Главные вкладки

    Как избежать ошибок при формировании письменной речи
    статья по теме

    Львова Ирина Николаевна

    Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях обучения.
    Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_izbezhat_oshibok_pri_formirovanii_pismennoi_rechi.docx40.79 КБ

    Предварительный просмотр:


    Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только письмо, но и чтение.

    Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях обучения.
    Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

    Все эти сложные перешифровки происходят в теменно - затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10 – 11-м году жизни.

    Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
    - Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
    - Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
    - Зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
    - Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

    Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга.

    Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

    Речеслуховой анализатор.
    Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка – точка, уголь – угол и т.п.

    Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

    Занимаясь с ребенком дома, как же можно научить ребенка слышать звуки речи и выполнять звуковой анализ и синтез. (Родителям даются рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей). Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

    1. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.
    2. Использование графических обозначений звуков.
    3. Определение места звука в слове: звук в начале, середине, конце слова. (к___, ___к___, _____к).
    4. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
    5. Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества звуков в слове.
    6. Звукобуквенный анализ слов
    7. Придумывание слова по заданной схеме.
    8. Придумывание слова из четырех звуков, придумывание слова с заданным звуком.

    Двигательный анализатор.
    В школе очень важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
    - дрожание линии;
    - быстрое наступление мышечного утомления;
    - небрежное выполнение письменных работ.

    Для развития мелкой моторики можно использовать:
    1. Пальчиковые упражнения.
    2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь». Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз. При затруднениях в выполнении дети могут помочь себе командами «кулак – ребро – ладонь», произнося их вслух или про себя. «Ладонь – кулак», «Нос – ухо». 
    3. Изготовление буквы из различного материала. Например, из бумаги методом «обрывания» сделать строчную или заглавную букву. Либо выложить букву из ниток, крупы.

    Речедвигательный анализатор.
    Если у ребенка в речи имеются нарушения звукопроизношения, то они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу».

    Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений. В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

    Для развития речедвигательного анализатора рекомендуется:

    1. Контролировать правильное произношение звуков ребенка.

    2. Выполнять упражнения на развитие движений губ, языка, щек.

    3. Выполнять упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха.
    - Надувание воздушных шаров.
    - Сдувать с носа кусочек бумаги.
    - Дуть через соломинку.
    - Сдувать с ладошки лист бумаги.
    - «Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
    - «Болтушка». Набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.
    - «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе. Направлять ватку в ворота, сделанные, например, из кубиков.

    4. Проговаривать чистоговорки, скороговорки.

    Зрительный анализатор.
    При недоразвитии зрительного анализатора ребенок может допускать следующие ошибки:

    1. Смешение букв по оптическому сходству: б –д, п – т, о – а, и – у.

    2. Зеркальность (буквы с, э, з, е)

    3. Трудность удержания строки, наклона.

    Для развития зрительного анализа и синтеза рекомендуются задания:
    - Назвать предметы по их контурам.
    - Назвать и дорисовать предметы.
    - Назвать перечеркнутые изображения.
    - Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
    - Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке.
    - Показать правильное написание букв.
    - Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).

    Для развития зрительной памяти рекомендуется:
    - запомнить картинки (четыре – пять), а потом найти их среди других (восемь – десять);
    - запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
    - игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать какой игрушки или предмета не стало).

    Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказывать им помощь, а для этого нужны терпение и систематические занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Как избежать ошибок при обучении ребенка чтению?"

    Материал можно использовать как для консультаций логопеда (воспитателя) с родителями с использованием ИКТ, так и самими родителями для предупреждения побуквенного чтения у детей....

    Как проходит кризис 5 лет у детей или как избежать ошибок.

    Эта консультация преднознчена для воспателей и прежде всего для родителей, которые, очень хотелось бы верить, посещают наши с Вами сайты... В данной консультации рассказывается про кризис детей 4-5 ле...

    Как проходит кризис 5 лет у детей или как избежать ошибок.

    Как проходит кризис 5 лет у детей  или как избежать ошибок....

    Предупреждение ошибок в письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

    Наряду с речевым (фонематическим слухом ) люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет , деревья , людей , различные предметы) недостаточно для овладения ...

    Родительское собрание: "Процесс формирования письменной речи".

    Очень важно оказать помощь родителям, в своевременной диагностики и профилактики дисграфии у будущих первоклассников....

    Будем читать и писать без ошибок. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.

    В последнее время возрастает количество детей с  различными трудностями в обучения в начальной школе. У 10% учеников массовой школы препятствием для обучения становится дислексия и дисграфия....


     

    Комментарии

    Львова Ирина Николаевна

    Процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).