Семь "золотых" правил наказания
статья на тему

Шевелева Нина Николаевна

 

Как надо наказывать,

 или Семь «золотых» правил наказания.

Когда ребенка все – таки приходится наказывать, сделать это можно по – разному. И лучше всего так, чтобы этот неприятный «педагогический акт» все –таки принес пользу, не правда ли? Итак, каким же должно быть наказание? Известный психолог Владимир Леви предлагает, например, такие характеристики «правильного» наказания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nakazaniya.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Как надо наказывать,

 или Семь «золотых» правил наказания.

Когда ребенка все – таки приходится наказывать, сделать это можно по – разному. И лучше всего так, чтобы этот неприятный «педагогический акт» все –таки принес пользу, не правда ли? Итак, каким же должно быть наказание? Известный психолог Владимир Леви предлагает, например, такие характеристики «правильного» наказания.

Правило первое

Наказание не должно причинять вреда – физического или психологического.

Правило второе

Нельзя наказывать «для профилактики»! наказание должно следовать только за реальным поступком и только в том случае, если другого способа донести информацию до ребенка вы действительно не видите.

Правило третье

Наказание должно быть одно. Даже если дитя натворило сто бед подряд, наказание должно быть единым, сразу за все.

Применять целый комплекс «карательных» мер недопустимо!

Правило четвертое

Наказание не должно отменять награды: нельзя лишать ребенка того, что уже было подарено ему прежде.

Нельзя в качестве наказания нарушать данные ему ранее обещания, если это не было специально оговорено. (Можно заранее предупредить: «Если ты сделаешь то – то и то – то, в зоопарк в воскресенье не пойдем». Но заявить в воскресенье утром : «Ах так! Ты, оказывается, опять набезобразничал? Ну все, зоопарк отменяется! – нельзя.»)

Правило пятое

Наказание должно следовать сразу за «преступлением». Нельзя наказывать ребенка за то, что он совершил месяц назад, пусть вы даже и узнали об этом только что.

Наказание должно быть разовой и непродолжительной акцией, его нельзя растягивать надолго. Натворил – наказали – и точка.

Нельзя вновь и вновь возвращаться к уже исчерпанному вопросу.

Правило шестое

Наказание должно быть неприятным для ребенка, но ни в коем случае не унизительным!

Ребенок должен понимать, что наказание связано именно с проступком, что это не пустая демонстрация родительской власти и родительского превосходства.

Справедливость – едва ли не главная характеристика «правильного» наказания.

Правило седьмое

Наказание не должно быть шантажом. Нельзя манипулировать чувствами ребенка, предупреждать, что вы будете огорчены его поведением.

Если больше всего на свете ребенок будет бояться огорчить любимую мамочку, он либо станет задерживаться в развитии, либо довольно быстро научиться вас обманывать.

«Правила для правил»

  1. Правил и запретов не должно быть очень много.
  2. Правила и запреты должны быть сформулированы четко и ясно. Утверждение «Телевизор нельзя смотреть долго» - неправильно, потому что «долго» - понятие весьма и весьма относительное. Правильная формулировка такая: «Можно смотреть два мультика в день».
  3. Правило должно соблюдаться всегда. Если вы установили правило, вы несете полную ответственность за его соблюдение. Даже если вы очень устали или заняты самыми важными, неотложными делами, вы обязаны «по первому свистку» встать на защиту своего правила. Поверьте, последовательность – великая сила! Даже самый упрямый упрямец довольно быстро привыкает к соблюдению правил, если постоянно убеждается в их твердости.
  4. Пресекая недопустимое поведение ребенка, сохраняйте спокойствие – признак вашей уверенности. Негромко, но твердо скажите: «Стой!». Это гораздо лучше, чем восклицать: «Нет!» или «Нельзя!». Слово «Стой!», как правило, не вызывает протестной реакции, оно действительно останавливает. Помимо слов, не забывайте задействовать и другие каналы: смотрите в глаза, прикоснитесь к нему. Это поможет отвлечься от того, чем он в данный момент поглощен, и переключить внимание на вас. Теперь вы можете предложить ему какое – то другое занятие.

Если же эти простые действия не дают немедленного результата и строптивец продолжает двигаться в запретном направлении, вы должны донести до него, что ваша решимость отстоять правило ничуть не слабее, чем его упорство. Сообщите ребенку словами, интонациями, мимикой, что вы не боитесь его ярости и не спасуете перед ней. Пусть он знает: есть случаи, когда брать родителей на измор пронзительными криками и катанием по полу бесполезно – не получиться. Никогда не отворачивайтесь от ребенка. Скажите ему: «Я тебе помогу, и ты справишься с гневом. Но правило нужно выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Консультация для родителей. "К вопросу о наказании"

Как поступить родителям, решая вопрос о наказании ребенка....

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Наказание и поощрение.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребёнка....

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...