Как помочь развитию речи детей?
статья (младшая группа) по теме

Рекомендации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_rechi.odt27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Как  помочь  развитию  речи  детей?

Как  помогать развитию речи  у  детей? Общайтесь  с  ним ! Старайтесь разговаривать  с  ребенком как  можно чаще: описывайте  предметы,  которые  привлекли его  внимание, а  также ваши  совместные  действия. Совместные  действия  лучше  всего  облечь  в  форму  игры.  Предложенные  игры  могут дать  импульс и для вашего  творчества- вы  сможете придумывать  их  сами, исходя  из  особенностей  развития малыша и  его  интересов.

Достаточный  словарный запас, умение произносить слова и  строить  из них  предложения- все это  дает правильное обшение  взрослого  и  ребенка.

Разговаривая с малышом  , не прибегайте к сложным для него  словам. При  диалоге  с ребенком , задавайте  ему вопросы. Например, (Что это покатилось?). Если  затрудняется ответить, придите  на помощь, скажите  сами: (Это мяч!).

Лучше  сразу  приучать малыша  говорить  правильно. Многие поддаются  сооблазну умилятся забавному лепету и  даже  подражать  ему, но если  не  исправлять детскую  речь, развитие ребенка может  задержаться.

Разговаривайте  с ребенком так, чтобы он видел вашу  мимику  и артикуляцию. Говорите медленнее ,если  заметите : ребенок не успел  уловить смысл  ваших  слов. При  необходимости повторите  сказанное.

Ежедневно читайте  подросшему  малышу. Так он будет открывать для  себя окружающий  мир  и  обогащать свою  речь.  Чтение  должно стать для ребенка  привычным ,а  главное — приятным  занятием.

С  точки зрения ребенка, игра-это получение удовольствия  от  жизни.

Без  игры ребенку  нечего делать. Игра — это ведущий вид деятельности  в  детском возрасте. Именно она  дает возможность ребенку  развиваться.

Игра  должна  быть интересна  обоим — и малышу , и взрослому. Играя со  взрослыми , малыш  осваивает  очень  многие действия, овладевать которыми сам  он  не смог бы. И  потом ребенок будет  с  успехом воспроизводить  их  самостоятельно. Если общение  во время  игры сложилось доброжелательное, то помимо  остального  у  ребенка будет  формироваться  творческий  подход  к  делу, независимость  в  суждениях  и  правильная  самооценка.

Игра поможет  малышу научиться осуществлять задуманное,  реализовывать  свои  планы, принимать решения, доводить  начатое до конца.

Она же прививает навыки общения, способность взаимодействовать как  со сверстниками , так  и со взрослыми. Чем разнообразнее игры,  тем  легче и  успешнее  будет  его  переход  к  новым  жизненным  этапам.

Что   дают  развивающие   игры

  1. В  играх вы  обучаете  ребенка. Занятия в  виде игры  дадут  намного  больше  знаний  и  умений  ,чем скучное, утомительное «серьезное»  обучение.
  2. Во  время  игры  вы  общаетесь с  ребенком , и это общение- полноценное!  И  разговор  идет  содержательный, и  устанавливается  эмоциональный  контакт,  оождается  радость.
  3. В  игре  вы  лучше  узнаете  ребенка.
  4. В  совместных  играх вы  имеете  возможность наблюдать  за  его  развитием.
  5. Игра  способствует  социальному  развитию  ребенка.  В  игре  он  овладевает  навыками  общения, узнает  ,что  можно  и  что  нельзя,  что  хорошо , а  что  плохо,  узнает свойства  вещей  и  как  можно  с  ними  обращаться,  усваивает  значения  слов  и  их  правильное  произнесение  и  использование.

Развитие речи -комплексная  задача . В  ее решении можно добиться  заметных  результатов , если  наряду  с  обучением  ребенка четко  выговаривать  звуки,  постоянно  расширять  его  познания  об  окружающем  мире , развивать  творческие  задатки , фантазию  и  не  оставлять  без  работы  пальчики

ПУШИСТАЯ    КОШЕЧКА

 Эту  игру можно использовать для  знакомства  ребенка с  такими  свойствами  предметов ,как «пушистый»  или  «гладкий». Сравнивая предметы по  этим качествам ,малыш развивает тактильное восприятие.

Что  нужно  для  игры:

  1. желание  поиграть.
  2. Лоскуток гладкой ткани.
  3. Лоскуток «пушистой» ткани.
  4. Кусочки бумаги с  разной фактурой- шелковистой, бархатистой и т. д.
  5. Небольшой мешочек.

Как  играть:

Спойте малышу  песенку:

Серенькая кошечка

села на окошечко.

Хвостиком виляет,

глазки закрывает.

Вырежьте из  разных лоскутков два силуэта кошечки.Можете погладить сначала пушистую «кошечку», затем гладкую  и  сказать:

-Вот  какая пушистая кошечка! А у этой гладкая  шерстка!

После этого малыш должен сам провести пальчиками по  поверхности лоскутков.

Вырежьте кошечек из  бархатной бумаги, с  шелковистой фактурой и  т. д. Обращайте  внимания малыша на  то, что  поверхности  всех этих  материалов  будет разная  на  ощупь: мягкая, ворсистая, скользкая  и  т. д.

А  можно  поиграть  так:

Спрячьте  2-3  фигурки  кошечек   из  разных  материалов  в небольшой  мешочек из  ткани , и  пусть ребенок не  глядя достает фигурки по  очереди и  называет , какая у  них «шерсть».

Во  время  игры:

Ребенок испытывает разнообразные  тактильные  ощущения,  тренирует  кисти,  пальчики

ЯБЛОЧКИ  НА  БЛЮДЕЧКАХ

что нужно для игры:

  1. несколько яблок красного, желтого, и зеленого цвета.
  2. Большая тарелка или блюдо.
  3. 2-3 блюдечка

Как  играть:

Сядьте  с  малышом  поудобнее.  Поставьте напротив  блюдо , в котором лежат 5-6 яблок  желтого и  красного цветов. Рядом  поставьте два блюдечка. Возьмите одно  яблоко  и  скажите: «красное яблочко», после  этого  положите  его  на блюдце.  Затем  возьмите следующее  яблочко,  называйте его  цвет: »желтое»-и кладите на  другое блюдечко.  Таким  образом вы  разложите  все  яблоки.

Повторите игру  несколько раз ,чтобы малыш  почувствовал себя уверенно и  захотел сам раскладывать яблоки  на  блюдечи.

Вариант: фрукты можно вырезать из  картона ярких  цветов, потом  поиграть по  той  же  схеме.

Во  время игры:

Ребенок учится  различать цвета,  узнавать  их названия, приучается к  самостоятельности.

ПИРОЖКИ

что  нужно для  игры:

  1. желание  поиграть
  2. 5-6 пирожков различной  формы — круглые, квадратные,треугольные, овальные. Пирожки можно заменить пряниками  или печеньем.
  3. Поднос
  4. несколько тарелочек.

Как  играть:

Положите  на поднос несколько пирожков и  объясните малышу:

  1. Вот это квадратный пирожок, вот это круглый. Потом спросите:
  2. А  где  еще круглый? А где еще квадратный?

Помогите малышу разложить на два  блюдечка пирожки  разной  формы: на одно -квадратные, а  на  другое — круглые. Порадуйтесь тому, как ловко у  ребенка  это  получилось.

А  можно поиграть  так:

«Пирожки» можно вырезать  из картона  или плотной  бумаги и раскрасить, чтобы  они  получились  аппетитными. «Пирожки» должны  быть разной формы и не больше 5-6 см. Вместе с ребенком красиво разложите изделия  на  большую  тарелку, настоящую  или  картонную,- и угощайте игрушки:

-Вот  тебе, Катя, квадратный  пирожок, а  тебе, мишка, - треугольный!

Во  время  игры:

Ребенок  учится  определять и  называть   форму  предмета,  вступать  в  диалог,  отвечать на  вопросы.    

КОРОБОЧКА  С  СЕКРЕТОМ

 Из картонных коробок ,оставшихся от обуви, телефона,фотоаппарата, получаются замечательные игрушки, они же - «учебные пособия».

Что нужно для игры:

коробка с легко открывающейся крышкой

небольшие картонки  с нарисованными или наклеенными рисунками(фигурки  животных, знакомые предметы, посуда,фрукты,овощи  и  т. д.

Игрушки небольшого  размера

как  играть:

В  крышке коробки вырежьте продолговатое  отверстие, чтобы в него входили перечисленные предметы. Сядьте рядом  с ребенком.Покажите ребенку, например, вырезанное из картона яблоко:

  1. Смотри,  яблочко!

И просуньте «яблочко» в  отверстие крышки. Потрясите коробку и скажите:

  1. Ой, Что  там?!

Откройте коробку, достаньте предмет, покажите  его малышу и скажите:

  1. Яблочко!

Потом таким  же  образом закладывайте в коробку и доставайте из нее другие предметы.Только обязательно каждый раз четко произносите слова!И  при этом ребенок должен видеть, как  вы это  делаете, он  будет подражать вашей  артикуляции. Название предмета лучше произносить не один, а  несколько  раз.

После  этого дайте ребенку возможность самому положить в  коробку то, что он хочет. Если он затрудняется  назвать  нужное  слово,  говорите  за него, подсказывайте  ему.

А  потом  можно показать  коробку  мишке или зайке, пусть  он  «заглянет» в коробку, а  вы  поинтересуйтесь: «Мишка,смотри , что тут? Правильно, конфета!» Достаньте  конфету  из  коробки и  покажите мишке, но  так, чтобы  и  ребенку  было  видно.

Во  время  игры:

Ребенок  учится  отвечать  на  вопросы «Что там?»  и  «Что  здесь?»,  правильно  выговаривает слова, узнавать  слова,  обозначающие знакомые  предметы,  вовлекается   в  поисковую  деятельность.

Важно!

Самое важное в обучении  малыша- ваше собственное желание заниматься. У  ребенка , можете не  сомневаться ,оно есть!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей «Развитие речи детей среднего возраста. Чем могут помочь своему ребенку родители?»

Раскрыты особенности развития речи детей среднего возраста. Родителям даны рекомендации, чем они могут помочь своему ребенку....

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Рекомендации родителям «Как помочь развитию речи детей раннего возраста»

Рекомендации родителям «Как помочь развитию речи детей раннего возраста»...

Дидактическое пособие по социально - коммуникативному развитию для детей3-5 лет "Семья"

Данное пособие содержит и наглядный и дидактический материал для знакомства детей с членами семьи, родственными связями, обязанностями каждого члена семьи и направленн на  нравственно- патриотиче...

Сценарий досуга по развитию речи для детей3-5 лет "Чудеса в волшебном замке"

В процессе путешествия по разноцветным комнатам волшебного замка дети знакомятся с феей Геометрией, феей пальчиковых кукол, Рифмушкой-хохотушкой, грустным и веселым клоуном. Дети играют со сказочными ...

«Театрализация и развитие речи (направления деятельности)». Почему театральная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей?

Потому, что театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средст...