"Психологические особенности ребенка дошкольного возраста"
консультация по теме

Лукебанова Ирина Павловна

Консультация для родителей, в которой содержится материал по описанию основных психологических особенностей развития ребенка дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Психологические особенности ребенка дошкольного возраста.

    Двух - четырехлетний возраст для многих людей является именно тем возрастом, с которого они помнят себя. Для большинства родителей 4-5 летних детей это «золотое время» родительства.

    Но временами ребенок бывает просто невыносим: упрям, капризен, агрессивен, зануден и т.д.

Известный зарубежный педагог Э. Кэй писала: «Ребенок в глубине своего внутреннего «Я» чувствует, что имеет право быть «нехорошим», право, которым взрослые пользуются беспрепятственно. В девяти из десяти случаев следует закрывать глаза на детские недостатки, воздерживаясь от непосредственного вмешательства, которое обыкновенно бывает ошибочным, а вместо этого направить всю свою бдительность на окружающее, в котором ребенок растет, и на свое собственное самовоспитание – вот в чем заключается искусство естественного воспитания». Прошло сто лет, а эти слова по-прежнему современны.

    Каковы же психологические особенности дошкольного возраста? Остановимся на некоторых из них, важных для сегодняшнего разговора.

  1. Эмоциональность. Ребенок познает мир чувствами и еще не всегда умеет справиться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Большую силу здесь имеют руки родителей: объятия, прикосновения, жесты, останавливающие, уводящие и т.д. Руки родителей – источники ощущений, а, следовательно, и чувств, обладают магической силой влияния на ребенка, порой большей, чем слово или подарок. Ребенок имеет право быть «плохим», а не только всегда «хорошим». Легкая переключаемость эмоций, подражание, даже негативные проявления (упрямство, страхи, агрессивность) – это ситуации с большим потенциалом развития личности ребенка, они трудны для родителей, но именно в этих ситуациях тренируются воля, самоконтроль ребенка, узнавание себя и границ возможного и многое другое при условии правильного реагирования со стороны родителей.
  2. Любознательность. К пяти годам у малыша появляется стремление быть полезным. Труд для других. Наблюдение за взрослыми как источник знания об окружающем: как родители говорят, каким тоном, в каком настроении, как разрешают конфликты, как справляются с неудачами, как помогают друг другу, окружающим, как проявляют заботу и др. Все дошкольное время перед родителями стоит задача самовоспитания и самосовершенствования как необходимого инструмента воспитания ребенка: малыш воспитывается именно через наблюдение и подражание, а вовсе не через нотации и педагогические сентенции. Игра служит источником тренировки в освоении различных жизненных ситуаций.  Роль родителей в детской игре. Использование игровых ситуаций в воспитании и речевом развитии ребенка. Когда мы стремимся приохотить человека к чему-либо, мы на первых порах воздерживаемся от критических замечаний. Это всеобщий закон, который распространяется на все виды деятельности, на развитие всех человеческих интересов без исключения.

    Родительство – это работа. Основная задача родителей, в конечном итоге, - научить ребенка обходиться без них. Но нередко вмешиваются родительское честолюбие, желание, чтобы именно ребенок реализовал то, что самому взрослому в своей жизни не случилось сделать (стать врачом, пианистом, спортсменом и т.д.). Драгоценное время уходит на то, чтобы заставить ребенка поверить: он хочет того же, что и родитель, а задача развития зрелой личности становится второстепенной. У родителей просто не остается времени и сил, чтобы разглядеть своего ребенка – что он хочет, умеет, к чему тянется и чего желает.

    Потребность в общении у ребенка неразрывно связана с потребностью в ласке. От родительства чаще и быстрее устают те мамы и папы, кто неравномерно тратит свои усилия, совершает ошибки при общении.

    Особенностью данного возраста являются эмоциональность, любознательность и подражание, ребенок во всем старается походить на маму и папу. И это требует дисциплинированности, как от родителей, так и от других взрослых, окружающих наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Определение рамок «нормы» и «патологии» («анома­лии») на сегодняшний день остается предметом дискус­сий для представителей различных наук. С позиций психологии более адекватным является рассмотрение э...

"Психологические особенности детей дошкольного возраста"

Психическое развитие ребенка в дошкольном детстве изучено достаточно подробно. Тем не менее, раскрыть динами­ку развития психических процессов (восприятие, память, мышление, воображение и др.), ...

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Краткое описание психологических особенностей детей с 2 до 7 лет....

Психологические особенности детей дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ1 ЭМОЦИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста1.2. Особенности эмоц...

Психологические особенности детей дошкольного возраста с зпр.

В выступлении раскрыты :  психологические особенности развития  детей с задержкой психического развития, познавательные особенности детей....

Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста

Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...