Обучение правилам этикета детей младшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Карташева Светлана Сергеевна

Предлагаю всем - и родителям и педагогам прочитать эту статью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседы и игры – инсценировки с детьми по теме: “УМЕЕМ ЛИ МЫ ОБЩАТЬСЯ"

Ребенок очень постепенно, при постоянном и внимательном общении овладевает этическими правилами поведения. Легче всего правила этикета формируются в дошкольном возрасте, и чем раньше ребенок с ними познакомится, тем естественнее он их будет выполнять. Здесь я привожу небольшие проблемные ситуации, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Использовать данный материал можно с помощью инсценировок и  бесед. Это поможет воспитателям сформировать у детей привычку выполнять общепринятые правила вежливости, научить культуре общения. Cпециальные вопросы направлены на то, что бы ребенок сам попробовал проанализировать поступки героев и понял, как нужно поступать  в данной   ситуации.  Cамое   главное, необходимо избегать назидательности  в  общении с детьми. Такую работу можно проводить в виде “посиделок” и сделать их в виде традиций – результатом которых будет развиваться мышление, речевая активность и творческое участие детей.

  1. Какие вежливые слова вы знаете?
  2. Как вы думаете, зачем люди говорят вежливые слова?
  3. Давайте поиграем и посмотрим, какие  вежливые слова вы говорите.

-На занятии у тебя сломался карандаш. Как ты попросишь карандаш у друга?

-Мальчик и девочка заходят в группу. Покажите, как они это сделают, что они скажут?

-Послушайте, что однажды произошло с одним мальчиком:

        Петя ловко ловит рыбу,

        Может плотик смастерить,

        Только “ Здравствуй” и “ Спасибо”

        Не умеет говорить.

Что можно сказать, какой это мальчик?

  1.   Мама с дочкой вышли гулять. Мама села на скамейку, а девочка стала играть в мячик. Вдруг, мячик покатился на проезжую часть дороги .  Как девочка должна поступить? Что она должна сказать маме?
  2. Вы играете в мяч. А один мальчик стоит один. Ему грустно. Что вы сделаете? Что вы скажете мальчику?
  3. Вошли в группу старенькая бабушка и молодая женщина. Кому вы первой подадите стул? Как вы предложите им сесть?
  4. Пришла в группу новенькая девочка. Она села на стул и сидит. Что нужно сделать?
  5. Тебе хочется построить из конструктора большой дом. Как ты предложишь товарищам строить вместе с тобой?
  6. Ты принес в группу машинку. Показал ее своим друзьям. Им тоже захотелось поиграть с ней. Как ты поступишь?
  7. Ты пообедал. Что ты должен сделать и сказать?
  8. У тебя развязалась косичка. Воспитательница подозвала тебя к себе и заплела ее. Что ты должна сказать?
  9. Мальчики, вы сидите за столом и кушаете. Вдруг , у девочки упала ложка. Как вы поступите?  Что вы ей скажете? Что должна вам ответить девочка?
  10. Ребята сидят за столом. Они обедают. У одного из них закончился хлеб. Как ребята будут поступать? Что они скажут друг другу?
  11. Две девочки играют. Одна девочка нечаянно толкнула другую. Как они должны поступить?
  12. Воспитатель попросила тебя отнести книгу в другую группу. Как ты это сделаешь? Как ты думаешь, что тебе скажет воспитатель?
  13. Один мальчик был дежурным. Он первым разделся, вымыл руки и пошел к столам, расталкивая детей и наступая им на ноги. “ Я ведь дежурный!” - сказал он. Какие ошибки допустил мальчик?
  14. Идут навстречу друг другу две девочки. Одна хочет войти в группу, а другая выйти. Кто кого должен пропустить? Как вы бы это сделали?
  15. Мальчик пришел в группу. Он поздоровался только с воспитателем и пошел играть. Что мальчик забыл сделать?
  16. Как  вы поступите, если увидите воспитателя из другой группы?  
  17. Ты пришел с прогулки, у тебя мокрые варежки. Кого и как ты попросишь о помощи?
  18. Дежурные не положили тебе ложку. Как ты поступишь?
  19. Ты не хочешь есть рыбу. Как ты об этом должен сказать воспитателю?
  20. Воспитатель разговаривает с ребенком. Тебе нужно у него что-то спросить. Как ты это сделаешь?
  21. Дети сидят за столом. Ты садишься последним и нечаянно проливаешь компот. Как нужно поступить в такой ситуации?
  22. У тебя укатился мяч .Мальчик поднял и бросил его тебе. Что ты скажешь ему
  23. Поссорились в группе два мальчика. Когда за одним из них пришла мама, он подбежал к ней и говорит : “Я с ним больше не дружу. Он плохой!» Правильно ли поступил мальчик? Можно ли его назвать другом?
  24. Все дети рисуют. Тебе нужно, что бы к тебе подошел воспитатель. Как ты его позовешь?
  25. После обеда все дети заснули, а тебе не хочется спать. Как ты поступишь?
  26. У тебя не получается застегнуть молнию. Как ты обратишься за помощью к подруге? К воспитателю? Что ты им скажешь?
  27. Тебе мама подарила новую книгу. Ты об этом рассказала воспитателю. Она попросила принести книгу в группу, что бы почитать ее всем детям. Но ты забыла книгу дома. Как ты об этом скажешь воспитателю?
  28. Твой друг болел и не ходил в детский сад. Но вот он пришел. Что ты ему скажешь? О чем расскажешь?
  29. Воспитатель заходит в группу и говорит: “ Юра, за тобой пришел папа. Обрадованный мальчик бросил машинку и побежал в раздевалку. Какие ошибки допустил мальчик? Как он должен был поступить?
  30. У тебя в руках машинка, а у твоего друга книга. Тебе хочется ее посмотреть. Как ты поступишь? Что скажешь?
  31. Мальчик входит в группу и видит, что воспитатель готовится к занятию. Как он должен поздороваться, и что он может сделать еще?
  32. Папа принес тебе шоколадку. Ты дал одну дольку маме, другую бабушке. Вы сказали друг другу вежливые слова. Какие это слова?
  33. Мальчики играли в мяч. Один мальчик попал в другого, который рассердился и сильно ударил в ответ. Правильно ли он поступил? Как ребята могут помириться?
  34. Ты смотрел книжку в группе и нечаянно ее порвал. Как ты поступишь?
  35. Ты посмотрел “Спокойной ночи, малыши”. Мама говорит : “Пора спать, ложись”. Какие слова вы скажете друг другу?
  36. Утром мама подошла к твоей кроватке и говорит : “ Сыночек, пора вставать”. Что ты скажешь маме? Как ты думаешь, что она тебе ответит?
  37. У девочки расстегнулась пуговица на платье, но она этого не замечает. Что ты сделаешь, что ты ей скажешь? Что она должна тебе ответить?
  38. Ты болел, а когда пришел в группу и пошел мыть руки, оказалось, что у тебя нет полотенца. Как ты поступишь?
  39. Мальчик пришел в группу, ребята строили из конструктора постройку. Ему тоже хочется строить. Что он должен сказать ребятам? Как он должен их попросить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Обучение связной речи детей младшего дошкольного возраста".

Этот материал подскажет молодым специалистам с чего начать развивать связную речь в младшем возрасте....

«Обучение речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Способность к общению - один из наиболее социально обусловленных видов способностей, которая проявляется в умении воспринимать людей, давать им оценку, добиваться взаимопонимания, оказывать влияние на...

Игры с правилами для детей младшего дошкольного возраста

Авторская разработка игр с правилами дле детей 2 младшей и средней групп....

Сюжетное занятие по обучению плаванию для детей младшего дошкольного возраста «Дорога к морю»

Цель: освоение водного пространства.Задачи: -обучать умению задерживать дыхание  и делать выдох в воду;-закреплять умение ориентироваться и передвигаться в воде различными способами, выполн...

Обучение игровым действиям детей младшего дошкольного возраста

Овладение игровыми действиями не происходит одновременно и одинаково у всех детей. Процесс этот сложен и зависит от многих причин, в том числе и от умения взрослых опираться на детский опыт, находить ...

Картотека игр с правилами для детей младшего дошкольного возраста

Игры с правилами - это игры с готовым содержанием и четкими правилами, которых нужно придерживаться....

Лэпбук для развития, обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста

Тема лэпбука: «Путешествие по сказкам»Возрастная адресность: младший дошкольный возраст (3-4 года)Цель лэпбука: развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и...