Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
презентация к уроку по теме

Кочергина Ольга Сергеевна

 

Выступление - презентация

 

Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада

 

1 слайд (вступление)

В настоящее время многие родители  очень рано отдают детей в ясельную группу, не понимая как трудно для некоторых малышей проходить новый этап в своей жизни. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка психологической травмой. Очень важно, чтобы переход из дома в детский сад был плавным, мягким, бестравматичным.

2 слайд

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, психологическом.

Уровни адаптации

  • Физиологический
  • Психологический

3 слайд

Адаптация является активным процессом, приводящим к:

  • Позитивным результатам (адаптированность)

При этом выделяются критерии успешной адаптации:

  • Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность)
  • Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования)
  • Негативным (стресс)

В возрасте 1–3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.

Поэтому, поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.

Чтобы избежать этих осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходимо подготавливать ребенка как на физиологическом уровне, так и на психологическом.

4 слайд

Физиологическая адаптация зависит от общего физиологического состояния ребенка (здоровья, иммунитета), также от образа жизни, предпочтений в питании.

Физиологический уровень адаптации

(надо привыкнуть)

 

  1. Невозможности уединения
  2. Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам
  3. К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам(необходимости сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)
  4. Необходимости самоограничений

5 слайд

Психологический уровень адаптации

(предстоит привыкнуть)

 

  1. Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать
  2. Необходимости отстаивать свое личное пространство
  3. К отсутствию значимого взрослого ( мамы, папы…)
  4. Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами

6 слайд

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Факторы, от которых зависит течение адаптации:

  1. Возраст ребенка
  2. Состояние здоровья
  3. Уровень развития
  4. Умение общаться со сверстниками
  5. Сформированность предметной и игровой деятельности
  6. Приближенность домашнего

       режима к режиму ДОУ

 

 

7 слайд

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: (обновление слайда)

  1. Острый, т. е.  Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).
  2. Подострый, т. е. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
  3. Компенсационный, т. е. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

 Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

8 слайд

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

Степени тяжести адаптации

Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.

Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).

Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.

9 слайд

Советы родителям

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение. Часто сталкиваются с трудностями и бывают сами не готовы к их преодолению. Рассмотрим типичные ошибки и способы их преодоления.

 (Обновление слайда)

  1. В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение.

 Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома ребенок соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

  1. Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы.

Это не выход из ситуации. От Вас требуется только терпение и помощь. Все что нужно вашему малышу - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели всегда вам готовы помочь в этот непростой для вашей семьи период.

  1. Еще одна ошибка родителей – это пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности.

Прежде всего, вам нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются. Это состояние передается детям. Следует избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает  детскую тревогу.

  1. Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителям.

Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже ни так много внимания как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим  мама показывает, что нечего бояться, потому что она  все также рядом.

 

10 слайд

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • адекватная реакция на любое предложение воспитателя;
  • нормальное эмоциональное состояние.

11 слайд 

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по разному.  Но привыкание к детскому саду – это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

  • От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка.
  • Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут". 
  • По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.

Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка!

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptaciya_detey_k_dou.pptx1.41 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

С обрание для родителей Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 62

Слайд 2

Адаптация – процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, психологическом. УРОВНИ АДАПТАЦИИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ

Слайд 3

Адаптация является активным процессом приводящим к: позитивным результатам ( адаптированность ) Критерии успешной адаптации: 1.Внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) 2. Внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования) Негативным результатам (стресс)

Слайд 6

Факторы, от которых зависит течение адаптации: в озраст ребенка с остояние здоровья у ровень развития у мение общаться со сверстниками с формированность предметной и игровой деятельности п риближенность домашнего режима к режиму ДОУ

Слайд 7

Три фазы адаптационного процесса

Слайд 8

Степени тяжести адаптации Легкая степень: 10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки . Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса. Тяжелая степень: 3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели ). Очень тяжелая степень: около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовый» ребенок.

Слайд 9

Советы родителям Частые ошибки родителей Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. Обвинение и наказание ребенка за слезы. От Вас требуется только терпение и помощь . Пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Прежде всего, вам нужно успокоиться. Это состояние передается детям. Пониженное внимание к ребенку. Рекомендуется , как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни.

Слайд 10

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ : хороший аппетит; спокойный сон; охотное общение с другими детьми; адекватная реакция на любое предложение воспитателя; нормальное эмоциональное состояние.

Слайд 11

Советы родителям Помните всегда : От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка. Никогда не говорите фразы типа: «Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут». По утрам когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу , с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день. Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка!

Слайд 12

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада.

Задача: создание необходимых условий  для наиболее адекватного, безболезненного приспособления ребенка к новым условиям. Мною были учтены ФГОС направленные на развитие детей раннего возраста по с...

Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

Рекомендации для родителей групп раннего возраста “ Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ “.

Рекомендации для родителей групп раннего возраста“ Адаптация детей раннего возраста к условиям  ДОУ “. Период адаптации- тяжелое время для ребенка, его родителей. В среднем адапт...

Программа психолого-педагогического сопровождения педагогов, детей и родителей в период подготовки к адаптации и собственно адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ «Радужный Мостик»

Данная программа предназначена для профилактики негативных последствий стрессовых ситуаций у детей и родителей в период адаптации к условиям ДОУ....

Родительское собрание в группе раннего возраста «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Родительское собрание в группе раннего возраста«Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Консультация для родителей группы раннего возраста Тема: «Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»

Консультация для родителей .Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей;Дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...