Как избежать ошибок при формировании письменной речи
статья по теме

Львова Ирина Николаевна

Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях обучения.
Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izbezhat_oshibok_pri_formirovanii_pismennoi_rechi.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:


Когда мы говорим о письменной речи, противопоставляя ее устной, то имеем в виду не только письмо, но и чтение.

Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях обучения.
Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое.

Все эти сложные перешифровки происходят в теменно - затылочно-височной области головного мозга и окончательно формируются на 10 – 11-м году жизни.

Процесс становления чтения и письма сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
- Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
- Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы (звука);
- Зрительный, который подбирает соответствующую графему (букву);
- Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Письмо начинается с мотива, побуждения, программирования – этот уровень, как и контроль, обеспечивается лобными долями коры головного мозга. Вся информация удерживается в памяти с помощью деятельности целостной системы головного мозга.

Исходя из вышесказанного, мы видим, что процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

Речеслуховой анализатор.
Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами дочка – точка, уголь – угол и т.п.

Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

Занимаясь с ребенком дома, как же можно научить ребенка слышать звуки речи и выполнять звуковой анализ и синтез. (Родителям даются рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей). Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

1. Систематическое повторение слоговых цепочек: да-та-да, та-та-да.
2. Использование графических обозначений звуков.
3. Определение места звука в слове: звук в начале, середине, конце слова. (к___, ___к___, _____к).
4. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.
5. Перечисление всех звуков по порядку. Определение количества звуков в слове.
6. Звукобуквенный анализ слов
7. Придумывание слова по заданной схеме.
8. Придумывание слова из четырех звуков, придумывание слова с заданным звуком.

Двигательный анализатор.
В школе очень важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:
- дрожание линии;
- быстрое наступление мышечного утомления;
- небрежное выполнение письменных работ.

Для развития мелкой моторики можно использовать:
1. Пальчиковые упражнения.
2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь». Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз. При затруднениях в выполнении дети могут помочь себе командами «кулак – ребро – ладонь», произнося их вслух или про себя. «Ладонь – кулак», «Нос – ухо». 
3. Изготовление буквы из различного материала. Например, из бумаги методом «обрывания» сделать строчную или заглавную букву. Либо выложить букву из ниток, крупы.

Речедвигательный анализатор.
Если у ребенка в речи имеются нарушения звукопроизношения, то они могут отразиться на письме. Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу».

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений. В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Для развития речедвигательного анализатора рекомендуется:

1. Контролировать правильное произношение звуков ребенка.

2. Выполнять упражнения на развитие движений губ, языка, щек.

3. Выполнять упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха.
- Надувание воздушных шаров.
- Сдувать с носа кусочек бумаги.
- Дуть через соломинку.
- Сдувать с ладошки лист бумаги.
- «Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
- «Болтушка». Набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед-назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.
- «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе. Направлять ватку в ворота, сделанные, например, из кубиков.

4. Проговаривать чистоговорки, скороговорки.

Зрительный анализатор.
При недоразвитии зрительного анализатора ребенок может допускать следующие ошибки:

1. Смешение букв по оптическому сходству: б –д, п – т, о – а, и – у.

2. Зеркальность (буквы с, э, з, е)

3. Трудность удержания строки, наклона.

Для развития зрительного анализа и синтеза рекомендуются задания:
- Назвать предметы по их контурам.
- Назвать и дорисовать предметы.
- Назвать перечеркнутые изображения.
- Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
- Выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке.
- Показать правильное написание букв.
- Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).

Для развития зрительной памяти рекомендуется:
- запомнить картинки (четыре – пять), а потом найти их среди других (восемь – десять);
- запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
- игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать какой игрушки или предмета не стало).

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказывать им помощь, а для этого нужны терпение и систематические занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Как избежать ошибок при обучении ребенка чтению?"

Материал можно использовать как для консультаций логопеда (воспитателя) с родителями с использованием ИКТ, так и самими родителями для предупреждения побуквенного чтения у детей....

Как проходит кризис 5 лет у детей или как избежать ошибок.

Эта консультация преднознчена для воспателей и прежде всего для родителей, которые, очень хотелось бы верить, посещают наши с Вами сайты... В данной консультации рассказывается про кризис детей 4-5 ле...

Предупреждение ошибок в письменной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Наряду с речевым (фонематическим слухом ) люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет , деревья , людей , различные предметы) недостаточно для овладения ...

Родительское собрание: "Процесс формирования письменной речи".

Очень важно оказать помощь родителям, в своевременной диагностики и профилактики дисграфии у будущих первоклассников....

Будем читать и писать без ошибок. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.

В последнее время возрастает количество детей с  различными трудностями в обучения в начальной школе. У 10% учеников массовой школы препятствием для обучения становится дислексия и дисграфия....


 

Комментарии

Львова Ирина Николаевна

Процесс письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).