто имеют обеспеченных родителей, живут в полных семьях, но где налицо выраженный содержательный дефицит детско-родительских отношений.

Помимо недостаточности биологического и социального факторов, препятствующих нормальному развитию ребенка, выделяют и третью причину, которая заключается в существенном снижении активности ребенка (эмоциональной, двигательной, познавательной, коммуникативной, речевой). Речь идет о психологической активности, которая, по сути, является важнейшим условием развития деятельности, поведения, адекватного отношения ребенка к окружающему миру и оказывает существенное влияние на их качественные характеристики.

Приведем пример. Можно часто видеть, как ребенок младшего и даже среднего дошкольного возраста идет с мамой за руку, она привлекает его внимание к различным предметам; ситуациям, что-то показывает, объясняет. Маме в данном случае принадлежит ведущая, активная роль в познании ребенка. Другой же ребенок в этой ситуации ведет себя иначе: проявляет пытливую любознательность, постоянно тянет маму к замечаемым им букашкам, звукам и пр., задает вопросы. Именно он вызывает маму на общение, он познавательно активен, коммуникабелен. Перечисленные факторы неразрывно связаны между собой, и недостаточность хотя бы одного из них может стать причиной не только трудностей в обучении, но и нарушения в развитии.

 Опыт показывает, что дети с отставанием в развитии в отличие от их «беспроблемных» сверстников в гораздо большей степени оказываются чувствительны к качеству педагогических условий, к тем методам и приемам, которыми пользуются педагоги в процессе обучения. К ним нужен особый индивидуальный педагогический подход, организация обучения по индивидуальным программам, составленным с учетом уровня достижений, зоны ближайшего развития и, что очень важно, психологических структуры и характера имеющихся трудностей.

Конечно, большинство детей в ДОУ в коммуникативном отношении достаточно благополучны. Они способны налаживать контакты как со взрослыми, так и со сверстниками; умеют договариваться о совместных делах и играх; строят планы и пытаются их реализовывать и пр.; свободно выражают свои просьбы, делают сообщения, задают вопросы; в процессе общения используют различные коммуникативные средства – речевые, мимические, образно-жестовые. Их отличает живой интерес к собеседнику, которым для ребенка старшего дошкольного возраста становится сверстник.

Однако специальные наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников (а их не так уж мало) в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Нередко приходится слышать жалобы на сложные отношения ребенка - дошкольника со сверстниками, что выражается в повышенной конфликтности, неумении договариваться о совместном деле или игре и т.д. Родителей тревожит, что их сын или дочь, несмотря на стремление играть вместе с другими детьми с трудом  налаживают дружеские и игровые отношения с ними, ссорятся, вынуждены (а иногда предпочитают) играть в одиночестве или с близкими взрослыми. Обычно причину этого они видят в особенностях характера ребенка, хотя на самом деле чаще всего  она кроется в несформированности его коммуникативной деятельности. А возникновение на этой основе характерологических особенностей носит не причинный, а скорее следственный характер.

Каждый конкретный случай нужно тщательно анализировать, чтобы выяснить подлинную причину возникших сложностей в коммуникативном поведении ребенка. Например, это может быть связано с тем, что восприятие сверстника у ребенка не достигло возрастной нормы. К пяти годам при нормальном развитии дети  воспринимают сверстника не только в качестве объекта взаимодействия. У них уже складывается система предпочтений, возникают общие деловые и игровые интересы. А если, скажем, ребенок того же возраста предпочитает  одиночные игры, не испытывая при этом потребности в партнерстве, то, возможно, это свидетельство его социальной инфантильности. Но причиной этого могут служить и определенные  ограничения в овладении средствами общения (как неречевыми, к которым относятся мимические и жестовые, так и речевыми). Во всех случаях следует избегать поспешных выводов. Они должны быть результатом внимательного наблюдения за  детьми со стороны воспитателей и психологов, а в случае необходимости, и других специалистов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3

Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...

Фотоархив развивающей среды по проекту "Учимся жить вместе"(ссылка)

Сдесь собраны фотографии по созданию развивающей среды по проекту "Учимся жить вместе"(ссылка)...

"Учимся жить среди людей"

Одной из важнейших задач дошкольного периода является социализация ребенка и важнейшая ее часть – развитие коммуникативности ребенка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми....

Творческая встреча с родителями "Как научить ребёнка жить среди людей"

Задача родителей и педагогов детского сада – помочь ребенку понять окружающий его мир, создать условия для развития бережного к нему отношения, развивать у детей чувство собственного достоинства, знак...

Тренинг для педагогов «Сотрудничество, или умение жить среди людей»

Цель и задачи: развитие самораскрытия, самопознания личности, прояснение Я-концепции, умения анализировать и определять личностные характеристики. Активизация процесса самопознания. Создание в группе ...

Научиться жить среди людей.

Социализация как важный этап для ребенка с аутизмом....