"Адаптация детей к условиям в ДОУ"
консультация (младшая группа) по теме
В данном разделе имеются консультации для родителей дети, которых поступают в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya.doc | 27.5 КБ |
adaptaciya_dou.doc | 45 КБ |
metodich._rekomendac._po_adapt.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребенок не хочет идти в детский сад.
Если каждое утро, как только ваш ребенок слышит: "Вставай, пора в садик!", он тут же начинает ныть и говорить, что у него либо голова заболела, либо животик прихватил, либо еще что придумывает, то не спешите его ругать и обличать во лжи. В тоже время и идти на поводу, оставляя малыша дома, не надо.
Маленькие дети - хорошие манипуляторы. Стоит один раз пойти на поводу у каприза ребенка, то есть разрешить ему то, что он просит, дальше, будьте уверены, малыш начнет прибегать к этому способу снова и снова.
Дети в силу своих возрастных особенностей с трудом могут словами объяснить, что они чувствуют, что их беспокоит. Как правило, в таких ситуациях, когда им что-то не хочется делать, они "болеют". Важно в эти моменты спокойно поговорить с ребенком, выяснить, что случилось.
Возможно, малыш в детском саду с кем-то поссорился и поэтому отказывается идти туда. А может, ребенок просто устал от детей, от воспитателей - все мы живые люди. Вполне вероятно, небольшой паузы будет достаточно, чтобы он сам захотел пойти в детский сад.
Предварительный просмотр:
Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад одна из ступенек детства, по которым поднимаются в срок, а три года - возраст, на взгляд родителей, подходящий. К тому же сам ребенок твердит, что ему скучно, и хочется играть с детьми... Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребенка регресс во всем достигнутом: в речи, навыках, умениях, игре. Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура... Ему не мил детский сад и малыш почти неузнаваем, словно его «подменили». «Подменили» не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. И негативные, протекающие на всех уровнях сдвиги в детском организме - важные индикаторы степени влияния на ребенка периода адаптации (приспособления). Организм и душа ребенка - в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребенок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится сам собой, в случае легкой адаптации. Есть еще и промежуточный вариант.
Эмоциональный портрет новичка, поступившего в детский сад
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: то подавленность и безучастность ко всему, то ребенок напоминает «белку в колесе». Вырываясь из рук воспитателей, мчится к выходу, конфликтуя со всеми на ходу. И вдруг бессильно замолкает, окаменев. Плач - от хныканья до постоянного. В палитру плача входит также и «плач за компанию», которым уже почти адаптированный к саду ребенок поддерживает новичков, пришедших в группу.
СТРАХ: во всем скрытая угроза : от неизвестной обстановки и встречи с новыми детьми, до новых взрослых, а главное, то, что Вы забудете и не придете вечером, чтобы забрать домой... Родительские переживания особенностей нового этапа жизни ребенка, еще более усугубляют страх.
ГНЕВ и рождаемая им агрессия готовы без искры разгореться, будто в ребенке - «пороховая бочка».
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ: немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Доминирование их, возвещает о завершении у вашего ребенка адаптационного периода. Радость, улыбка и веселый смех - главные «лекарства» и противовес всем отрицательным эмоциям.
СОЦИАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ: на смену «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», что,однако, является инициативой мнимой - выходом из сложившегося положения. Она не направлена на улучшение общения со сверстниками. Если проявить терпение и такт, то в три года малыш способен выбрать повод для контакта. В коммуникабельности ребенка - успех исхода адаптационного процесса.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ снижается и угасает на фоне стрессовых реакций: нет интереса к игрушкам, не хочется знакомиться со сверстниками и понять, что происходит рядом. «Почемучка» словно в зимней спячке, но когда он проснется, или в конце концов Вы все-таки «разбудите» его посредством положительных эмоций, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем.
СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: почти все давно усвоенные и успешно используемые дома навыки самообслуживания под прессом стресса малыш может «растерять». По мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива, он вдруг «вспоминает» забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивает новые.
ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ: не отвечает на вопросы, затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса. На фоне стресса имеющийся словарный запас скудеет: употребление младенческих или облегченных слов без существительных и прилагательных. Одни глаголы! В ответах на вопросы - «телеграфный стиль». Такая речь - итог тяжелой адаптации.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ: заторможенность или неуправляемая гиперактивность. Не путайте активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка!
СОН: если ребенок и засыпает, а не рыдает на кровати, то сон его беспокойный, прерывается внезапным пробуждением. По мере привыкания он сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно.
АППЕТИТ у ребенка тем хуже, чем менее благоприятно он адаптируется. «Волчий аппетит» возникает при попытке хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация повышенного или пониженного аппетита сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного периода не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета.
Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации характеризуется потерей в весе или внезапным, без каких-то видимых причин, кратковременным повышением температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша, извращает ряд важных физиологических реакций, необходимых для поддержки состояния здоровья, и - нет больше защитного панциря, защищающего от всех болезней. От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться заново. Цепочка «разлука-страх-стресс-срыв адаптации-болезнь с осложнениями» повторяется в течение нескольких месяцев. Таких детей желательно не отдавать в три года в детский сад.
Тип легкой адаптации характеризуется привыканием к новой обстановке - в течение полумесяца, а изменения, которые видны в поведении ребенка кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Промежуточный вариант - средней тяжести течение периода различных адаптационнных изменений в детском организме характеризуется сроком адаптации - больше месяца, иногда во время нее возможны заболевания без каких-либо осложнений.
Чем спровоцирован стресс у ребенка в подобной ситуации? Не столько - отрывом от значимых взрослых (ими в течение всего дошкольного периода являются близкие в семье), и особенно от матери, сколько несовершенством адаптационнных механизмов ребенка Ведь, чтобы продержаться в новой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребенок не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. Кроме того, второе полугодие третьего года жизни малыш впервые ощущает себя как личность и хочет, чтобы это видели другие. Родителям проще, чтобы все было как раньше. Отстаивая свою личность, психика малыша становится ранимее, чем прежде, а тут, дополнительно к нагрузке кризиса трех лет, - груз адаптации к детскому саду. Малыш не баловень, и не упрямец, и ничего не хочет сделать Вам назло. Все то, что видите Вы - это издержки адаптации, ее «цена» и «плата» для ребенка. От Вас зависит, чтобы эта «плата» была минимальной и не пришлось лечить нанесенные ребенку травмы всю жизнь.
Чем помочь ребенку?
• Не отдавайте ребенка в детсад в разгаре кризиса трех лет. Этот кризис - первая попытка самореализации.
• «Раскройте секреты» малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
• Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы: ребенок не слушая, слушает.
• Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.
• Учите ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.
• Введите режимные моменты детского сада в домашний режим дня .
• Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат вероятность возникновения возможных осложнений.
• Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.
• Не нервничайте и не показывайте свою тревогу приводя ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские способы реагирования и включает их в собственную модель и стиль поведения.
• Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.
• Забирайте первое время пораньше домой, создайте спокойный, бесконфлитный климат для него в семье.
• Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время прекратите походы в цирк, в театр, в гости и другие многолюдные и шумные места, сократите просмотр телепередач.
• Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с температурой в группе.
• Не реагируйте на выходки ребенка и не наказывайте его за детские капризы.
Как не надо вести себя родителям с ребенком, когда он начал посещать впервые детский сад.
• В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
• «Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних забирать его домой.
• Мешать его контактам с детьми в группе: значимый взрослый, оставаясь в группе наблюдать за своим ребенком порождает ситуацию двойственности, которая усугубляет в ребенке качество нерешительности и препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
• Наказывать за детские капризы. Обратите внимание: ребенок капризен и своеволен лишь тогда, когда ему действительно ничто не угрожает. Балуясь, он испытывает и себя, и мир на прочность, он определяет до каких допустимых границ могут простираться его действия в этом мире. При малейшем страхе, намеке на опасность он бежит искать защиты и помощи у взрослых, становясь образцом послушания. Это - признание своей ошибки и просьба о помощи. Ведь своего опыта еще нет. Требуется грамотная помощь взрослых: в трудной ситуации - дать образец новой формы поведения в изменившихся условиях.
Обучение способностям реагировать на ситуацию формирует качество ответственности - предпосылку самореализации. Родителям следует помнить, что в режиме повиновения существует опасность внедрения в ребенка негативных программ, особенно неосознанного и непрочувствованного чувства вины. И если ответственность дарит силу для изменения своей жизни, то вина тратит силу впустую, расточает ее. Получив от родителей представление о себе как о «жертве», человек продолжает быть доступным для манипуляций и все более удаляется в сторону от тех жизненных выборов, которые приносили бы только пользу и удовлетворение.
Идеальный возраст для адаптации - 1год 8 месяцев, когда в развитии ребенка отмечается прогресс и он настолько понятлив, что мы приступаем к его планомерному обучению, по сути - к подготовке к школе. Важно не погасить эту понятливость,что легко сделать, если ребенок играет примитивно, без смысла и выдумки, вызывая у родителей недовольство и досаду, которые лишь укоренят в более старшем возрасте неуверенность и чувство вины. У оказавшихся рядом малышей в этом возрасте не все ладится, они далеки от взаимопонимания и, хотя уже не могут друг без друга, еще не могут и друг с другом.
Бурно формируется основное волевое качество - способность в одних условиях действовать со всей энергией, а в других - сдерживать, ограничивать себя. Именно в этот период дает о себе знать темперамент и формирующийся характер ребенка, поэтому нельзя требовать от ребенка ровного настроения, реагирования: ребенок должен отреагировать все свои эмоции, отреагивать их мощно, испытав восторг и подъем игры, не сдерживая себя среди столь же эмоциональных сверстников.
Экспериментально доказано, что в игре ребенок в полтора-два раза превосходит свои показатели зрения, слуха, физические возможности. Эмоциональность - фундамент умственного развития. Эмоции - то звено, за которое вытаскивается вся цепь психического развития. Даже при задержке речевого развития, многокрасочность и разнообразие эмоций является залогом умственной полноценности ребенка. Хочется напомнить простой механизм: интерес к чему-либо проявляется через удивление, а удивиться может человек богатый эмоционально!
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации адаптации
(по материалам Борисенко М.Г., Камышниковой О.Е. , Кирюхиной Н.В. и др.)
Адаптация – приспособление органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их наилучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней перегрузки.
Виды адаптации:
- Биологическая адаптация – приспособление человека к существованию в определенных климатографических условиях;
- Социальная адаптация – приспособление к социальным условиям;
- Физиологическая адаптация – это реакция организма, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации.
Степени тяжести адаптации:
- Легкая адаптация – поведение ребенка раннего возраста нормализуется в течение 1-2 месяцев, у дошкольников – за 10-15 дней: незначительное снижение аппетита, взаимоотношения со взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2-4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает.
- Адаптация средней тяжести – все нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными, нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20-40 дней, период угнетения ориентировочной деятельности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30-40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. Взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни предшествующие заболеванию, которое при этой форме возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений.
- Тяжелая адаптация – характеризуется значительной длительностью от 2 до 6 и более месяцев и тяжестью ее проявлений.
Варианты тяжелой адаптации
Первый вариант | Второй вариант |
Повторные заболевания, которые неблагоприятно отражаются на состоянии реактивности организма ребенка, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Чаще встречается у детей 1,5-2 лет, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье (токсикоз беременности у матери, осложнения при родах, заболевания периода новорожденности и т.д.) | Длительность и тяжесть проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита (не раньше 3х недель), длительно (в течение 30-40 дней)нарушается сон – чуткий, укороченный, снижена ориентировочная активность. Упорно избегают контактов со сверстниками, проявляет агрессию или уединяется. Отношение ко взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Чаще наблюдается у детей от3 лет |
ПРИЛОЖЕНИЯ
№1 Опросник для родителей «Сведения о ребенке»
- Имя и фамилия ребенка.
- Как Вы называете ребенка дома?
- Во что любит играть ребенок дома?
- Любимые игрушки Вашего ребенка.
- Охотно ли Ваш ребенок играет с другими детьми?
- Как Вы отмечаете семейные праздники, какое участие в них принимает ребенок?
- Любит ли ребенок помогать Вам? Что Вы можете ему доверить?
- Есть ли у Вашего ребенка способности, в чем это проявляется?
- Что преобладает в Вашем ребенке: жизнерадостность, оптимизм, согласие с окружающими, уверенность в себе или плаксивость, раздражительность.
- Как он относится к еде? Его любимая пища.
№2 Анкета для родителей
- Состав семьи
2. Ф.И.О. матери, место работы, телефон.
3. Ф.И.О. отца, место работы, телефон.
4. Ф.И.О. ребенка, дата рождения.
5. Ознакомлены ли Вы с условиями воспитания в детском саду:
- где
- когда
- кто ознакомил
- в какой форме
6. Знаете ли Вы, как проходит адаптация детей к ДОУ?
7. Из каких источников и когда Вы об этом узнали?
8. Готовили ли ребенка к поступлению в детский сад? В какой форме?
9. Кто в основном занимался воспитанием ребенка?
10. Посещал ли ребенок раньше д/с?
11. По какой причине Вы отдаете ребенка в ДОУ?
12. Соблюдается ли режим дня ребенка в семье?
13. Есть ли у ребенка привычки? Какие?
14. Охотно ли вступает в общение?
№3 Лист адаптации
Инструкция: по предложенным критериям оцените данный уровень от 1 до
5 баллов
Фамилия, имя ребенка_________________________________________________
Возраст_________________________________________________________________
Дата обследования_______________________________________________________
- Эмоциональный настрой ребенка во время прихода в детский сад
-5 - 4 - 3 - 2 -1 0 1 2 3 4 5
негативное настроение положительное настроение
- Отношение к расставанию с родителями.
________________________________________________________________________
-5 - 4 - 3 - 2 -1 0 1 2 3 4 5
возбужденное спокойное
- Изменение показателей физического развития ребенка.
- снижение веса
больше 3 мес. 2 мес. меньше мес.
длительное функциональное незначительное
- вегетативные реакции (потливость, дрожание рук и т.д.)
больше 3 мес. 2 мес. меньше мес.
длительное функциональное незначительное
- двигательная расторможенность
больше 3 мес. 2 мес. меньше мес.
длительное функциональное незначительное
- изменения со стороны желудочно-кишечного тракта
больше 3 мес. 2 мес. меньше мес.
длительное функциональное незначительное
- Адаптация к режимному моменту
- уровень сформированности культурно-гигиенических навыков
________________________________________________________________________
-5 - 4 - 3 - 2 -1 0 1 2 3 4 5
не сформированные сформированные
- отношения к приему пищи
________________________________________________________________________
-5 - 4 - 3 - 2 -1 0 1 2 3 4 5
отказывается от приема пищи ест с аппетитом
- отношение ко сну
________________________________________________________________________
-5 - 4 - 3 - 2 -1 0 1 2 3 4 5
сон неспокойный сон спокойный
- отношение к игре со взрослыми и сверстниками.
________________________________________________________________________
-5 - 4 - 3 - 2 -1 0 1 2 3 4 5
не играет играет
- Взаимодействие с коллективом сверстников.
________________________________________________________________________
-5 - 4 - 3 - 2 -1 0 1 2 3 4 5
изолирован ребенок-«звезда»
- Отношение ребенка к уходу из детского сада
________________________________________________________________________
-5 - 4 - 3 - 2 -1 0 1 2 3 4 5
возбужденное спокойное
Ключ к обработке результатов:
Общая сумма баллов:
- от 0 до17 – тяжелая адаптация;
- от 18 до 34 – адаптация средней тяжести;
- от 35 до 52 – легкая адаптация.
№4 Вопросник для родителей
ФИО__________________________________________
Дата заполнения________________________________
Инструкция: Уважаемые родители! Появились ли у вашего ребенка в период адаптации в д/с следующие признаки и наблюдались ли они более 6 месяцев? Принимается только ответ «да» (1 балл) или «нет» (0 баллов)
№ | Признаки | Баллы |
1. | Суетливые движения руками и ногами или, сидя на стуле, извивается | |
2. | С трудом остается на стуле при выполнении каких-либо занятий. | |
3. | Легко отвлекается на посторонние стимулы. | |
4. | С трудом ожидает очереди для вступления в игру. | |
5. | Отвечает на вопросы не подумав и раньше, чем вопрос будет закончен. | |
6. | С трудом выполняет инструкции других. | |
7. | С трудом удерживает внимание при выполнении заданий или в игровых ситуациях. | |
8. | Часто переключается с одного незаконченного дела на другое. | |
9. | Во время игр беспокоен. | |
10. | Часто чрезмерно разговорчив. | |
11. | В разговоре часто прерывает, навязывает свое мнение, в детских играх часто является «мишенью». | |
12. | Часто кажется, что не слышит, что сказано ему или ей. | |
13. | Часто теряет предметы или вещи, необходимые для работы дома (игрушки, карандаши, книги и др.) | |
14. | Игнорирует физическую опасность и возможные последствия (бежит по улице «без оглядки»). | |
Общее число баллов |
Библиография:
- Кирюхина Н.В. «Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» /практическое пособие М., 2005 «АЙРИС ПРЕСС»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей 2-3 лет в группе кратковременного пребывания «Адаптация детей к условия детского сада»
Адаптация к детскому учреждению - это время, необходимое для приспособления всех функций организма ребенка (физиологических и психологических) к пребыванию в новой обстановке, изначально чуждой ребенк...
Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада
Пространственно развивающая среда -как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада во второй младшей группе....
Адаптация детей к условиям ДОУ. Типичные ошибки родителей в период адаптации
познакомить родителей с процессом адаптации детей в детском саду; содействовать проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их г...
Тематический контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка»
Тематичессский контроль по теме: «Адаптация детей к условиям детского сада. Анализ работы воспитателей по адаптации детей в I-ой младшей группе №1 и №2 МБДОУ №1 «Русалочка» (план и карты контрол...
«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»
В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....
Предметно-развивающая среда как условие успешной адаптации детей к условиям детского сада.
В данной статье вы ознакомитесь, как необходимо организовать предметно - пространственную среду, чтобы она способствовала наиболее легкой адаптации детей в группе раннего возраста....
Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО
Создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации детей в условиях ДОО...