Родительское собрание: "Процесс формирования письменной речи".
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

Татьяна Николаевна Тимофеева

Очень важно оказать помощь родителям, в своевременной диагностики и профилактики дисграфии у будущих первоклассников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Тема: Процесс формирования письменной речи.

Цель:

- Познакомить родителей с понятием письменная речь.

- Оказать помощь в своевременной диагностики и предупреждении дисграфии у детей, дать необходимые рекомендации родителям будущих первоклассников.

- Обозначить проблемы, возникающие при письме у младших школьников.

- Разъяснять причины возможных нарушений письменной речи.

Оборудование: цветные листы бумаги, бархатная бумага, нитка, чистые листы бумаги, цветные карандаши, ручки, текст со скороговорками.

Организационный момент.

Родителям предлагается занять места.

Сообщение темы родительского собрания.

 Добрый вечер, позвольте начать родительское собрание на тему: «Подводные камни процесса формирования письменной речи».

Сегодня вы увидите образцы письма детей, имеющих нарушения речи, получите ответы на вопросы «Что такое письмо?», «Как избежать тех или иных ошибок при формировании письменной речи?».

Психологический настрой.

Совсем скоро ваши дети пойдут в первый класс. Некоторые из них придут в стены школы, уже умея писать печатные буквы, умея читать, но многие будут осваивать навык письма, сидя за партой. Мне бы хотелось, чтобы вы поставили себя на место своих детей и почувствовали, как им будет трудно.

- Напишите левой рукой «Я учусь писать» (для правшей). Попрошу вас высказать свои ощущения: что вы испытывали в написании фразы в непривычных для себя условиях.

Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.

Основная часть: что же такое «письмо»?

Для нас, взрослых, письмо – это что-то целое и связное. Прежде чем говорить о помощи, давайте, не вдаваясь в специфическую терминологию, попробуем разобраться, что такое письменная речь: как формируется, что управляет процессами письма, куда собираются все ниточки, по которым идёт команда делать то или другое?

Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука;

- речедвигательного, помогающего осуществлять проговаривание;

- двигательного, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки;

- зрительного, участвующего в подборе соответствующих графем (букв).

Несформированность какой-либо из указанных функций может вызвать нарушение письма.

Речевой анализатор. Известно, что человек обладает тремя видами слуха: физическим для различения шума дождя, жужжания пчелы, шума ветра и т.п.;

музыкальным, погружающим в мир мелодий;  

речевым для понимания сказанного, отличия одного звука от другого (гласный от согласного, твёрдый от мягкого, звонкий от глухого), определение разницы между словами дочка – точка, уголь – угол, бочка – почка и т.д. Необходимо упомянуть и о способности человека к распознанию звуков речи – это фонематический слух. В ходе специального обучения ребёнок учится звуковому анализу и синтезу слов – фонематическому восприятию.

Ребёнок 6 лет умеет:

- повторять слоговые цепочки разной степени сложности (ба-па-ба, по-па-ба-па и др.);

- отбирать картинки на заданный звук;

- выделять первый, последний звуки в словах;

- определять последовательность и количество звуков в словах;

- синтезировать звуки речи в целое слово (м-и-р).

На основе этих показателей строится диагностика фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного и школьного возраста.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ.

1 Опора на тактильные ощущения при анализе звуков: предложите ребёнку поставить руку на горло, закрыть уши. При произнесении звонкого звука рука на горле должна ощущать вибрацию, дрожание голосовых связок.

2 Систематическое повторение слоговых дорожек: да-та-да; та-та-да; са-ша-са-ша и т.д.

3 Использование графических обозначений звуков: звонкий ~  глухой – (голосовые связки не дрожат).

4 Определение места звука в слове: подчеркни, назови, напиши (начало, середина, конец) р____, __р__, ____р

5 Выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный звук в слове.

6 Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове.

7 Звукобуквенный анализ слов  М И С К А.

8 Придумывание слова по заданной схеме.

9 Придумывание слова из заданного количества звуков, с заданным звуком (из трёх звуков, со звуком [р]).

Двигательный анализатор. При поступлении ребёнка в школу важен показатель развития мелкой моторики. При его недоразвитии в тетрадях детей наблюдается: дрожание линии; колебание наклона и высоты букв; быстрое наступление мышечного утомления; небрежное выполнение письменных работ.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

1 Пальчиковые упражнения (речь с движениями).

2 Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак – ребро – ладонь» (выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Повторять 8-10 раз).

3 Упражнения с бумагой (предложить родителям методом «обрывания» сделать письменную строчную букву О).

4 Выкладывание букв из подручного материала (предложить родителям выложить ниточкой на бумаге прописную букву Л, после чего превратить эту букву в прописную букву А).

5 Работа в группах (предложить родителям назвать упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук детей в домашних условиях).

Речедвигательный анализатор. Если у ребёнка в речи имеются нарушения звукопроизношения, они могут отразиться на письме.

ПРИМЕР: показать диктант. Ребёнок опираясь на своё дефектное произношение, фиксирует его на письме: «Как говорю, так и пишу». Недостатки произношения отражаются на письме лишь в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений. В ряде случаев ошибки на письме сохраняются у детей и после того, как нарушения звуков в устной речи устранены. Причина – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОГО АНАЛИЗАТОРА.

1 Контроль за правильным произношением звуков. Следует обращать внимание детей на произношение того или иного звука.

Работа в группах (предложить родителям прочитать текст скороговорки, определить, какой звук чаще всего повторяется, проанализировать звуки по плану).

Звук [р]. Губы – полураскрыты, зубы – щель, язык (кончик) – дрожит, воздушная струя – прерывистая, голос – звенит.

2 Развитие движений губ, языка, щёк (предложить родителям выполнить артикуляционную гимнастику).

3 Скороговорки, чистоговорки.

4 Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха.

5 Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах.

Зрительный анализатор. При недоразвитии зрительного анализатора в письменных работах наблюдается:

1 Смешение букв по оптическому сходству: б-д, п-т, о-а, и-у, в-д и т.д.

2 Зеркальность с, э, з, е и т.д.

3 Трудность удержания строки, наклона

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА.

1 Назвать предметы по их контурам.

2 Назвать и дорисовать предметы.

3 Найти предметы «спрятанные» на картинке.

4 Назвать перечёркнутые изображения.

5 Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

6 Показать правильно написанную букву.

7 Распределить предметы по «величине» (учитывая реальные размеры).

Развитие зрительной памяти:

1 Запомнить картинки (4-5), а потом найти их среди других (8-10).

2 запомнить фигуры, выложенные из палочек, затем выложить их самостоятельно.

3 Игра «Чего не стало?»

4 Игра «Что изменилось?»

ПРИМЕР: показать диктанты. Обратите внимание на ошибки, которые свидетельствуют о нарушении фонематического слуха и восприятия, о недоразвитие мелкой моторики, о не сформированности зрительного анализа и синтеза.  

Итог занятия: Чтобы помочь детям преодолеть перечисленные трудности, взрослые должны своевременно оказать им помощь, а для этого необходимо терпение и систематические занятия. Не забывайте хвалить детей, не торопите их, не говорите: «Ты делаешь не так», «Это не правильно». Помогайте им, развивайте. И лучше начать это делать сейчас. Чтобы не было потом обидно за упущенное время. Благодарю за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Процесс формирования письменной речи Подготовила Учитель-логопед: Тимофеева Т.Н.

Слайд 2

Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности . Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов: Речеслуховой – помогает произвести отбор нужного звука. Речедвигательный – помогает осуществлять проговаривание. Двигательный – с его помощью осуществляются мелкие движения мышц кисти и всей руки. Зрительный – участвует в подборе соответствующих графем (букв)

Слайд 3

Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия у детей Опора на тактильные ощущения при анализе звуков Систематическое повторение слоговых дорожек Использование графических обозначений звуков Определение места звука в слове Выполнение позиционного анализа Перечисление всех звуков по порядку, определение количества звуков в слове Звукобуквенный анализ слов Придумывание слова по заданной схеме Придумывание слова из заданного количества звуков, с заданным звуком

Слайд 4

Игра «Аэропорт» (крышки, журналы) Цель: развитие функции фонематического слуха и навыка слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается посадить самолёт на соответствующую площадку. Один слог в слове - одна крышка, два слога - две крышки, три слога – три крышки.

Слайд 5

Игра «Гараж» (крышечка из-под киндер-сюрприза, пустые коробочки) Цель: развитие функции фонематического слуха и навыка слогового анализа. Ход игры: ребёнку предлагается придумать слово, поместить автомобиль в гараж, этажность соответствует количеству слогов в предложении.

Слайд 6

Игра «Червячки» (зажимы для пакетов) Цель: развитие функции фонематического слуха, мелкой моторики. Ход игры: ребёнку предлагается развернуть червячка, если он услышит в слове, звук Ш или С.

Слайд 7

Рекомендации по развитию мелкой моторики рук детей в семье Пальчиковые упражнения Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак-ребро-ладонь» Упражнения с бумагой Выкладывание букв из подручного материала

Слайд 8

Игра «Портной» (решётка, шкант берёзовый, декоративный шнур) Цель: мелкой моторики, воображения, мышления. Ход игры: предложить ребёнку придумать рисунок.

Слайд 9

Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора Контроль за правильным произношением звуков Развитие движений губ, языка, щёк Скороговорки, чистоговорки Упражнения для формирования напора выдыхаемой струи воздуха Закрепление произношения звуков в словах, предложениях, стихах

Слайд 10

« Ветродуй » Используемый материал: Коробка от новогоднего подарка, конфетти от хлопушки, коктейльная трубочка (индивидуальная для каждого ребёнка), конфетти снежинки и звёздочки, новогодний дождик, бантик - украшение для подарков, горячие гвозди, скотч. Цель: развитие речевого дыхания. Задачи: - обучение бесшумному, короткому и быстрому вдоху; - обучение длительному, экономному и плавному выдоху.

Слайд 11

Рекомендации по формированию зрительного анализа и синтеза Назвать предметы по их контурам Назвать и дорисовать предметы Найти предметы «спрятанные» на картинке Назвать перечёркнутые изображения Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга Показывать правильно написанную букву Распределить предметы по «величине»

Слайд 12

Игры по формированию зрительного анализа и синтеза

Слайд 13

Примеры детских диктантов.

Слайд 15

Спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторных навыков и операционной готовности к овладению письменной речью в системе развития и коррекции мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей со стертой формой дизартрии.

В работе рассматриваются:-Диагностика уровня развития мелкой моторики-Планирование работы по развитию графомоторных навыков-Взаимосвязь в работе логопеда, воспитателя и других специалистов ДОУ....

Как избежать ошибок при формировании письменной речи

Письменная речь, в отличие от устной, формируется только в условиях обучения.Чтобы понять механизмы возникновения нарушений письменной речи, необходимо разобраться, что управляет процессами чтения и п...

Формирование графических навыков у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья для успешного овладения письмом и письменной речью.

Определение основных психолого-педагогических понятий. Становление графического навыка у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Диагностический инструментарий по формированию гра...

Методические рекомендации по формированию письменных навыков у детей с общим недоразвитием речи

Описание системы работы по формированию письменных навыков у детей с ОНР....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...