Подводные камни процесса формирования письменной речи
материал (подготовительная группа) на тему

Финкельштейн Татьяна Яковлена

Предварительный просмотр:

Подводные камни процесса формирования письменной речи

(семинар – практикум для родителей)

«Хороший, ясный выговор, такой,

чтобы каждый из звуков был слышен,

и чуткое ухо в различении

этих звуков – вот главное

основание правописания»

К. Д. Ушинский

Цели:

  1. Оказывать помощь родителям в своевременной диагностике и предупреждении дисграфии у детей, давать необходимые рекомендации.
  2. Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.
  3. Знакомить с данными логопедического обследования.
  4. Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.

Оборудование: цветной лист бумаги; бархатная бумага и ниточка; образцы диктантов детей; рисунок «Воздушные шары»; текст со скороговорками.

Организационный момент.

Родителям предлагается выбрать бабочку синего, зеленого, желтого, красного цвета, которые помогут им разделиться на подгруппы.

Сообщение темы родительского собрания.

Логопед. Добрый вечер, позвольте начать родительское собрание на тему «Подводные камни процесса формирования письменной речи». Сегодня вы познакомитесь с результатами логопедического обследования и с ответами на вопросы: «Что такое письмо?», «Как избежать тех или иных ошибок при формировании письменной речи?»

Скоро ваши дети простятся с детским садом и пойдут в школу. В школе они будут учиться писать и читать. Однако проходив в школу несколько дней, у детей начинают возникать проблемы с письмом, поскольку овладение письмом  довольно сложный процесс для детей. Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место своих детей и почувствовали, как им трудно в это время.

Напишите левой рукой «Я учусь писать» (для правшей).

 Попрошу вас высказать свои ощущения: что вы испытывали при написании фразы в непривычных для себя условиях.

Высказывания родителей.

Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.

Основная часть.

Логопед. Для нас, взрослых, письмо – это что – то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, не вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь: как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идет команда делать то или другое?

Слайд №3

Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

  • речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;
  • речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;
  • двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;
  • зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

Несформированность какой – либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

Речеслуховой анализатор

Слайд № 4

Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения  шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.; музыкальным, погружающим в мир мелодий, и речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твердый от мягкого, звонкий от глухого), определения разницы между словами  дочка – точка, уголь – угол и т.п. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребенок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

Слайд №5

Ребенок 6 лет может:

  • повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба – па – ба, по – па – ба – па и др.);
  • отбирать картинки на заданный звук;
  • выделять первый, последний звуки в словах;
  • определять последовательность и количество звуков в словах;
  • синтезировать звуки речи в целое слово (м – и – р).

На основе этих показателей строится диагностика фонематического слуха и восприятия у первоклассников.

Слайд №6, 7, 8

Для примера родителям предлагается рассмотреть диктант и определить ошибки, свидетельствующие  о нарушении фонематического слуха и восприятия. К ним относятся:

  • замена звонких и глухих согласных;
  • замена твердых и мягких согласных;
  • пропуски гласных, согласных букв;
  • пропуски слогов;
  • перестановки букв, слогов;
  • недописывание слова;
  • несоблюдение границ предложений.

Слайд №9

Далее родителям даются рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия детей.

  1. Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребенку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.
  2. Систематическое повторение слоговых цепочек: да – та – да, та – та – да.
  3. Использование графических обозначений звуков:

Звонкий ~ глухой – (голосовые связки не дрожат).

4. Определение места звука в слове: подчеркни, назови, напиши (начало, середина, конец).

5. Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.

6. Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.

7. Звукобуквенный анализ слов.

8. придумывание слова по заданной схеме.

9. Придумывание слова из четырех звуков, со звуком [р].

Двигательный анализатор

Слайд №10

При поступлении ребенка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается следующая картина:

  • дрожание линии;
  • колебание наклона и высоты букв;
  • быстрое наступление мышечного утомления;
  • небрежное выполнение письменных работ.

Родителям предлагается усвоить упражнения по развитию мелкой моторики рук детей в семье.

  1. Пальчиковые упражнения

Ручку пальчиками взяли

И кружок нарисовали

Раз кружок, два кружок –

Сосчитай – ка их, дружок.

        2. Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь»

Выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8 – 10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении дети могут помочь себе командами «кулак – ребро – ладонь», произнося их вслух или про себя.

        3. Упражнения с бумагой

Родителям предлагается небольшой лист цветной бумаги, из которого они должны с помощью метода «обрывания» сделать письменную строчную букву о.

         4. Выкладывание букв из подручного материала

Родителям раздаются листы бархатной бумаги и ниточки. Они должны выложить ниточкой прописную букву Л, после чего предложить им превратить эту букву в прописную букву А.

          5. Работа в группах

Родителям предлагается назвать упражнения (по цепочке), которые направлены на развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

Речедвигательный анализатор

Если у ребенка в речи имеются ниже приведенные нарушения произношения, они могут отразиться на письме:

  • отсутствие звука (например, [л])
  • замена звуков (с – ш, з – ж, ч – ц, р – л, с' – щ, к – т)
  • смешения звуков (с – ш, р' – л, б – п)

Ребенок с нарушением звукопроизношения, опираясь на свое дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». 

Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушение звуков  в речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

Слайд №11

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора.

    1. Контроль за правильным произношением звуков

С целью предупреждения выше перечисленного следует обращать внимание детей на произнесение того или иного звука.

Звук [р]:

  • губы – полураскрыты;
  • зубы – щель;
  • язык (кончик) – дрожит;
  • воздушная струя  - прерывистая;
  • голос – звенит.

Работа в группах. Каждой группе предлагается прочитать текст скороговорки, определить, какой звук чаще повторяется, проанализировать звуки по предложенному плану (см. звук [р]).

Звуки [т] – [д]

Толст тот, кто ест торт.

Дарья дарит Дине дыни.

Звуки [с] - [ц]

Свиристель свиристит свирелью.

Около колодца кольцо не найдется.

Звуки [ш] - [щ]

Шесть мышат в шалаше шуршат.

Волки рыщут, пищу ищут.

Звуки [о] - [у]

На заре озеро порозовело.

Ежу на ужин жук не нужен.

Звуки [л] - [р]

Съел Слава сало, да сала было мало.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

Звуки [з] - [ж]

Идет козел с козой, а коза идет с косой.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

   2. Развитие движений губ, языка, щек

Родителям предлагается выполнить традиционные логопедические упражнения для языка: «Лопаточка», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Чашечка» и др.

   3. Скороговорки, чистоговорки

   4. Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха

  • «Загони мяч в ворота». Набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку, лежащую на столе, ладони.
  • «Болтушка». Набрав в легкие воздух, на длительном выдохе широким языком, поднятым к верхней губе, производить движения вперед – назад, задевая при этом за губу. Выдыхать как можно дольше, лучше с включением голоса.
  • «Сигнал». Набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы. Воздух выдувать с включением голоса.
  • Надувание воздушных шариков.
  • Сдувать с носа кусочек бумаги.
  • Дуть через соломинку.

Зрительный анализатор

Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора:

1. Смешение букв по оптическому сходству (Слайд №12)

2. Зеркальность (Слайд №13)

3. Трудность удержания строки, наклона (Слайд №14)

Слайд №15

Рекомендации при формировании зрительного анализа и синтеза:

  • назвать предметы по их контурам.
  • выполнить поиск «спрятанных» предметов на картинке.
  • назвать и дорисовать предметы.
  • назвать перечеркнутые изображения.
  • выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.
  • показать правильно написанную букву.
  • распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).

       Слайд №16

Развитие зрительной памяти:

  • запомнить картинки (четыре – пять), а потом найти их среди других (восемь – десять);
  • запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно;
  • игра «Чего не стало?» (находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало);
  • игра «Что изменилось?»

Итог занятия

Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого нужны терпение, систематические занятия.

Не забывайте хвалить ребенка, не торопите его, не говорите: «Ты делаешь не так», «Это не правильно», не заставляйте многократно переписывать (это обратный результат), больше играйте с ним.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как избежать ошибок при формировании письменной речи

Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях обучения.Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и п...

ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ, В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Связная речь – показатель речевого  и познавательного развития ребенка.На этапе завершения дошкольного образования  («Целевые ориентиры дошкольного образования» - ФГОС ДО) ...

Родительское собрание: "Процесс формирования письменной речи".

Очень важно оказать помощь родителям, в своевременной диагностики и профилактики дисграфии у будущих первоклассников....

"Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"

Презентация на тему "Использование приемов ТРИЗ-технологий в процессе формирования связной речи у дошкольников"....

Применение игр с конструктором ЛЕГО в процессе формирование связной речи детей

В статье описаны способы иры с конструктором ЛЕГО, которые дают возможность развивать связную речь ребёнка...

Предупреждение дисграфии. Процесс овладения письменной речью.

Материал предназначен учителям-логопедам, воспитателям ДОУ, родителям...